Volume: 8, Issue: 1

1/05/2016

Современная воспитательная деятельность в России: социокультурные основания
Богуславский М.В. [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитание; образование; социокультурные основания российского образования; архетипические представления; социокультурная модернизация образования.

АННОТАЦИЯ: В статье охарактеризованы социокультурные основания осуществления современной воспитательной деятельности. Представлен генезис формирования социокультурных доминант процессов воспитания и образования. Охарактеризованы социокультурные предпосылки современной воспитательной деятельности.


Осуществляемый в настоящее время государственный курс на активное «импортозамещение», поддержку отечественного производителя, санкционную политику, ставка на самодостаточность и собственные силы актуализирует необходимость осуществления в данном направлении и воспитательной деятельности. В этом смысле важное значение приобретает научное обоснование способов осуществления такой воспитательной деятельности, построенной на российских социокультурных основе [1].

Дискурс социокультурных оснований российского образования был закономерным явлением, логическим звеном развития отечественной педагогической мысли. Он пролегал от восприятия общечеловеческих идей эпохи Просвещения (XVIII - нач. XIX вв.) – через овладение ценностями западноевропейской педагогики (первая пол. ХIХ в.) – к убеждению в необходимости их взаимосвязи со специфичными традициями русской школы (со второй половины XIX в.). Синтезируя взгляды ученых-педагогов в названном аспекте, можно дать следующую интерпретацию основных дефиниций рассматриваемой проблемы.

 Общечеловеческие воспитательные ценности – базовые нравственно-интеллектуальные императивы, основывающиеся на идентичности антропологического развития человека и специфично проявляющие себя в разные исторические эпохи, так или иначе определяющие генезис воспитательной деятельности в конкретных регионах мира.

Под «национальными воспитательными ценностями» понималась такая аксиологическая направленность целей и содержания  воспитания, его форм и методов, которая опосредуется природно-средовыми, социокультурными и этнографическими доминантами, а также менталитетом и традициями, обуславливающими ведущие ценности российского «супер этноса» [3].

Наиболее значимыми аспектами данной проблематики у различных, находившихся на альтернативных концептуальных позициях педагогов, выступали:

  • обоснование приоритетности общечеловеческих или национальных ценностей воспитания, пути их органичной взаимосвязи;
  • определение исходных принципов, которые могут быть положены в основу осуществления «национального воспитания» и «народной школы»;
  • установление критериев отбора содержания воспитания; обоснование форм и технологий его осуществления, соответствующих «русскому духу» [10].

Социокультурной спецификой российской цивилизации, ее евроазиатской территориальной расположенностью традиционно определялась важнейшая роль государства в сохранении России как единой державы. Это обусловило своеобразие российского супер этно-социального феномена, в котором доминировала идея соборности – мистического всеединства православных, независимо от их коренной национальности. Такое положение предполагало известное игнорирование и даже отчуждение национальной специфики, в том числе и в области воспитания, обусловливало дискомфортное восприятие всякого проявления национальной специфики как нарушения российской идентичности[3].

В целях сохранения государственной целостности и предупреждения центробежных тенденций доминировал курс на унифицированную российскую школу, где национальную идентификацию обеспечивали две несущие основы – преподавание на русском языке и изучение Закона Божия (иными словами, Православия). Поэтому в сферу государственных приоритетов не входило создание общеобразовательных национальных школ, например,  чувашских, марийских, татарских и т.п. Причем задача сведения национальных педагогических традиций к единому знаменателю официально не ставилась. Но одновременно и не допускалось формирование автономного от Министерства народного просвещения России национального образовательного компонента, наличие которого является одним из признаков зрелости социума.

Однако оборотной стороной сугубо наднациональной политики, не предусматривающей существование педагогических субкультур различных этносов, явился отказ от создания русской национальной школы, которая не воспринималась как государственная образовательная ценность. Это, несомненно, тормозило и затрудняло процесс разработки теории педагогической аксиологии в аспекте рассматриваемых проблем [6].

Фундаментальную основу развития социокультурных оснований российского воспитания  определяет его архетип. Складывание ментального ядра российской педагогической цивилизации происходило под воздействием трех доминирующих факторов – традиции славянской народной педагогики; педагогических детерминант православия; и наконец, инокультурного западноевропейского педагогического воздействия, преимущественно шведско-германского, а затем, и англо – американского характера.

При этом воздействие на архетип не было однопорядковым. Оно носило многоуровневый и иерархичный характер. Так самую широкую часть, выступающую фундаментом российской педагогики, представляет славянская педагогическая традиция. Над ней находится православная педагогика, действительно заложившая архетип отечественной педагогической цивилизации. Со шведско - австро-германским влиянием связано создание архетипа отечественной государственной системы образования. И, наконец, более позднее англо – американское воздействие во многом определило собственно архетип технологии воспитательного процесса, да и то на дискретных временных отрезках развития российской школы и педагогики[3].

Таким образом, в истории отечественной педагогики, равно как и в современной воспитательной деятельности, переплетаются три архетипа: славянский, православный и западной цивилизации. Их одновременное присутствие и задает сложный, полифоничный и вариативный характер социокультурного развития процессов воспитания в нашей стране, особенно на различных этапах развития.

Сложившийся архетипичный синтез представляет собой противоречивую картину. Это идущее от славянского мира особое отношение к крестьянской сельской школе как хранительнице социокода российской цивилизации, традиционно противопоставляемой «наднациональной» городской школе.

Это почерпнутые из православия примат веры над знанием, воспитания над обучением, авторитарный характер педагогических воздействий, установка на пассивный, а не активно-деятельностный характер образовательной деятельности, на коллективные, а не индивидуальные формы учебно-воспитательного процесса. С православием же связано и неизменное мессианское подчеркивание самого передового характера советско-российских образовательных систем, настойчивое, вопреки реалиям, отведение им статуса «лучших в мире».

И как бы диаметрально противостоящий данным архетипическим представлениям, идущий от немецкой педагогики акцент на знаниевый характер учебной деятельности, во многом противостоящий современной образовательной парадигме, акцентирующей внимание на социализаторской направленности воспитательной деятельности [3].

В целом архетипом российского образовательного учреждения выступает общедоступная, бесплатная, государственная «школа учёбы» с классно-урочной системой, достаточно строгой дисциплиной, авторитарными педагогами, прочной базой общеобразовательных знаний.

Доказательством истинности описанного выше архетипа выступают два обстоятельства.

  1. Все инновации как раз и рассматриваются как противостоящие этому первообразу. Инновационная школа - это дифференцированное и профильное образовательное учреждение, использующее широкий спектр индивидуальных подходов, вариативных программ[2]. С гуманной и демократичной внутренней атмосферой, активными формами обучения, использованием современных информационных технологий и платными образовательными услугами. То есть по всем параметрам противостоящая архетипу.

  2. Именно к представленному выше первообразу школы учебы каждый раз откатывалась отечественная школа после осуществления очередного цикла реформ. Особенно рельефно это проявилось в 30-е годы ХХ века.

Другим важнейшим комплексом архетипических представлений является сфера педагогического сознания российского учительства. Здесь опять же под влиянием православия, а также более широкого комплекса геополитических и социокультурных цивилизационных факторов складывается свой круг устойчивых архетипических представлений. Среди них, имеющая в своей основе общечеловеческий Архетип Учителя, несомненная сакральная составляющая учительского труда, особый акцент на призвание, избранность и праведность, даже жертвенность, подвижничество и служение русского учительства, его особую миссию[7].

Вместе с тем, среди архетипических педагогических представлений также имманентно присутствует свойственная отечественному учителю особая консервативность, отторжение инноваций. Негативное отношение в педагогической среде к тем, кто добивается успеха. Социально – патерналистские, а также уравнительные установки, неприятие платного образования и конкуренции в образовательной деятельности [2].

Представляется, что собственно сферой архетипа является массовая школа и поэтому она в принципе не реформируема. В данной связи ее архетип непосредственно связан с социокодом и ментальным ядром российской цивилизации. Окончательно сложившаяся в середине ХIХ века она не претерпела сущностных изменений.

Более ковкими являются архетипические педагогические представления в сфере педагогической науки и мысли, а также городской, преимущественно элитной школы. Здесь можно судить о наслоении нескольких архетипических педагогических представлений. Все это связано с особой судьбой российской цивилизации, претерпевшей за историю своего развития немало крутых поворотов.

Действительно, в исторической динамике эти представления выглядят достаточно мозаично: греко-византийская православная педагогика «душевного строения», шведская протестантская образовательная модель петровской эпохи, идеи французско-швейцарского Просвещения, заложенные Екатериной II и в более полной мере реализованные уже при Александре I. Затем прусская образовательная модель, реализованная при Николае I, и германско-австрийская школа, которая выступала архетипом российского образования во второй половине ХIХ - начале ХХ веков. И, наконец, период советской педагогики, когда прагматические постулаты педагогики Дьюи перемежались аналогами традиционной немецкой школы конца ХIХ века[3].

Специфика современного российского периода развития отечественной педагогики как раз и состоит в том, что педагогическое сознание включает в себя сразу все исторически сложившиеся архетипические педагогические представления. Это и создает основу для одновременного существования и реализации различных сценариев развития, базирующихся на противоположных проявлениях коллективного бессознательного. На диаметральных универсальных моделях бессознательной психической активности, спонтанно определяющих мышление и поведение субъектов образовательной деятельности. Но эта же ситуация одновременно и существенно затрудняет общее динамичное развитие отечественной школы[8; 9].

Динамику социокультурных оснований воспитательной деятельности, во многом, определяет смена культурно-педагогических типов. В качестве доминирующих культурно-педагогических типов (циклов) можно выделить, (используя в качестве системообразующего критерия смену преобладающего идеала человека), следующие:

Традиция. Славянское общество дохристианского мира: идеал—человек, который следует традициям и ритуалам. Причем под традицией понимались все обычаи, церемонии и формы участия в институциональной жизни, совершаемые не механически, а осознанно.

Религия. Киевская и Московская Русь XI—XVII веков, где обучение и воспитание было подчинено религиозной цели. Это было вполне естественно, поскольку религия играла первостепенную роль по отношению к другим общественным явлениям. Именно христианство сформировало и консолидировало новый этнос и стало главным инструментом создания русского государства.

Отечество. Имперская Россия XVII—XIX веков главным идеалом считала гражданина, патриота России, «слугу Отечества». Происходит ускоренное развитие светской культуры. Усиливается идущая с предшествующего этапа воспитательная установка на полное отождествление человека с социумом, что, впрочем, не противоречило саморазвитию личности. Каждый «добровольно и радостно» должен был отдавать все силы общему делу. Отождествление социальной и личностной роли породило и принцип функционирования педагогических коллективов. Лучшие из них создавали нравственно-интеллектуальный фонд, где личность учителя обогащала «соборное» своим своеобразием (профессионально-духовным богатством), усиливая, таким образом, неисчерпаемость целого.

Общество. Во второй половине ХIХ - начале XX века усиливается ориентация на общественные идеалы и ценности. Возрастает активность учительства, что выражается в создании инновационных учебных заведений, а также в оформлении достаточно массового педагогического движения[3].

Личность. С конца 80-х годов ХХ века до начала ХХI века усиливалась установка на личностно-центрированную систему ценностей воспитательной деятельности. Это предполагало акцент на формирование самоценной личности, важности автономии индивида, воспитание у него чувства собственного достоинства[5].

Однако, особенно в последние два – три года рельефно проявляется новый дискурс в воспитательной деятельности. В современной социально - политической ситуации, российское образование, как и общество в целом, вступает в длительный традиционно - консервативный цикл, что уже неоднократно происходило на протяжении XIX - XX вв. В данной связи принципиальное значение в успехе современной воспитательной деятельности, осуществляемой, преимущественно, на отечественной основе, имеют традиционные для российского общества социальные отношения и культурные связи, религиозные установки.

Поэтому необходимо полноценное признание, как прогрессивной, так и консервативной доминанты в воспитательной деятельностии осуществление ее научно-педагогического обоснования[1].

В современной политологии консерватизм трактуется как совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. При этом особое значение придается неоконсерватизму. Это политическая идеология, для которой характерны неприятие революций и радикальных реформ; приверженность существующим и устоявшимся социальным системам и нормам; опора на эволюцию и преемственность в социальной и культурной жизни; отстаивание самобытного процесса развития общества и государства; ярко выраженный государственный патриотизм. В основе идеологии современного российского национального неоконсерватизма лежат традиции и идеалы справедливости, солидарности и соработничества (совместное осуществление общего дела). Следует подчеркнуть, что консерватизм и традиционализм – это не столько идеология, сколько, прежде всего, позитивное отношение к ценностям собственного народа, его устою и укладу. В данной связи консерватизм может быть только национальным и конкретно историческим и проявляться в признании ценности традиций и  идеалов прошлого.

Поэтому предложенный в данной работе анализ исторического опыта формирования и практического воплощения воспитательной деятельности,  базирующейся на традиционно - консервативной основе, может способствовать повышению эффективности совместных усилий государства, педагогической науки, общественных институтов и учительства по выработке и реализации социокультурной модернизации российского образования.


Список использованных источников

  1. Богуславский, М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии / М.В.Богуславский [Текст]. М.: ИТИП РАО, Издательский центр ИЭТ, 2012. - 436 с.
  2. Богуславский, М.В. Инновационный потенциал разработки теории содержания образования и образовательных технологий (в отечественной педагогике второй половины ХХ века) / М.В.Богуславский [Текст].- М. : ИТИП РАО, 2008.- 130 с.
  3. Богуславский, М.В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм / М.В.Богуславский, В.Г.Александрова [Текст]. - М. : МГПУ, 2007.- 311 с.
  4. Богуславский, М.В. Методология и технологии образования (историко – педагогический контекст) / М.В.Богуславский [Текст]. - М. : ИТИП РАО, 2007.- 236 с.
  5. Богуславский, М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим / М.В.Богуславский [Текст]. -Тверь : Научная книга, 2007.-112 с.
  6. В поисках гуманистической реальности: сб.научн.трудов /Научн ред В.П.Бедерханова.- Красновдар:Кубан.гос.ун-т, 2007.
  7. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя / Б.З.Вульфов, В.Н.  Харькин[Текст]. - М.: ИЧП «Изд- во Магистр», 1995.-225 с.
  8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / [Текст] /Под ред. Н.Л.Селивановой. Изд 2-е, доп. и перераб.- М., 2000.
  9. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания. Монография. - М.-Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2004.-336 с.
  10. Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания /Ред. Н.Л.Селиванова, Е.И.Соколова.- М.- Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2011.
liuchunkai (Jan. 17, 2018)
20180117lck

cheap ray ban sunglasses

ugg boots clearance

true religion outlet store

canada goose outlet store

michael kors canada

yeezy boost

longchamp handbags

uggs on clearance

michael kors uk

christian louboutin sale

oakley sunglasses

michael kors outlet clearance

canada goose

coach outlet store online

longchamp outlet

coach outlet store online

cheap jerseys

ugg outlet store

swarovski outlet

cheap jerseys wholesale

reebok trainers

coach outlet online

michael kors outlet

coach factory outlet

ralph lauren polo

canada goose outlet store

canada goose outlet store

tods outlet

pandora charms

nike trainers

barbour outlet store

adidas wings shoes

nike trainers

jordan shoes

cheap ray ban sunglasses

michael kors uk

polo pas cher

pandora charms

coach factory outlet

nike roshe run

true religion jeans

true religion jeans

oakley sunglasses

michael kors outlet online

jordan shoes

polo ralph lauren outlet online

uggs outlet

pandora charms

true religion outlet

thomas sabo charms

canada goose jackets clearance

futbol baratas

polo outlets factory store

canada goose jackets

air max 2015

ugg boots

coach outlet

michael kors outlet

links of london jewellery

cheap ugg boots

ray ban sunglasses

mcm outlet

polo ralph lauren outlet

swarovski outlet

christian louboutin shoes

polo ralph lauren factory store

michael kors handbags

cheap snapbacks

canada goose outlet store

canada goose outlet

moncler jackets

swarovski uk

true religion jeans sale

pandora charms outlet

michael kors handbags

michael kors outlet

air max uk

canada goose outlet

coach outlet

ray ban sunglasses

ralph lauren polo

kate spade outlet online

nike shoes

pandora charms sale clearance

ugg boots

kate spade outlet online

oakley sunglasses wholesale

true religion jeans

denver broncos jersey

kate spade sale

cheap jordans for sale

cleveland cavaliers jerseys

cheap nfl jerseys

ugg boots outlet

canada goose outlet online

nike outlet store

ugg boots on sale

longchamp pliage

canada goose outlet store

ferragamo outlet

20180117lck
20180108yuanyuan (Jan. 07, 2018)

uggs outlet

adidas outlet online

coach factory outlet online

columbia sportswear outlet

michael kors bags

nike outlet store

adidas outlet store

ray ban sunglasses discount

philipp plein outlet

fitflops sale

ray ban sunglasses outlet

nmd adidas

louboutin outlet

adidas yeezy boost 350

cheap nike shoes

kate spade outlet

canada goose jackets

nike outlet online

yeezy shoes

ugg boots

cheap air jordans

coach factorty outlet online

ugg outlet online

fitflop shoes

red bottom

fitflops sale

coach outlet online

michael kors handbags

ugg outlet

coach factory outlet

fred perry shirts

adidas sneakers

michael kors outlet store

fitflop sandals

ugg boots sale

polo ralph lauren outlet online

burberry outlet online

ugg boots

coach outlet store online clearance

michael kors outlet store

ralph lauren sale

pandora jewelry

canada goose jacket

canada goose jackets

cheap jordans free shipping

nfl jerseys

adidas store

canada goose coats

uggs outlet

oakley sunglasses outlet

coach outlet online

louis vuitton outlet online

pandora charms sale clearance

ugg outlet online

cheap air jordans

canada goose sale

louis vuitton factory outlet

fred perry polo shirts

michael kors outlet online

coach outlet online

michael kors outlet

ugg boots

ralph lauren uk

coach outlet online

ugg outlet

canada goose

canada goose sale

adidas nmd runner

ugg outlet store

coach factory outlet

hermes bags

north face jackets

nfl jerseys

cheap oakley sunglasses

ugg outlet store

ray ban sunglasses discount

coach factory outlet online

oakley sunglasses for women

coach factory outlet online

michael kors outlet clearance

longchamp bags

mulberry

michael kors

nike air max 97

cheap oakley sunglasses

harden vol 1

nike outlet online

valentino

coach outlet online

ferragamo outlet

moncler sale

polo ralph lauren

coach outlet store

discount ray ban sunglasses

ugg outlet

polo ralph lauren

kate spade outlet online

ugg canada

michael kors

pandora charms outlet

adidas outlet

canada goose jackets

oakley sunglasses outlet

moncler outlet online

jordans

cheap nfl jerseys wholesale

coach factory outlet online

coach factorty outlet online

cheap uggs

mulberry uk

ralph lauren uk

pandora charms

toms shoes

nike sneakers

red bottoms

uggs outlet

ralph lauren outlet online

pandora jewelry store

canada goose outlet

timberland outlet

pandora charms sale clearance

birkenstock outlet

canada goose jackets

cheap jordan shoes

nike shoes

hermes outlet

yeezy shoes

pandora uk

canada goose jackets

canada goose sale

polo ralph lauren outlet

ugg outlet

polo ralph lauren outlet online

uggs outlet

uggs on sale

oakley sunglasses outlet

adidas ultra boost

kate spade handbags

canada goose jackets

canada goose jackets

canada goose outlet

michael kors outlet clearance

ralph lauren sale

cheap jordan shoes

the north face jackets

ugg boots

cheap ugg boots

coach factory outlet online

mbt shoes sale

cheap air jordans

ugg boots

yeezy boost

caterpillar boots

polo ralph lauren outlet online

hermens

adidas superstar shoes

canada goose outlet store

christian louboutin shoes

supreme clothing

pandora charms outlet

cheap nfl jerseys wholesale

michael kors outlet online

canada goose outlet online

nfl jerseys

louis vuitton handbags

burberry outlet online

mulberry handbags

air max

yeezy boost 350

michael kors

pandora jewelry

coach outlet online

kate spade outlet

cheap jordans for sale

nike outlet

ray ban glasses

canada goose outlet online

polo outlet online

uggs outlet

canada goose outlet

hermes handbags

michael kors outlet online

cheap ugg boots

pandora jewelry

uggs outlet

north face sale

michael kors outlet store

uggs outlet

burberry handbags

canada goose coats

pandora charms sale

ralph lauren outlet online

coach outlet online

pandora jewelry outlet

ralph lauren outlet online

kate spade outlet online

christian louboutin shoes

nike air max 97

ralph lauren uk

louis vuitton outlet online

gucci outlet

uggs outlet

the north face outlet

adidas yeezy

coach outlet online

mlb jerseys

ralph lauren

mbt

ralph lauren

polo ralph lauren outlet

pandora charms outlet

cheap jordan shoes

louis vuitton outlet store

coach factory outlet online

michael kors outlet canada

pandora outlet

fitflop sandals

canada goose jackets

jordan shoes for sale

nike outlet store online

ugg boots

longchamp outlet

adidas yeezy boost

moncler uk

mlb jerseys

moncler uk

ugg boots

fitflops sale clearance

tory burch outlet online

christian louboutin shoes

pandora uk

adidas superstars

moncler jackets

coach outlet store online

adidas yeezy boost

ralph lauren outlet online

canada goose

philipp plein

michael kors outlet online

cheap oakley sunglasses

louis vuitton factory outlet

yeezy shoes

yeezy boost 350

cheap jordan shoes

north face outlet

uggs on sale

uggs outlet

coach outlet

canada goose

pandora charms sale

supreme shirts

ralph lauren uk

north face outlet

polo ralph lauren outlet

adidas outlet online

timberland boots

uggs outlet

nike outlet store

canada goose sale

coach outlet canada

salvatore ferragamo shoes

adidas nmd r1

ugg boots

michael kors outlet store

cheap ugg boots

cheap jordans

moncler jackets

adidas yeezy

nike air max 2018

coach factory outlet online

birkin handbags

longchamp sale

polo ralph lauren outlet online

ralph lauren outlet online

ugg outlet online

timberland outlet store

canada goose jackets

uggs outlet

north face jackets

longchamps

ray ban sunglasses outlet

tory burch outlet online

ugg outlet

coach factory outlet online

coach factory outlet

burberry outlet

ugg sale

coach factory outlet

ugg boots

canada goose jackets

red bottom heels

canada goose jackets

michael kors outlet online

burberry handbags

air max

kate spade handbags

canada goose coats

bottes ugg

cheap ugg boots

louboutin outlet

polo ralph lauren outlet

michael kors outlet store

moncler coats

coach factory outlet online

coach outlet online

air max shoes

mbt

michael kors outlet online

coach outlet store

kate spade outlet online

adidas campus shoes

ralph lauren outlet online

retro 11

adidas shoes

timberland outlet

ugg boots women

burberry outlet online

michael kors

valentino outlet

ugg canada

coach purses

ralph lauren

hermes bags

mulberry outlet uk

ugg boots outlet

yeezy boost 350

coach outlet canada

moncler jackets

air jordan retro

coach handbags outlet

michael kors outlet online

coach outlet online

polo ralph lauren outlet

burberry handbags

nike sneakers

michael kors outlet store

ralph lauren outlet

the north face outlet

michael kors outlet canada

adidas yeezy shoes

canada goose jackets

adidas nmd r1

longcha

jinyizhixia (Jan. 02, 2018)

nike free run

nike kyrie 3

adidas shoes

jordan shoes

pandora charms

cartier love bracelet

yeezy boost 350 v2

nike air force 1

pandora jewelry

adidas gazelle sale

lebron james shoes

nhl jerseys

adidas stan smith women

nike huarache

adidas tubular

air max 90

kobe shoes

kate spade outlet

nike dunk low

nike air max95

kobe 9

hermes belt

ysl handbags

prada eyeglasses

nike air force

curry 4

christian louboutin

adidas yeezy

michael kors handbags

adidas superstar UK

lacoste polo

pandora jewelry

curry 4

hogan outlet online

lebron 13

nike mercurial

cheap nfl jerseys china

nike air zoom

air jordan

nike air max 2016

michael kors factory outlet

jordan 4

balenciaga sneakers

calvin klein underwear

adidas eqt

adidas yeezy boost

nike huarache

adidas stan smith uk

hermes belts

supreme clothing

cheap jordan shoes

adidas outlet online

nike mercurial vapor

curry 3

balenciaga shoes

air jordan 6

adidas store

basketball shoes

kate spade outlet online

adidas superstar

lebron 15

gucci belt

cheap mlb jerseys

kobe 9

lacoste outlet

cheap jordans

curry 2

adidas neo

longchamp bags

kobe byrant shoes

goyard tote

bape hoodie

led light up shoes

michael kors outlet

lebron 13 shoes

yeezy boost 350 v2

yeezy boost 350

huaraches

adidas ultra boost

fitflops sale clearance

air force ones

adidas nmd

air jordan 11

lebron 14

supreme hoodie

vans shoes

adidas stan smith

yeezy boost

james harden shoes

yeezy boost

nike air max 2018

nike air max 2017

yeezy boost

nike air max 90

nike air max 90

longchamp handbags

nike air zoom structure 19

ferragamo belt

adidas nmd r1

led shoes

lebron 15

jordan retro

longchamp bags

links of london sale

nmd

adidas gazelle

lebron 13 low

hermes belt

michael kors outlet handbags

vans store

adidas nmd

nike roshe run one

golden goose

christian louboutin shoes

adidas outlet

goyard handbags

jordan 6

adidas neo online shop

nike roshe run

vibram fivefingers

hermes belts

chrome hearts

michael kors outlet

adidas superstar

yeezy shoes

yeezy

kyrie 3

yeezy

nike huarache

adidas ultra boost

adidas nmd

kobe shoes

yeezys

dior sunglasses

harden shoes

nmd

true religion jeans

light up shoes

jordan retro

michael kors outlet

air max 2018

yeezy boost

jordan retro

lebron 15 shoes

light up shoes

adidas tubular x

air jordans

converse outlet store

hermes belt

atlanta falcons jersey

christian louboutin shoes

longchamp handbags

yeezy

nike lebron 15

ultra boost

tom ford glasses

nba jerseys

falcons jersey

jordan 12

nike air force

air jordan

under armour curry 3

michael kors handbags

adidas ultra boost

cheap nhl jerseys

longchamp

nike roshe one

jordan shoes

moncler jackets

adidas yeezy

converse shoes

longchamp

michael kors purses

yeezy boost 350 v2

nike air force 1 low

huarache shoes

golden goose outlet

nike lebron 14

air max 90

goyard handbags

michael kors

reebok outlet

michael kors outlet online

converse outlet

hermes birkin

hermes handbags

true religion jeans

kyrie 4

patriots jerseys

adidas yeezy

moncler outlet

nike dunks

timberland outlet

adidas online shop

kobe sneakers

yeezys

vans shoes

true religion

curry shoes

yeezy sneakers

fitflops sale

yeezy shoes

birkin bag

michael kors handbags

stephen curry shoes

cheap jordans

gucci belts for men

jordan shoes

real jordans for sale cheap

yeezy boost 350

adidas nmd

kevin durant shoes

adidas nmd

foamposites

air max 95

nike basketball shoes

air jordan 12

curry 3

yeezy shoes

balenciaga sneakers

nike polo

air max

supreme clothing

yeezy

hermes birkin

kd shoes

cheap jordans

adidas ultra boost 3.0

moncler outlet

cheap jordans

chrome hearts outlet

adidas stan smith

jordan shoes

basketball shoes

adidas outlet

kyrie irving shoes

adidas tubular UK

nfl jerseys

vans outlet

nike air max 90

kobe 11

longchamps

golden goose sneakers

huarache shoes

links of london

jordan shoes

pandora bracelet

lebron shoes

vanvan cleef and arpels

longchamp longchamps

cheap nba jerseys

true religion outlet

retro jordans

roshe run

cheap nfl jerseys

lacoste online shop

nike air force 1 high

new england patriots jerseys

calvin klein outlet

longchamp bags

gucci belts

timberland shoes

irving shoes

jordan retro 13

tory burch shoes

golden goose

yeezy boost 350 v2

ultra boost 3.0

longchamp handbags

retro jordans

tom ford sunglasses

pandora charms

kobe byrant shoes

moncler

longchamp outlet

michael kors outlet

hermes bag

yeezy shoes

adidas eqt support adv

chrome hearts online

jordan 13

nike zoom

yeezy shoes

chrome hearts

yeezy boost 350

air max 90

tory burch shoes

adidas tubular

adidas tubular

nmd r1

https://blackmartapks.org/ (Dec. 19, 2017)
https://blackmartapks.org/ Good news for all Android smartphone users, as you might be addicted to Google Play Store

sonia (Dec. 05, 2017)
hi was just seeing if you minded a comment. i like your website and the thme you picked is super. I will be back. sell my house fast

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum