Volume: 7, Issue: 3

15/12/2015

Детско-взрослые общности и образовательные производства
Григорьев Д.В. [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: общество потребления, консьюмеризация образования, утрата воспитательной функции образования, детско-взрослая общность, детско-взрослое образовательное производство.

АННОТАЦИЯ: По мнению автора статьи, достойным ответом образования на вызовы общества потребления, низводящие человека до уровня «машины желаний», может быть только совместная творчески-продуктивная деятельность взрослых и детей, организованная на принципах высокотехнологичного производства, самоуправления, социального предпринимательства и социального служения.


Мы живем в обществе потребления. Целью человеческой жизни в этом обществе объявлено неограниченное расширение производства и потребления, так называемое материальное благополучие. Это общество глобально, наднационально. «Где хорошо – там и родина», говорят его сторонники. В обществе потребления не думают о смысле жизни – только о качестве жизни. Не «зачем и ради чего жить?», а только «как жить?».

Потребительская идеология выбрала молодежь как самую податливую социальную прослойку и требует ее полномасштабной консьюмеризации (превращения молодых людей в адептов потребительской цивилизации и носителей утилитарно-гедонистических мировоззренческих установок). Юному человеку не дают возможности даже на мгновение выпасть из системы потребления, стирают все его идентичности, кроме идентичности приобретателя, сковывают его свободу и делают приложением к вещам (компьютерам, мобильным телефонам, музыкальным хитам, бестселлерам, блокбастерам и т.п.), превращают в послушного «вещеглота» (термин философа А. Секацкого) [1].

Распространение потребительской идеологии на волне массовой культуры приводит к деформации практически всех институтов и механизмов социализации, в том числе и образования. Консьюмеризация образования (превращение его в один из институтов и механизмов общества потребления) вызывает две группы последствий.

Первая связана с утратой обучающей функции школы, что превращает систему образования в институт «социализации потребителя», отличающегося скудно-функциональным запасом знаний, несамостоятельностью, ограниченностью и утилитарностью мышления. Когда образование считается услугой, возникает ощущение, что оно автоматически появляется у ребенка (как покупка в руках покупателя), что ему не надо прикладывать для обучения никаких собственных усилий.

Вторая группа последствий связана с утратой воспитательной функции школы. Из трех ключевых позиций, которые может занимать юный человек в школе: «ученик своих учителей», «гражданин школы» (субъект детско-взрослой образовательной общности) и «гражданин общества», – первая, «ученическая» позиция становится агрессивно доминирующей. Происходит экспансия учебности – перенос учебных форм и учебного содержания (причем в довольно упрощенном виде) как во внутришкольную, так и во внешкольную общественную среду. Процветает «заурочивание воспитания» (термин В.А. Караковского) [2]: «урок мужества», «урок этики», «урок толерантности» и т.д. вместо создания реальных ситуаций для мужественных и нравственных поступков детей; обучение их управленческим навыкам в различных «органах самоуправления» вместо организации практической деятельности, в которой дети занимают управленческие позиции; обучение навыкам написания и представления социальных и социально-образовательных проектов вместо их реализации. Там, где дети должны действовать и через действие учиться, они обучаются, но не имеют возможности применить на практике свои умения и навыки.

Утрата воспитательной функции образования в условиях доминирования потребительских установок и настроений приводит к росту масштабов девиантного поведения подростков, к массовой утрате молодежью трудовой мотивации и трудоспособности.

В то же время не секрет, что сегодня большинство детей и подростков способно участвовать в реальной жизни общества (достаточно посмотреть на их активность в социальных сетях). Этого, однако, не происходит, прежде всего, из-за невостребованности обществом вклада детей в решение вопросов, касающихся их жизни, а также из-за отсутствия гуманитарных технологий, позволяющих этот вклад получить, осмыслить и включить в процессы принятия решений.

Сегодня доминируют технологии и практики индивидуализированного сопровождения детей и диадного взаимодействия «взрослый – ребенок». Отодвинуто на задний план фундаментальное положение отечественной педагогической традиции о том, что помимо силы личности воспитывающего взрослого, влияющего на ребенка, есть еще сила общности значимых для ребенка людей – ровесников, младших и старших сверстников, взрослых. Именно детско-взрослая бытийная общность (в формах малой группы, команды, коллектива, и т.д.) является тем подлинным пространством, где возникают, проходят начальную стадию формирования собственно человеческие способности, позволяющие юному человеку стать субъектом своей жизни (В.И. Слободчиков) [3]. И именно детско-взрослые общности обладают уникальным потенциалом по обновлению нашей общественной жизни.

Выход из ситуации инфантилизации и консьюмеризации молодежи лежит на путях отказа образовательного сообщества от привычных (и по сути – потребительских) методов и форм воспитания (мероприятийных, словесно-демагогических, досугово-развлекательных и пр.) и утверждения созидательных, общностных методов и форм воспитания, в том числе, высшей по нашему мнению, культурной формы – детско-взрослого образовательного производства [4].

Вроде бы простая мысль: чтобы дети не формировались с доминантой неумеренного, всепоглощающего потребления, надо хотя бы в чем-то сделать их производителями, созидателями, творцами. Что могут производить дети вместе со взрослыми? Вещи, услуги, информацию. Производства могут быть техническими (мастерские, лаборатории, станции и т.д.) и гуманитарными (редакции, клубы, проектные группы и т.д.). Но может ли выручить производство, если оно сегодня целиком подчинено массовизации и расширению потребления?

Может, только если мы себе представим, или, как говорил философ К. Касториадис [5], вообразим другое, неклассическое производство (при этом не так уж важно, техническое оно или гуманитарное).

Воспитывает и образовывает не любая активность или работа, встроенная в систему социально-экономических отношений. А.С. Макаренко подчеркивал, что в воспитании важен не сам по себе трудовой процесс – то есть не определенная последовательность действий, ведущая к определенному результату (это «труд-работа»), и не овладение необходимыми для работы знаниями и навыками (это «труд-учеба», обучение труду). Воспитывающий труд – это «труд-забота» (хозяйственное попечение юного человека о мире, о других людях, о самом себе) [6].

И еще – воспитывать и образовывать может исключительно «образцовый труд» (А.С. Макаренко). То есть такой, организация и содержание которого являются наивысшими на данный момент времени. Если мы создаем детско-взрослый хор, в его основе должны лежать решения, наработанные лучшими современными профессиональными хорами. Если мы организуем детско-взрослую столярную мастерскую, она должна работать как лучшие столярные мастерские мира. Если мы сформировали детско-взрослую редакцию газеты или журнала, наши образцы для подражания – лучшие мировые издания.

В то же время, «образцовый труд» обязательно прибыльный, рентабельный – если не в экономическом, то уж в социальном плане точно (речь идет об общественном признании результатов труда, моральном поощрении и поддержке трудящихся).

А поскольку рассматриваемое производство – образовательное, то есть формирующее ценности и компетенции, то в нем обязательно должны быть не только передовые производственные технологии и рентабельность, но и:

  • производственное творчество (не столько спонтанные озарения (инсайты), сколько систематическое созидание нового – например, конструкторское творчество в рамках проектной культуры);
  • производственная игра;
  • производственное самоуправление;
  • производственное обучение.

Таким образом, детско-взрослое образовательное производство – это общность детей и взрослых, в которой дети занимают ведущие управленческие и исполнительские позиции, что позволяет им непосредственно участвовать в организации образцового труда и деятельности, а также в их описании, проектировании и перепроектировании. Взрослые в таком объединении берут на себя наиболее сложные и ответственные работы, координирующие и консультационные функции, при этом все они, независимо от профессии, – ценностные наставники.

Технологическую основу детско-взрослого образовательного производства составляют:

  • Корпус передовых производственных технологий (по профилю деятельности).
  • Корпус образовательных технологий, позволяющих сделать детско-взрослую производственную общность местом как обучения и воспитания детей, так и межпоколенческого сотрудничества (особое значение, как показывает опыт, имеют игровые и проектные технологии).
  • Социальные технологии и технологии менеджмента, обеспечивающие самоуправление и саморегуляцию детско-взрослого коллектива.
  • Комплекс маркетинговых и финансово-экономических решений, обеспечивающих социальную, а по возможности – и экономическую рентабельность производственной деятельности.

Детско-взрослое образовательное производство – это высокопродуктивная социально-педагогическая инновация, ибо не замкнута в школьном «мирке», а выводит учащихся в реальные социальные и экономические отношения, начинает производить общественное благо.

И тогда школьная фото-видеостудия превращается в фото-видео-ателье, работающее для местных жителей. Мини-типография школы и редакция школьной газеты становятся детско-взрослым издательством, работающим не только на нужды школы, но и по внешним заказам. Гуманитарные исследовательские группы старшеклассников объединяются в детско-взрослую социологическую службу, изучающую общественное мнение на территории. Школьный музей становится музеем-клубом с системой открытых событий, со специальными интерактивными программами для населения. Педагогический отряд старшеклассников перерастает в детско-взрослую педагогическую службу, работающую с детьми младшего возраста в группах кратковременного пребывания. Дизайнерская группа образовательного учреждения трансформируется в проектно-дизайнерскую фирму, помогающую жителям учителям, семьям учеников и жителям территории преобразовать свои дома и окружающую среду. Компьютерный клуб становится детско-взрослым центром разработки сайтов и ИКТ-сопровождения. Подобные примеры и сценарии можно множить.

В школе может быть создан парк детско-взрослых образовательных производств (гуманитарных и технических). А если у школы хорошие связи с наукой, то могут появиться и детско-взрослые научно-образовательные производства [7].

Крайне важно, чтобы детско-взрослые производства постепенно отходили от иерархии управления в пользу детско-взрослого самоуправления, построенного на основе поддержки инициативы, сменяемости управленческих позиций, открытости обсуждения, распределенной ответственности.

Заключая отметим, что высокий воспитательный потенциал детско-взрослых образовательных производств обусловлен:

  • содержанием и характером делового, межличностного, межвозрастного общения в процессе производительного труда;
  • необходимостью для субъекта принимать решения и брать на себя ответственность (непосредственно в производстве, в управлении производством);
  • общественной и личной значимостью и ценностью производимого продукта;
  • необходимостью субъекту проектировать, планировать, создавать, анализировать и прогнозировать свою деятельность;
  • эстетикой высокоорганизованного и технологичного труда;
  • трудовой дисциплиной, понимаемой как добровольное самоограничение в процессе труда;
  • духом соработничества в общем деле.

Детско-взрослые образовательные производства – это  сплав «педагогики дела» и «педагогики отношений». Это реальное пространство ответственной заботы детей и взрослых. Это не эксплуатация альтруизма и энтузиазма (чем на поверку оборачивались многие советские инициативы), а взаиморазвивающее практическое сотрудничество взрослых и детей на основе принципов социального служения, социального предпринимательства, технологичности.

Наконец, детско-взрослые образовательные производства – это инновация с российскими корнями, благодаря которой мы можем вернуть себе лидерские позиции в мировом образовании и детско-молодежной политике. И обнаружить свет в конце тоннеля, имя которому – общество потребления.


Литература

  1. Секацкий А. Дезертиры с Острова Сокровищ. – С-Пб., 2006. – 348 с.
  2. Караковский В.А. Воспитание для всех. – М., 2008. – 240 с.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М., 2013. – 400 с.
  4. Кушнир А.М., Илалтдинова Е.Ю. Школьный мини-технопарк и детско-взрослое образовательное производство: понятийно-сущностный аспект // Народное образование, 2012, №4.
  5. Касториадис К. Дрейфующее общество. – М., 2012. – 328 с.
  6. Невская С.С. Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко. – М., 2006. – 1040 с.
  7. Московская школа будущего: Альбом. – М., 2007. – С.45-55.
xukaimin (Jan. 16, 2018)
2018.1.17xukaimin

the north face

kobe 10

air jordan

ugg

nike air max

oakley sunglasses

oakley

north face pas cher

louboutin

vans

uggs outlet

michael kors outlet

thomas sabo

kobe 9

fivefingers

bottes ugg

oakley vault

michael kors outlet

oakley sunglasses

rolex watches

michael kors outlet

the north face

north face outlet

ferragamo

pandora

nike free

ray ban

tommy hilfiger

nike tn

nike air

mizuno wave

adidas superstar

moncler jackets

beats by dre

sac guess

rolex watches

nike outlet

asics

coach factory outlet

michael kors

adidas trainers

lebron james shoes

baseball bats

canada goose

michael kors

nike blazer

mac makeup

dansko shoes

air max

longchamp

michael kors outlet

oakley sunglasses

dolce and gabbana

swarovski

omega watches

hogan

air max

hermes

pandora

timberland

ralph lauren uk

ugg outlet

ray ban

swarovski

adidas zx

insanity

timberland boots

ralph lauren outlet

jordan

ferragamo

louboutin

hollister

jordans

michael kors outlet

flip flops

coach outlet

montre pas cher

ray ban

roshe run

canada goose jackets

lebron 11

adidas

nike air force

instyler ionic styler

moncler

nike roshe run

kevin durant shoes

free run

juicy couture

red bottoms

moncler outlet

montblanc

timberland shoes

canada goose

nike air max

birkin bag

celine

true religion outlet

ugg boots

canada goose

flip flops

replica watches

prada

true religion jeans

ralph lauren

nike shoes

cheap air jordan

giuseppe zanotti

longchamp

kate spade

pandora jewelry

mac cosmetics

mac makeup

louboutin pas cher

christian louboutin

vans shoes

ralph lauren

roty burch outlet online

stuart weitzman

longchamp

nike free

nike store

pandora charms

ugg australia

ugg boots

mont blanc

new balance

chi flat iron

oakley vault

polo ralph lauren

air max

true religion

nike free

pandora jewelry

ghd

nike mercurial

nike store

moncler

converse

juicy couture

christian louboutin

polo ralph lauren

true religion outlet

louboutin

true religion jeans

oakley sunglasses

cheap nfl jerseys

nike free

roty burch outlet

nike store

herve leger

lebron shoes

reebok

vans shoes

hollisterco

ugg boots

oakley

ugg

michael kors outlet

moncler

marc jacobs

parajumpers

soccer shoes

michael kors

links of london

true religion jeans

montre

supra

oakley

air max

guess

new balance trainer

cheap uggs

ralph lauren

oakley sunglasses cheap

hollister

uggs

jordan retro

sac longchamp

ugg australia

ugg

salomon shoes

coach outlet store online

timberland boots

hollister

beats by dre

longchamp handbags

nike roshe run

air jordans

moncler jackets

nike air max

asics

louboutin

ray ban

balenciaga

burberry outlet store

pandora charms

barbour

longchamp

nike free run

ray ban sunglasses

vanessa bruno

new balance

ray ban sunglasses

ed hardy

kate spade outlet

burberry outlet

tods

sac michael kors

nike air

louboutin

juicy couture outlet

ugg boots

nike air force

polo ralph lauren

ray ban

ray ban sunglasses

coach purse

converse

huarache

canada goose jackets

michael kors canada

hollister

air max 95

adidas uk

roshe run

burberry outlet online

new balance

oakley vault

michael kors handbags

ugg boots

hogan outlet

roshe run

marc jacobs

mulberry outlet

ray ban sunglasses

jordan shoes

burberry outlet

vans

jordan

nike

north face

sac burberry

bcbg max

ray ban sunglasses

beats headphones

wedding dresses

mizuno running shoes

nike shoes

michael kors outlet

michael kors outlet online store

canada goose outlet

tommy hilfiger

moncler

polo lacoste

oakley sunglasses

converse

swarovski uk

rolex

nike air max

soccer jerseys

fendi

uggs outlet

jordan

puma shoes

wedding dresses

moncler

nike roshe run pas cher

nike blazer pas cher

air max 2017

coach outlet online

kate spade outlet

wedding dresses

north face

air max

valentino

ugg

cheap ugg boots

cheap nfl jerseys

ray ban outlet

canada goose

uggs outlet

ralph lauren outlet

timberland

rolex

tommy hilfiger

converse

guess

ugg boots

mulberry

flops

reebok

michael kors

swarovski

hollister

hermes outlet

hollister

asics

canada goose

20171226caihuali (Dec. 26, 2017)

kate spade outlet

coach factory outlet

pandora outlet

prada handbags

marc jacobs outlet

true religion jeans

michael kors outlet

coach outlet

nike shoes

converse shoes

cheap mlb jerseys

timberland sko

oakley sunglasses

christian louboutin shoes

air max 90

christian louboutin outlet

ray ban sunglasses

michael kors outlet

oakley sunglasses

coach outlet

fitflops sale

true religion outlet

nfl jerseys wholesale

ugg boots

ferragamo outlet

true religion jeans

polo outlet

michael kors outlet

ugg outlet

air max 90

michael kors

longchamp bags

moncler jackets

uggs outlet

michael kors handbags

moncler outlet

cheap jerseys

adidas wings

coach handbags

mulberry handbags

valentino outlet

ugg outlet

ugg boots clearance

adidas nmd

fitflops shoes

michael kors handbags

chrome hearts outlet

polo ralph lauren

michael kors handbags

fitflops outlet

michael kors outlet

nike outlet

ugg outlet

ralph lauren polo

coach factory outlet

jordan shoes

true religion outlet

pandora outlet

polo ralph lauren

ugg outlet

ugg outlets

ray bans

tory burch outlet

air max 1

nike store

mulberry handbags

ugg boots clearance

ugg boots

coach outlet

coach factory outlet

michael kors wallets

polo outlet

bottega veneta outlet

burberry outlet

cartier outlet

kate spade outlet

ugg outlet

michael kors outlet

longchamp outlet

oakley sunglasses

ray ban sunglasses

coach outlet

ralph lauren uk

coach outlet

canada goose outlet

nfl jerseys

oakley sunglasses

christian louboutin shoes

swarovski outlet

ugg outlet

yeezy boost 350

new balance shoes

air max 90

jordan shoes

moncler jackets

cheap nfl jerseys

ferragamo shoes

polo ralph lauren

cazal sunglasses

coach factory outlet

ugg boots clearance

true religion uk

cheap nhl jerseys

michael kors outlet

ralph lauren polo

canada goose outlet

ferragamo outlet

true religion outlet

canada goose jackets

canada goose outlet

canada goose outlet

canada goose outlet

Girls shoes

nike shoes

fitflops sale clearance

oakley sunglasses

pandora charms sale clearance

coach outlet online

ralph lauren polo shirts

nike sko

jordan shoes

longchamp pas cher

oakley sunglasses wholesale

cheap jerseys

prada outlet

christian louboutin outlet

michael kors outlet

nike shoes

coach outlet

cheap snapbacks

michael kors outlet

coach outlet

canada goose jackets

burberry outlet

christian louboutin online

ugg outlet

nike roshe one

canada goose outlet

tory burch outlet

ray ban sunglasses

michael kors handbags

coach factory outlet

kate spade outlet

coach outlet

ugg boots

michael kors outlet

chrome hearts

mont blanc pens

nfl jersey wholesale

canada goose outlet

tods outlet

ralph lauren polo shirts

cheap mlb jerseys

true religion jeans

michael kors outlet

polo ralph lauren

ugg outlet

ralph lauren outlet

ugg black friday

fred perry polo shirts

longchamp handbags

air max uk

puma outlet

oakley sunglasses

ugg cyber monday

longchamp pliage

uggs outlet

pandora charms

hermes outlet

vans greece

true religion jeans

oakley sunglasses

ugg outlet

coach outlet online

hermes outlet

true religion jeans

pandora charms

polo ralph lauren

pandora jewelry

giuseppe zanotti outlet

pandora charms

moncler outlet

nike outlet

kobe bryant shoes

swarovski crystal

ray ban sunglasses

nike air max 2015

michael kors outlet

denver broncos jerseys

nike free 5

lebron james shoes

asics shoes

michael kors outlet online

ecco sale

nike air force 1

oakley sunglasses

nike trainers

coach outlet

nba jerseys

nike blazer pas cher

ecco shoes

ralph lauren pas cher

coach outlet

supreme clothing

canada goose outlet

michael kors outlet

michael kors

football shirts

oakley sunglasses

christian louboutin uk

pandora outlet

coach outlet

cheap nfl jerseys

michael kors handbags

lacoste soldes

christian louboutin shoes

nike shoes

polo outlet

christian louboutin outlet

supra shoes

tory burch outlet

cheap jordans

polo shirts

burberry outlet

coach outlet

huaraches shopping

longchamp handbags

longchamp solde

canada goose outlet

tory burch outlet

true religion jeans

mulberry handbags

pandora charms

michael kors outlet online

pandora outlet

canada goose jackets

michael kors

moncler outlet

canada goose cyber monday

herve leger outlet

20171226caihuali

kakakaoo (Nov. 30, 2017)

yeezy shoes

ralph lauren outlet online

cheap jordan shoes

ugg boots sale

coach factory outlet

coach factory outlet online

nike sneakers

canada goose jackets

canada goose outlet

coach factory outlet online

uggs clearance

christian louboutin shoes

pandora charms

canada goose outlet

ugg outlet online

michael kors outlet online

coach outlet online

pandora

coach outlet online

louboutin outlet

pandora charms sale

canada goose

polo ralph lauren outlet

polo outlet online

ugg boots

ralph lauren outlet online

polo ralph lauren outlet online

mbt

pandora charms outlet

polo ralph lauren outlet online

ugg boots

ugg boots clearance

polo ralph lauren outlet

louis vuitton outlet online

michael kors

louis vuitton factory outlet

coach outlet online

cheap uggs

fitflop sandals

air max

uggs

north face outlet

ugg boots

michael kors outlet clearance

canada goose

uggs outlet

north face sale

birkin handbags

canada goose sale

ralph lauren outlet online

michael kors outlet canada

polo ralph lauren outlet online

ugg boots

ralph lauren outlet online

uggs outlet

burberry handbags

polo ralph lauren

valentino

cheap air jordans

michael kors bags

ralph lauren uk

ugg boots

burberry outlet online

red bottoms

discount oakley sunglasses

canada goose jackets

coach outlet online

ray ban glasses

adidas nmd r1

cheap nike shoes

mlb jerseys

the north face outlet

uggs outlet

burberry outlet online

north face jackets

canada goose sale

adidas sneakers

ugg outlet

uggs

pandora charms sale clearance

mulberry outlet uk

the north face outlet

burberry handbags

adidas store

nike outlet online

pandora jewelry

jordans

hermes bags

canada goose jackets

cheap ugg boots

kate spade handbags

ugg outlet

ugg outlet store

fred perry shirts

ugg outlet

ray ban sunglasses discount

north face jackets

polo ralph lauren outlet

adidas yeezy shoes

171130yueqin

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum