Volume: 9, Issue: 3

27/12/2017

Права ребенка и система школьного образования
Жюльен, Жиль [about]

Ключевые слова: права ребенка, социальная педиатрия, всестороннее развитие, образование, ранимость.

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, относящиеся к уважению прав детей, проблемы сотрудничества со школой, а также положительные результаты такого сотрудничества. Отмечается, что права ребенка соблюдаются, если присутствует открытость и сотрудничество всех в согласованном плане действий. Именно благодаря совместной ответственности можно добиться полного раскрытия потенциала ребенка и обеспечить его благополучие.


…В заботе о детях не может быть никаких
оправданий, никаких отговорок
Р.Дж. Эллори

Введение

Идет ли речь о здравоохранении или образовании, на нас лежит коллективная ответственность действовать так, чтобы обеспечить соблюдение прав детей не только в теории, но и на практике. Прежде всего мы должны придерживаться концепции равноправия в повседневной профессиональной деятельности, что позволит гарантировать защиту прав детей, обеспечить их благополучие и способствовать их успеху. Фактически, у нас есть основной инструмент, который можно легко внедрить в ежедневную практику, чтобы добиться подобного равноправия во всестороннем развитии наших детей, это «Конвенция о правах ребенка». Подписанный большинством стран мира, этот документ содержит в себе описание основных потребностей детей и определяющих факторов их здоровья. Статьи Конвенции (в количестве сорока одной) особенно актуальны для тех, кто добивается равноправия и улучшения благополучия детей. Несмотря на то, что Конвенция была ратифицирована в Канаде много лет назад, она часто просто «пылится на полке», нежели используется на практике. Хотя ни у кого не вызывает сомнения ее чрезвычайная актуальность и обоснованность. В действительности, ряд важных социальных проблем непосредственно касаются нарушений Конвенции, и система образования здесь не является исключением.

Например, статья 27 Конвенции указывает, что родители несут ответственность за развитие своих детей и нуждаются в должной помощи для обеспечения благополучия детей и их успеха в школе. Это означает, что родителей нельзя оставлять один на один в решении проблем, связанных с  заботой об их детях. Более того, родители имеют право на всестороннюю поддержку. Однако слишком часто в системе школьного образования родителей просто держат на расстоянии и практически исключают из участия в соответствующем обсуждении. Вот почему родители часто оказываются в ситуации, когда им вручается готовый план педагогически оправданных действий, в обсуждении которых они не принимали никакого участия. Неудивительно, что на деле мы сталкиваемся с трудностями в получении родительского одобрения подобного плана и его реализации.

И все же такое сознательное и хорошо продуманное одобрение является обязательным условием любого плана действий, касающихся ребенка в семье. Школа должна создавать среду, дополняющую усилия семьи и общества. Дети не могут самостоятельно определяться или достигать успеха без слаженной работы всех, кто принимает участие в их судьбе, без уважения к ним со стороны родителей – первых людей, несущих ответственность за их благополучие.

В действительности существует подход, требующий постоянного присутствия и мобилизации сил родителей, от начала и до конца, как для сбора необходимой информации, так и для принятия решений относительно лучшего плана действий, касающихся их ребенка. Более того, этот подход также настаивает на участии самого ребенка, тем самым обеспечивая уважение прав не только родителей, но и ребенка.

1. Социальная педиатрия – подход, приоритетом которого являются права детей. Социальная педиатрия (СП) интегрирует школу в свою практику, так как считает важным задействовать силы «всей деревни» вокруг ребенка, чтобы поддержать его всестороннее развитие и гарантировать полное соблюдение его прав. По сути, эта парадигма прикладной социальной медицины, которая  стремится найти свое место в сообществе и действовать в непосредственной близости к ребенку или в зоне его «ближайшего» окружения. В последние двадцать пять лет этот подход помог достичь большего равноправия в отношении к развитию детей в неблагополучных районах.

Говоря точнее, подход СП заключается в предложении социально незащищенным детям, которые часто оказываются за бортом социальной поддержки, полного спектра комбинированных услуг в своем микрорайоне. Этот процесс начинается с диагноза, поставленного совместно профессионалами широкого круга специальностей. Каждый вносит свой вклад— специалисты местного центра социальной педиатрии, родители и родственники, сотрудники различных органов здравоохранения и социальной защиты, школа, соседи и т.д. Вместе они разрабатывают план действий с ребенком и для него в целях содействия всестороннему развитию ребенка.

Статья 19 Конвенции обращается к профилактике и защите ребенка в более широком смысле. Лучший способ практической реализации положений этой статьи Конвенции на практике – построить «деревню», основываясь на отношениях доверия вокруг ребенка. Местное сообщество должно подключиться к этому процессу и серьезно отнестись к благополучию своих детей. Поставщики услуг из различных организаций должны общаться друг с другом, а школе следует быть в центре этого процесса. Фактически, мы утверждаем, что задача образования детей является общей ответственностью, эпицентром которой становится местная школа.

2. Права ребенка в образовании. В школьном возрасте ребенок развивает способности и приобретает умения, необходимые для успешного обучения в школе. Однако уже в дошкольном возрасте могут возникать преграды в этом процессе, а затем они лишь усилятся и точно не исчезнут сами по себе в течение всего обучения в школе.

В провинции Квебек и, без сомнения, повсюду в Канаде существует большая озабоченность высоким процентом бросивших учебные заведения, особенно в неблагополучных районах. Неудивительно, что процент успешно окончивших учебные заведения катастрофически низок в неблагополучных районах: 30% молодых людей в Квебеке отмечают свое двадцатилетие, не получив аттестат о среднем образовании или диплом колледжа первой ступени. И этот показатель значительно выше среди молодых людей из семей с низкими доходами (Institut de la statistique du Québec, 2014). Существует прямая связь между крайней бедностью и неудачами в области образования. Причины и последствия крайней нищеты включают в себя отсутствие ресурсов, социальную изоляцию, токсичную среду, риск подвергнуться жестокому обращению, отсутствие поддержки, потерю мотивации и малолетнюю преступность. Эти преграды, способные также привести к неудачам в школе, очень часть означают нарушение прав детей. Более того, такие факторы оказывают серьезное влияние на качество жизни и благополучие детей, не говоря уже об общем социальном капитале нашего общества.

Нарушение прав детей и неудачи в школе взаимосвязаны. Следовательно, разве не является самым вопиющей несправедливостью тот факт, что многие дети не обладают навыками, необходимыми для успешного обучения в школе, и что соответствующие условия недоступны всем детям с момента их поступления в школу и до ее окончания?! Фактически, именно так и происходит, и недостаточное предложение общественных услуг не может гарантировать должное действие в направлении соблюдения этого основополагающего права.

3. СП: подход, связывающий друг с другом права детей и образование. В целях достижения консенсуса СП ставит школу в центр своих действий. Уравнение простое: с одной стороны, школа нуждается в помощи в форме юридического и социально-медицинского профессионального опыта, предлагаемого социальной педиатрии. С другой, команда социальной педиатрии нуждается в учителях и иных школьных специалистах (логопедах, психологах, педагогах-психологах и педагогах специального образования), чтобы поставить точный диагноз, реализовать совместный план действий и продолжать осуществлять заявленную деятельность. Это часть формулы успеха.

С первых дней своей практики СП рассматривает школу как неотделимую часть процесса перемен. Пространство для всеобъемлющего обследования, абсолютно доступное пространство для профилактики и место, где ребенку помогают идти по дороге к успеху – это лишь несколько из тех важных ролей, которые играет школа, но только если они не реализуются изолированно.

Внешним участникам далеко не всегда легко наладить успешное партнерство со школами вследствие ряда потенциальных барьеров: закрытая или ограниченная жесткими стандартами система; сложная иерархия, часто не позволяющая  учителям и специалистам выходить за определенные рамки; постоянная нехватка ресурсов; непонятная борьба за полномочия; неспособность вовлечения родителей в школьную жизнь. Спешу порадовать –эти барьеры можно преодолеть и, когда будут налажены доверительные отношения, сила совместной работы подобна свету в конце тоннеля.

Когда дело доходит до соблюдения прав детей, это партнерство является жизненно важным, поскольку внедрение в практику любого коллективного вмешательства требует участия школьного персонала. Когда ребенок испытывает трудности в школе, прежде всего необходимо выявить причины. Они могут включать в себя низкую мотивацию, синдром дефицита внимания, сложности в учении и серьезные эмоциональные проблемы. Кто лучше учителя или школьной администрации может собрать всю необходимую информацию и реализовать коррективные меры в духе сотрудничества с семьей и стремления защищать права ребенка?

Школы направляют детей с широким спектром трудностей в центры СП. Например, когда у детей часто наблюдаются сложности с учебой и поведением, трудности с адаптацией, проблемы здоровья и развития, подозрения на халатное или жестокое отношение к ним, а также конфликты с родителями или родителей между собой. Школа участвует в сопровождении ребенка в плане социальной педиатрии. Учителя, специалисты, педагоги специального образования и даже директор школы становятся активными участниками СП. Мы обмениваемся привилегированной информацией и вместе анализируем все проблемы, факты и риски. Вместе мы формируем исключительно профессиональную команду, которая работает вместе с ребенком и семьей, рассматриваемых в качестве полноправных партнеров.

Наша общая задача состоит в том, чтобы найти лучший способ обеспечить благополучие и успех ребенка. Эта совместная деятельность в дополнение к работе школы позволяет организовать оперативное вмешательство и разрешение сложных вопросов. Основываясь на стремлении действовать в лучших интересах ребенка и членов его семьи, эффективное партнерство строится на работе профессионалов как в школе, так и в Центре СП. Сотрудники школы регулярно посещают Центр СП и наоборот. Это создает основу для сотрудничества и совместной деятельности во благо ребенка.

Развитие совместных проектов позволяет нам предложить больший спектр профилактических и лечебных услуг для детей, особенно детей с особыми потребностями. Хорошим примером может служить программа готовности к школе, инициированная одним школьным директором. Она внедрена в двух районах в целях мониторинга проблем с подготовкой детей к школе в возрасте до четырех лет. Обследование проводилось во время записи в школу за несколько месяца до начала первого учебного года. Это совместное обследование осуществлялось в целях определения трудностей и потребностей детей, а также для составления плана поддержки детей и членов их семей. За несколько недель до начала учебного года такого ребенка приглашали в подготовительный лагерь. Учитель ребенка получал соответствующую информацию и становился партнером программы. В ходе всего учебного года проводился анализ учебной успеваемости ребенка и намечались необходимые коррективные меры. Это хороший пример того, как можно с минимальными финансовыми затратами позитивно влиять на жизнь множества детей.

Мы по-разному сотрудничаем со школами в зависимости от потребности детей и их успеваемости. Это могут быть образовательные летние лагеря, чтобы закрепить полученные в учебном году навыки и умения, а также особая помощь детям, страдающим от болезней, вызванных экологическими факторами (например, наличием плесени в школьных зданиях), помощь в выполнении домашнего задания в помещениях общественных организаций, или специализированная, дополняющая школьную деятельность, образовательная помощь в проекте «Музыкальный гараж» (Garage à musique).

Мы также предлагаем общие диагностические услуги, чтобы поддержать школы с детьми, испытывающими различные трудности и требующими особой помощи. Многие дети в неблагополучных районах страдают от последствий накапливающихся токсичных стрессов или других комплексных проблем. Риск не справиться с учебой или остаться за бортом очень высок, поэтому чрезвычайно важно, быстро распознать причины и начать активно действовать по их устранению. Практика СП является непосредственным ответом на требования Статьи 3 Конвенции о правах ребенка, которая призывает защищать детей и обеспечить их всей необходимой помощью. Иными словами, СП позволяет нам выявить причины трудностей и затем эффективно действовать.

Например, накапливающиеся токсичные стрессы, часто являющиеся результатом плохих жилищных условий, представляют собой проблему, которую можно решить, применяя совместную модель, основанную на общем согласии. В этой связи мы предоставляем поддержку школам, предлагая профессиональный опыт наших педиатров, врачей, социальных работников и юристов в дополнение к онлайн помощи, оказываемой специалистами по арт-терапии, нейрофизиологами, логопедами, физиотерапевтами и детскими психиатрами.

Этот подход также отвечает принципам статьи 3 Конвенции, в которой постулируется, что мы должны защищать детей от любых форм дискриминации. Недостаток ресурсов и недофинансирование, которыми из года в год страдают наши школы, означают, что дети недостаточно защищены в этом плане, несмотря на усилия учителей и школьной администрации.

Например, меня волнует одна проблема, с которой я постоянно сталкиваюсь в своей ежедневной практике: издевательства подростков над своими же сверстниками. В опыте моей работы как минимум половина всех детей сообщают, что им случалось быть жертвами словесных оскорблений, угроз или физической агрессии, исходящих от одного или более детей. Большинство детей утверждают, что рассказывали взрослым об этой проблеме, но лишь немногие сообщают, что это действительно помогло. Нет сомнения, что это не только проблема самой школы, хотя ее часто связывают со школой, поскольку случаи издевательства подростков над сверстниками наблюдаются именно в школе (часто на школьном дворе), а также по дороге в школу или из нее. Однако, этот вопрос касается всех нас, и действовать надо всем вместе, чтобы бороться с подобным видом дискриминации и соответствующими последствиями, такими как снижение мотивации, социальная изоляция и суицид.

Каждый день в своей клинике я наблюдаю, как нарушаются права детей из-за недостатка помощи и поддержки. Обследования и диагностика поведенческих проблем и трудностей в учении часто запаздывают. Кроме того, наблюдаются неприемлемые задержки в практических мерах. Существует серьезная нехватка ресурсов и технологических инструментов, необходимых для эффективной помощи детям, испытывающим различные трудности. Вот почему центры СП предлагают совместную работу, направленную на изменение такой ситуации в местном сообществе.

Фото 1. Предоставлено фотографом Матье Дисхейз.

4. Социальная педиатрия в действии. Итак, в чем именно заключается работа социальной педиатрии?

Приведем пример. Школа направила десятилетнюю Мелину в Центр СП по причине ее плохого поведения. Девочка пришла со своими родителями, учителем и педагогом-психологом, сопровождающим ее в школе. Также на встрече присутствовал социальный работник, осуществляющий помощь данной семье.

В 2013 г., когда Мелине было 9 лет, в результате плохой успеваемости девочку перевели в специальный класс для детей с проблемами в учении. Испытывая трудности с вниманием и мотивацией, девочка демонстрировала уровень лишь первого класса. Эти проблемы можно было объяснить травмой, связанной с иммиграцией семьи в Канаду. До этого Мелина прошла через долгий опыт насилия, травм и лишений и на себе испытала ужасы войны в своей родной стране, а потому до 2012 г. она не могла регулярно посещать школу. Все эти факторы привели к тому, что девочка постоянно отставала от своих одноклассников.

Наконец, несмотря на то, что Мелина теперь училась в классе, лучше соответствующем ее потребностям, у нее начались проблемы с поведением, заключающиеся в пассивном сопротивлении. Она часто пропускала занятия, приносила в школу какие-нибудь предметы, поддерживающие ее эмоциональное состояние, например, плюшевую игрушку или личный «органайзер». Она искала общения со взрослыми, но не могла адекватно социализироваться с другими детьми, которых она отталкивала, иногда агрессивно, если они становились слишком настойчивыми. Ее мама сообщила, что у девочки также были проблемы с поведением в семье. За несколько дней до встречи Мелина также испытывала трудности со сном, ее посещали мрачные, даже суицидальные мысли. Во всем другом она была готова помочь, быстро осваивала французский язык, с любовью и заботой относилась к своей младшей сестре. Она явно была общительной и не боялась высказывать свое мнение.

Семья девочки иммигрировала в Канаду в 2012 г., когда ей было 6 лет. Мелина пошла в специальный подготовительный класс, чтобы помочь ей адаптироваться и выучить французский язык. На следующий год она пошла в обычный первый класс, и именно тогда появились первые проблемы. Стоит отметить, что семье девочки было очень трудно адаптироваться к жизни в Канаде: им угрожали депортацией. Отец Мелины не имел официальной работы, и семье постоянно не хватало денег. В 2012 г., незадолго до их приезда в Канаду, Мелина и ее семья пережили еще одно трагическое событие: Мелина стала жертвой насилия. Возможно, ее пытался изнасиловать сосед. В то время она стала посещать консультации психолога. 

Физический осмотр не выявил ничего, чтобы вызвало тревогу. Однако Мелина жаловалась на частые головные боли после занятий в школе. Когда ее стали об этом спрашивать, она сказала, что расстроена из-за плохой успеваемости. Навыки чтения оставались на уровне 1-го класса, и ей было сложно объединять слоги в слова. Люди часто говорили, что она «на витает в облаках». Я сам замечал, что она не полностью включалась в общение: отводила глаза и часто не следила за разговором. В то же время казалось, что у Мелины хороший потенциал, она могла следить за обсуждением и иногда даже высказывалась, комментируя или соглашаясь с предложением, которое непосредственно касалось нее. Она проявила значительный интерес к нашим предложениям помочь ей добиться успеха.

Мы все пришли к единому заключению: перед нами девочка-подросток, испытавшая ряд травм — начиная с жестокого насилия в очень раннем возрасте, затем вынужденная и тяжелая иммиграция в Канаду и, в последнее время, подверженность ряду токсичных стрессов, включая нестабильность в семье, тяжелые условия жизни, бедность, социальная изоляция и грубое посягательство на ее физическое здоровье. Помимо всего прочего была несправедливая и необоснованная ситуация с возможным выдворением семьи из страны. Без сомнения, Мелина испытывала большие страдания и не могла учиться в таких обстоятельствах.

Коллектив участников по решению проблемы Мелины выработал план действий, в центре которого стояла помощь девочке и уважение ее прав. Такой план по решению приоритетных вопросов может быть реализован только командой профессионалов с полным участием ребенка и членов ее семьи.

План действий

- Поддерживать развитие многочисленных способностей Мелины, включая рисование, интерес к моде и музыке (по словам девочки, она очень хорошо поет) и ее желание добиться успеха, несмотря на все трудности, с которыми она столкнулась.

- Вовлекать Мелину в развивающую деятельность после школьных занятий, включая индивидуальную поддержку в ее адаптации к новой среде. Найти волонтера, «большого друга», который поможет ей лучше освоиться в местном сообществе и ее городе. «Большой друг» будет также выступать в роли проводника и наставника. Записать ее на курсы для девочек по укреплению своей самооценки в центре СП, а также на мероприятия, предлагаемые нашими партнерами.

- Найти местную семью, которая будет поддерживать дружеские отношения с семьей Мелины, поддерживать ее в ситуации, когда они недавно иммигрировали, но еще не полностью освоились и испытывают большие сложности.

- Провести обследования на предмет возможных физических отклонений. Организовать для Мелины визит к офтальмологу, чтобы выяснить, нет ли у нее проблем со зрением, которые могут вызывать у девочки частые головные боли в школе и во время чтения. Также проверить, не страдает ли девочка синдромом дефицита внимания или же иными отклонениями в учении, например, дислексией.

- Укреплять физиологическое и эмоциональное здоровье Мелины с помощью занятий с нашим музыкальным терапевтом, а также с психологом и педагогом-психологом.

- Поддерживать мотивацию и настойчивость Мелины в школе, адаптируя методы как на уроке, так и вне его.

- Подключить к работе нашу команду юристов, чтобы семья получала всю возможную помощь в целях улучшения их условий жизни и снизить риск депортации.

- Вместе обеспечить достижение Мелиной успеха и продумать действия после окончания разработанного плана мер через регулярное общение со всеми участниками этого совместного проекта.

5. Преодоление возникающих на пути препятствий. В общем, СП помогает нам успешно осуществлять меры вмешательства, чтобы защищать права ребенка и налаживать эффективные связи между здравоохранением, образованием и социальной сферой. Но мы живем в то время, когда роль школы в обществе подвергается большому риску в силу снижения бюджетных ассигнований. Такая экономия влияет даже на физическую среду в школах, и, что наиболее заметно, безопасность школьных зданий.

Например, в районе Ошлага г. Монреаля детей, посещавших три начальные школы недалеко от центра СП, пришлось перевести в другие школы из-за обнаруженной токсичной плесени в школьных зданиях. Теперь учащиеся вынуждены каждое утро ездить в школу на автобусе, поскольку согласившаяся принять их школа находится вне пределов их района. В результате, в конце дня дети приходят домой уставшими.

До того, как эти школы закрылись, нам удалось наладить хорошие отношения с детьми и членами их семей. Два-три раза в день дети проходили мимо Центра СП. Некоторые останавливались, чтобы поздороваться, а некоторые заходили поесть или найти пристанище. Учителя, школьная администрация и специалисты Центра СП собирались вместе и обсуждали ситуацию с детьми. Родители не стеснялись и рассказали нам как о своих трудностях, так и успехах. Но после того, как школы закрылись, мы редко их видели.

Родители также потеряли связь с учителями, которые ранее часто обходили весь район. Иногда какой-нибудь педагог приезжал на автобусе, чтобы встретиться с детьми, но, в основном, если надо было решить серьезную проблему. Даже оговоренные заранее встречи было трудно сохранить. Выросло число прогулов занятий в школе. Для нас это была катастрофа в плане успешной помощи детям, прежде оказываемой Центром СП.

Но такие и подобные им препятствия, возникающие на пути, не должны сдерживать нас в нашей миссии. Дети слишком драгоценны, чтобы забывать о них. Мы должны действовать и удваивать усилия, заботу и услуги, несмотря на временное отсутствие определенных ключевых факторов.

6. Предложение по обеспечению соблюдения прав детей в системе образования. Чрезвычайно важно, чтобы все, кто работает в системе образования, были знакомы с положениями Конвенции, текст которой несложно найти, включить в материалы уроков и обсудить с детьми. Затем всем педагогам необходимо запомнить самим и донести до других то, что права всегда сочетаются с ответственностью.

Уважение – важное условие жизни в сообществе с другими людьми.

Усилие – существенное условие достижения успеха в школе.

Поддержка – ключевой фактор, обеспечивающий постоянное приложение усилий и настойчивость.

Мы должны помнить, что несмотря на все разговоры об уважении прав детей, все еще остается множество детей, права которых, а иногда и несколько прав одновременно, ежедневно нарушаются. Решение этой проблемы представляет собой сложную задачу и, следовательно, требует объединения сил. В нашей практике мы часто наблюдаем непосильную ношу, которую несут на своих плечах отдельные учителя, борющиеся и добивающиеся успеха, но ценой больших личных затрат.

В одиночку невозможно справиться с этой проблемой. Все участвующие в жизни ребенка взрослые должны прийти к пониманию, что ребенок, его здоровье и школьные успехи должны оставаться в центре нашего внимания. Такое объединение важных для ребенка взрослых необходимо для осуществления эффективного действия. Не менее важно научиться делиться информацией и действовать совместно во имя достижения лучших интересов ребенка.

Короче говоря, мы не можем в одиночку действовать и преодолевать препятствия на пути к обеспечению благополучия оказавшихся в сложной ситуации детей.

Важно помнить, что право на качественное образование подразумевает ряд шагов и множество потенциальных препятствий. Чтобы добиться успеха, чрезвычайно важно организовать достаточно интенсивную и качественную стимуляцию развития ребенка в раннем возрасте. Качественная подготовка к поступлению в школу жизненно важна и должна быть повсеместной. Просто необходимо, чтобы все школы обеспечивали детям легкий доступ к качественным образовательным ресурсам и эффективным образовательным инструментам.

Каждый ребенок приходит в этот мир со своим уникальным талантом, а иногда и со многими. Если он окружен заботой «всей деревни», то нам остается лишь довести этот талант до созревания, чтобы гарантировать ребенку успех и более справедливое общество.


Литература 

Blair, C. & Razza, R.P. (2007). Relating effortful control, executive function and false belief understanding to emerging math and literacy ability in kindergarten. Child Development, 78(2), 647-663.

Center on the Developing Child at Harvard University (2011). Building the Brain’s “Air Traffic Control” System: How Early Experiences Shape the Development of Executive Function. Working Paper 11. http://www.developingchild.net

Diamond, A. (2002). Normal development of prefrontal cortex from birth to young adulthood: Cognitive functions, anatomy, and biochemistry. In D.T. Stuss & R.T. Knight (eds.) Principles of Frontal Lobe Function (pp. 466-503). New York: Oxford University Press.

Espy, K., McDiarmid, M., Kwik, M., Stalets, M., Hamby, A. & Senn, T. (2004). The contribution of executive functions to emergent mathematic skills in preschool children. Developmental Neuropsychology, 26(1), 465-486.

Institut de la statistique du Québec (2014). Faible revenu et inégalité de revenu. Gouvernement du Québec, p. 1-124.

Posmer, M.I. & Rothbart, M.K. (2006). Educating the Human Brain (1st ed.) Washington DC: American Psychological Association.


1 Эта статья была впервые опубликована в Education Review Педагогического факультета Университета г. Оттава весной 2016 года. Она публикуется здесь с письменного разрешения редколлегии журнала.

2 Доктор Жиль Жюльен (Dr. Gilles Julien), орденоносец, кавалер Национального ордена Квебека, социальный педиатр, клинический директор, основатель и президент Фонда Д-ра Жюльена (Fondation du Dr Julien).

 

 

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum