Volume: 9, Issue: 3

27/12/2017

Расширение возможностей ребенка действовать самостоятельно в системе образования
Трудел, Элен (Сиуи) [about]

Ключевые слова:  образование, способность действовать, совместная ответственность, справедливое общество, круг ребенка.

Аннотация:  Автор описывает  используемую в социальной педиатрии г. Монреаля (Канада) модель посредничества «Круг ребенка», которая, благодаря совместной ответственности и образованию, способствующих развитию способности к самозащите и самоопределению, расширяет возможности ребенка и членов его семьи в поиске решений стоящих перед ними проблем.


Расширение возможностей ребенка действовать самостоятельно в системе образования

Когда государства, подобно Канаде, ратифицировали Конвенцию ООН о правах ребенка, защитники прав детей почувствовали приход новой эры, позволяющей гарантировать осуществление неотъемлемого права ребенка на личное достоинство. Государства-участники должны стремиться удовлетворять потребности детей независимо от места их рождения и воспитания. Образование является основополагающим правом ребенка и жизненно необходимо для того, чтобы дети росли здоровыми взрослыми, живущими полной и счастливой жизнью [2].

Школьное образование способно лишь частично решить эту благородную задачу. Ответственность за образование должна лежать на государстве, семье и обществе совместно, если мы действительно преследуем цель обеспечить получение детьми широкого спектра образовательного опыта.

Настоящая статья представляет читателям модель «Круг ребенка» [3], механизм благожелательного разрешения споров, которые я разрабатывала в течение трех лет вместе с коллегами и самими детьми в двух неблагополучных кварталах г. Монреаля (Канада). [4] Модель создана с целью оказания помощи детям и членам их семей, испытывающим сложности в системе образования. Чтобы лучше понять, как работает модель, я воспользуюсь примером девочки Сюзанны (понятно, что имя и другие детали вымышлены). В целом, в процессе обучения ребенок осваивает навыки критического и аналитического мышления, которые помогают ему лучше понять свои права и стать грамотным участником этого процесса. Ребенок также приобретает способность действовать самостоятельно и чувствовать уверенность в поиске решения проблем, связанных с его потребностями.

Сюзанна

В конце февраля отец Сюзанны позвонил в Центр социальной педиатрии. Он настаивал на организации немедленной встречи его дочери с нашим педиатром. По  словам отца, срочность встречи объяснялась множественными звонками им домой директора школы, где училась Сюзанна. Было похоже, что в целом способная девочка демонстрировала крайне вызывающее поведение, игнорируя обращавшихся к ней учителей. Существовала опасность, что тринадцатилетняя Сюзанна не сможет продолжать успешно учиться.

Спустя несколько дней социальный педиатр и его помощники пригласили девочку на встречу вместе с ее папой. Родители Сюзанны развелись несколькими годами раньше, когда девочка ходила в начальную школу. Поскольку  родители не проживали вместе, мама в Центр не пришла. На первой встрече мы узнали, что Сюзанна испытывает проблемы с математикой, французским языком и изящными искусствами. Но при этом не было никаких объяснений, почему она плохо успевает по математике. Мы также узнали, что родители девочки винят друг друга в школьных неудачах их дочери — мама плохо помогает в учебе, а папа слишком строг.

Медицинское обследование не выявило никаких физиологических отклонений, но было что-то странное в Сюзанне: она выражала все свои мысли не вербально и только посредством отца. Он попросил дочь отнестись с уважением к педиатру и его помощникам и практически вышел из себя, когда дочь продолжала хранить молчание. Когда ее спросили, хотела бы она поговорить с врачом в отсутствие отца, Сюзанна отрицательно покачала головой. Почему она стесняется? Опять, нет! Почему отказывается говорить? Она просто пожала плечами. Казалось, Сюзанна смотрела на педиатра с ухмылкой и озорным огоньком в глазах. Загадка оставалась нераскрытой.

Вместе с социальным работником мы продолжали искать ответ. Выяснилось, что в младших классах Сюзанна успешно училась. У нее было несколько хороших друзей, и она все еще прекрасно проводила время в общении с ними. Однако ее отец упомянул, что в последние несколько лет Сюзанна ни разу не поговорила со своей подругой и тремя другими знакомыми детьми, даже хотя она продолжала утверждать, что ей нравится, когда они приходят в гости.

Стало понятно, что Сюзанна страдала так называемой избирательной немотой без заболевания органов чувств [5]. Она не проявляла неуважение в школе, и у нее не наблюдалось проблем с поведением. Она просто не могла общаться в определенной социальной обстановке. До директора школы и учителей была доведена информация о состоянии Сюзанны, и это положило начало решению ее проблемы.

Когда мы встретили мать Сюзанны, она попросту отказалась принять версию о том, что ее дочь могла страдать каким-либо нарушением в развитии. По словам матери, проблема заключалась в отце, который слишком сильно контролировал ребенка.

В течение следующего года с Сюзанной работал детский психиатр, который назначил девочке лекарства и игровую терапию. В то же время ее родители продолжали спорить друг с другом, необходимо ли их дочери лечение или нет. С согласия Сюзанны мы предложили провести совместные консультации, привлекая к этому процессу всех, кто был вовлечен в решение проблемы.

Вот, как выстраивается процесс посредничества, называемый в социальной педиатрии «Кругом ребенка».

Круг ребенка

Дети, посещающие центр социальной педиатрии, обычно растут в семьях с одним родителем. Часто это молодая мать-одиночка с низким уровнем образования, низким социально-экономическим статусом и опытом плохого отношения к ней в собственном детстве или воспитанием не в своей, а в чужой, приемной семье, сменой патронажных семей и т.п. В каких-то кварталах такие дети растут в семьях недавно прибывших в Канаду иммигрантов, и их низкий социально-экономический статус не всегда является следствием слабого образования родителей. Хотя плохое отношение, которое испытывают на себе эти дети, может уходить корнями в определенные привычные им ценности и культурные убеждения, где насилие является обычной практикой, все же наиболее часто детские травмы объясняются войной или иммиграцией. Нередко встречаются семьи, которым пришлось переезжать из одной страны в другую прежде чем очутиться в бедном квартале Монреаля. Независимо от своего происхождения неблагополучные дети объясняют проблемы в своем развитии присутствием токсичного стресса вследствие трудных условий жизни, в которых они родились и воспитываются.

Некоторые родители не справляются с ответственной миссией растить ребенка и создавать для него «круг защиты». Реализация необходимых мер в интересах ребенка, даже с их согласия, может представлять рискованную задачу для таких родителей, если учитывать серьезную разницу в ресурсах и возможностях, предоставляемых детям в разных районах, а также большую вероятность того, что местное сообщество испытывает нехватку в подобных ресурсах — они либо ограничены, либо просто отсутствуют. Эта проблема еще больше осложняется, когда разгневанные родители и раздраженные сотрудники выясняют отношения, касающиеся интересов детей в рамках образовательной системы или же в суде до попытки мобилизовать ресурсы семьи и системы социальной защиты.

Когда дети, подобно Сюзанне, сталкиваются с неполным или неверным диагнозом, то несправедливость по отношению к ним становится вопиющей, особенно, когда сам ребенок не вовлекается в процесс принятия касающихся его решений. В своей практике мы сталкивались с тем, что ребенку навязывают столько диагнозов, прогнозов и услуг, сколько участвующих в его судьбе профессионалов и иных лиц. Как можно составить единую рациональную картину из всех этих отдельных кусочков мозаики и помочь детям, подобным Сюзанне?

Процесс достижения социальной справедливости непрост. Он подразумевает действия, являющиеся «демократическими и совместными, инклюзивными, требующими человеческого участия и способности совместной работы, чтобы добиваться положительных перемен» [6]. Однако обычно профессионалы делятся своим опытом, чаще всего используя узкоспециальный подход. Проще говоря, квалифицированные врачи ищут симптомы детской болезни, в то время как психологи и детские психиатры работают над аспектами умственного и эмоционального здоровья. Социальные работники спешат раскрыть причину в психосоциальной среде, а школа приходит к своим выводам, основываясь на непосредственном опыте общения с ребенком. Хотя есть явная ценность в том, чтобы разрешить ребенку активно участвовать в процессе принятия решений в отношении его собственной жизни, взрослым это обычно не нравится, и ребенок исключается из этого процесса для его же собственного блага. [7]  В случае с Сюзанной, девочка продемонстрировала оппозиционное поведение по отношению к своим учителям и сверстникам, и у нее не было возможности что-то изменить.

Хотя у каждого есть что-то из истории Сюзанны, проблема заключается в том, что мы редко объединяем воедино наши знания и профессиональный опыт. Но факт остается фактом — дети не часто привлекаются к поиску источника их проблем и формулировке решения, основанного на полученных данных.

Нам удалось найти способ для создания пространства, которое бы учитывало детей, как обладателей прав и как полноправных граждан. Был необходим процесс, обеспечивающий истинное участие детей в процессе принятия решений, касающихся их собственной жизни. Этот процесс нужно было сосредоточить на положительных качествах детей, их семей и местных сообществ.

В течение последующих трех лет, руководствуюсь собственным знанием философии коренного населения, я разрабатывала нужную модель. Я также учитывала опыт моделирования в общественном правосудии, практику социальной педиатрии, а также комментарии и предложения, полученные от партнеров (включая детей), наблюдений и критики существующих проектов. Я получила несколько документов, объясняющих различные проекты по решению конфликтных ситуаций и семейных обсуждений в Канаде, США и других странах по проблемам семьи. [8]

Я надеялась продемонстрировать преимущества внедрения гибкого, беспристрастного и независимого процесса, который бы способствовал обмену информацией относительно положительных качеств ребенка, его семьи, сообщества и государственных органов. В этом процессе детям необходимо было учиться правовой самозащите и самоопределению. [9] Подобно социальной педиатрии, в этой модели необходимо было мобилизовать ресурсы и услуги, направленные на их интеграцию и адаптацию к потребностям ребенка и в соответствии с его правами.

Наконец, в сотрудничестве и благодаря процессу заимствования инструментов модели семейных обсуждений, родилась модель посредничества «Круг ребенка». [10] Реализация этой модели позволяет собрать за одним общим столом всех, кто может внести положительный вклад в жизнь ребенка благодаря имеющимся у каждого частичной информации и отдельным решениям, а также благодаря совместной ответственности по обеспечению разностороннего развития ребенка и соблюдение его прав.

Этот процесс включает в себя четыре основные задачи. Во-первых, он поддерживает активное участие ребенка, его семьи и социального окружения в оценке потребностей, интересов и положительных качеств ребенка. Во-вторых, он помогает собирать и распространять информацию, относящуюся к сильным качествам и ресурсам семьи ребенка и социального окружения. В-третьих, он способствует совместной ответственности и партнерству всех людей, заинтересованных в решении проблемы ребенка, одновременно оказывая поддержку семье в воспитании ребенка. Наконец, он обеспечивает быстрое размещение объединенных ресурсов и услуг, адаптированных к потребностям, интересам и положительным качествам ребенка в целях устранения пробелов в естественной среде.

Каждый старается выявить, объединить и адаптировать услуги и ресурсы из естественной среды ребенка, чтобы наилучшим образом удовлетворять его потребности и интересы. Более конкретно, ответственность за внедрение утвержденного членами Круга плана действий и последующую работу разделяется всеми и не возлагается только на плечи ребенка и его родителей. Вместе они образуют «защитный круг» ребенка, который обеспечивает развитие его способностей на всех уровнях и предоставляет ему возможность пойти по новой дороге жизни и полностью реализовать свой потенциал.

Внедренная нами модель преследует цель создать защитный круг для ребенка, испытывающего трудности на жизненном пути, независимо от того, является ли он объектом внимания отдела по помощи детям и подросткам. Эта модель направлена на снижения уровня беззащитности ребенка путем поддержки его сильных качеств и возможностей семьи, одновременно мобилизуя услуги и ресурсы местного сообщества и общественных институтов в направлении решения всех вопросов, касающихся жизненных планов ребенка, испытывающего трудности. Однако этот процесс возможно и не трансформируется в семейную терапию.

Итак, мы попросили Сюзанну помочь посреднику создать свой круг с целью решить проблемы, с которыми она столкнулась в школе. Она кивнула в знак согласия, и на ее лице появилась улыбка.

Создание «Круга ребенка»

Первая встреча «Круга» с Сюзанной проходила в доме ее матери. Посредник объяснил Сюзанне и ее маме цель формирования Круга ребенка, а также сам процесс.

Круг ребенка создается по инициативе Центра социальной педиатрии, Общества помощи ребенку или органа правосудия. Круг не ограничивается единственной целью прекращения и профилактики повторяющейся ситуации, в которой безопасность или развитие ребенка подвергаются риску. Собственно эта модель составляет важный аспект социальной педиатрии. Она всегда включает в себя ребенка, членов его семьи и социального окружения, а также сотрудников Центра социальной педиатрии. В зависимости от проблемы, с которой сталкивается ребенок, приглашаются и другие важные в подобной ситуации люди из его окружения: учитель, директор школы, школьный социальный работник, педагог-психолог, сотрудник местной полиции, представитель отдела защиты детей и врач.[11] Юристы не входят в Круг, но их клиент будет предлагать план действий, основывающийся на результатах работы юристов. При необходимости подобный план может стать основой апелляции в судебные инстанции.

Участие всех сторон должно проходить на добровольной основе. Поскольку ребенок будет также задействован в работе всего Круга или отдельных его частей, и если нет серьезных противопоказаний касательно безопасности ребенка, в течение всего процесса необходимо обеспечивать физическую и эмоциональность ребенка. Все входящие в Круг лица должны иметь возможность полностью и активно участвовать в процессе. Если дело слушается в суде, то вопросы, рассматривающиеся Кругом ребенка, не должны стать достоянием судебных слушаний.

Чтобы Круг Сюзанны по-настоящему заработал, было необходимо мобилизовать усилия обоих родителей, других членов семьи (подругу отца и их детей), представителей местного сообщества (в случае с Сюзанной – ее учитель музыки) и государственных органов (образования и здравоохранения). После нескольких обсуждений мама девочки также согласилась участвовать в данном процессе.

Чтобы получить в ходе встреч всех участников интересные результаты и способствовать развитию партнерства и согласия между семьей и социальным окружением, необходимо провести важную подготовительную работу до непосредственной встречи Круга. Посредник связывается с ключевыми участниками, предлагаемыми ребенком и его родителями, чтобы назначить встречу с ними. Так, я провела несколько следующих дней, встречаясь со всеми участниками, готовя их к Кругу Сюзанны.

Подобные встречи обычно длятся один час. В ходе этой индивидуальной или групповой встречи посредник объясняет свою роль, процедуру проведения  Круга и причины, по которым присутствие данных конкретных участников важно. Посредник объясняет свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, потребности ребенка и его сильные стороны. Затем посредник составляет список всех людей, имеющих значение для данного ребенка, в частности, имена и контактные данные членов семьи и социального окружения, а также тех, кто может способствовать решению проблемы. Наконец, посредник обеспечивает безопасность ребенка, а также возможность всем участникам Круга высказаться и быть услышанными. Если кто-то из участников не может прийти на встречу, его мнение относительно ситуации с ребенком может быть получено в письменной форме и зачитано другим участникам.

Когда все эти условия выполнены, можно собирать Круг.

Обеспечивая возможность всем участникам Круга высказаться и быть услышанными по вопросам, касающимся ребенка, посредник выступает в роли беспристрастного и независимого фасилитатора, объясняя всем присутствующим  стадии проведения Круга. Обсуждение фокусируется на потребностях, интересах и сильных сторонах ребенка, поиске общих и адаптированных решений, реализации этих решений и последующей деятельности.

В рамках процесса, заимствующего инструменты из технологии решения конфликтов и семейных групповых обсуждений, модель Круг ребенка предполагает семь фаз: 1) открытие Круга; 2) обмен любой доступной информацией по вопросам, касающимся ребенка, его потребностей и сильных сторон; 3) отдельные и приватные встречи как в семейном кругу, так и в рамках широкого социального круга, чтобы выявить цели и средства удовлетворения потребностей ребенка, основанные на его сильных сторонах и ресурсах ребенка и семейного круга; 4) объединение целей; 5) совместная трапеза; 6) поиск средств достижения поставленных целей и, таким образом, начало работы в партнерстве; 7) завершение встречи Круга и ознакомление каждого с планом действий. Эти фазы встречи Круга требуют обычно целый день (6-7 часов).

Все должны учиться выстраивать доверие друг к другу, чтобы получить наилучшие результаты в деле развития ребенка и реализации плана действий, что поможет ребенку развиваться на всех уровнях. В случае с Сюзанной встреча ее Круга происходила в центре микрорайона. Ее семейный круг включал в себя всех, кого она пригласила. А в дополнение к членам семьи она пригласила своего классного руководителя и директора школы. Социальный педиатр и социальный работник посетили Круг вместе с детским психологом.

В случае с Сюзанной процесс Круга ребенка не только позволил лучше понять ее ситуацию, но также и способствовал поиску комбинированных решений, адаптированных к потребностям и интересам Сюзанны. Сотрудники школы изменили свое отношение к ребенку и поддержали принятие оперативных решений, чтобы помочь девочке. Кроме того, члены семьи больше не чувствовали  себя отверженными в силу ее неспособности к вербальной коммуникации с ними. Они согласились вместе помогать Сюзанне.

Выводы

Круг ребенка представляет собой процесс посредничества, способствующий всестороннему развитию любого ребенка, столкнувшегося с трудностями на жизненном пути. Эффективность Круга зависит от уровня развития партнерства между семейным кругом и социальным окружением. Это партнерство позволяет участникам лучше понять возникшую проблему, объединить усилия и ресурсы и адаптировать их к потребностям и интересам ребенка. Ответственность за разработку плана действий лежит на семье, которой помогает социальное окружение. Однако реализация плана действий лежит не только на плечах родителей. Эту ответственность разделяют все члены Круга, чтобы обеспечить развитие многосторонних способностей ребенка на всех уровнях и в ее естественной среде.

Круг ребенка основан на убеждении, что самый главный элемент в достижении благополучия детей – это их сознательное участие в процессе принятия решений вместе со взрослыми (семейным кругом и социальным окружением), которые стремятся предпринимать действия в интересах ребенка, учитывая как победы, так и возможные ошибки. Круг ребенка способствует вовлечению в этот процесс определенных лиц, которых приглашают подключиться к поиску решений семьи, органов образования и здравоохранения. Полезное соучастие, мобилизация сил и умений этих людей являются большим благом. Именно с их помощью реализуются влияние, идентичность, знания и, в целом, большая часть оказываемой помощи.


1 Элен (Сиуи) Трудел (Hélène (Sioui) Trudel), кавалер Национального ордена Квебека, магистр в области права, генеральный директор и старший юрисконсульт Фонда д-ра Жюльена.

2 См: OCHRC, General Comment No.1, and Article 29 of the UNCRC.

3 Trudel (Sioui), Hélène, Anne-Marie Piché et al. (2009).  The Child Protective Circle.  5th World Congress on Family Law and Children’s Rights.  World Trade and Convention Centre, August 24, 2009, Halifax, Nova Scotia.

4 Piché, Anne-Marie & Trocmé, Nico (2011). Le Cercle de l’enfant – Évaluation Phase 1: Septembre 2008-Mars 2010, Rapport final, Juillet.

5 Чтобы лучше понять природу проявления детских мутаций, см.: https://selectivemutismcenter.org/whatisselectivemutism/

6 Sommers, Shirley (2014). Narratives of Social Justice Educators: Standing Firm. Cham, Switzerland: Springer International Publishing, citing L.A. Bell in Theoretical Foundations for Social Justice Education, p. 2.

7 Lansdown, Gerison (2011).  Promoting Children's Participation in Democratic Decision-Making. UNICEF, ISBN 88-85401-73-2, February 2001, Innocenti Research Center, Florence, Italy; cited in:  Head, Brian W., Why not ask them? Mapping and promoting youth participation. Children and Youth Services Review, 33(4), 541–547.

8 Автор выражает глубокую признательность госпоже судье Джун Марешка, Суд провинции Онтарио, и доктору Нико Тросме, факультет социальной работы, Университет МакГилл, за их комментарии и помощь в разработке этой модели.

9 Fiedler C. R., Danneker J. E. (2007). Self-advocacy instruction: Bridging the research-to-practice gap. Focus on Exceptional Children, 39(8), 1–20.

10 В этой модели мы заимствуем определение Жана-Луиса Тальвата, медиатора и специалиста в области коммуникации (здесь приводится неофициальный вариант перевода): Медиация – это искусство создания мира, ценностных ориентаций и уважительного поведения. Медиация – это философия диалога и восприятия. Она поощряет  взаимодействие и возвращает нас к необходимости обмена идеями. Она основана на принципах свободы, справедливости и дипломатии. Медиация предлагает плоды признания другого человека. См.: www.office-de-mediation.org

11 Эта задача поддержана Канадой на правительственном уровне, поскольку мы подписали Конвенцию о правах ребенка, признав тем самым, что «семья как фундаментальная единица структуры общества и естественное пространство развития и благополучия всех его членов и особенно детей,  должна быть обеспечена необходимой защитой и поддержкой для того, чтобы она могла полноценно выполнять свои функции внутри сообщества».

 

 

 

Лиана К (Nov. 25, 2018)
Интересная методика описана автором статьи. Самое сложное для ребенка — остановить ситуацию и сказать вслух о своих чувствах. Не все дети могут быстро выразить свой протест. Чувство страха или чувство стыда ребенка в этот момент могут перевешивать чувство «некомфорта» или даже чувство надвигающейся опасности. Если ребенок сам не может справиться с ситуацией, он должен обратиться за помощью. В первую очередь — к родителям. Если их рядом нет, то к взрослым людям, которые могут помочь. Это учителя, медицинские работники, полицейские.
Первушин Владимир (Nov. 06, 2018)
Полезная статья, однако вызывает вопрос соответствия наименования статьи её содержанию. Предложенный автором метод «Круг ребёнка» довольна-таки любопытен. Ситуация сотрудничества ребёнка, его семьи, а также учителя, директора школы, школьного социальный работника, психолога и (при необходимости) сотрудника местной полиции, представителя отдела защиты детей и врача, позволит эффективнее решать возникающие проблемы. Опыт её использования может оказаться полезным в российских условиях. Однако, несмотря на заинтересованность всех сторон, реализация подобной методики,к сожалению, будет весьма затруднительной.
Трегубова Яна (Nov. 03, 2018)
Статья "Расширение возможностей ребёнка действовать самостоятельно в системе образования" понравилась. В этой статье содержатся данные по решению проблем ребёнка и его семьи.Тема актуальна и очень хорошо раскрыта автором статьи. Автор рассказывает про свой метод для помощи проблемным детям под названием "Круг ребёнка". Эта модель направлена на всестороннее развитие ребёнка, которое так важно в нашем современном мире.В настоящее время часто встречаются дети замкнутые в себе или с поведением отклоняющееся от норм современного общества. Поэтому нужно разными способами и методами помогать ребёнку развиваться как личность и чувствовать себя устойчиво в общесте. Я с рассуждениями автора согласна, они интересны и актуальны на сегодняшний день. Считаю, что модель "Круг ребёнка" - необходима. Она поможет ребёнку формироваться сильной, всесторонней личностью и стать более самостоятельным.
Максим Гудименко (Oct. 26, 2018)
Частично я согласен с автором, но некоторые позиции у меня вызывают отрицание. Безусловно, каждый ребенок имеет право на образование и для многих это "путёвка в жизнь". В школе ребёнок проводит максимум треть своего времени, и в остальное время образование не прекращается, оно просто развивает ребенка в других направлениях и я согласен, что в этом процессе тоже необходим контроль и поддержка родителей и общества в целом. Однако, я считаю, что у каждого человека свой путь и свой "жизненный маршрут". Поэтому в данных вопросах нужно быть максимально гибкими и давать ребёнку максимально возможности для самореализации, а не вести по стандартному, общепринятому пути.
Вадим Бобрышев (Oct. 26, 2018)
Я согласен с позицией автора по поводу того, что любой ребенок может быть не только объектом, но и субъектом обучения. Данная модель, я считаю, поспособствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка, который испытывает трудности в образовании, развитии, социализации. Да, даже , если он не испытывает трудностей, я думаю, что данную модель можно применять во всех слоях общества. Единственная сложность на мой взгляд, это массовость. Помочь всем за получится только постепенно. Так, как модель требовательна к человеческим ресурсами( привлечение специалистов, работа с родителями и т.д.)
Кристина (Oct. 25, 2018)
Я согласна с автором, что модель посредничества "Круг ребенка" очень нужна. Каждому родителю важно уметь понимать, слушать и слышать своего ребёнка. Если в семье есть взаимопонимание, контакт налажен, а значит ребёнок развивается и чувствует себя комфортно. Спасибо автору за работу, мне кажется, что нужно осуществлять данную практику и у нас.
Елизавета (Oct. 22, 2018)
This article is informative and informative. The author touches upon the topic of independence of the child. In my opinion, this topic will be relevant at any time. The author demonstrated an important model of the "Circle of the child". It contributes to the comprehensive development of the child. This model helps parents understand the world of children.
Elizaveta (Oct. 22, 2018)
This article is informative and informative. The author touches upon the topic of independence of the child. In my opinion, this topic will be relevant at any time. The author demonstrated an important model of the "Circle of the child". It contributes to the comprehensive development of the child. This model helps parents understand the world of children.
Ермакова Ирина (Apr. 05, 2018)
Интересная статья, автор которой предлагает один из инструментов решения проблем ребенка и его семьи - модель "Круг ребенка". Тема, затронутая автором, серьезна и может коснуться любого из нас. Описанный в статье подробный механизм реализации данной модели по оказанию помощи детям и членам их семей, испытывающих сложности в образовании, позволяет брать на вооружение данный материал и использовать на практике школьной психологической службе и другим специалистам, занимающимся вопросами, связанными с детьми и их социализацией в обществе. Очень рекомендую данную статью родителям, семья которых находится в зоне риска (разведенные, матери-одиночки, приемные родители, иммигранты). Спасибо за статью, очень понравилась.
Тыняная Яна (Apr. 05, 2018)
Очень важная и нужная модель посредничества "Круг ребенка". Она направлена на всестороннее развитие ребенка, которое так важно в нашем современном мире. "Круг ребёнка" - это защита, гарантия поддержки, когда ребенку нужно помочь или же, наоборот, защитить его от негативных воздействий. Помощь ребёнку в его начинаниях на жизненном пути, более мягкий, иногда компромиссный. Это поможет ребенку определиться, поможет родителям и учителям направить его, пока он не станет в нужной мере самостоятельным, когда ему уже можно будет доверять более ответственные дела; а ребёнок сможет не потерять своей индивидуальности и развиваться, развивать себя как личность, пропуская "через себя" процессы, которые в дальнейшем помогут ему сформироваться как взрослому. Автор предлагает верное решение.
Ксения (Apr. 04, 2018)
Я думаю, что каждый в большей или меньшей мере испытывал сложности на своем образовательном пути. Даже я будучи школьницей сталкивалась с теми или иными проблемами, которые не могла решить в силу неопытности, возраста и прочих причин. Но есть особая категория детей, которые испытывают огромные затруднения в образовательной среде. Даже я в своей практике сталкиваюсь с такими детьми. В самой статье представлены примеры того как работает модель «Круг ребенка», которая создана с целью оказания помощи детям и членам их семей, испытывающим сложности в системе образования. Тема актуальна и очень хорошо раскрыта автором статьи. В своих выводах автор говорит о том, что "Круг ребенка представляет собой процесс посредничества, способствующий всестороннему развитию любого ребенка, столкнувшегося с трудностями на жизненном пути", а не это ли буде важным и необходимым ребенку в будущем.
Березиков Алексей (Apr. 04, 2018)
Разработанная модель сотрудничества «Круг ребёнка», способствующая всестороннему развитию любого ребенка, столкнувшегося с трудностями на жизненном пути, я считаю, верным решением к которому прибегнул автор. Часто бывает, что каждый участник (члены семьи, педагоги, представители социальных органов) образовательного и воспитательного процесса ребёнка в возникающих проблемах винят друг друга, но на самом деле они имеют общественный характер. На мой взгляд, поэтому автор использовала комплексный подход к решению этого феномена, объединив всех участников для принятия стратегических мер по корректировке индивидуальной траектории развития ребёнка, что я считаю профессионально.
Александра Герб (Apr. 04, 2018)
В статье "Расширение возможностей ребенка действовать самостоятельно в системе образования" автор затрагивает одну из важных проблем настоящего времени. Действительно, мы все чаще встречаем детей, в особенности подростков, которые начинают замыкаться в себе или демонстрируют поведение, отклоняющееся от норм современного общества. Поэтому, нам взрослым, приходится находить различные выходы, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно в социуме и развиваться как личность. Разработка различных методов достижения положительной динамики развития ребенка, который столкнулся с проблемами, способствуют психики ребенка быть устойчивой. Метод "Круга ребенка" не только помогает ребенку, но и взрослым, которые зачастую не понимают своих действий либо не знают как поступить в сложившейся ситуации. Он способствует личному общению школьника и взрослых, которое чаще всего сейчас заменяется общением с помощью социальных сетей. А ведь ребенку очень важно видеть человека и его реакцию, а взрослому понимать, что чувствует школьник. Считаю, что данная статья актуальна для современного общества и имеет практическую значимость.
Кристина (Apr. 03, 2018)
Я считаю, верным решением к которому прибегнул автор. Часто бывает, что каждый участник (члены семьи, педагоги, представители социальных органов) образовательного и воспитательного процесса ребёнка в возникающих проблемах винят друг друга, но на самом деле они имеют общественный характер. Разработанная модель сотрудничества «Круг ребёнка», способствующая всестороннему развитию любого ребенка, столкнувшегося с трудностями на жизненном пути, я считаю, верным решением к которому прибегнул автор. На бумаге принцип работы этого круга выглядит довольно обещающе, однако нет никаких гарантий, что он всегда будет действовать в случае с каждым отдельным ребенком. Кроме того, в самой статье не приведены данные каких-либо исследований, только описание ситуации одного ребенка.
Елена (Apr. 03, 2018)
В статье «Расширение возможностей ребёнка действовать самостоятельно в системе образования» автор обращается к проблеме осуществления права ребёнка на личное пространство. Автор приходит к выводу, что в процессе обучения ребенок осваивает навыки критического и аналитического мышления, которые помогают ему лучше понять свои права и стать грамотным участником этого процесса. Круг ребенка, по мнению автора, это его сознательное участие в процессе принятия решений вместе со взрослыми (семейным кругом и социальным окружением), которые стремятся предпринимать действия в интересах ребенка, учитывая как позитивный, так и негативный опыт. Модель «Круг ребёнка» направлена поддержку его сильных качеств, одновременно мобилизуя ресурсы семьи, местного сообщества и общественных институтов в решении вопросов, касающихся ребенка, испытывающего трудности. Данный материал очень актуален и имеет практическую значимость.
Моисеенко Роман (Apr. 02, 2018)
В статье «Расширение возможностей ребенка действовать самостоятельно в системе образования» автор затронул очень актуальный вопрос – создание «Круга ребенка». Для воспитания полноценной личности, очень важно прислушиваться к тому, что интересует ребенка, понимать "Круг" его интересов, и направлять при необходимости в нужное направление. Ответственность за образование должна лежать на государстве, семье и обществе совместно. Если следовать данной модели развития личности, то можно достичь возможности приобретения ребенком способностей действовать самостоятельно и чувствовать уверенность в поиске решения проблем, связанных с его потребностями. В статье эта проблема отражена на конкретном примере ребенка, испытывающего трудности личностного характера. Полностью согласен с автором, статья очень понравилась.
Алексей (Mar. 30, 2018)
В статье «Расширение возможностей ребенка действовать самостоятельно в системе образования» рассказывается про разработанный автором метод для помощи проблемным детям под названием «Круг ребенка». В качестве примера берется ситуация с Сюзанной (имя вымышлено). Девочка изначально демонстрировала хорошую успеваемость, однако потом начала игнорировать учителей. Ее родители в разводе, винят друг друга в воспитании дочери. Сюзанна выражала свои мысли невербально и только с помощью отца. Впоследствии социальными работниками было выяснено, что девочка просто не могла общаться в определенной социальной обстановке. «Круг ребенка» подразумевает сбор за круглым столом всех, кто имеет отношение к жизни ребенка, также тех, кого он сам хочет видеть, и – что самое главное – решение проблемы происходит при непосредственном участии самого маленького человека. Участники высказываются, дискутируют и слушают. Подобная техника обеспечивает более успешный поиск решения проблемы. На бумаге принцип работы этого круга выглядит довольно обещающе, однако нет никаких гарантий, что он всегда будет действовать в случае с каждым отдельным ребенком. Кроме того, в самой статье не приведены данные каких-либо исследований, только описание ситуации одного ребенка.
Виталина (Mar. 29, 2018)
На современном этапе развития образования учителю на уроке приходится сталкиваться с огромным количеством трудностей. Учителя в современной школе ежедневно испытывают определенные сложности, которые возникают благодаря стандартам, которые приняты на федеральном уровне, требованиям администрации района и школы, родительского комитета и учениками. Современному учителю приходится соответствовать высоким требованиям, которые предъявляет система образования. В данной статье подробно описаны самые актуальные проблемы и сложности, с которыми учитель сталкивается при ежедневной работе с учениками. Точка зрения Николь Хартли на вызовы, с которыми сталкивается современный учитель на уроке, мне близка и я ее разделяю с автором.
Ирина Максимова (Mar. 29, 2018)
Рассуждения автора статьи очень актуальны и интересны. Ведь для того, чтобы воспитать личность, необходимо прислушаться к тому, что интересует ребенка, какой "Круг" интересов его окружает. И направлять при необходимости в нужное направление.
Анна Попова (Mar. 28, 2018)
Очень понравилась статья, особенно описанная модель "Круг ребенка". Данная модель помогает ребенку и родителям найти контакт между собой и ребенку всесторонне развиваться. Я считаю, что такую модель нужно применить на практике. Ведь это поможет ребенку определиться и родителям найти компромисс.
Первушин Владимир (Mar. 25, 2018)
"Круг ребёнка" - это некая уникальная защита, гарантия некой поддержки, когда ребенку нужно помочь или же наоборот защитить его от негативных воздействий. Не полный контроль, помощь ребёнку в его начинаниях на жизненном пути, более мягкий, в чем-то, может, компромиссный. Это поможет ребенку определиться, поможет родителям и учителям направить его пока он не достигнет определённого уровня самостоятельности, когда ему уже можно будет доверять более ответственные дела; а ребёнок сможет не потерять своей индивидуальности и развиваться, постигая себя как личность, понимая и пропуская через призму своего сознания многие процессы, которые в будущем помогут ему сформироваться как взрослому. Верное решение предлагает автор.
Олеся Негуляева (Mar. 24, 2018)
Статья содержит колоссальные данные по решению проблем ребёнка и его семьи. В своей социально-педагогической практике я обязательно буду использовать данный опыт. Модель "Круг ребёнка" представлена в статье очень полно,подробно и доступно для каждого читателя. Статья вызывает интерес и привлекает внимание. В своей деятельности я часто встречаюсь с подобными ситуациями по оказанию помощи ребёнку и его семье, данный материал очень актуален и имеет практическую значимость.
Ксения Шабанова (Mar. 22, 2018)
"Круг ребенка" необходимая модель. Она помогает родителям понять проблемы своего ребенка. Поможет, полагаю, предугадать поведение ребенка, поможет во время вмешаться и решить проблемы, которые вызывают у ребенка трудности в процессе обучения. Очень важно, что данная модель помогает ребенку всесторонне развиваться. В некоторых семьях у родителей нет времени на то, чтобы полностью погрузиться в воспитание своего ребенка. Это всегда было важно, а сейчас, в мире, где все меняется очень быстро, еще важнее. Данная модель поможет ребенку сформироваться сильной, всесторонней личностью, которая знает свои слабые стороны и знает, как с этими слабыми сторонами справиться.
Лилия Радченко (Mar. 21, 2018)
Согласна с автором и комментирующими. Данная модель может помочь ребёнку развиться всесторонне и стать более самостоятельным. Если у ребёнка что-то не выходит, родители кидаются обвинять педагога, а педагог - родителей. Возможно, отчасти здесь есть вина обеих сторон, но проблема куда глубже - на уровне государства. При корректировке индивидуальной траектории развития ребёнка нужно подключаться всем. Это, я считаю, действенно. "Круг ребёнка" - это некая всесторонняя защита, гарант поддержки, если вдруг возникнет необходимость помочь ребёнку или оградить его от негативного влияния. Не тотальный контроль, но сопровождение ребёнка в его делах и его жизни - такой подход, более мягкий, в чем-то, может, компромиссный, поможет родителям и педагогам держать ребёнка в поле зрения, пока он не достигнет определённого уровня самостоятельности, когда ему уже можно будет доверять более ответственные дела; а ребёнок сможет не потерять своей индивидуальности и развиваться, постигая себя как личность, понимая и пропуская через призму своего сознания многие процессы, которые в будущем помогут ему сформироваться как взрослому.
Дербышева Альфия Назифовна (Mar. 20, 2018)
Модель "Круг ребенка" - это действительно верный способ для создания пространства учитывающего права детей как полноправных граждан. во многих семьях сталкиваются с подобными проблемами описанными в статье. При решении этих проблем интересы ребенка не учитываются ни родителями, ни социальным окружением. Эта модель позволяет более широко и разносторонне познакомиться с миром ребенка, чтобы вовремя выявить проблему и помочь в ее решении. Использование автором комплексного подхода и объединение всех участников окружающих ребенка, для выбора индивидуальной траектории дальнейшего развития - это высокопрофессиональное решение, ведь ответственность должны разделять не только родители,но и члены социума.
Ядренцева Ирина (Mar. 17, 2018)
«Круг ребенка» считаю очень нужным процессом, который способствует всестороннему развитию любого ребенка, столкнувшегося с трудностями на жизненном пути. Соглашусь с автором, эффективность «Круга ребёнка» зависит от уровня развития партнерства между семейным кругом и социальным окружением, которое позволяет участникам процесса лучше понять возникшую проблему, объединить усилия и ресурсы и приспособить их к потребностям и интересам ребенка. Ответственность за разработку плана действий должны разделять не только родители ребёнка, а все члены Круга.
Абраева Сания (Mar. 09, 2018)
Очень важная и нужная модель посредничества "Круг ребенка".Данная модель направлена на всестороннему всестороннее развитие ребенка,а это очень важно в нашем меняющемся мире ,когда у взрослых совершенно нет времени на своих детей.Поэтому создание "Круга ребенка" дает родителям полностью окунуться в мир ребенка.
Анастасия Стогова (Feb. 19, 2018)
Когда у нас появляется ребенок он для нас самый лучший и с ним никогда ничего не сможет случится, надеемся мы.Но иногда мы совершенно не замечаем, что на самом деле с ним происходит, мы не хотим разбирать его проблемы, не хотим принимать его трудности, как мама Сюзанны не верила в её заболевание. В современном стремящемся мире мы не можем позволить себе посвятить много времени своим родным и близким. Иногда не замечаем, что проблема уже существует и её надо решать, ведь это наши дети и мы должны им помочь. Идея "Круга ребенка", позволяет более обширно и разносторонне познакомиться с миром ребенка. Ведь дети ведут себя по разному в разных ситуациях, где ему хорошо -он прилежен и послушен, а где не видит поддержки - закрывается и становиться грубым. Узнать и помочь ребенку можно лишь увидев картину его жизни целиком, собрав все кусочки пазла. Желаю автору удачи на его поприще, а нашим детям надежного "Круга" рядом.
Elena (Feb. 09, 2018)
Я считаю, верным решением к которому прибегнул автор. Часто бывает, что каждый участник (члены семьи, педагоги, представители социальных органов) образовательного и воспитательного процесса ребёнка в возникающих проблемах винят друг друга, но на самом деле они имеют общественный характер. На мой взгляд, поэтому автор использовала комплексный подход к решению этого феномена, объединив всех участников для принятия стратегических мер по корректировке индивидуальной траектории развития ребёнка, что я считаю профессионально. В момент становления личности ребёнок испытывает влияние неблагоприятных ситуаций (явлений) и факторов внешней среды, которые могут изменить его намеченную дистанцию пути саморазвития, поэтому создание «круга защиты» является важным этапом в обеспечении его поддержки. Сопровождение ребёнка в процессе развития участниками позволит находить оптимальные пути решения собственных проблем и не дезориентировать его как личность, учитывая его индивидуальность.
ulyana (Feb. 02, 2018)
Разработанная модель сотрудничества «Круг ребёнка», способствующая всестороннему развитию любого ребенка, столкнувшегося с трудностями на жизненном пути, я считаю, верным решением к которому прибегнул автор. Часто бывает, что каждый участник (члены семьи, педагоги, представители социальных органов) образовательного и воспитательного процесса ребёнка в возникающих проблемах винят друг друга, но на самом деле они имеют общественный характер. На мой взгляд, поэтому автор использовала комплексный подход к решению этого феномена, объединив всех участников для принятия стратегических мер по корректировке индивидуальной траектории развития ребёнка, что я считаю профессионально. В момент становления личности ребёнок испытывает влияние неблагоприятных ситуаций (явлений) и факторов внешней среды, которые могут изменить его намеченную дистанцию пути саморазвития, поэтому создание «круга защиты» является важным этапом в обеспечении его поддержки. Сопровождение ребёнка в процессе развития участниками позволит находить оптимальные пути решения собственных проблем и не дезориентировать его как личность, учитывая его индивидуальность. Я думаю, что по- мимо получения положительной динамики развития и социализации ребенка по данной разработанной автором модели возможно еще какое-то время не упускать ребёнка из поля зрения и закрепить результат в дальнейшем, как только ребёнок проявит способность самостоятельного принятия решения без использования помощи со стороны его «круга» только тогда можно убедиться, что цель программы достигнута.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum