Volume: 9, Issue: 1

15/05/2017

В.Я. Cтоюнин – видный просветитель и педагог - гуманист
Богуславский М.В. [about]

АННОТАЦИЯ: В статье в целостном виде представлен жизненный путь и охарактеризована деятельность видного отечественного просветителя, ученого и общественного деятеля В.Я. Стоюнина. Обоснованы основные периоды становления и развития педагогического мировоззрения В.Я.Стоюнина. Определены аксиологические основания его педагогической системы. В целостном виде представлена  концепция воспитания просвещенного человека и гражданина. 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: В.Я. Стоюнин; история педагогики и образования; патриотическое воспитание; гражданское воспитание.


Владимир Яковлевич Стоюнин (1826 –1888) – видный педагог-просветитель, самобытный педагогический мыслитель, яркий деятель общественно-педагогического движения, крупнейший методист русского языка и литературы, теоретик и практик женского образования, оригинальный публицист, литературный и театральный критик [6, с. 1].

Емкую оценку ему дал крупный  отечественный философ Н.О. Лосский:  «В.Я. Стоюнин принадлежал к числу виднейших русских педагогов. И как теоретик-педагог, и как преподаватель русского языка и словесности он получил известность и был чрезвычайно любим своими учениками» [цит. по: 5].

Его биограф В.В.Сиповский правомерно отметил, что «литературно-педагогические труды В.Я.Стоюнина – это крупное наследство для всех мыслящих  педагогов... Они отличаются самостоятельностью и оригинальностью... Во всех трудах Стоюнина вы увидите богатое содержание, самую добросовестную работу и оригинальную точку зрения. Все это свидетельствует о силе ума, о таланте» [7, с.21].

В судьбе и педагогической деятельности В.Я. Стоюнина рельефно выделяются четыре взаимосвязанных периода:

1. 1826–1851 гг.предварительный, на протяжении которого происходило становление личности В. Я. Стоюнина и формирование либерально-демократических ценностей и смыслов его общественного и педагогического мировоззрения. В эти годы он обучался в 3-й Петербургской гимназии, а затем по специальности восточная словесность на историко – филологическом факультете Санкт – Петербургского университета.

2. 1852–1874 гг.преподавательско-методический и общественно-педагогический, наиболее значимый период в деятельности В.Я. Стоюнина, связанный с преподаванием в 3-й Петербургской гимназии (1852–1870) и московском Николаевском сиротском институте (1871–1874), а также в других образовательных учреждениях.  В это время В.Я. Стоюнин становится видным деятелем общественно-педагогического движения: является учредителем Санкт-Петербургского педагогического общества, работает в Комитете грамотности, выступает организатором Комиссии по упрощению орфографии русского языка, председательствует в ученом Совете Общества распространения технических знаний в Москве, избирается почетным членом Российского Общества словесности, работает в комиссии по русскому и иностранному языкам в Педагогическом музее [6, с.437].

3. 1875–1880 гг. – период научно-методической и общественной деятельности, когда вынужденно лишенный возможности преподавания В.Я. Стоюнин в основном сосредоточился на подготовке трудов по изучению словесности. В этот период происходит значительное изменение его политических взглядов в сторону консерватизма. В методических пособиях и статьях В.Я. Стоюнин сформулировал новые подходы к изучению литературы:

  • воспитывающий, развивающий, а не информационно-знаниевый характер преподавания;
  • перенос приоритета в содержании образования на современные произведения со снижением доли историко-литературного материала;
  • акцент на формирование у учащихся самостоятельного отношения к литературным произведениям, избегание преподавателем формулирования и навязывания готовых выводов;
  • доминирование таких развивающих методов как литературные беседы и самостоятельный разбор учащимися литературных произведений.

4. 1881–1888 гг.синтезировано-обобщающий, связанный с работой педагога-просветителя в Стоюнинской частной женской гимназии в Санкт-Петербурге, реализацией им в сфере женского образования идеала и ценностей воспитания просвещенного человека-гражданина. В созданной его женой Марией Николаевной гимназии В.Я. Стоюнин работал инспектором и преподавателем русского языка, словесности и истории. В данной связи подчеркнем, что педагог-гуманист был убежденным сторонником гармоничного женского образования и многое сделал для разработки его теории и практики. Более того, Владимир Яковлевич был оригинальным философом женского образования. Гимназия Стоюниной, просуществовавшая до 1919 г., была признана лучшей среди женских учебных заведений страны и оставила животворный след в истории отечественного образования.

По своему происхождению Владимир Яковлевич Стоюнин – выходец из разночинцев, сын разорившегося купца «старого закала», который доверил свои капиталы обманувшему его товарищу. В семье сохранилось предание о том, что их предок – костромской крестьянин – во время эпидемии один выжил из всей своей большой семьи и получил прозвище Стоюнин, потому что устоял. Позднее это прозвище стало фамилией [7, с. 1–2]. Подчеркнем, что фамилия органично соответствовала личности Владимира Яковлевича, всегда отличавшегося очень стойким характером.

Детские годы Володи прошли «в довольно строгой и суровой обстановке, что отразилось на характере, сообщив ему некоторую замкнутость и сдержанность в словах и в обращении, сохранившиеся в нем на всю жизнь» [8, с 1]. Он не был любимым ребенком в семье и рано привык полагаться только на себя. По свидетельству близко знавших его людей, Владимир Яковлевич внешне отличался «наружной холодностью и суровостью, сухостью и необщительностью» [8, с. 6].

Как отмечал Б.Б. Глинский, «суровая действительность, окружавшая его с юных лет, закалила характер в борьбе с обстоятельствами, выработала в нем серьезный взгляд на жизнь, и приучила к упорному труду и точному исполнению своих обязанностей» [4, с.413].

Несмотря на жизненные трудности, В.Я. Стоюнин смог получить очень солидное базовое образование в лучших тогда средних учебных заведениях Петербурга – в частном немецком училище при церкви Святой Анны (Анненское училище), а затем со второго класса в 3-й гимназии, где готовили будущих учителей для учебных заведений Петербургского учебного округа. В процессе обучения в гимназии, а затем в Петербургском университете, у Владимира Яковлевича рельефно обозначились склонности к гуманитарным наукам – литературе, истории, древним и новым языкам; проявились незаурядные способности к литературному творчеству, прежде всего, поэзии.

Вместе с тем за время обучения у В.Я. Стоюнина сформировалось абсолютное неприятие жестко авторитарного стиля педагогической деятельности, базирующегося на насилии и физических наказаниях, подавлении личности и ученика, и учителя.

Позднее в процессе преподавания в гимназии он утвердился в ценностях педагогической деятельности и подвижническом служении Отечеству, российскому обществу и русскому народу.

Педагогическое мировоззрение В.Я. Стоюнина окончательно сформировалось уже в пореформенную эпоху в отличие от мировоззрения К.Д. Ушинского и тем более Н.И. Пирогова, чья педагогическая деятельность, в основном, прошла до освобождения крестьян. Метафорично можно отметить, что время педагогического финиша для этих классиков, стало периодом мощного педагогического старта для В.Я. Стоюнина. Поэтому Владимир Яковлевич так органично впитал и воплотил в себе, в своем педагогическом мировоззрении новые аксиологические идеи и высокие нравственно-этические ценности постреформенного периода – общественного самоуправления, свободного труда, подлинной науки и гласности. По свидетельству современников, в В.Я. Стоюнине «сливались в одно нераздельное целое частный человек и общественный деятель, иначе говоря, – слово его всегда было и его делом, что он думал и говорил, то он и делал» [8, с.6].

После весны 1861 г., когда с российского педагогического небосклона властями были удалены две мегазвезды Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский, – именно В.Я. Стоюнину с его немногими современниками В.И. Водовозовым и Д.Д. Семеновым доведется осуществлять развитие педагогической науки и общественно-педагогической мысли на протяжении 1860–1870-х гг., пока не появилась новая генерация деятелей российского образования – В.П. Вахтеров, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.П. Острогорский, В.В. Розанов, и не получило признание педагогическое творчество Л.Н. Толстого.

В.Я. Стоюнин первым в отечественной педагогике осуществил  плодотворный синтез  двух стратегических парадигм общественно-педагогической мысли 1860-х годов –  общечеловеческой Н.И. Пирогова и национально-патриотической К.Д. Ушинского, причем  в фарватере общественной деятельности.

Ученый-просветитель прозорливо предрекал грядущую смену доминант в российском образовании, когда в начале ХХ в. вместо государственной целе-ценностной доминанты выдвинется на первый план именно общественный идеал образования, и осознанно стремился к созданию в России бессословной национальной школы, ратовал за широкое общее образование и воспитание молодого поколения в духе передовых гражданских идеалов.

Еще одной отличительной особенностью его педагогического творчества являлось то, что В.Я. Стоюнин всегда смотрел на педагогические и методические вопросы очень широко с общественно-патриотической позиции, формировал содержание образования и продуцировал педагогические технологии «сверху»  – из аксиологической проблематики, что рельефно выделяло его среди современных деятелей образования и придало  идеям и взглядам педагога вневременное значение.

Главным достижением В.Я. Стоюнина, как ученого – педагога, является выработка им подходов к воспитанию просвещенного человека-гражданина, имеющего «высшие понятия, которые возвышают человеческую жизнь, расширяя и освещая умственный и нравственный горизонт» [1, с.194].

Можно констатировать, что  педагог-гуманист выделил следующие составляющие черты просвещенного человека-гражданина:

  1. Гармонизация общественных и личных целей.
  2. Нравственное отношение к людям и обществу.
  3. Историзм сознания. В.Я. Стоюнин отмечал, что  «нам не мешает оглянуться назад в качестве людей, для которых самосознание составляет одну из существенных духовных потребностей жизни. Это есть необходимое условие жизни просвещенного народа. Он не может жить без оглядки: ему необходимо освещать свое прожитое, выяснить то, что решено и, что нужно решать в ближайшем будущем» [2, с.242].
  4. Деятельность на общее благо [1, с.197-198].

Большая заслуга В.Я. Стоюнина состоит в том, что он не ограничился выдвижением этой высокой цели, а обосновал совокупность взаимосвязанных факторов, которые могут обеспечить воспитание в школе просвещенного человека-гражданина. Для этого школа должна быть действительно просвещенной; современной и общественной; свободной от политической конъюнктуры; общенародной; национальной и трудовой.

В.Я. Стоюнина выстроил субъектный ряд для реализации идеала просвещенного человека – гражданина, который включает следующие позиции: образованный чиновник – общественный деятель – священник, как учитель -  просвещенный педагог – образованная мать, ценящая науку – активная личность.

Характерно, что для осуществления этих задач  он лично работал на всех уровнях отечественного образования: от элитного – обучения членов царской семьи – до образования народа в воскресных школах. С этим и сопряжена его конструктивная критика всех министерских проектов реформирования гимназического образования. В.Я. Стоюнин искренне, но, конечно, безуспешно пытался придать всей реформаторской деятельности Министерства народного просвещения ценностный смысл, развернуть работу лицеев и гимназий на задачи просвещения.

Значимо, что современная образовательная политика существенно актуализирует систему педагогических идей и взглядов замечательного педагога и, особенно, его целостную концепцию воспитания просвещенного человека и гражданина. Как подчеркивала министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева: «внеурочное время должно быть направлено на воспитание ребенка как человека, чтобы он стал действительным гражданином нашей страны» [3].

Владимир Яковлевич Стоюнин скончался 4 ноября 1888 г. от рака печени и  был погребен на Волковом православном кладбище у северной стены Спасской церкви. Среди множества венков, положенных на его гроб был один серебряный с надписью: «От учителей своему учителю»…[5, c.38].

Своеобразную эпитафию В.Я. Стоюнину сделал Б.Б. Глинский:  «Как практик-педагог, как общественный деятель, он не входил никогда в компромисс со своею совестью, не поступался своими убеждениями, и громко подымал голос там, где слышал ложь и узкое своекорыстие. Эта цельность нравственного облика, стойкость убеждений и просвещенный взгляд на жизнь и ее требования, причиняли покойному немало неприятностей с точки зрения материальных выгод, но зато снискали ему уважение всего русского образованного общества» [4, с.414].


Литература

  1. Стоюнин, В.Я. Заметки о русской школе /  В.Я. Стоюнин // Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1991.- С.148-199.
  2. Стоюнин, В.Я. Педагогические задачи Н.И. Пирогова [Текст] /  В.Я. Стоюнин // Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1991.- С.242-281.
  3. Васильева, О.Ю. Интервью // Ведомости.- 2016.- 24 августа.
  4. Глинский, Б. Б. Владимир Яковлевич Стоюнин [Текст] / Б. Б. Глинский // Исторический вестник. – 1889. – Т. 35. – № 2. – С. 413–444.
  5. Лосский, Н. О. Воспоминания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://litfile.net/pages/314618/367000-368000?page=16 (дата обращения: 12.09.2016).
  6. Савенок, Г. Г. Педагогические взгляды и деятельность В. Я. Стоюнина [Текст] / Г. Г. Савенок // Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1991. – С.6–31.
  7. Сиповский, В.В. Владимир Яковлевич Стоюнин. Биографический очерк [Текст] / В. В. Сиповский // Педагогические сочинения. – 3-е изд. – СПб.: Тип. М. Стасюлевича, 1911. – С.1–38.
  8. Витберг, Ф. А. В. Я. Стоюнин, как педагог и человек: речь Ф. А. Витберга [Текст] / Ф. А. Витберг. – СПб., 1899. – 20 с.

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum