Volume: 7, Issue: 2

1/08/2015

Российское воспитание: эпоха перемен?
Селиванова Н.Л [about]

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА воспитание,  инновации, личность, образование, педагог, повышение квалификации, развитие.

АННОТАЦИЯ: В статье выделены и проанализированы состояние и ведущие характеристики современного российского воспитания; названы основные причины необходимости  его изменения; показаны идеи, которые  могут быть положены в основу его развития и поступательного движения.

Что положено в основу статьи

Существенные изменения, произошедшие в последние годы в российском обществе в целом и в системе образования в частности, а также вызовы, которые диктует дальнейшая ситуация развития как мира, так и России, определили необходимость осмысления  объективного состояния современной отечественной теории и практики  воспитания и выбора стратегии их дальнейшего развития.  Очевидно, что этот выбор не может быть случайным, а должен базироваться на разработке современных научных основ развития теории и практики воспитания. Последнее поможет существенно обновить теорию, которая, в свою очередь, станет основанием для внесения инноваций в практику воспитания и базой осмысления существующей практики с точки зрения ее воспитательной эффективности.

В данной статье  автор размышляет о состоянии российского воспитания на основе анализа более 2000 заявок и отчетов, поступивших в последние десять лет в различные фонды по самым разным аспектам воспитания. Автор также имеет возможность постоянно анализировать как массовую, так и передовую практику воспитания, используя для этого личные наблюдения; интервью с педагогами, сотрудниками органов управления образованием и с родителями учащихся; изучение школьной документации и материалов конференций различного уровня, посвященных проблемам воспитания.

Все это, на наш взгляд, позволяет выявить основные характеристики развития российского воспитания и наметить его возможные направления.

Статические характеристики состояния российского воспитания

Обратимся к современной  отечественной практике воспитания в системе образования и, прежде всего, выделим три группы образовательных учреждений по представленности в них воспитания:

Во-первых, образовательные учреждения, для которых воспитание остается приоритетом; это учреждения, имеющие серьезные традиции воспитательной работы, реально ощутившие позитивные  результаты подобной работы на своих учениках.  Сегодня они, к сожалению, нередко находятся под давлением органов управления образованием, диктующих им совершенно другие первоочередные задачи. В этих учреждениях все труднее сохранять мотивацию учителей к воспитанию. Тем более что многие решения, принятые в системе образования в последние годы, лишили современного учителя статуса нравственного наставника, превратили его в лучшем случае в урокодателя, а в худшем – в человека, оказывающего образовательные услуги.

Во-вторых, ряд образовательных учреждений, ставя во главу угла процесс обучения, сохраняют элементы воспитания,  которые, например, в школе сегодня все  чаще связаны с реализацией программы внеурочной деятельности.  Таких учреждений, на наш взгляд, становится все больше.

И наконец, образовательные учреждения, которые сводят воспитание к минимуму, считая, что воспитание и так происходит в процессе обучения. По их мнению, воспитание учащихся не требует специально организованных усилий, либо они сводятся к минимуму.

Такая дифференциация отношения к воспитанию, сложившаяся сегодня в образовательных учреждениях, требует и разных подходов к организации воспитательного процесса в них.

Для современной практики воспитания характерна резкая дифференциация на уровнях  начального, основного и среднего образования по разным параметрам, в том числе и по решению проблем  воспитания. 

Организации, которые эффективно решают воспитательные проблемы, отличают следующие черты:

  • акцент на развитие  «самости» детей различного возраста;
  • поиск форм адаптации учащихся к социальной жизни в процессе  обучения их решению возникающих в обществе проблем;
  • создание и развитие гуманистических воспитательных систем;
  • формирование воспитательного пространства при активной (нередко главенствующей) роли в этом процессе педагогических коллективов образовательных организаций;
  • использование культуры (мировой и национальной) в качестве содержания воспитания;
  • интеграция общего и дополнительного образования; 
  • внедрение новых информационных технологий в процесс решения воспитательных проблем;
  • формирование здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся;
  • построение общностей детей, детей и взрослых различного масштаба и характера;
  • создание детских, юношеских, родительских и других общественных организаций, объединений;
  • изменение профессионального сознания педагога и содержания его деятельности.

Что же касается массовой практики воспитания в образовательных организациях, то для нее характерно:

  • использование коллективной творческой деятельности;
  • стремление к формотворчеству;
  • преобладание количественных оценок в определении эффективности воспитания, что нередко инициируется органами управления образованием;
  • выбор содержания, форм, методов и средств воспитания, неадекватных новым условиям взросления подрастающего человека;
  • противоречие между заявленной целью воспитания – личностное развитие ребенка – и методами, и средствами ее реализации;
  • отсутствие соотнесения между целью, задачами и результатами воспитания;
  • слабая педагогическая рефлексия процесса воспитания;
  • проникновение в воспитательный процесс психотерапевтических и религиозных практик;
  • возрастание роли детских и молодежных общественных движений, организаций, объединений;
  • приверженность различным системам ценностей в среде школьников и в среде педагогов.

Названные характеристики и тенденции не всегда поддаются однозначной оценке. Так, например,  использование коллективной творческой деятельности, безусловно, оживило воспитательную работу на рассматриваемых уровнях образования, но при этом многие педагоги и не подозревают, что сделали лишь первый шаг в применении так называемой «коммунарской методики», главное же в ней – отношения, которые рождаются в коллективной деятельности. К сожалению, осознанно заниматься воспитанием на уровне отношений могут лишь немногие педагоги.

Почему необходимы изменения в российском воспитании?

Прежде всего, изменения  продиктованы вызовами современного мира. Россия в течение более 70 лет была страной закрытой,  лишь немногие ее жители хорошо  владели иностранным языком, имели возможность бывать заграницей, читать западную литературу, общаться с иностранцами. Теперь ситуация коренным образом изменилась. Для россиян, особенно молодых, мир становится все более открытым. Они не только бывают в других странах, но  учатся там и работают, изучают обычаи и традиции разных народов.

В условиях глобализации значительно расширяются возможности поликультурного воспитания. Доступность других культур создает условия не только для идентификации человека с ними, что позволяет ему лучше понимать иные (чужие) ценности, традиции и обычаи, но и способствует обособлению человека от других культур, ставит его в ситуации соотнесения с ними, что создает благоприятные условия для воспитания патриотических чувств подростка, взрослого.

В рамках поликультурного воспитания следует рассматривать и проблему воспитания толерантности. Наиболее конструктивным представляется понимание толерантности, как ценностного  отношения  к культурному разнообразию общества, выражающееся в признании, принятии и понимании представителей иных культурных сообществ (П.В. Степанов) (5, 10).

В неразрывной связи с ней стоит проблема светского и религиозного воспитания. Как известно, советское общество существовало как общество атеистическое, а значит, религиозность и исполнение религиозных обрядов  не только не приветствовались, но и всячески преследовались. В сегодняшней России школа не может  не замечать церкви, тем более что последняя активно ищет способы сотрудничества, и у наших соотечественников появились возможности знакомства с различными религиями. Да, и Россия   многоконфессиональная страна. Правда, до настоящего времени еще не найдены приемлемые для школы и для церкви способы взаимодействия. Мы продолжаем наблюдать две крайности: либо школа полностью отгораживается от церкви, либо церковь активно проникает в жизнь школы, утверждая свой приоритет, прежде всего,  в вопросах нравственного воспитания.

Формирование российской гражданской идентичности детей и молодежи еще одна проблема воспитания, вышедшая на первый план в последние годы, причем она заявлена и как одна из центральных задач нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

М.В. Шакурова пришла  к выводу, что социокультурная идентичность школьников, формируется и развивается в референтных группах и сообществах, складывающихся в общеобразовательных организациях, и во взаимодействии с педагогами как значимыми Другими;  ее становление и развитие невозможно вне социокультурного пространства, модификацией которого является воспитательное пространство (7, 21). Педагогическое сопровождение есть один из  основных механизмов становления и развития социокультурной идентичности школьников.

Потребительское общество, бурно развивающееся в России, значительно ужесточает и усложняет задачи экологического воспитания. Ужесточает, потому что экологические требования к жизнедеятельности человека в условиях всевозрастающего потребления должны быть более  строгими, а усложняет, потому что это общество стимулирует  потребности получить  максимум возможных удовольствий  «здесь и сейчас» и, что самое прискорбное, несмотря ни на что. Отрицательную роль играет и реклама, которая создает, особенно у подростков и молодежи, иллюзию доступности всего того, что она предлагает. Негативным фактором для экологического воспитания является и то, что предыдущее поколение проживало в условиях постоянного дефицита необходимых для существования человека предметов, продуктов и т.д. и поэтому не может передать  позитивного опыта, культурных образцов жизни в условиях потребительского общества.

Экологическое воспитание в российских школах в основном связано с решением экологических проблем малой родины и хорошо, если  это делается в практическом плане. Конечно, решение этих проблем  важно и необходимо, но следует сделать и следующий шаг к  решению глобальных экологических проблем, начиная с осознания их значимости и поисков путей их решения, прежде всего, на уровне проектной деятельности.

В настоящее время мы являемся свидетелями интенсивного проникновения информационных технологий, прежде всего, в процесс обучения. Сегодня уже никому  не надо доказывать, что информационные технологии способны коренным образом изменить обучение, создав новые  условия в этом процессе для развития личности ребенка, молодого человека.

В педагогических публикациях (и не только в них) широко обсуждаются  воспитательные проблемы, связанные с развитием информационных технологий.  Среди них: погружение детей и молодежи в виртуальную реальность, прежде всего, в различные социальные сети; подмена реального общения на общение в сети; посещение экстремистских, порно сайтов,  сайтов религиозных сект,  сайтов, пропагандирующих наркотики, суицид; увлечение агрессивными компьютерными играми, создающими иллюзию легкости убийства человека, пропагандирующие различные формы насилия. 

Отдельно стоит остановиться на тех изменениях детей, их поведения,  которые непосредственно связаны с появлением в нашей  жизни информационных технологий.  Д. Палфри и У. Гассер говорят о том, что дети, которых они называют детьми цифровой эры, проводят большую часть жизни в сети Интернет и нередко не делают различия между жизнью в сети и вне ее. Они по-другому взаимодействуют с различной информацией и все больше используют сетевое пространство для получения практически всей необходимой им информации, у них другие механизмы формирования идентичности, другое восприятие референтной общности (4). 

К сожалению, названное в малой степени учитывается  как в семейном воспитании, так и в других видах воспитания и, прежде всего, в воспитании в системе образования. Современные родители и педагоги редко ставят перед собой задачу перестройки процесса воспитания с учетом позитивного потенциала информационных технологий и коррекции негативных характеристик их использования.

А теперь обратимся к собственно педагогическим проблемам, диктующим необходимость изменений в сфере воспитания, и назовем лишь некоторые из них:

Во-первых, педагоги не могут не реагировать на взятый курс обновления нашего общества. Их, безусловно, волнуют те негативные явления, прежде всего, касающиеся проявлений безнравственности, которые  распространяются в молодежной среде, и за которые они, наряду с родителями  и с обществом, несут ответственность.

Во-вторых, изменения, происходящие в системе образования в целом, не безразличны для развития системы воспитания. Это, прежде всего, все, что связано с ЕГЭ, с принятием ФГОС, с изменениями в подходах к финансово-экономическому обеспечению деятельности образовательных учреждений. Эти изменения коренным образом изменили выстраиваемую педагогами иерархию решаемых  задач и психолого-эмоциональный климат педагогического коллектива. 

В-третьих, определяющим для воспитания ребенка становится понимание тех изменений, которые произошли и происходят с ним.

В своем докладе  на выездном заседании Президиума РАО в г. Нижний Новгород (19-20 апреля 2010 г.) Д.И. Фельдштейн  назвал шестнадцать значимых изменений. Укажем  лишь некоторые из них, особенно важные для процесса воспитания. Это снижение энергичности детей, их желания активно действовать, а у старших  дошкольников –детской любознательности и воображения;  недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты; экранная зависимость и как результат, неспособность ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствие интересов; гиперактивность, повышенная рассеянность; обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности; большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. На первый план у современных подростков выходят не развлечения, а свой особый поиск смысла жизни и возрастающая критичность по отношению к взрослым, при этом наблюдается всплеск индивидуализма. В целом, заметны серьезные изменения ценностных ориентаций детей, подростков и юношества не только по сравнению с серединой  90-х годов, но и с началом нового столетия.

Из позитивных моментов можно отметить увеличивающуюся категорию одаренных детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей – лидеры, и дети «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах – художественно одаренные, и наконец, дети, обладающие двигательным талантом (8, 7-11).

В-четвертых,  необходимо учитывать признаки возрастающего желания родителей продуктивно участвовать в процессе воспитания в образовательных учреждениях.

Проблемы воспитания, ждущие своего решения

Выделим ряд проблем, которые, на наш взгляд, требуют немедленного решения в теории и практике воспитания. Это анализ современных научно-педагогических парадигм и социально-культурный контекст развития воспитания; соотношение  базовых культурных ценностей и содержание современного воспитания; рассмотрение духовной сферы  жизни и духовного опыта воспитанника; формирование различных аспектов его социокультурной  идентичности; поликультурное и полисубъектное воспитание; учет гендерных особенностей развития личности; установление сущности воспитательной деятельности различных категорий педагогов,  развития их личностно-профессиональных позиций, а не выполнения ими комплекса функций;  определение инновационности в сфере воспитания и введение инноваций в воспитательный процесс;  анализ воспитательных возможностей  со-бытийной общности наряду с коллективом, воспитывающей средой и воспитательным пространством; возможность сетевого построения различных объектов воспитания; рассмотрение критериев и показателей оценки его качества.

Что может быть положено в основу развития российского воспитания

Остановимся лишь на некоторых идеях, которые могут иметь реальные перспективы для развития.

Начнем с идеи открытого образования, поскольку оно приобретает особое значение для личностного роста человека любого возраста, создавая уникальные возможности для воспитания принципиально важных для жизни в современном обществе качеств, таких как самостоятельность, предприимчивость, инициативность, ответственность, независимость и критичность.

Проникновение информационных технологий в процесс воспитания пока выглядит  довольно скромно, но тем не менее, российские исследователи уже показали  их возможности для обновления воспитания. Здесь, в первую очередь речь идет о формировании информационной культуры учащихся. Данные технологии также позволяют  создать условия для  построения единого информационного пространства в образовательном учреждении; развить креативность, самостоятельность, познавательный интерес, умение получать, анализировать и оценивать получаемую информацию. Все это можно обозначить как позитивный потенциал для изменения воспитания.

В свою очередь, реконструкция воспитания требует внесения изменений в нормативно-правовую базу на самых разных уровнях. Потребуется, например, включение в систему показателей и  критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления показателей и критериев, характеризующих состояние воспитания.  Это напрямую связано с разработкой оценки качества воспитания, которая может стать самостоятельным направлением в теории воспитания. Все актуальнее становится и практика общественной оценки качества воспитания с поэтапным переходом на систему государственно-общественной оценки.

Возможности развития воспитания, бесспорно, связаны с его научным и   методическим обеспечением. Но едва ли не самым важным остается уровень подготовленности педагога как воспитателя.

До сих пор можно услышать, что учитель воспитывает в первую очередь своим предметом. На наш взгляд, такое мнение связано с недооценкой роли воспитания в системе образования  и непониманием того, что воспитательная деятельность учителя не есть приложение к  преподаванию предмета.

Многие современные исследователи относят воспитание к духовно-практической деятельности, а значит воспитание – это работа педагога со смыслами, ценностями, отношениями другого человека, ребенка. Поэтому важно не столько дать будущим педагогам знания и технологии, сколько направить усилия  на «выращивание» их личностно-профессиональной позиции как воспитателей.

Развитие воспитания, сегодня и в будущем, тесно связано с построением новой системы повышения квалификации педагогов как воспитателей, системы, которая должна строиться на основе следующих принципов:

  • направленность не столько на оснащение педагогов новыми знаниями и технологиями, сколько на «выращивание» их личностно-профессиональной позиции как воспитателей, на формирование отношения к себе как к участнику диалога с коллегами, как носителя знания и незнания в профессиональной сфере;
  • осуществление повышение квалификации в процессе взаимодействия с разными профессиональными сообществами,  которые включают педагога в различные виды социальной практики;
  • вовлечение педагогов в реальную инновационную практику образовательных организаций;
  • вариативный характер повышения квалификации, определяемый различиями в профессиональной деятельности педагогов;
  • ориентированность на формирование индивидуальной траектории профессионального совершенствования;
  • осуществления на разных уровнях (государственном, региональном и образовательного учреждения);
  • проведение в рамках самоопределяющейся профессиональной общности.

Сегодня как в обществе в целом, так и в профессиональном сообществе педагогов приходит понимание того, что изменения в современном воспитании продиктованы временем и необходимы, и именно обновленное воспитание, как это было на протяжении длительного времени существования российского государства, станет основой плодотворного развития каждого гражданина.

Использованная литература

  1. Алиева, Л.В. Модели внешкольного воспитания: научные подходы и анализ современной практики // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 3. – С.30-35.
  2. Беляев Г.Ю. Культурные формы воспитания – миф или реальность? // Ценности и смыслы: Научный и информационно-аналитический гуманитарный журнал. –  Москва, «Ценности и смыслы», 2012, №3 (19). – С. 59-73.
  3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л. Селивановой – М.: «Новая школа», 1996. – 160 c.
  4. Пэлфри Дж. Дети цифровой эры / Пэлфри Джон, Гассер Урс; [пер. с англ. Н. Яцюк]. – М.: Эксмо, 2011. – 368 с.
  5. Степанов П.В. Как воспитать толерантность //Народное образование, 2001, № 9. –  С. 10.
  6. Степанов П.В., Степанова И.В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. – М.: НОУ «Педагогический поиск», 2011. – 96 с.
  7. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников [Текст]: Дис. докт… пед.н.: 13.00.01/ Марина Викторовна Шакурова.- М., 2007. с. 21
  8. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка в ситуации его развития/ Доклад на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19-20 апреля 2010 г. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – с.7-11.

Работа выполнена благодаря поддержке РГНФ, проект № 14-06-00089.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum