Volume: 7, Issue: 2

1/08/2015

Российское воспитание: эпоха перемен?
Селиванова Н.Л [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА воспитание,  инновации, личность, образование, педагог, повышение квалификации, развитие.

АННОТАЦИЯ: В статье выделены и проанализированы состояние и ведущие характеристики современного российского воспитания; названы основные причины необходимости  его изменения; показаны идеи, которые  могут быть положены в основу его развития и поступательного движения.

Что положено в основу статьи

Существенные изменения, произошедшие в последние годы в российском обществе в целом и в системе образования в частности, а также вызовы, которые диктует дальнейшая ситуация развития как мира, так и России, определили необходимость осмысления  объективного состояния современной отечественной теории и практики  воспитания и выбора стратегии их дальнейшего развития.  Очевидно, что этот выбор не может быть случайным, а должен базироваться на разработке современных научных основ развития теории и практики воспитания. Последнее поможет существенно обновить теорию, которая, в свою очередь, станет основанием для внесения инноваций в практику воспитания и базой осмысления существующей практики с точки зрения ее воспитательной эффективности.

В данной статье  автор размышляет о состоянии российского воспитания на основе анализа более 2000 заявок и отчетов, поступивших в последние десять лет в различные фонды по самым разным аспектам воспитания. Автор также имеет возможность постоянно анализировать как массовую, так и передовую практику воспитания, используя для этого личные наблюдения; интервью с педагогами, сотрудниками органов управления образованием и с родителями учащихся; изучение школьной документации и материалов конференций различного уровня, посвященных проблемам воспитания.

Все это, на наш взгляд, позволяет выявить основные характеристики развития российского воспитания и наметить его возможные направления.

Статические характеристики состояния российского воспитания

Обратимся к современной  отечественной практике воспитания в системе образования и, прежде всего, выделим три группы образовательных учреждений по представленности в них воспитания:

Во-первых, образовательные учреждения, для которых воспитание остается приоритетом; это учреждения, имеющие серьезные традиции воспитательной работы, реально ощутившие позитивные  результаты подобной работы на своих учениках.  Сегодня они, к сожалению, нередко находятся под давлением органов управления образованием, диктующих им совершенно другие первоочередные задачи. В этих учреждениях все труднее сохранять мотивацию учителей к воспитанию. Тем более что многие решения, принятые в системе образования в последние годы, лишили современного учителя статуса нравственного наставника, превратили его в лучшем случае в урокодателя, а в худшем – в человека, оказывающего образовательные услуги.

Во-вторых, ряд образовательных учреждений, ставя во главу угла процесс обучения, сохраняют элементы воспитания,  которые, например, в школе сегодня все  чаще связаны с реализацией программы внеурочной деятельности.  Таких учреждений, на наш взгляд, становится все больше.

И наконец, образовательные учреждения, которые сводят воспитание к минимуму, считая, что воспитание и так происходит в процессе обучения. По их мнению, воспитание учащихся не требует специально организованных усилий, либо они сводятся к минимуму.

Такая дифференциация отношения к воспитанию, сложившаяся сегодня в образовательных учреждениях, требует и разных подходов к организации воспитательного процесса в них.

Для современной практики воспитания характерна резкая дифференциация на уровнях  начального, основного и среднего образования по разным параметрам, в том числе и по решению проблем  воспитания. 

Организации, которые эффективно решают воспитательные проблемы, отличают следующие черты:

  • акцент на развитие  «самости» детей различного возраста;
  • поиск форм адаптации учащихся к социальной жизни в процессе  обучения их решению возникающих в обществе проблем;
  • создание и развитие гуманистических воспитательных систем;
  • формирование воспитательного пространства при активной (нередко главенствующей) роли в этом процессе педагогических коллективов образовательных организаций;
  • использование культуры (мировой и национальной) в качестве содержания воспитания;
  • интеграция общего и дополнительного образования; 
  • внедрение новых информационных технологий в процесс решения воспитательных проблем;
  • формирование здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся;
  • построение общностей детей, детей и взрослых различного масштаба и характера;
  • создание детских, юношеских, родительских и других общественных организаций, объединений;
  • изменение профессионального сознания педагога и содержания его деятельности.

Что же касается массовой практики воспитания в образовательных организациях, то для нее характерно:

  • использование коллективной творческой деятельности;
  • стремление к формотворчеству;
  • преобладание количественных оценок в определении эффективности воспитания, что нередко инициируется органами управления образованием;
  • выбор содержания, форм, методов и средств воспитания, неадекватных новым условиям взросления подрастающего человека;
  • противоречие между заявленной целью воспитания – личностное развитие ребенка – и методами, и средствами ее реализации;
  • отсутствие соотнесения между целью, задачами и результатами воспитания;
  • слабая педагогическая рефлексия процесса воспитания;
  • проникновение в воспитательный процесс психотерапевтических и религиозных практик;
  • возрастание роли детских и молодежных общественных движений, организаций, объединений;
  • приверженность различным системам ценностей в среде школьников и в среде педагогов.

Названные характеристики и тенденции не всегда поддаются однозначной оценке. Так, например,  использование коллективной творческой деятельности, безусловно, оживило воспитательную работу на рассматриваемых уровнях образования, но при этом многие педагоги и не подозревают, что сделали лишь первый шаг в применении так называемой «коммунарской методики», главное же в ней – отношения, которые рождаются в коллективной деятельности. К сожалению, осознанно заниматься воспитанием на уровне отношений могут лишь немногие педагоги.

Почему необходимы изменения в российском воспитании?

Прежде всего, изменения  продиктованы вызовами современного мира. Россия в течение более 70 лет была страной закрытой,  лишь немногие ее жители хорошо  владели иностранным языком, имели возможность бывать заграницей, читать западную литературу, общаться с иностранцами. Теперь ситуация коренным образом изменилась. Для россиян, особенно молодых, мир становится все более открытым. Они не только бывают в других странах, но  учатся там и работают, изучают обычаи и традиции разных народов.

В условиях глобализации значительно расширяются возможности поликультурного воспитания. Доступность других культур создает условия не только для идентификации человека с ними, что позволяет ему лучше понимать иные (чужие) ценности, традиции и обычаи, но и способствует обособлению человека от других культур, ставит его в ситуации соотнесения с ними, что создает благоприятные условия для воспитания патриотических чувств подростка, взрослого.

В рамках поликультурного воспитания следует рассматривать и проблему воспитания толерантности. Наиболее конструктивным представляется понимание толерантности, как ценностного  отношения  к культурному разнообразию общества, выражающееся в признании, принятии и понимании представителей иных культурных сообществ (П.В. Степанов) (5, 10).

В неразрывной связи с ней стоит проблема светского и религиозного воспитания. Как известно, советское общество существовало как общество атеистическое, а значит, религиозность и исполнение религиозных обрядов  не только не приветствовались, но и всячески преследовались. В сегодняшней России школа не может  не замечать церкви, тем более что последняя активно ищет способы сотрудничества, и у наших соотечественников появились возможности знакомства с различными религиями. Да, и Россия   многоконфессиональная страна. Правда, до настоящего времени еще не найдены приемлемые для школы и для церкви способы взаимодействия. Мы продолжаем наблюдать две крайности: либо школа полностью отгораживается от церкви, либо церковь активно проникает в жизнь школы, утверждая свой приоритет, прежде всего,  в вопросах нравственного воспитания.

Формирование российской гражданской идентичности детей и молодежи еще одна проблема воспитания, вышедшая на первый план в последние годы, причем она заявлена и как одна из центральных задач нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

М.В. Шакурова пришла  к выводу, что социокультурная идентичность школьников, формируется и развивается в референтных группах и сообществах, складывающихся в общеобразовательных организациях, и во взаимодействии с педагогами как значимыми Другими;  ее становление и развитие невозможно вне социокультурного пространства, модификацией которого является воспитательное пространство (7, 21). Педагогическое сопровождение есть один из  основных механизмов становления и развития социокультурной идентичности школьников.

Потребительское общество, бурно развивающееся в России, значительно ужесточает и усложняет задачи экологического воспитания. Ужесточает, потому что экологические требования к жизнедеятельности человека в условиях всевозрастающего потребления должны быть более  строгими, а усложняет, потому что это общество стимулирует  потребности получить  максимум возможных удовольствий  «здесь и сейчас» и, что самое прискорбное, несмотря ни на что. Отрицательную роль играет и реклама, которая создает, особенно у подростков и молодежи, иллюзию доступности всего того, что она предлагает. Негативным фактором для экологического воспитания является и то, что предыдущее поколение проживало в условиях постоянного дефицита необходимых для существования человека предметов, продуктов и т.д. и поэтому не может передать  позитивного опыта, культурных образцов жизни в условиях потребительского общества.

Экологическое воспитание в российских школах в основном связано с решением экологических проблем малой родины и хорошо, если  это делается в практическом плане. Конечно, решение этих проблем  важно и необходимо, но следует сделать и следующий шаг к  решению глобальных экологических проблем, начиная с осознания их значимости и поисков путей их решения, прежде всего, на уровне проектной деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями интенсивного проникновения информационных технологий, прежде всего, в процесс обучения. Сегодня уже никому  не надо доказывать, что информационные технологии способны коренным образом изменить обучение, создав новые  условия в этом процессе для развития личности ребенка, молодого человека.

В педагогических публикациях (и не только в них) широко обсуждаются  воспитательные проблемы, связанные с развитием информационных технологий.  Среди них: погружение детей и молодежи в виртуальную реальность, прежде всего, в различные социальные сети; подмена реального общения на общение в сети; посещение экстремистских, порно сайтов,  сайтов религиозных сект,  сайтов, пропагандирующих наркотики, суицид; увлечение агрессивными компьютерными играми, создающими иллюзию легкости убийства человека, пропагандирующие различные формы насилия. 

Отдельно стоит остановиться на тех изменениях детей, их поведения,  которые непосредственно связаны с появлением в нашей  жизни информационных технологий.  Д. Палфри и У. Гассер говорят о том, что дети, которых они называют детьми цифровой эры, проводят большую часть жизни в сети Интернет и нередко не делают различия между жизнью в сети и вне ее. Они по-другому взаимодействуют с различной информацией и все больше используют сетевое пространство для получения практически всей необходимой им информации, у них другие механизмы формирования идентичности, другое восприятие референтной общности (4). 

К сожалению, названное в малой степени учитывается  как в семейном воспитании, так и в других видах воспитания и, прежде всего, в воспитании в системе образования. Современные родители и педагоги редко ставят перед собой задачу перестройки процесса воспитания с учетом позитивного потенциала информационных технологий и коррекции негативных характеристик их использования.

А теперь обратимся к собственно педагогическим проблемам, диктующим необходимость изменений в сфере воспитания, и назовем лишь некоторые из них:

Во-первых, педагоги не могут не реагировать на взятый курс обновления нашего общества. Их, безусловно, волнуют те негативные явления, прежде всего, касающиеся проявлений безнравственности, которые  распространяются в молодежной среде, и за которые они, наряду с родителями  и с обществом, несут ответственность.

Во-вторых, изменения, происходящие в системе образования в целом, не безразличны для развития системы воспитания. Это, прежде всего, все, что связано с ЕГЭ, с принятием ФГОС, с изменениями в подходах к финансово-экономическому обеспечению деятельности образовательных учреждений. Эти изменения коренным образом изменили выстраиваемую педагогами иерархию решаемых  задач и психолого-эмоциональный климат педагогического коллектива. 

В-третьих, определяющим для воспитания ребенка становится понимание тех изменений, которые произошли и происходят с ним.

В своем докладе  на выездном заседании Президиума РАО в г. Нижний Новгород (19-20 апреля 2010 г.) Д.И. Фельдштейн  назвал шестнадцать значимых изменений. Укажем  лишь некоторые из них, особенно важные для процесса воспитания. Это снижение энергичности детей, их желания активно действовать, а у старших  дошкольников –детской любознательности и воображения;  недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты; экранная зависимость и как результат, неспособность ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствие интересов; гиперактивность, повышенная рассеянность; обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности; большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. На первый план у современных подростков выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни и возрастающая критичность по отношению к взрослым, при этом наблюдается всплеск индивидуализма. В целом, заметны серьезные изменения ценностных ориентаций детей, подростков и юношества не только по сравнению с серединой  90-х годов, но и с началом нового столетия.

Из позитивных моментов можно отметить увеличивающуюся категорию одаренных детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей – лидеры, и дети «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах – художественно одаренные, и наконец, дети, обладающие двигательным талантом (8, 7-11).

В-четвертых,  необходимо учитывать признаки возрастающего желания родителей продуктивно участвовать в процессе воспитания в образовательных учреждениях.

Проблемы воспитания, ждущие своего решения

Выделим ряд проблем, которые, на наш взгляд, требуют немедленного решения в теории и практике воспитания. Это анализ современных научно-педагогических парадигм и социально-культурный контекст развития воспитания; соотношение  базовых культурных ценностей и содержание современного воспитания; рассмотрение духовной сферы  жизни и духовного опыта воспитанника; формирование различных аспектов его социокультурной  идентичности; поликультурное и полисубъектное воспитание; учет гендерных особенностей развития личности; установление сущности воспитательной деятельности различных категорий педагогов,  развития их личностно-профессиональных позиций, а не выполнения ими комплекса функций;  определение инновационности в сфере воспитания и введение инноваций в воспитательный процесс;  анализ воспитательных возможностей  со-бытийной общности наряду с коллективом, воспитывающей средой и воспитательным пространством; возможность сетевого построения различных объектов воспитания; рассмотрение критериев и показателей оценки его качества.

Что может быть положено в основу развития российского воспитания

Остановимся лишь на некоторых идеях, которые могут иметь реальные перспективы для развития.

Начнем с идеи открытого образования, поскольку оно приобретает особое значение для личностного роста человека любого возраста, создавая уникальные возможности для воспитания принципиально важных для жизни в современном обществе качеств, таких как самостоятельность, предприимчивость, инициативность, ответственность, независимость и критичность.

Проникновение информационных технологий в процесс воспитания пока выглядит  довольно скромно, но тем не менее, российские исследователи уже показали  их возможности для обновления воспитания. Здесь, в первую очередь речь идет о формировании информационной культуры учащихся. Данные технологии также позволяют  создать условия для  построения единого информационного пространства в образовательном учреждении; развить креативность, самостоятельность, познавательный интерес, умение получать, анализировать и оценивать получаемую информацию. Все это можно обозначить как позитивный потенциал для изменения воспитания.

В свою очередь, реконструкция воспитания требует внесения изменений в нормативно-правовую базу на самых разных уровнях. Потребуется, например, включение в систему показателей и  критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления показателей и критериев, характеризующих состояние воспитания.  Это напрямую связано с разработкой оценки качества воспитания, которая может стать самостоятельным направлением в теории воспитания. Все актуальнее становится и практика общественной оценки качества воспитания с поэтапным переходом на систему государственно-общественной оценки.

Возможности развития воспитания, бесспорно, связаны с его научным и   методическим обеспечением. Но едва ли не самым важным остается уровень подготовленности педагога как воспитателя.

До сих пор можно услышать, что учитель воспитывает в первую очередь своим предметом. На наш взгляд, такое мнение связано с недооценкой роли воспитания в системе образования  и непониманием того, что воспитательная деятельность учителя не есть приложение к  преподаванию предмета.

Многие современные исследователи относят воспитание к духовно-практической деятельности, а значит воспитание – это работа педагога со смыслами, ценностями, отношениями другого человека, ребенка. Поэтому важно не столько дать будущим педагогам знания и технологии, сколько направить усилия  на «выращивание» их личностно-профессиональной позиции как воспитателей.

Развитие воспитания, сегодня и в будущем, тесно связано с построением новой системы повышения квалификации педагогов как воспитателей, системы, которая должна строиться на основе следующих принципов:

  • направленность не столько на оснащение педагогов новыми знаниями и технологиями, сколько на «выращивание» их личностно-профессиональной позиции как воспитателей, на формирование отношения к себе как к участнику диалога с коллегами, как носителя знания и незнания в профессиональной сфере;
  • осуществление повышение квалификации в процессе взаимодействия с разными профессиональными сообществами,  которые включают педагога в различные виды социальной практики;
  • вовлечение педагогов в реальную инновационную практику образовательных организаций;
  • вариативный характер повышения квалификации, определяемый различиями в профессиональной деятельности педагогов;
  • ориентированность на формирование индивидуальной траектории профессионального совершенствования;
  • осуществления на разных уровнях (государственном, региональном и образовательного учреждения);
  • проведение в рамках самоопределяющейся профессиональной общности.

Сегодня как в обществе в целом, так и в профессиональном сообществе педагогов приходит понимание того, что изменения в современном воспитании продиктованы временем и необходимы, и именно обновленное воспитание, как это было на протяжении длительного времени существования российского государства, станет основой плодотворного развития каждого гражданина.

Использованная литература

  1. Алиева, Л.В. Модели внешкольного воспитания: научные подходы и анализ современной практики // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С.30-35.
  2. Беляев Г.Ю. Культурные формы воспитания – миф или реальность? // Ценности и смыслы: Научный и информационно-аналитический гуманитарный журнал. –  Москва, «Ценности и смыслы», 2012, №3 (19). – С. 59-73.
  3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л. Селивановой – М.: «Новая школа», 1996. – 160 c.
  4. Пэлфри Дж. Дети цифровой эры / Пэлфри Джон, Гассер Урс; [пер. с англ. Н. Яцюк]. – М.: Эксмо, 2011. – 368 с.
  5. Степанов П.В. Как воспитать толерантность //Народное образование, 2001, № 9. –  С. 10.
  6. Степанов П.В., Степанова И.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. – М.: НОУ «Педагогический поиск», 2011. – 96 с.
  7. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников [Текст]: Дис. докт… пед.н.: 13.00.01/ Марина Викторовна Шакурова.- М., 2007. с. 21
  8. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка в ситуации его развития/ Доклад на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19-20 апреля 2010 г. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – с.7-11.

Работа выполнена благодаря поддержке РГНФ, проект № 14-06-00089.

chenjianwei (Jan. 17, 2018)

balenciaga shoes

new england patriots jerseys

yeezy boost

adidas tubular

nike dunk low

huarache shoes

true religion jeans

lebron 14

adidas tubular x

ultra boost

nike polo

100% real jordans for cheap

lacoste polo

kate spade handbags

moncler outlet

moncler jackets

nike air max

true religion outlet

cheap mlb jerseys

hermes birkin

nike air force

lebron james shoes

retro jordans

bape hoodie

adidas tubular UK

lacoste online shop

kobe shoes

jordan 6

adidas yeezy boost

air jordan shoes

christian louboutin shoes

cheap nfl jerseys china

vans outlet

adidas stan smith

cheap jordan shoes

ferragamo belt

yeezy boost 350

kyrie 4

adidas tubular

adidas yeezy

yeezy

adidas stan smith

nike lebron 11

timberland outlet

harden shoes

curry 3

adidas yeezy boost

birkin bag

lebron soldier 11

adidas ultra boost 3.0

retro jordans

nike air force 1

adidas yeezy

adidas superstar

links of london

gucci belts for men

longchamp bags

links of london sale

led shoes

pg 1

longchamps

adidas stan smith uk

longchamp

hermes handbags

longchamp bags

adidas nmd

ysl handbags

golden goose

kate spade outlet

yeezy boost 350 v2

nike hyperdunk

air max 90

hermes belts

tom ford glasses

nike air max 90

michael kors factory outlet

jordan 13

lebron 15

basketball shoes

dior sunglasses

kobe 11

jordan shoes

jordan retro

nike huarache

air max 95

irving shoes

nike hyperdunk 2017

nike free run

air jordans

adidas online shop

patriots jersey

longchamp longchamps

nike air max 2018

adidas gazelle sale

kd shoes

nmd

hermes birkin

cheap nba jerseys

nike air max

yeezy sneakers

real jordans for sale cheap

adidas superstar UK

nike roshe run

paul george shoes

vibram fivefingers

converse outlet

michael kors outlet

balenciaga shoes

adidas outlet

nike lebron 14

curry 3

goyard handbags

yeezy boost

air jordan

chrome hearts

hyperdunks

adidas nmd r1

adidas outlet

james harden shoes

true religion outlet

chrome hearts

air jordan 11

adidas yeezy

adidas nmd

nike kyrie 3

golden goose outlet

nike air zoom pegasus 32

jordan shoes

gucci belt

cheap nfl jerseys

adidas ultra boost

yeezy boost 350

adidas superstar

kobe shoes

nike dunks

kyrie irving shoes

light up shoes

yeezy shoes

links of london

kate spade outlet

kobe basketball shoes

yeezy boost 350

nike huarache sale

golden goose sneakers

nike air force 1 high

yeezy boost 350 v2

nike air zoom structure 19

off white clothing

air max 90

longchamp handbags

jordan 12

adidas yeezy

stephen curry shoes

nike lebron 15

nike zoom

moncler

michael kors

lebron 13 shoes

michael kors handbags

curry 4

mlb jerseys

foamposites

hogan outlet

supreme hoodie

lebron shoes

bape clothing

pandora charms

adidas outlet online

balenciaga sneakers

reebok outlet

patriots jerseys

nike roshe run one

jordan retro

adidas ultra boost

huarache shoes

nike hyperdunk

michael kors purses

longchamp outlet

supreme clothing

cheap jordans

nike basketball shoes

chrome hearts outlet

adidas nmd

converse outlet store

longchamp

adidas stan smith women

adidas yeezy boost

prada sunglasses

hermes belts

cheap jordans

adidas neo online shop

kobe basketball shoes

jordan shoes

yeezy boost 350 v2

calvin klein outlet

michael kors handbags

air max

vans store

nike air zoom

jordan shoes

hermes belt

air force ones

longchamp handbags

nike air max 90

nmd r1

nba jerseys

off white hoodie

falcons jersey

nike mercurial

adidas tubular

balenciaga sneakers

cheap jordans

michael kors outlet handbags

cheap nhl jerseys

ultra boost 3.0

ferragamo sale

nike roshe run

huaraches

hermes belt

adidas eqt support adv

air max 90

converse shoes

kevin durant shoes

adidas shoes

under armour curry 3

tom ford sunglasses

kate spade outlet online

atlanta falcons jersey

hermes belt

adidas store

yeezy boost 350 v2

lebron soldier 10

bape hoodie

lacoste outlet

fitflops

michael kors outlet online

kobe byrant shoes

adidas nmd

michael kors handbags

jordan 4

adidas ultra boost

yeezy shoes

adidas gazelle

yeezy

michael kors outlet online

true religion

vans shoes

hermes bag

air jordan 12

curry 4

birkin bag

chrome hearts online

fitflops sale

kyrie 4

tory burch shoes

true religion jeans

nfl jerseys

calvin klein underwear

timberland shoes

nhl jerseys

goyard tote

louboutin shoes

nmd

yeezys

nike roshe run

lebron 13 low

longchamp bags

air jordan

michael kors outlet

curry shoes

golden goose

longchamp handbags

nike air max 2017

basketball shoes

kobe 9

moncler sale

tory burch shoes

roshe run

nike air force 1 low

air jordan 6

light up shoes

kobe byrant shoes

van cleef arpels

kobe sneakers

yeezy shoes

cartier love bracelet

nike huarache

kobe 9

yeezy shoes

vans shoes

yeezy

pandora bracelet

yeezy boost

golden goose sneakers

longchamp

jordan retro

kobe 11

off white hoodie

supreme clothing

nike zoom

converse shoes

curry 2

adidas neo

cheap jordans

jordan shoes

christian louboutin shoes

prada eyeglasses

pandora bracelet

michael kors outlet

nike huarache

hogan outlet online

paul george shoes

nike huarache

goyard handbags

adidas ultra boost 3.0

led light up shoes

yeezy boost 350

air max 2018

nike air max 2016

yeezy

gucci belts

michael kors outlet

pandora jewelry

nike air max95

pandora charms

lebron 13

lebron 15

yeezy boost

adidas stan smith men

christian louboutin

michael kors outlet

adidas eqt

yeezy

yeezys

kyrie 3

nike air force 1

asics sneakers

vanvan cleef and arpels

adidas nmd

lebron 15 shoes

cartier bracelet

yeezy shoes

pandora jewelry

nike air max 90

fitflops sale clearance

asics running shoes

jordan retro 13

nike air force

nike roshe one

nike mercurial vapor

jordan 11

xukaimin (Jan. 16, 2018)
2018.1.17xukaimin

the north face

kobe 10

air jordan

ugg

nike air max

oakley sunglasses

oakley

north face pas cher

louboutin

vans

uggs outlet

michael kors outlet

thomas sabo

kobe 9

fivefingers

bottes ugg

oakley vault

michael kors outlet

oakley sunglasses

rolex watches

michael kors outlet

the north face

north face outlet

ferragamo

pandora

nike free

ray ban

tommy hilfiger

nike tn

nike air

mizuno wave

adidas superstar

moncler jackets

beats by dre

sac guess

rolex watches

nike outlet

asics

coach factory outlet

michael kors

adidas trainers

lebron james shoes

baseball bats

canada goose

michael kors

nike blazer

mac makeup

dansko shoes

air max

longchamp

michael kors outlet

oakley sunglasses

dolce and gabbana

swarovski

omega watches

hogan

air max

hermes

pandora

timberland

ralph lauren uk

ugg outlet

ray ban

swarovski

adidas zx

insanity

timberland boots

ralph lauren outlet

jordan

ferragamo

louboutin

hollister

jordans

michael kors outlet

flip flops

coach outlet

montre pas cher

ray ban

roshe run

canada goose jackets

lebron 11

adidas

nike air force

instyler ionic styler

moncler

nike roshe run

kevin durant shoes

free run

juicy couture

red bottoms

moncler outlet

montblanc

timberland shoes

canada goose

nike air max

birkin bag

celine

true religion outlet

ugg boots

canada goose

flip flops

replica watches

prada

true religion jeans

ralph lauren

nike shoes

cheap air jordan

giuseppe zanotti

longchamp

kate spade

pandora jewelry

mac cosmetics

mac makeup

louboutin pas cher

christian louboutin

vans shoes

ralph lauren

roty burch outlet online

stuart weitzman

longchamp

nike free

nike store

pandora charms

ugg australia

ugg boots

mont blanc

new balance

chi flat iron

oakley vault

polo ralph lauren

air max

true religion

nike free

pandora jewelry

ghd

nike mercurial

nike store

moncler

converse

juicy couture

christian louboutin

polo ralph lauren

true religion outlet

louboutin

true religion jeans

oakley sunglasses

cheap nfl jerseys

nike free

roty burch outlet

nike store

herve leger

lebron shoes

reebok

vans shoes

hollisterco

ugg boots

oakley

ugg

michael kors outlet

moncler

marc jacobs

parajumpers

soccer shoes

michael kors

links of london

true religion jeans

montre

supra

oakley

air max

guess

new balance trainer

cheap uggs

ralph lauren

oakley sunglasses cheap

hollister

uggs

jordan retro

sac longchamp

ugg australia

ugg

salomon shoes

coach outlet store online

timberland boots

hollister

beats by dre

longchamp handbags

nike roshe run

air jordans

moncler jackets

nike air max

asics

louboutin

ray ban

balenciaga

burberry outlet store

pandora charms

barbour

longchamp

nike free run

ray ban sunglasses

vanessa bruno

new balance

ray ban sunglasses

ed hardy

kate spade outlet

burberry outlet

tods

sac michael kors

nike air

louboutin

juicy couture outlet

ugg boots

nike air force

polo ralph lauren

ray ban

ray ban sunglasses

coach purse

converse

huarache

canada goose jackets

michael kors canada

hollister

air max 95

adidas uk

roshe run

burberry outlet online

new balance

oakley vault

michael kors handbags

ugg boots

hogan outlet

roshe run

marc jacobs

mulberry outlet

ray ban sunglasses

jordan shoes

burberry outlet

vans

jordan

nike

north face

sac burberry

bcbg max

ray ban sunglasses

beats headphones

wedding dresses

mizuno running shoes

nike shoes

michael kors outlet

michael kors outlet online store

canada goose outlet

tommy hilfiger

moncler

polo lacoste

oakley sunglasses

converse

swarovski uk

rolex

nike air max

soccer jerseys

fendi

uggs outlet

jordan

puma shoes

wedding dresses

moncler

nike roshe run pas cher

nike blazer pas cher

air max 2017

coach outlet online

kate spade outlet

wedding dresses

north face

air max

valentino

ugg

cheap ugg boots

cheap nfl jerseys

ray ban outlet

canada goose

uggs outlet

ralph lauren outlet

timberland

rolex

tommy hilfiger

converse

guess

ugg boots

mulberry

flops

reebok

michael kors

swarovski

hollister

hermes outlet

hollister

asics

canada goose

20171226caihuali (Dec. 26, 2017)

vans sko

canada goose black friday

nike shoes

oakley sunglasses

uggs outlet

coach outlet

pandora jewelry

ysl outlet

nike trainers

coach outlet online

adidas shoes

canada goose outlet

rayban sunglasses

ralph lauren polo

mulberry sale

polo outlet

lakers jerseys

christian louboutin outlet

ugg boots clearance

canada goose outlet

ray ban sunglasses

michael kors outlet

canada goose jackets

coach outlet online

ferragamo outlet

tory burch outlet

nike foamposite

dansko shoes

oakley sunglasses

michael kors outlet

prada shoes

ralph lauren outlet

mbt shoes

ugg outlet

ugg outlet

yeezy boost

christian louboutin outlet

nhl jerseys

pandora jewelry

uggs outlet

tory burch shoes

polo ralph lauren

michael kors outlet

uggs outlet

tory burch outlet

ralph lauren outlet

ugg boots clearance

canada goose outlet

canada goose jackets

oakley sunglasses

toms sko

air huarache

kevin durant shoes

michael kors outlet

nike outlet

uggs

burberry outlet

nike roshe

mulberry bags

vans shoes

ugg boots

ugg outlet

mont blanc pens

nfl jerseys

polo ralph lauren

ugg boots

fitflops sale clearance

swarovski outlet

uggs outlet

jordan shoes

ralph lauren polo

soccer shoes

mont blanc pens

ugg outlet

cheap nfl jerseys

supreme clothing

ugg boots

fitflops

michael kors outlet

jordan shoes

oakley sunglasses

ray ban sunglasses

swarovski outlet

coach outlet

longchamp outlet

oakley sunglasses

michael kors uk

canada goose jackets

coach outlet

oakley sunglasses

canada goose outlet

swarovski outlet

ed hardy clothing

chicago blackhawks jerseys

ray ban sunglasses

nike shoes

michael kors outlet

coach outlet online

michael kors outlet online

moncler outlet

coach outlet

michael kors handbags

christian louboutin shoes

michael kors bags

oakley sunglasses

toms sko

nike store uk

fitflops

michael kors outlet

nike outlet

jordan shoes

ugg outlet

coach outlet

oakley sunglasses

mulberry outlet

oakley sunglasses

michael kors outlet

kicks nice

pandora outlet

pandora charms

polo ralph lauren

coach outlet

birkenstock sandals

reebok outlet store

adidas nmd

swarovski crystal

coach factory outlet

adidas uk

nfl jerseys

coach outlet

christian louboutin outlet

uggs outlet

fitflops shoes

prada sunglasses

puma shoes

ugg outlet

coach outlet

air huarache

cheap jordans

michael kors outlet

oakley sunglasses

fitflops sale clearance

adidas sko

ray ban sunglasses

kobe 9

pandora charms

nfl jerseys

christian louboutin outlet

toms sko

nike air max

ugg outlet

polo outlet

ray ban sunglasses

canada goose outlet

reebok trainers

ferragamo outlet

michael kors outlet online

true religion jeans

michael kors outlet

canada goose jackets

soccer jerseys

true religion jeans

coach outlet

mcm outlet

hogan scarpe

christian louboutin outlet

uggs outlet

timberland boots

michael kors outlet

hermes birkin

polo ralph lauren

polo ralph lauren

pandora charms

new balance shoes

canada goose outlet

ugg outlet

oakley sunglasses

oakley sunglasses

nike sko

links of london

michael kors outlet

coach outlet online

polo ralph lauren

adidas trainers

coach outlet

montblanc pens

mac cosmetics

oakley sunglasses

polo outlet

longchamp handbags

ray-ban sunglasses

polo ralph lauren

ugg outlet

ray ban sunglasses

kate spade outlet

coach outlet store online

canada goose parka

michael kors handbags

coach outlet

canada goose outlet

cleveland cavaliers jersey

canada goose jackets

true religion outlet

salomon sko

ray ban sunglasses

polo ralph lauren

coach outlet online

ray ban sunglasses

mulberry outlet

nike sko

michael kors outlet online

ugg outlet

nike trainers

mont blanc pens

canada goose jackets

longchamp solde

true religion jeans

ferragamo shoes

20171226caihuali

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum