Volume: 9, Issue: 1

15/05/2017

Серьезный вызов для педагогов и вариант решения, предложенный учителем математики
Вьерра (мл.), Каное С. [about]

АННОТАЦИЯ: Одной из важных задач, которую приходится решать каждому учителю, является поиск способов заинтересовать учащихся своим предметом. Это имеет непосредственное отношение и к учителям математики. Ведущим принципом, способствующим повышению мотивации учащихся, является развитие и поддержание контакта с ними. По существу, повышение мотивации учащихся, особенно в школах, где ученики сталкиваются с социальными и финансовыми проблемами (бедность, высокий процент иммигрантов, низкий уровень входных знаний), является первостепенной задачей. Развитие взаимоотношений с учащимися никак не новость в педагогической среде, и без решения этой проблемы практически невозможно заинтересовать школьников в учебе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: преподавание математики, мотивация, отсутствие мотивации, взаимоотношения.


За годы работы педагогом у меня накопился большой опыт преподавания математики, начиная от основ алгебры (коррекционный курс для учащихся, у которых нет необходимых знаний, чтобы изучать курс Алгебра 1) до продвинутого уровня математического анализа при подготовке к поступлению в университет. Мне представилась возможность преподавать в сельской школе, в обстановке небольшого разнообразия в ученическом контингенте, а также в городской школе, отличавшейся высокой степенью культурного многообразия. Одной из основных и самых распространенных трудностей, с которыми приходится сталкиваться, независимо от особенностей школы или класса, это мотивация учащихся. Под высокомотивированными учащимися я понимаю тех, кто прилагает сознательные усилия, чтобы осваивать и исследовать предлагаемое содержание предмета, задает вопросы о том, что им непонятно, и, как минимум, пытается решать поставленные задачи.

Повышение мотивации особенно актуально в школе, где я сейчас преподаю. Здесь высокий процент детей из иммигрантских и малообеспеченных семей. Мои ученики – выходцы из разных уголков мира, для некоторых английский язык является третьим или даже четвертым изучаемым языком. Таких школьников, мягко говоря, трудно вовлечь в работу, особенно учитывая их социальные и языковые особенности. Проработав в школе с данным контингентом в течение последних шести лет, я могу сказать, что развитие взаимоотношений с учащимися является самым важным аспектом в преподавании, способствующим повышению учебной мотивации.

Причины отсутствия мотивации

Есть бесчисленные причины отсутствия у школьников мотивации к учению, начиная от неуверенности в себе до желания устроить себе выходной. У меня были ученики, активно работающие в течение одного дня, и совершенно безучастные к этому же предмету на следующий день. Причины здесь различны, так же как различаются и сами ученики. Иногда у подростка просто не заладился день, а иногда возникли проблемы дома. Бывали случаи, когда ученик не знал, где он проведет следующую ночь, или подростки злоупотребляли алкоголем или наркотиками. И независимо от причины моя задача состояла в том, чтобы заинтересовать их или переключить их интерес на текущий урок. Для меня эта ситуация не уникальна, но она всегда формирует новые сложности как для меня, так, впрочем, и для любого другого учителя.

Наша задача как педагогов состоит в необходимости оценивать особенности внимания учащихся, их учения и понимания, а затем корректировать свои педагогические действия, чтобы урок был наиболее эффективным в каждой конкретной ситуации. Мы вынуждены заниматься наблюдением и коррекцией постоянно, и это утомляет. Что еще хуже, как минимум, для учителя, это, как заметил Толстой, «что получилось на одном уроке, не обязательно получится на другом» (Blaisdell, 2000, 1). Следовательно, учителя постоянно контролируют, корректируют и пробуют различные педагогические приемы, которые, в зависимости от конкретного дня, могут принести результаты или нет. И при этом нам приходится учитывать и нести ответственность за объем учебного содержания, усвоенного школьниками. Все это делает преподавание почти сизифовым трудом. И, несмотря на все эти трудности, каждый учитель, которого я знаю, хочет помочь учащимся укрепить их знания и умения в конкретной учебной дисциплине.

Ключ к мотивации

Самое лучшее, что мы – учителя и взрослые – можем сделать, чтобы помочь повысить мотивацию учащихся на наших уроках, так это, по моему мнению, укреплять отношение с нашими учениками. По сути, укрепление отношений с учащимися открывает нам дорогу к их внутреннему миру и позволяет определить, что в нашем предмете или уроке их интересует, а что еще далеко от того, что мы бы хотели видеть. Это именно то чувство, которое, как бы мимоходом, разделял Джон Дьюи (1897). Он писал, «…что только посредством постоянного и благожелательного наблюдения за детскими интересами взрослый может войти в жизнь ребенка и увидеть, к чему ребенок готов, и с каким материалом он будет наиболее продуктивно и с большей готовностью работать». Дойти до самой сути того, что ученик знает, понимает и готов углублять, и есть главное в мотивации. Этого можно достичь только через крепкие взаимоотношения между учителями и школьниками.

Как-то в моей практике у меня был ученик, который приходил каждый день на урок и говорил: «Ненавижу математику». С этим было сложно что-нибудь поделать, а для меня это было личным оскорблением. Но в ходе разговоров с ним и попыток понять суть проблемы, пришло осознание, что эта фраза означала, что математика сложно дается ему, но это никак не было направлено против меня. За несколько лет обучения этот ученик сменил ненависть к предмету на желание поступить в университете и изучать те предметы, которые так или иначе связаны с математикой. Такая работа потребовала многих лет, но в итоге привела к сложным, но доставляющим радость взаимоотношениям с учеником, который проникся уважением к математике.

Интерес к математике

Келли и Жанг (Kelly and Zhang, 2016) исследовали вопрос о том, как учительская поддержка сказывается на мотивации учащихся. Они выяснили, что по мере взросления у учеников снижается степень их мотивации. Меня смущает и тревожит тот факт, что «17 % девятиклассников категорически не согласны с тем фактом, что они «видят [себя] математиками» (одна из позиций активности и самоидентификации)» (с. 150). Тот факт, что почти пятая часть девятиклассников полагают, что они «не математики», не сулит ничего хорошего учителям (к группе которых отношусь и я), преподающим математику учащимся 11 и 12 классов, чье отношение к математике уже сформировалось в большей степени, нежели у девятиклассников. Более того, ко времени, когда ученики приходят в старшие классы, у них появляется много отвлекающих факторов, которые все же не имеют никакого отношения к школе. Кросноэ (Crosnoe, 2011) утверждает, что к отвлекающим факторам часто «относятся влияние соседей, семьи, сверстников и, в некоторых случаях, личные и социальные условия, которые на первый взгляд не связаны непосредственно со школой» (цитируется по: Kelly & Zhang, 2016, с. 158).

Мотивация необходима для изучения всех предметов, и особенно, математики. Если этот предмет по душе, то ученик будет пробовать себя в нем, но если математика ему ненавистна, то он будет отчаянно сопротивляться всем попыткам себя заинтересовать – среднего здесь не дано. Джоунз (Jones, 2013) считает, что «математика, по недавним опросам Института Гэллапа, обладает уникальным статусом одного из самых нелюбимых и при этом самых ценных школьных предметов в США (цитируется по: Kennedy & Smolinsky, 2016, с. 719). Такое кажущееся противоречивым отношение к математике – почитаемой и при этом ненавидимой – есть нечто, с чем приходится ежедневно иметь дело учителям математики, особенно тем из нас, кто преподает в старших классах. Правда, не всегда. Ученики обычно любят математику до некоторого момента в конце младшей школы. Как утверждают Кеннеди и Смолинский, «многие младшие школьники хорошо относятся к математике примерно до 4 класса, после чего начинает усиливаться их негативное отношение к ней и стремление избежать уроков по этому предмету» (Kennedy and Smolinsky, 2016, с. 719).

Потеря мотивации к математике

Что вызывает такой резкий переход от любви к ненависти, или, как минимум, в случае отсутствия ненависти, к попыткам избежать любой встречи с этим предметом? Отчасти вина лежит на учителях, которые либо сами не любят математику, либо, подобно мне, так сильно наслаждаются абстрактным характером математики, что им трудно снизойти до практических потребностей школьников. (Именно над этим я и работаю в настоящий момент, но дело продвигается медленно.). Отчасти проблема объясняется сложившимися отношениями между учащимися и преподавателями математики. Ученики, не любящие математику по тем или иным причинам, скорее всего, увлечены другим предметом. Как выяснили Келли и Жанг (Kelly and Zhang, 2016), «учащиеся, положительно относящиеся к преподавателю, в большинстве своем проявляют более высокий интерес к его предмету» (с. 153). Чтобы повысить интерес к предмету, мне необходимо накапливать больше позитивного опыта отношений с моими учениками. Хотя это может быть не универсальное решение, но, определенно, это хорошее начало.

Возможно, такой переход от положительного к отрицательному отношению к математике кроется в каких-то более тонких материях. Концептуальное понимание математики похоже на дом – чрезвычайно важно выстроить прочный фундамент. Если ученик не чувствует себя уверенно с базовыми инструментами – сложением, вычитанием, умножением, делением, работой с положительными и отрицательными целыми числами или с дробями и десятичными числами – он не сможет построить прочное здание понимания на таком фундаменте. Если содержание становится слишком абстрактным или сложным, отсутствует прочное основание, вся имеющаяся у ученика уверенность в себе рушится. По словам Сеймора, «математика начинается с элементарной базы, без которой ученикам чрезвычайно сложно овладевать новыми навыками» (Seymour, 2016, с. 84).

У Сеймора была ученица, не просто абсолютно равнодушная к математике, но отторгающая предмет даже на биологическом уровне – девочка буквально «содрогалась», когда к ней подходил учитель (с. 84). Ее невозможно было заинтересовать в математике. Но, в конце концов, она успешно прошла обязательное государственное тестирование по математике (которое она ранее несколько раз проваливала). Итак, что же изменилось? Конечно же, дело было не в удовольствии решать математические задачки или доказывать теоремы (что иногда случается, но большинство учащихся, исходя из моего личного  опыта, просто начинают меньше ненавидеть предмет, но редко проникаются любовью к нему). В данном же случае все дело было в налаживании хороших отношений между преподавателем и ученицей, что дало толчок к проснувшемуся интересу к математике.

Истоки хороших взаимоотношений

До этого момента в статье рассказывалось о необходимости выстраивания отношений, чтобы пробудить интерес учащихся к преподаваемой дисциплине. Но откуда пришла эта идея? В античности Сократ был первым, кто заговорил о том, чтобы учителя лучше знали своих учеников. Он также полагал, что истинное образование начинается с крепких и дружеских отношений. Гутек считает, что «наставничество, тесные личные взаимоотношения между учителем и учеником – все это близко связано с образовательными воззрениями Сократа» (Gutek, 1995, с. 40). Хотя такой вид наставничества невозможен в сегодняшней среде (и, возможно, не будет законным), есть нечто важное во взаимоотношениях между учителем и учеником и их ролью в учебном процессе. Лундберг и Шрайнер (Lundberg and Schreiner, 2004) фактически утверждают, что «благожелательные взаимоотношения с учителями и частое взаимодействие учителей друг с другом, особенно, когда такие взаимоотношения мотивируют учащихся работать упорнее, лежат в основе успешного учения у любого народа» (цитируется по: Sciarra, Seirup, & Sposato, 2016, с. 191). По-видимому, выстраивание взаимоотношений между учителем и учеником может в результате привести к повышению мотивации и улучшению успеваемости у всех учащихся.

Заключение

Учителя неустанно работают над тем, чтобы их учащиеся выполняли все учебные задания в соответствии с требуемыми стандартами. Чтобы достичь этого, учителя должны заинтересовывать учащихся содержанием предмета. Это может быть сложной задачей в условиях множества факторов, потенциально работающих против учащихся. Многие школьники, которых считают «трудными», обычно хотят добиться успеха в школе, но они не уверены в том, как это сделать. Такие учащиеся страдают от отсутствия настоящей, а не формальной связи со школой и с учителями. Стремление глубже понять, что мотивирует и заинтересовывает наших учеников, может помочь нам уйти от формальных взаимоотношений и достичь уровня, когда мы будем хорошо и лично знать наших учеников.

Хотя хорошие взаимоотношения учащихся с учителем несомненно повышают интерес к предмету, но тем не менее их недостаточно для того, чтобы добиться высокой мотивации всех учащихся к тщательному и осознанному учению. Однако, подобные взаимоотношения могут выступать в качестве гарантии хорошего начала. Мы знаем, что интересное содержание, практичные и действенные знания, прочная обратная связь и дифференцированное обучение, направленное на удовлетворение личных потребностей учащихся чрезвычайно важны для формирования осмысленного и мотивированного образовательного опыта. Однако, не стоит забывать или преуменьшать роль взаимоотношений учителя с учащимися и значимость любых попыток установить контакт с теми учащимися,  кто всяческими способами сопротивляется учению. Возможно, им просто нужно знать, что рядом есть взрослый человек, учитель, который проявит заботу о них и об их учебе, и поможет добиться успеха.


Литература

  1. Dewey, J. (1897). My pedagogic creed. School Journal, 54 (3), 77-80.
  2. Gutek, G. (1995). A history of the western educational experience (2nd ed.). Long Grove, IL: Waveland Press.
  3. Kelly, S., Zhang, Y. (2016). Teacher support and engagement in math and science: Evidence from the high school longitudinal study. High School Journal99(2), 141-165.
  4. Kennedy, E., & Smolinsky, L. (2016). Math circles: A tool for promoting engagement among middle school minority males. EURASIA Journal of Mathematics, Science & Technology Education12(4), 717-732.
  5. Sciarra, D. T., Seirup, H. J., & Sposato, E. (2016). High school predictors of college persistence: The significance of engagement and teacher interaction. Professional Counselor6(2), 189-202.
  6. Seymour, L. (2016). One point short: Let's not define students by their test scores. Education Next16(1), 84. 
  7. Tolstoy, L.N. (2000). Tolstoy as teacher: Leo Tolstoy’s writings on education. B. Blaisdell (Ed.). (C. Edgar, Trans.). New York, NY: Philmark Lithographics.

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum