Volume: 7, Issue: 2

1/08/2015

Ценности дополнительного образования детей в создании воспитательного пространства социума
Алиева Л.В. [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: воспитание, ценности воспитания, воспитательное пространство, дополнительное образование детей, субъекты воспитания.

АННОТАЦИЯ: В статье раскрываются научные подходы к воспитательному пространству как социально-педагогической реальности, объекту развития теории и практики воспитания с учетом специфики основной среды, ценностей дополнительного образования детей и его основных субъектов. Система дополнительного образования детей  характеризуется как открытое пространство государственно-общественного воспитания, субъектами которого являются государственные структуры (учреждения дополнительного образования, блоки внеучебной деятельности школы), общественные объединения, организации (взрослые, детские, детско-взрослые), взрослые и дети в совместной добровольной образовательной и общественно значимой деятельности.


Актуальность проблемы

Новый этап развития российского образования характеризуется возрастанием значения воспитания как его основного ценностного блока, процесса педагогически организованного развития человеческой личности. Приоритет воспитания в модернизируемой системе образования закреплен в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012).

Система дополнительного образования  занимает в нашей стране особое место. Это отечественная историческая, социально-педагогическая реальность и потребность в развитии общества через расширение  образовательно-воспитательного пространства – среды позитивной  социализации человека, его гражданского и культурного становления. В основе системы дополнительного образование лежит особая деятельность (индивидуальная и коллективная, трудовая и познавательно-интеллектуальная,   культурологическая и социально  значимая), интегрирующая в себе обучение и самообразование, воспитание и самовоспитание.  Это пространство воспитания Человека, а не только личности; формирования новых качеств, компетенций, субъектных статусов, ролей, позиций в  образовательной и общественно значимой деятельности.

Специфика дополнительного образования детей как «внешкольного», а не продолжения основного образования в школе после уроков, состоит в том, что это особая подсистема системы непрерывного, открытого, государственно-общественного образования и общественного воспитания детей и молодежи.

Система отечественного внешкольного образования  уникальна, прежде всего, по своему воспитательному опыту. Воспитание проявляет себя в системе дополнительного образования  как: а) часть общечеловеческой и национальной культуры; б) органичный блок образования, придающий процессу обучения воспитательный смысл; в) закономерная функция общественного воспитания,  взаимодействие поколений в деятельности, общении, отношениях; г) позитивно организованный процесс социализации ребенка  в социуме.

Перспективы развития системы дополнительного образования, повышения ее роли как самостоятельного блока образования детей и взрослых видятся в осмыслении ее специфического воспитательного потенциала и определении путей и условий успешной реализации в создании и эффективном функционировании современного воспитательного пространства – ценностной  основы открытого, непрерывного, государственного и общественного образования детей и взрослых.

Теоретико-методологический подход к проблеме

В основе теоретико-методологического подхода лежат современные научные знания о воспитании, воспитательном пространстве, представленные  коллективом  Научной школы Л.И.Новиковой, Центра стратегии и теории воспитания личности «Института стратегии развития образования Российской академии образования»  (рук. Н.Л. Селиванова (11, 12).

Воспитательное пространство – это инновационная категория теории воспитания; социально-педагогическая, культурологическая реальность; педагогически организованная среда развития и формирования человека – творческой личности, индивидуальности; ценностный показатель системы образования.

Воспитательное пространство социума определяется как результат реализации приоритетных ценностей основных субъектов  системы образования и общественного воспитания; «возрастных» и индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся;  направленностью основных образовательных программ; демократизмом организации процесса обучения; позицией педагога-воспитателя и обучающегося; органичной связью с реалиями окружающей жизни, запросами общества, семьи, самих детей. Именно гуманистические, демократические, общечеловеческие ценности – основа воспитательного пространства – среды совершенствования человека: индивидуальности, личности, творца-созидателя нового (11).

Основные научно-педагогические методы выявления и осмысления специфического потенциала дополнительного образования и его реализации в создании и развитии воспитательного пространства: изучение и анализ результатов педагогических исследований проблем воспитания в деятельности учреждений дополнительного образования, массового опыта (5, 8);  опытно-экспериментальная работа Центра на базе учреждений дополнительного образования Москвы ( 3, 6).

Специфический воспитательный  потенциал дополнительного образования

Учреждения дополнительного образования (далее УДО) как основные структуры системы дополнительного образования детей являются современными инновационными воспитательными реалиями в системе непрерывного образования, партнерами образовательных организацийВоспитание – приоритет и главная ценность образовательной и общественной деятельности учреждений дополнительного образования (1, 5).

Воспитательная уникальность этих учреждений состоит в том, что их деятельность охватывает внешкольное пространство социума, досуг детей выходит за рамки  жестко заданного сверху программного содержания и, наконец, распространяется в  непрерывное образование в социуме. Деятельность УДО захватывает самое «неспокойное время» – досуг подростка (выходные дни, каникулы), который требует содержания и организации деятельности, которая, прежде всего, привлечет подростка, окажет  позитивное влияние на поведение, отношения, выбор ценностей жизни, расширит круг делового и личного общения со сверстниками и старшими.

Каждое УДО – это пространство: обучения, воспитания, социализации, личностного развития ребенка, духовного, культурного обогащения, реализации собственного и приобретения нового жизненного опыта – источника самовоспитания.

Цели УДО  отличаются от целей школы и в большей мере соответствуют реализации задач гуманистической теории образования и воспитания. А именно: а) главные цели УДО – не вооружение детей системой обязательных научных базовых знаний и умений, зафиксированных в программах, как основы их развития, а прежде всего,  саморазвитие, развитие ребенка ( социальное, индивидуальное) в процессе добровольно выбранной деятельности конкретной профессиональной направленности. Средством образования и воспитания (самовоспитания), развития (саморазвития) ребенка становятся профессионально-ориентированная  деятельность и искусство (часто сочетание того и другого). Главным средством достижения цели является сам ребенок – реальный субъект образования и воспитания.

Специфичен воспитательный потенциал образовательного процесса УДО. Основой обучения детей является профессионально и практически направленная деятельность. Это деятельность лично значимая, привлекательная для ребенка и самостоятельно (или по совету родителей) избранная. Результаты обучения тоже привлекательны (участие в выставках, смотрах, конкурсах, применение полученных навыков и умений в повседневной жизни, оказании помощи взрослым, старшим и младшим товарищам). Это результаты собственной добровольной творческой деятельности  – как индивидуальной, так и коллективной. Сочетание положительных результатов (индивидуальных и коллективных) – важный воспитательный момент. Результаты выступают стимулами активности ребенка, мобилизации внутреннего потенциала для достижения лучших показателей.

Системообразующей в воспитательной деятельности УДО является профессиональная деятельность (художественная, музыкальная, театральная, техническая, спортивная, экологическая и т.д.) как совместная жизнедеятельность детей и взрослых (педагога и воспитанника), ориентированная на удовлетворение индивидуальных потребностей, возможностей, выбор подростком будущей профессии. Происходит практическое освоение азов профессии в гармоничном сочетании теоретической и практической подготовки в индивидуальной и коллективной деятельности.

Воспитание и обучение  в УДО – «штучное» (индивидуализированное) в отличие от школы, осуществляющей единый для всех образовательный стандарт. Это придает особую ценность создаваемому воспитательному пространству учреждения и окружающего социума.

В УДО иные, чем в школе, отношения: межвозрастные, неформальные, взаимовлияния и взаимозависимости, отношения делового сотрудничества, не регламентированные временем или должностными обязанностями. Отношения в конкретной предметной деятельности, в которой и взрослый, и ребенок субъекты-партнеры, –  существенная  ценность воспитательного пространства.

В основе воспитательных ценностей  УДО – взаимодействие отечественных базовых педагогических традиций и инноваций. Социально-педагогические инновации (образовательные программы учреждения, детского объединения, психолого-социологические технологии, мониторинги) придают динамизм и современность деятельности учреждения. Но устойчивость создается за счет традиций отечественного внешкольного, преимущественно общественного воспитания (опыт Домов, Дворцов пионеров и комсомольцев, организация массовых общественных акций, кампаний;  традиции начальной профессиональной ориентации и подготовки школьников в учреждениях типа клубов юных моряков, станций юных техников, юннатов и.т.д.).

Своеобразие взаимодействия традиций и инноваций – в придании «хаосу», «стихии» (инновационным процессам саморегулирования, самоопределения) определенного целесообразного «порядка», как результата творческого обновления традиций, осознания жизненности, значимости инноваций.

Попытки, в частности, со стороны органов образования, форсировать «внедрение» инноваций как средства «унифицировать» УДО, привести  их к стандарту (рекомендации по «основным образовательным областям», единые требования  к образовательной программе в системе дополнительного образования; единые подходы к аттестации учреждения и педагогического работника УДО; обязательность фиксированных результатов обучения воспитанника по «годам» в УДО) могут негативно сказаться именно на воспитательной уникальности  системы дополнительного образования.

Социальное воспитание – органичная составляющая системы дополнительного образования. Специфика социального воспитания в  деятельности УДО определяется связью основной образовательной деятельности учреждения с окружающей жизнью, потребностями и проблемами детей ближайшего социума. Именно объекты ближайшего социального, культурного, природного окружения являются главными объектами познания через специфические виды обучения и воспитания. Эта осваиваемая ребенком действительность становится базой социализации и приобретения  жизненного опыта.

Общественно значимая деятельность детей  в социуме  разной направленности (трудовой, социальной, культурной) становится позитивной основой, ценностью воспитательного пространства.

Массовые социально значимые, культурологические, спортивные, общенародные акции, смотры, конкурсы, фестивали, праздники, организаторами и участниками которых являются УДО, воспитанники конкретных объединений, демонстрируя полученные знания, умения, мастерство (основы профессиональной подготовки), личное отношение к знаменательным событиям в стране, регионе, людям обогащают  воспитательное пространство социума позитивными ценностями детского, молодежного творчества. Эта социально и личностно значимая деятельность является для подростков не обязанностью, а делом добровольным, в свободное от основных (обязательных) учебных занятий время, позитивно эмоционально окрашенным средством  достижения личных успехов как результатов приложения определенных внутренних усилий, воли, творчества, реализации индивидуальных способностей и возможностей. Именно эта  деятельность УДО, ее результативность, личная и общественная, является важным фактором становления гражданской позиции подростка в создаваемом позитивном воспитательном пространстве.

Воспитательный потенциал субъектов учреждения дополнительного образования

Коллективный субъект – детское объединение учреждения дополнительного образования, принципиально отличающееся от школьного объединения –класса. Детское объединение системы УДО – это добровольное объединение детей с общей направленностью интересов, позитивным отношением к предлагаемой деятельности. Основой детского объединения является деятельность: учение, совместное, творческое созидание, общение, комплекс отношений взрослых и детей,  детей-детей (часто детей разного возраста, что само по себе является воспитательным фактором). Как правило, деятельность детского объединения УДО – это сочетание индивидуальной, самостоятельной деятельности воспитанника и коллективного творчества, что придает индивидуальной работе подростка особую значимость в его собственных глазах и мнении товарищей и  педагога. Опыт показывает, что субъектная роль детских объединений системы дополнительного образования наиболее значима, если они по способам организации основной деятельности, влиянию на социум, позиции воспитанника и руководителя приближены к общественным самодеятельным структурам (наличие системы самоуправления, самоорганизации, элементов общественно полезной и социально значимой деятельности; приоритеты творчества, инициатив детей).

Детское объединение определенной профессиональной направленности выступает ведущим коллективным субъектом  организации образовательной деятельности (хоровая студия, театральное объединение, туристско-краеведческое, технический кружок, пресс-центр, клубные объединения и т.д.), инновационной сетью в процессе социального, профессионального внешкольного воспитания.

Общим в характеристике деятельности УДО можно считать приоритет воспитания как процесса позитивного взаимодействия взрослых и детей в общей деятельности, результатами которой является личностный рост каждого участника, его вклад в улучшение окружающей жизни (4, 7, 9). А основу воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования представляет творчество педагога и воспитанника, что формирует и определенную субъектную позицию участников, составляет особую ценность воспитательного пространства.

УДО – особое пространство профессиональной деятельности взрослого, сочетания его педагогического профессионализма  с владением другими специальностями, что усиливает воспитательное влияние личности взрослого на ребенка. Позиция взрослого-педагогического работника, как субъекта воспитания характеризуется, прежде всего, его базовым профессиональным образованием и творческим использованием педагогической специфики профессии  в обучении, воспитании и развитии подростка.

Педагог дополнительного образования – новый тип педагога-воспитателя. Это профессионал в определенной области человеческой деятельности, который одновременно выступает в качестве учителя-наставника, воспитателя,  методиста, организатора  специфической образовательной и общественной деятельности обучающихся в детском объединении, исследователя и разработчика актуальных проектов, программ, модулей. Его деятельность преимущественно добровольная. Это лично заинтересованная передача профессионального и жизненного опыта детям,  а не формальное выполнение  должностных педагогических функций. Широкий диапазон деятельности педагога дополнительного образования ( свобода выбора и обновления образовательных программ, отсутствие жестких государственных стандартов) – характерные особенности его субъектной позиции в основной образовательной и общественной деятельности. Основные функции педагога дополнительного образования как активного и творческого субъекта обучения и воспитания детей: педагогические, профессиональные; социальные (удовлетворение заказа общества, семьи, структур социума); личностно-социальная и научно-методическая  (разработка инновационных, авторских программ, проектов, технологий, методов, средств обучения, воспитания, отвечающих специфике основной образовательной деятельности, возрасту обучающихся, современным научным данным). Показателем индивидуальной  реализации основных функций выступает личностно-профессиональная позиция педагога дополнительного образования – творческого субъекта образования и общественного воспитания.    Эта позиция взрослого: профессионала – педагога - воспитателя, организатора детского объединения  – ничем не заменимая ценность воспитательного пространства (2, 3).

Позиция обучающегося – объекта и субъекта воспитания  

Воспитательный потенциал УДО – в позиции воспитанника как объект-субъекта многообразной  деятельности. Это приоритет дополнительного образования. УДО – пространство самореализации воспитанника в различных видах, формах  деятельности (не только учения), где он – активный  участник, создатель продукта деятельности, построенной на целой системе отношений. Это пространство взросления, реализации важной потребности подростка в процессе общения с людьми (взрослыми) разных профессий, возраста.

Субъектность ребенка проявляется уже в акте добровольного выбора того или иного объединения, педагога. Результаты деятельности тоже представляют субъектность ребенка.  Творческая индивидуальная работа каждого оценивается  не по единой «балльной» шкале, а по индивидуальным  отличиям.

Именно в УДО проявляются у детей первые признаки субъектности (активности, самостоятельности, творчества, личной позиции, личного мнения, отношения и т.д.); появляется  возможность изменить свою роль, позицию, попробовать свои силы, способности, проявить свой небольшой жизненный опыт, узнать себя как «Я». Одни становятся отличными организаторами в коллективе, другие создают уникальные творческие работы, получают призовые места, грамоты, дипломы; третьи становятся инструкторами-наставниками младших товарищей.

Опыт учреждений дополнительного образования убеждает в том, что именно сформированная субъектная позиция обучающегося – главный результат и показатель воспитания и ценность воспитательного пространства.

Позитивный опыт творчески используется в разрешении проблемы развития субъектности подростка: а) в организация образовательной деятельности через создание и развитие детского первичного объединения как мини-воспитательного пространства; б) при разработке индивидуальных программ личностного роста воспитанника в осваиваемой профессионально и социально ориентированной деятельности с учетом детского возраста, индивидуальных особенностей и опыта; в) через активное (поэтапное) включение ребенка в многообразную деятельность учреждения (учебную, общественную; коллективную и индивидуальную; в объединении, в социально значимых акциях, конкурсах, смотрах); г)  систематическое оценивание комплекса качественных результатов деятельности обучающегося по важнейшим завершенным циклам  деятельности с учетом возраста: сформированность устойчивого интереса,  проявления творчества, инициатив, самостоятельности,  деловых, межличностных и межвозрастных отношений, проявление новых жизненных ценностей,  практическое применение в жизни полученных знаний, умений, навыков.

Наличие специфического воспитательного потенциала  УДО создает предпосылки его реализации в создании воспитательных пространств, субъектами которых становятся взрослый  и ребенок, их объединения.

Пути, средства и условия эффективной реализации ценностей образовательной деятельности УДО в развитии воспитательного пространства

Одно из перспективных направлений – развитие системы дополнительного образования как государственно-общественной в качестве: а) субъекта становления демократического российского гражданского общества – гуманистического пространства развития личности-индивидуальности, творца и созидателя; б) объекта сочетания  государственного административного управления с развитием общественного управления (самоуправления, соуправления, сетевого управления), субъектами которого становятся: взрослые (педагогические работники, родители, социальные партнеры), творческие профессиональные общности (детские детско-взрослые, взрослые), что рождает новые позитивные, ценностные, деловые отношения  детей и взрослых, основанных на сотрудничестве, личной заинтересованности в его результативности.

  • Инициирование и стимулирование создания на базе УДО самодеятельных детских общественных объединений - партнеров педагогического  коллектива в реализации основных образовательных задач, расширении сферы влияния на детей и социум деятельности того или иного учреждения, повышении его авторитета в глазах государственных  структур, общественности, семьи.
  • Деловое взаимодействие УДО и общественных структур позволит расширить воспитательное пространство за счет объединения социально-педагогического потенциала каждого субъекта, а значит усилить позитивное влияние на детей; позволит найти ребенку-индивиду свою нишу позитивной самореализации, окажет влияние на демократизацию и гуманизацию социального пространства.
  • Теоретико-методическое обоснование программирования инновационной образовательной деятельности УДО с приоритетом специфики воспитания.
  • Ориентирование педагогических коллективов УДО на максимальное и эффективное использование в воспитании уникальных возможностей региона, столицы, культурного, исторического и научного российского багажа. Разработка и реализация комплексных программ освоения подростком Малой Родины станут ценностным блоком воспитательного пространства.

Заключение

Воспитательное пространство социума – результат реализации приоритетных воспитательных ценностей дополнительного образования: «возрастных» и индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся;   практической, профессиональной направленности основных образовательных программ; демократизации организации процесса обучения и воспитания; полисубъектной позиции педагога-воспитателя; органичной связи УДО с реалиями окружающей жизни, запросами общества, семьи, самих детей. Реализация специфических ценностей дополнительного образования позволяет формировать воспитательное пространство как ближайшую среду личностного роста, развития обучающегося и педагогического работника (в их деловом взаимодействии).

Решение социально- и национально-значимой задачи воспитания Человека ХХI века  позволит системе дополнительного образования занять не «дополнительное», а ведущее место в формировании и функционировании гуманистического, демократического воспитательного пространства в современном российском обществе и в совершенствовании человека нового времени. 

Литература

  1. Алиева Л.В. Воспитательные приоритеты системы дополнительного образования детей / Изменяющееся воспитание в изменяющейся России: теория, практики, институты, технологии: сб. материалов международной научн.-практ. конф. –  Москва, 15-17 октября 2012 г. – М.: НОУ «Педагогический поиск». – 2012. – С.35-42.
  2. Алиева Л.В. Система дополнительного образования – пространство становления полисубъектной позиции педагога нового типа. Сборник научно-методических материалов. –М.: ФГБОУ ДОД ФЦТТУ, 2013. – 28 с.
  3. Алиева Л.В., Озерская О.В.  Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования – база формирования педагога нового типа. Сборник из опыта работы. Под ред. Л.В.Алиевой. – М., 2008. – 124 с.
  4. Алиева Л.В. Учреждения дополнительного образования и детские общественные объединения – субъекты внешкольного воспитания. Научно-методическое пособие. /Л.В.Алиева - М.: ГОУ ДОД ФЦТТУ. – 2008. – 71 с.
  5. Алиева Л.В. Приоритет воспитания в деятельности учреждений дополнительного образования детей. / Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития. Сб. трудов Международной научно-творческой конференции. Под ред. С.В.Ивановой, А.В. Овчинникова. -  М.: ФГНУ ИТИП РАО. – 2014. – С.55-67.
  6. Алиева Л.В. Нефедова Н.А. Дополнительное образование в школе – инновационный блок общего образования и социального воспитания детей. Пособие. Вып.3. Серия «Библиотечка педагога-практика». – М, ООО «ДОД». – 2007.
  7. Алиева Л.В. Социально-педагогическая характеристика детской общности в системе дополнительного образования как инновационного субъекта образования и общественного воспитания. /   Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества. Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции 24 октября 2011 г. Часть 1. Под ред. С.В. Ивановой, А.В. Овчинникова. – М., 2011. – С.23-31.
  8. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования. /Уч.-метод. пособие. – М.:  АНО « Диалог культур». – 2007.
  9. Детская общность как объект и субъект воспитания. Монография. /Под ред.  Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой – М.: Издательский центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО. – 2012. – 324 с.
  10. Модели отечественного внешкольного воспитания: традиции и современность. /Сб. научных трудов. Под научной ред. Л.В.Алиевой. М.: ФГНУ ИТИП РАО. – 2013. – 114 с.
  11. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве и его роли в решении проблем воспитания. /Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. Под ред. Н.Л.Селивановой. – М.: Педагогическое общество России. – 2001. – С.5-18.
  12. Методологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания. / Монография. Ред. Н.Л. Селиванова, Е.И.Соколова. – М.-Тверь: ООО «ИПФ «Виарт». – 2011. – 200 с.

---

Работа выполнена благодаря поддержке РГНФ,  проект № 14-06-00088.

Алиева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»,  г. Москва.

 

 

 

 

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum