Volume: 9, Issue: 3

27/12/2017

Переход новых знаний в устойчивые ценности: пример работы социальной педиатрии
Мартинез, Диего Мена [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: передача знаний, процесс кодирования, ценности, убеждения, партнерство.

АННОТАЦИЯ: Процесс кодирования усиливает ценность инновационной модели заботы о ребенке. Передача лежащей на поверхности информации в совокупности с менее широко распространенными знаниями в совокупности с обеспечением миссии и ценностей гарантирует данной модели стабильность и высокую жизнеспособность. В статье кратко представлены ценности и принципы социальной педиатрии.


Если кто-либо получает образование, не ставя перед собой
цель передать полученные знания другим, то
его мышлению неизбежно будет не доставать динамизма и самокритики

—Bachelard, G. (2002). The Formation of the Scientific Mind, Clinamen Press, p. 244

Научные исследования способствуют лучшему пониманию пластичности мозга, обрабатывающего жизненный опыт, а также тому, как подобная пластичность способствует далее развитию ребенка. Иными словами, на биологический процесс развития мозга, начинающийся еще до рождения, влияют родительские гены и среда, в которой растет ребенок, включая период беременности матери и первые годы жизни ребенка [1]. Оптимальное развитие, следовательно, зависит от генетической предрасположенности, здоровой среды и стимулирующего опыта, создающего возможность для социального взаимодействия со взрослыми, оказывающими важное влияние на ребенка [2; 3; 4].

В канадской провинции Квебек, несмотря на все затраченные силы и средства, существует лишь несколько программ, адаптированных к реальности неблагополучных детей. Так, доктор Жиль Жюльен разработал модель социальной педиатрии и создал основанные на этой модели центры в двух неблагополучных районах Монреаля: Хошлега-Мезонюв (Hochelaga-Maisonneuve) и Кот-де-Неж (Côte-des-Neiges). Сегодня двадцать два других центра по всей Канаде предлагают услуги социальной педиатрии, реализуемые 221 специалистом, включая педиатров, семейных врачей, юристов, медсестер, педагогов-психологов и учителей.

Эта работа привела к увеличению количества специалистов, заинтересованных в профессиональном образовании по методу, разработанному д-ром Жюльеном и известном как УОДД (установление, обмен, декодирование и действие). Это заставило основателей задуматься о модели передачи знаний. За последние двадцать лет Фонд доктора Жюльена накопил значительный объем знаний о том, как помочь детям из неблагополучных районов, используя исследовательский подход, мобилизацию ресурсов местных сообществ и сотрудничество с другими организациями и учреждениями.

Более подробно с работой Фонда можно ознакомиться в книгах д-ра Жюльена и его ноу-хау, у специалистов социальной педиатрии, а также у команд, оказывающих услуги в двух специализированных центрах. Чтобы собрать все имеющиеся знания о социальной педиатрии в одном источнике, было решено организовать и провести проект накопления и передачи знаний. Естественно возникают вопросы: «Каким образом Фонду удалось генерировать такой огромный объем знаний? Как были мобилизованы усилия и ресурсы профессионалов вокруг ценностей, присущих социальной педиатрии?»

Первая фаза в цикле управления знаниями (УЗ) заключается в выявлении и систематизации знаний. Затем происходит обмен и распространения знаний. И, наконец, следует фаза получения и пополнения знаний (на основе интегрированной модели УЗ цикла [Dalkir, 20052]). У этого процесса две основные задачи:

  • Воспроизводить данную модель в сравнительном контексте и обогащать ее деталями в процессе практических ситуаций использования (цикл овладения новым значением). Целью такого шага является ответ на следующие вопросы: Какие изменения наша модель может внести в аналогичные ситуации, чтобы расширить практические возможности помощи оказавшимся в сложной ситуации детям и членам их семей? Как придать новое значение модели, основываясь на особенностях каждой ситуации (концентрация)?
  • Оказывать влияние на учреждения. Целью этого шага является ответ на следующий вопрос: Какие изменения наша модель может внести в другие системы (например, властные структуры, академическая среда), чтобы расширить практические возможности помощи оказавшимся в сложной ситуации детям и членам их семей (расширение)?

Процесс систематизации направлен на то, чтобы выявить эксплицитные и неявные знания, а также знания, которыми пока не обладает группа специалистов социальной педиатрии. Иными словами, мы определили этот процесс не только как получение и кодирование эксплицитных и неявных знаний, но также как производство новых знаний (матрица «известное» и «неизвестное»). Этот процесс был подтвержден научными исследованиями.

В связи с тем, что услуги, предоставляемые в центрах социальной педиатрии, не являются стандартными или традиционными, используя социальные инновации, метод идентификации знаний потребовал погружения в институциональную культуру и прямого контакта, основанного на близком взаимодействии. Использованный метод аналогичен методу изучения группы антропологом или социологом: быть внутри группы и при этом как бы отстраниться от нее для проведения анализа. Был использован ряд методов для получения знаний: анализ существующей литературы, клиническое наблюдение, обсуждения с экспертами в области социальной педиатрии, участие в семинарах по совместному развитию вместе со всей командой, оказывающей услуги, опросы членов команды, обмен информацией в ходе повседневного взаимодействия, а также семинары по определению и формированию ценностных ориентиров с командами.

Именно в ходе двухчасовых семинаров по разработке ценностей с командами социальной педиатрии, Фонду удалось, с одной стороны, определить ценности и принципы, регулирующие все действия сотрудников, а, с другой, мобилизовать своих специалистов и вспомогательный персонал вокруг этих ценностей и принципов. Этот практико-ориентированный семинар был проведен в пяти центрах социальной педиатрии в разных частях провинции Квебек с участием специалистов из разных сферах и разных учреждений. Ценности, определяющие все виды проводимой деятельности, являются ключевыми для обеспечения успешности модели, которая направлена на совместное (ребенка и его семьи) проживание конкретных ситуаций, что неизбежно помогает ребенку лучше осознать возникающие трудности, обеспечивает его возможностями смены ситуации к лучшему с опорой на институт семьи.

Ценности и убеждения

Доверие основывается на убеждении, что мы можем полностью кому-либо полагаться или на что-либо рассчитывать. Но прежде всего необходимо укрепить свою собственную самооценку, то есть способность быть не зависимым от кого-либо, быть самостоятельными. Уверенность в себе есть другая способность, позволяющая сформировать связи и помогающая развивать социальные взаимоотношения. Самоуважение является основополагающим, но хрупким качеством. Оно позволяет строить планы на будущее, но при этом всегда остается риск, что базируясь только на самоуважении, нам не удастся решить все поставленные задачи [5]. В практике социальной педиатрии все действующие лица стремятся укрепить самооценку детей и выстроить доверительные отношения с ними и членами их семей. Лучший и, пожалуй, ключевой способ добиться крепких взаимосвязей – это поддержка частого и близкого контакта с членами семьи.

Уважение. Этот термин происходит от латинского слова respectus, означающего «взгляд назад на что-либо». Следовательно, необходимо остановиться и рассмотреть какой-либо объект. Только то, что видится нам как ценное, может пробудить чувство почтения и восхищения [6]. В практике социальной педиатрии помощь детям и членам их семей требует, чтобы профессионалы и вспомогательный персонал находили время для наблюдений, слушания и понимания без осуждения и предвзятости. Все специалисты и вспомогательный персонал должны уважать тех, с кем они имеют дело, кто перед ними, а также не забывать о своей ответственности перед детьми и членами их семей в плане прозрачности информации и способности выслушать все точки зрения.

Эмпатия. Как известно, она основывается на понимании эмоций и чувств другого человека. Это способность поставить себя на место другого человека, проникнуться его чувствами и ощутить в себе зарождение взаимного альтруизма [7]. В практике социальной педиатрии для этого требуется развитие ответных реакций и умения ставить себя на место другого в отношении с ребенком, членами его семьи и сотрудниками, заботящимися о ребенке и его семье. Все предпринимаемые действия должны вести к сбалансированной гармонии и взаимности. По словам социолога Мишеля Маффесоли (Michel Maffesoli), мы должны научиться всегда ориентироваться на другого человека, мысленно адресуясь к нему.

Солидарность – это взаимоотношение, существующее между людьми, объединенными общностью интересов. Она основана на узах социальной взаимности между членами сообщества [7]. В практике социальной педиатрии для этого требуется, чтобы общество несло совместную ответственность за будущие поколения. Все предпринимаемые действия должны основываться на мобилизации сил и ресурсов сообщества и его членов в стремлении поддерживать друг друга. Как гласит африканская пословица, вырастить ребенка можно только всей деревней.

Преданность есть качество честного и преданного человека [7]. Это верность делу или человеку, преданность кому-либо или чему-либо. В практике социальной педиатрии профессионалы и вспомогательный персонал центров помогают детям и членам их семей получить доступ к ресурсам подобных центров и использовать их, чтобы преодолевать сложности. Для этого требуется сформировать особые взаимоотношения и связи с семьей. Социальные педиатры должны терпеливо слушать и быть последовательными в осуществлении своих действий.

Расширение возможностей – это динамический, целенаправленный и непрерывный, долговременный и многомерный (психологический, культурный, социальный, экономический, организационный и политический) процесс. Он приводит к положительным изменениям в жизни детей, членов их семей, сообщества и социальных структур. Он направлен на восстановление баланса сил и доступа к услугам и ресурсам [8]. В практике социальной педиатрии расширение возможностей семьи происходит, когда семья активно участвует в совместном построении гипотез и потенциальных решений, поиске соответствующих форм заботы, оценке получаемой помощи и принятии решений. Ребенок и его родители имеют право непосредственно участвовать во всех решениях относительно планов действия, касающихся ребенка, будь то сфера здравоохранения, социальные или юридические услуги. Чтобы добиться расширения возможностей, профессионалы и вспомогательный персонал не должны действовать вместо ребенка и родителей. Напротив, они должны позволить ребенку и членам его семьи принимать решения, чтобы они могли быть полностью задействованы в реализации этих решений. Все предпринимаемые действия должны создавать пространство для самостоятельности и творчества ребенка, в то время как профессионалы и вспомогательный персонал должны последовательно и ответственно работать по исполнению ожиданий вовлеченных сторон и мотивировать их к изменению своей жизни к лучшему. В этом смысле они должны стать катализаторами совместного с местным сообществом действия, направленного на укрепление здоровья ребенка и социальную сплоченность. Все предпринимаемые действия должны дополнять усилия государства и поддерживать создание сетей, создающих пространство и предоставляющих детям и их семьям возможность быть услышанными. Наконец, требуя уважать основополагающие права, все предпринимаемые действия должны развивать сильные стороны детей и членов их семей, обеспечивая их долговременное участие в жизни местного сообщества и общества в целом, одновременно выполняя свои обязательства.

Социальная справедливость основывается на признании принципа равных прав и возможностей для всех людей, на полном и повсеместном уничтожении дискриминации и предоставлении всем пользоваться благами экономического и социального прогресса [9]. По словам философа Джона Роулза, существующее неравенство должно быть переведено в русло помощи и улучшения условий жизни наиболее обездоленным членам общества. В основании лежит идея о том, чтобы сохранять справедливую, эффективную и продуктивную систему социального сотрудничества в течение долгого времени, систему, которая передается от поколения к поколению [10]. В практике социальной педиатрии это означает, что необходимо полагаться на сильные стороны ребенка, членов его семьи и сообщества, а также делать акцент на профилактические и терапевтические меры, которые помогут сегодняшним детям стать лидерами в будущем – полноправными взрослыми, продуктивными гражданами и людьми, живущими в процветающем и устойчивом обществе. Все действия в отношении детей необходимо реализовывать с уважением к их правам, отраженным в Конвенции о правах ребенка.

Взаимодополняемость в социальной педиатрии представлена совместными усилиями семьи, социального и институционального окружения. Все участники равноправны и стремятся к достижению слаженности предоставляемых ребенку и его семье услуг. В практике социальной педиатрии это означает активное участие широкого круга профессионалов и вспомогательных сотрудников, осуществляющих заботу о ребенке. Это участие достигается за счет формирования партнерства с организациями, способными наилучшим образом откликаться на потребности детей, одновременно укрепляя сотрудничество разных участников процесса, и реализуя акцент на социальные инновации и социальное предпринимательство.

Вместе эти ценности, убеждения и принципы действия образуют культуру социальной педиатрии: знакомую, дружескую и неформальную среду, в которой дети и члены их семей чувствуют себя уверенно и способны понимать и развивать свои сильные стороны. Команда социальных педиатров и все участники этого процесса, участвующие в осуществлении заботы о ребенке, понимают, что центральное место в их практике занимает человек, и видят в этом человеке полноправного партнера. Именно через процесс передачи знаний сохраняются глубинные ценности, история и философия всех предпринимаемых действий, а также обеспечивается устойчивое и долговременное функционирование данной модели.

Каждый ребенок и каждая семья представляют собой отдельный мир, а социальная педиатрия учит нас, что мы не должны пытаться помогать своим подопечным, основываясь на некоторой стандартизированной модели. Наоборот, мы должны постичь и признать уникальность каждого ребенка и каждой семьи, основываясь на ценностях и принципах социальной педиатрии в стремлении установить взаимоотношения доверия. Уникальность каждой ситуации открывает возможность созидательной работы специалистов, осуществляющих помощь ребенку и семье. Это требует от нас готовности учиться и проводить вместе время, что служит основанием для принимаемых решений. Каждая встреча, формальная или неформальная, представляет собой возможность создать узы доверия, так необходимые для созидания. Иными словами, в соответствии с идеями Хейнца фон Фёрстера, Умберто Матураны и Франсиско Варелы, «наблюдатель всегда участвует в системе, которую наблюдает, и его отношение влияет на функционирование системных феноменов» (Ausloos 2010, p. 160). Или, говоря иначе, «происходящее с нами есть не только плод того, что действует на нас, но также и результат этих влияний и способа, которым мы встречаем эти влияния» (Elkaïm 1991, вольный перевод автора статьи).


Литература

[1] National Scientific Council on the Developing Child (2006). Early exposure to toxic substances damages brain architecture. (2006), Working paper, 4, p.1. http://www.developingchild.net

[2] Weaver, I.C., Cervoni, N., Champagne F.A, D’alessio, A.C., Sharma, S., Seckl, J.R. et al. (2004). Epigenetic programming by maternal behavior. Nature Neuroscience, 7, 847-854.

[3] Wiley, Waever, I.C., Diorio, J., Seckl, J.R., Szyf, M., & Meaney, M.J. (2004). Early environmental regulation of hippocampal glucocorticoid receptor gene expression: Characterization of intercellular mediators and potential genomic target sites. Annals of the New York Academy of Sciences, 1024, 182-212.

[4] Tang, A.C. Akers, K.G., Reeb, B.C., Romeo, R.D., & McEwen, B.S. (2006). Programming social, cognitive, and neuroendocrine development by early exposure to novelty. Proceedings of the National Academy of Sciences, USA, 103, 15716-15721.

[5] Marzano, M. (2010). Qu’est-ce-que la confiance? Revue de culture contemporaine, 412(1).

[6] Manon, S. (2008). Le sentiment du respect, Retrieved from the blog PhiloLog (http://www.philolog.fr/le-sentiment-du-respect/ on November 1, 2017. It was added to the blog on January 27, 2008.

[7] Larousse (2013). French dictionary online at http://www.larousse.fr

[8] SDC Swiss Development Cooperation (2009). L’empowerment laisse ses traces, orientation pour l’empowerment des acteurs locaux dans la coopération; Division d’Amérique Latine et Mark Smith www.cataliza.ch, Berne.

[9] United Nations (2012). Qu’est-ce que la justice sociale? Journée mondiale de la Justice sociale. Retrieved on October 12, 2017. http://www.un.org/fr/events/socialjusticeday/background.shtml

[10] Rawls, J. (2008). La justice comme équité. Une reformulation de Théorie de la justice. La Découverte, coll. La Découverte/Poche.

1 Диего Мена Мартинез (Diego Mena Martinez), директор группы передачи знаний, Фонд д-ра Жюльена (Foundation Dr Julien).

2 См.: Dalkir, K. (2005). Knowledge Management in Theory and Practice, McGill University, Elsevier, 356 p.

 

 

 

Миндоров Дмитрий (Mar. 19, 2018)
Я думаю модель предложенная доктором Жилем Жулье, может стать мощным инструментом подготовки приемных родителей, а так же опорой в работе специальных учреждений (центров детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детских домов, приемников и тп). Ознакомление сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних так же сможет повысить качественные характеристики профилактической работы. Модель социальной педиатрии, я думаю могла бы с успехом применена в российских условиях. Тем более что сейчас мы наблюдаем рост криминализации детей и молодежи.
Глухова Юлия (Mar. 17, 2018)
На сегодняшний день проблема неблагополучных детей в школах стоит очень остро. Мне понравилась модель социальной педиатрии доктора Жиля Жюлье, потому что она отражает различные ценности и убеждения: доверие, уважение, солидарность, социальная справедливость и т.д. Без этих качеств невозможно выстроить правильные отношения между ребенком и взрослым, между ребенком и миром. Такая модель помогает ребятам быстрее адаптироваться к различным жизненным ситуациям, правильно реагировать на происходящее, она грамотно выстраивает отношения между родителями и их детьми. Ответственность за подрастающее поколение лежит на наших плечах. Кто, как не мы, будем помогать неблагополучным детям. Нам важно правильно оценивать ситуацию и вовремя на нее реагировать согласно гениальной модели Жиля Жюлье.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum