Volume: 7, Issue: 2

1/08/2015

Владимир Абрамович Караковский
Степанов П.В. [about] , Степанова И.В. [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: В.А. Караковский, принципы новой школы, воспитательная система, коллективные творческие дела, школьный коммунарский сбор, детское самоуправление.

АННОТАЦИЯ: В статье-эссе кратко рассказывается о деятельности выдающегося российского ученого-педагога и директора школы, новатора и гуманиста В.А. Караковского.


Говорят, есть такие люди, которые заставляют земной шар крутиться, которые вносят в этот мир такое, что остается в нем на десятилетия, которые, однажды встретившись с вами, могут изменить вашу жизнь. Если говорить о мире образования, то таким человеком в нем был Владимир Абрамович Караковский (1932-2015). Его имя известно многим специалистам в Америке, Европе, Азии, а в России о нем знают, пожалуй, все педагоги. Владимир Абрамович был одним из тех, кто привнес в образование не только новые методики работы с детьми, но и способствовал демократизации всей школьной жизни.

Биография Владимира Абрамовича неразрывно связана со школой. По окончании в 1953 году Челябинского педагогического института он работал сначала учителем русского языка и литературы в школе № 48, с 1962 года – директором Челябинской школы № 1. Защитив в 1977 году под руководством Людмилы Ивановны Новиковой кандидатскую диссертацию, Караковский с этого же года возглавил среднюю школу № 825 г. Москвы2, директором которой, теперь знаменитой на всю страну «школы Караковского», он проработал 34 года.

Здесь Владимиру Абрамовичу  удалось создать совершенно особенную школьную среду, где слышат педагогов и детей и где уважают внутреннюю свободу и независимость мышления каждого. Долгие годы она оставалась школой человечности для многих и многих детей и взрослых. В сотрудничестве с научным Центром теории воспитания здесь разрабатывались и воплощались в практике инновационные идеи создания воспитательной системы, использования методики коллективных творческих дел в учебной и внеучебной деятельности, поддержки ученического самоуправления, формирования классных коллективов и многие другие. Рождавшиеся в недрах школы педагогические инновации стали предметом 5 докторских и 31 кандидатских диссертационных исследований.

Понятно, такой школа стала не сразу. До прихода нового директора она представляла собой учреждение, куда с большой неохотой шли и дети, и педагоги. Сам В.А. Караковский так описывал сложившуюся в школе ситуацию: «Культ казарменного порядка и единообразия господствовал во всем. Работа с учителями шла под жутким силовым давлением: проверки, перепроверки, контрольные, тренировки, отчеты, совещания, смотры, педсоветы – гигантская лавина дел. А результат? Дай бог, если 20% учеников проявляли устойчивый интерес и достаточно стабильные знания. Воспитательная работа за редким исключением строилась на тех же принципах: обязательные тематические классные часы, единые для всех политинформации, включенные в расписание уроки профориентации, заседания многочисленных штабов и комиссий...» (2, 8). Новую школу пришлось создавать из такой вот школы-конторы. Впрочем, В.А. Караковскому помогло стремление многих педагогов изменить ее жизнь к лучшему, «деформализовать работу», «улучшить отношения», «не допускать лжи, клеветы среди педагогов»,  «поднять на высокий уровень нравственно-этические проблемы» (все это ответы учителей на вопрос анкеты, которая была предложена им новым директором). Этому стремлению отвечали и принципы, которые были положены в основу концепции новой школы:

  • школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.
  • Воспитание и обучение без уважения – подавление;
  • Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны.
  • Главным инструментом воспитания является коллектив школы, действующий на  демократических и гуманистических принципах, представляющий собой союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью...

По мере развития новой школы общей целью детей и взрослых становится самореализация – в творчестве, общении, игре, спорте, труде. А общей, системообразующей, деятельностью, которая позволила реализовать эти цели и сформировать демократические и ответственные отношения в школе, стала коллективная творческая деятельность.

Как вспоминает В.А. Караковский, обращаясь к поискам объединяющей всех деятельности, педагогам хотелось, чтобы она совпала с основной деятельностью ученика – учением. Но школа не была к этому готова: непопулярность учебы в сознании большинства ребят, узкая специализация и разобщенность учителей-предметников, замкнутые ячейки кабинетной системы, ориентация на знания и навыки – все это не могло способствовать интеграции воспитательных усилий. И тогда, пишет В.А. Караковский, «было принято решение обратиться к сфере досуга. Здесь все были примерно в равных условиях, здесь не так сильна была власть «обязаловки», здесь возникали довольно комфортные условия для раскрепощения личности» (2, 11). Здесь и началось триумфальное шествие по школе коллективной творческой деятельности.

Своеобразным комплексом коллективно-творческих дел, проводимых в условиях высокой интенсивности, стал школьный коммунарский сбор. Этот феномен довольно сложно описать однозначно. Сам В.А. Караковский всегда сравнивал сбор с молодежной коммуной (2, 18). И действительно, здесь, на сборе, складывается модель идеального устройства общества, модель идеальных отношений между людьми. И именно этот идеальный мир обладает мощнейшим воспитательным потенциалом. «Сбор, показывая учащимся разрыв между идеалом и повседневной жизнью, в то же время и у воспитанников, и у воспитателей порождает желание изменить обычную жизнь своей школы, совершенствовать ее воспитательную систему» (3, 37).

Сбор длится трое суток и проходит, как правило, за пределами города. Каждый его день до предела насыщен самыми разными коллективными творческими делами. Среди них – два наиболее важных, к которым готовятся еще в школе – это ГФД (главное философское дело) и ГТД (главное творческое дело). Задача первого – осмысление школьниками некоей философской, политической или нравственной проблемы, а также попытка представить свое видение данной проблемы на сборовской сцене. Задача второго – демонстрация, в рамках заданной темы, творческого потенциала детей, актуализация  способностей и талантов сборовцев. Вечером каждого дня на сборе организуется общий «огонек», на котором происходит обсуждение и анализ детьми и взрослыми всех минувших дел. Но не только дела являются предметом всеобщего обсуждения. На общем «огоньке» отмечаются и личности – те, кто в этот день чем-то особенно помог сбору, сделал доброе дело, проявил принципиальность. Один из школьников так охарактеризовал сборовский «огонек»: «...Здесь понимаешь, что Слово – это большое Дело, после «огонька» как будто сил прибавляется, а все отчего: тебя заметили, оценили, оказывается, от тебя польза есть» (Цит. по: 4, 59).

Постепенно традициями школы стали и другие коллективные творческие дела. Это и сентябрьские туристические походы классов, преследующие цель сплотить после летних каникул классные коллективы. Это и яркий театрализованный праздник песни. Это и настоящий новогодний КВН старшеклассников, проходящий с отнюдь не детским игровым накалом. Это и подростковый сбор, который организуют десятиклассники для учащихся 5-8-х классов. Это и праздник знаний с его научно-познавательными конференциями, брифингами и турнирами знатоков. Это и торжественный праздник чести школы, включающий в себя презентации стенгазет, рассказывающих о жизни класса за год, награждение школьников за успехи в различных видах деятельности, поздравления и творческие подарки школе. Это и «Рассвет Победы» – своеобразная акция, когда 8 мая, рано утром, с первым же поездом метро все желающие школьники, педагоги и родители выезжают на Красную площадь и возлагают цветы к могиле Неизвестного солдата.

Все эти дела, которые создают своеобразный стержень годового цикла работы школы, получили название ключевых. Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов.

Неудивительно, что в такой школе все большую роль начинает играть детское самоуправление. В школе действуют Большой совет, Совет «сборовских комиссаров», дежурные командиры классов, временные Советы дела.

Благодаря В.А. Караковскому эти и другие педагогические находки вошли в жизнь многих и многих школ как в России, так и в других странах. Сегодня его опыт и опыт работы возглавляемой им школы изучается в самых разных уголках мира. Книги Владимира Абрамовича – «Грани воспитания», «Без звонка на перемену», «Пути формирования школьного ученического коллектива», «Воспитай гражданина», «Стать человеком», «Школа воспитания: 825-й маршрут» – долго еще будут привлекать к себе внимание и исследователей, и практиков.

Хотелось бы обратиться к еще одной сфере деятельности В.А. Караковского. Он был не только блестящим педагогом, но и блестящим ученым. В.А. Караковский, как немногие другие, не только  воплощал теоретические идеи в школьную практику, но  умел и из практики извлекать плодотворные идеи.  Не случайно, он являлся член-корреспондентом Российской академии образования. Среди школьных директоров личностей, подобных  Караковскому, единицы. Он, как и его, научный руководитель, Л.И. Новикова,  говорили и писали о научных идеях так, что они были понятны любому учителю.

Вне всякого сомнения, В.А. Караковский был еще и прекрасным оратором и пропагандистом новых педагогических идей. Его лекции были известны всей стране, а его выступления записывались на радио и телевидении.

Владимир Абрамович сумел создать особенное образовательное учреждение, в которое нередко возвращались выпускники – как в качестве педагогов, так и в качестве друзей и помощников, и наконец,  в качестве родителей, приводящих в нее учиться уже своих собственных детей. Такое по силам только особенным людям, таким как Караковский. Его всегда отличала честность, прямота и духовная отвага, удивительно сочетавшиеся с добротой, романтизмом и неистребимой верой в людей.

Использованная литература

  1. Владимир Караковский. Серия «Педагогические вершины». Выпуск 1. – М., 2003.
  2. Караковский В.А. История воспитательной системы обычной школы // Школа воспитания: 825-й маршрут / Под ред. В.А. Караковского, Д.В.Григорьева, Е.И.Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  3. Сидоркин А.М. Становление воспитательной системы школы № 825: взгляд исследователя // Школа воспитания: 825-й маршрут / Под ред. В.А. Караковского, Д.В.Григорьева, Е.И.Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С. 37.
  4. Шахова Т.С., Рогачева А.И., Кукленко Н.И. Сбор как пространство развития личности // Школа воспитания: 825-й маршрут / Под ред. В.А. Караковского, Д.В.Григорьева, Е.И.Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С. 59.

Подр. см. официальный сайт школы:  http://sch825.ru

 

 

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum