Volume: 6, Issue: 1

1/05/2014

Медиаграмотность в структуре информационной культуры младших школьников
Гендина, Н.И. [about] , Косолапова, Е.В. [about]

Одним из признаков глобального информационного общества является возрастание роли информации. Наиболее сильное влияние этот фактор оказывает на детей. Гигантские объемы информации, поступающей из различных каналов СМИ, «обрушиваются» на не подготовленных к ее восприятию детей. Возрастающий поток информации заставляет менять модель образования, побуждая педагогов разрабатывать новые подходы и методологии.

Рост объемов информации, глобальный характер процесса информатизации, динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий и новых медиа выдвинули на первый план необходимость специальной информационной подготовки и медиаобразования всех членов общества, всех граждан. Однако особо актуальной эта проблема является для подрастающего поколения. При этом на первый план выдвигается необходимость формирование у детей медиаграмотности, критического мышления, критического отношения к информации, начиная с младшего школьного возраста.

В последние годы такие международные организации как ЮНЕСКО и ИФЛА выступили с инициативой объединить медиаграмотность и информационную грамотность в единое понятие. В 2011 г. ИФЛА опубликовала «Рекомендации ИФЛА по медийной и информационной грамотности» [17], а ЮНЕСКО издала учебную программу по медиа и информационной грамотности для учителей на английском языке [19], которая в 2012 г. была переведена и опубликована в России [4].

Важный вклад в развитие представлений о медиа- и информационной грамотности внесла Московская декларация, в которой было сформулировано определение понятия «медиа- и информационная грамотность» [20].

Идея интеграции медиа- и информационной грамотности весьма привлекательна и интересна, но возникает вопрос: как это сделать на практике? Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы провели специальное исследование.

Цель исследования – обоснование возможности и выявление особенностей формирования медиаграмотности как компонента информационной культуры младших школьников.

Эта цель обусловила постановку следующих задач:

  1. Анализ понятий и терминов в сфере медиаобразования и информационной подготовки.
  2. Исследование возможностей интеграции медиаграмотности в структуре информационной культуры личности.
  3. Обоснование содержания медиакомпонента в учебном курсе «Основы информационной культуры личности» с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Начнем с уточнения понятий и терминов в сфере медиа-образования и информационной подготовки.

По мнению известного специалиста в области медиапедагогики, президента Российской ассоциации медиаобразования, профессора А.В. Федорова, «медиаобразование – это процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа): т.е. развитие культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умения полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники и т.д.». [13, p. 6].

Понятие «медиаобразование» неразрывно связано с понятиями «медиаграмотность» и «медиатекст». Однако, если определение понятия «медиаобразование», предложенное А.В. Федоровым, является общепринятым в российской медиапедагогике, то в трактовке понятий «медиаграмотность» и «медиатекст», как важнейших категорий медиаобразования, среди ученых отсутствует единство взглядов. Поэтому был проведен анализ смысла этих понятий в российских публикациях [3, 5, 6, 7, 8, 9, 10]. В результате мы сформулировали следующее определение.

Медиаграмотность (англ. мedia literacy) – это умение использовать, оценивать, критически анализировать, создавать и передавать сообщения (медиатексты) в различных формах с помощью медиасредств для формирования критического мышления человека.

Ключевым понятием при формировании медиаграмотности является медиатекст. Мы считаем, что медиатекст – это креолизованный текст, предназначенный для массовой аудитории. Он состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной, то есть принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык. Медиатекст может быть размещен на разных носителях информации (бумага, фото, видео, кино и т.п.). Медиатекст обладает актуальным для общества содержанием.

Понятие «информационная подготовка» не имеет четкого определения и представляет собой словосочетание, включающее широкий спектр знаний и умений человека по работе с информацией и техническими средствами. В англоязычной терминологии информационная подготовка традиционно связывается с таким понятием как «информационная грамотность», под которой понимается «способность идентифицировать потребность в информации, навыки по эффективному нахождению, оценке и использованию информации» [18].

Наряду с термином «информационная грамотность» в России используется термин «информационная культура личности», под которой понимается «часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных технологий» [1, с. 55].

Рассматривая формирование информационной подготовки в историческом эволюционном плане, можно условно выделить несколько этапов.

Становление индустриального общества потребовало уделять большое внимание библиотечно-библиографической грамотности. Она направлена на реализацию возможности каждого человека учиться, используя для этого библиотеку. Необходимость обеспечить продуктивную работу читателей с источниками информации, прежде всего с книгами, привело к появлению нового понятия – культура чтения. Стремительное развитие компьютерных технологий обусловило появление такого понятия как «компьютерная грамотность». Наконец, развитие Интернета, сетевых ресурсов, средств коммуникации породило потребность в новом виде грамотности - ИКТ-грамотности.

В англоязычной литературе в качестве понятия, аккумулирующего информационные знания и умения людей, используется «информационная грамотность».

В России термин «информационная грамотность» хорошо известен, однако более широко используется термин «информационная культура личности». Это близкие по смыслу, но не идентичные понятия [14, 16]. «Информационная культура личности» является более широким, интегративным понятием. Оно включает в свой состав информационную грамотность, дополняя ее такими компонентами как информационное мировоззрение и мотивация личности. Понятие «информационная культура личности» отражает включение феномена взаимодействия человека и информации в мир культуры. Оно направлено против конфронтации в информационном обществе двух полярных культур – технократической и гуманитарной. [15] Главная цель – сохранение преемственности и гармоничного сочетания двух культур: культуры традиционной, библиотечной, книжной и культуры новой, электронной, экранной [12].

В основе формирования информационной культуры личности лежит обучение навыкам работы и анализа разных видов информации, в том числе, традиционных и электронных текстов. В медиаобразовании основное внимание уделяется анализу медиатекста. Идея интеграции медиа и информационной грамотности, на наш взгляд, может быть успешно реализована за счет включения медиаграмотности в структуру информационной культуры личности. Медиаграмотность неразрывно связана с медиатекстом и не может формироваться вне связи с ним. Поэтому изучение медиатекста как одного из важнейших современных источников информации позволяет обогатить курс «Основы информационной культуры личности».

Сотрудниками научно-исследовательского института информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств разработан учебный курс «Основы информационной культуры личности», состоящий из четырех разделов (см.: таб. 1). В него интегрированы учебные материалы, обеспечивающие формирование медиаграмотности [2, 11].

Интеграция медиаграмотности в содержание курса «Основы информационной культуры личности» заключается в органичном и последовательном дополнении каждого раздела курса соответствующими элементами медиакомпонента.

Под медиакомпонентом мы понимаем совокупность следующих элементов:

  • медиатекст как информационный ресурс, отражающий многообразие современных видов информации;
  • алгоритм поиска медиатекстов, включающий последовательность действий по эффективному и быстрому нахождению медиаинформации;
  • методика критического анализа медиатекста, позволяющая сформировать критическую оценку и критическое отношение младшего школьника к медиатексту;
  • технология создания младшим школьником собственных медиапродуктов.

Таблица 1. Отражение элементов медиакомпонента в разделах курса «Основы информационной культуры личности»

Разделы курса «Основы информационной культуры личности» Элементы медиакомпонента
I. «Информационные ресурсы общества и информационная культура» Медиатекст как информационный ресурс
II. «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения» Алгоритм поиска медиатекстов
III. «Аналитико-синтетическая переработка источников информации» Методика критического анализа медиатекста
IV. «Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся» Технология создания медиапродуктов

Обучение основам информационной культуры личности построено на основе анализа психофизиологических особенностей и интеллектуальных возможностей детей 1-4х классов (7- 10 лет) воспринимать сложную теоретическую информацию. Поэтому курс «Основы информационной культуры личности» предусматривает последовательное и поэтапное усложнение содержания занятий от класса к классу. Изменение тематики и содержания занятий в зависимости от возраста и класса обучающихся представлено в таблице 2.

Таблица 2. Изменение содержания занятий по формированию медиаграмотности в зависимости от класса (на примере 3-4 классов, 9-10 лет)

Раздел курса Тема урока Характеристика занятия

3 класс (9 лет)

I. «Информационные ресурсы общества и информационная культура» Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека Расширенное знакомство с Интернет-ресурсами. Виды веб-сайтов по назначению. Правила информационной безопасности.
II. «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения» Особенности поиска информации в Интернете Алгоритмы расширенного поиска информации в Интернете. Поиск справочной информации в Интернете.

III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

Медиатекст и его виды Изучение различных видов медиатекстов по жанру.
Критический анализ медиатекста Анализ мультфильма как разновидности медиатекста
IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся--
4 класс (10 лет)
I. «Информационные ресурсы общества и информационная культура» Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека Расширенное знакомство с Интернет-ресурсами. Виды веб-сайтов по назначению. Представление о порталах. Правила информационной безопасности.
II. «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения» Особенности поиска информации в Интернете Алгоритмы расширенного поиска информации в Интернет. Использование синонимов, операторов «И», «ИЛИ» и «НЕ» при расширенном поиске информации. Поиск изображений и видеороликов. Поиск справочной информации в Интернете.

III. Аналитико-синтетическая переработка источников информации

Медиатекст и его виды Изучение видов медиатекстов по форме создания, каналу распространения и жанровому типу.
Критический анализ медиатекста Сравнительный анализ мультфильмов как разновидности медиатекстов
IV. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся Технология подготовки электронных презентаций Подготовка электронной презентации как вида медиатекста.

Формирование у младших школьников представления о медиаинформации и правилах работы с ней происходит постепенно. Так, в первом классе дети (7 лет) обучаются самым простым приемам поиска данных в Интернете как средстве массовой информации, и знакомятся с простыми медиатекстами. В четвертом классе учащиеся (10 лет) осваивают более сложные алгоритмы поиска любых видов информации, учатся осуществлять критический анализ медиатекстов и создавать свои медиапродукты (мультимедийные презентации, эссе и т.п.).

Плодотворность идеи формирования медиаграмотности младших школьников через курс «Основы информационной культуры личности» нашла подтверждение в ходе педагогического эксперимента. Он был проведен в 2011-2012 и 2012-2013 учебных годах на базе детской библиотеки им. А.М. Береснева г.Кемерово и средних общеобразовательных школ №45 и №77 с учащимися 1-4 классов (7-10 лет) г.Кемерово.

В заключение следует сказать, что проведенное исследование позволило не только найти «точки соприкосновения» медиаграмотности и информационной грамотности, но и разработать реальный механизм интеграции этих понятий в курсе «Основы информационной культуры личности». Таким образом, концепция формирования информационной культуры личности позволяет на практике реализовать выдвинутую ЮНЕСКО и ИФЛА идею об интеграции медиа и информационной грамотности. Она открывает перспективы для дальнейших исследований в этой сфере. Разработанная модель интеграции медиаграмотности в структуру информационной культуры младших школьников может послужить основой для создания аналогичных моделей применительно как к учащимся средних и старших классов общеобразовательной школы, так и к другим возрастным категориям пользователей.

Список использованной литературы

  1. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации // Библиосфера. 2005. №1. С. 55 – 62.
  2. Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Основы информационной культуры школьника: учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений. М.: РШБА, 2012. 200 с.
  3. Залагаев Д. В. Развитие медиаграмотности учащихся в процессе обучения информатике : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 23 с.
  4. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов [Электронный ресурс] / науч. ред. Н.И. Гендина, С.Г. Корконосенко; пер. Е. Малявская; ЮНЕСКО. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. 198 с. URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214706/
  5. Печинкина О. В. Школьное медиаобразование в североевропейских странах : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Архангельск, 2008. 24 с.
  6. Рыжих Н. П. Медиаобразование студентов педагогического вуза на материале англоязычных экранных искусств. Таганрог : Изд-во Кучма, 2007. 188 c.
  7. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность : учебное пособие для вузов / А. В. Федоров. Таганрог : Изд-во Кучма, 2004. 340 c.
  8. Фортунатов А. Н. Взаимодействие субъектов социальной коммуникации в медиареальности : автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Нижний Новгород, 2009. 44 с.
  9. Хижняк И. М. Профессиональная подготовка будущих учителей иностранного языка на основе использования технологии медиаобразования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Пенза, 2008. 19 с.
  10. Чичерина Н. В. Концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. СПб, 2009. 50 с.
  11. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности : учебно-методическое пособие /Н.И. Гендина [и др.]. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. 352 с.
  12. Farmer L.S.J., Gendina N., Nakamura Y.: Youth-Serving Libraries in Japan, Russia, and the United States. - Lanham, Md. : Scarecrow press, 2012. - 372 p.
  13. Fedorov, A. On Media Education. Moscow: ICOS UNESCO IFAP (Russia), 2008. 156 p.
  14. Gendina N. I. Information Literacy in Different Sectors: A View from Russia. EMMILE in Libraries (and Beyond) European Meeting on Media and Information Literacy Education. Milan, February 27-29 (2012)
  15. Gendina N. I. Information Literacy or Information Culture: Separation for Unity: Russian Research Results // World Library and Information Congress: 70th IFLA General Conference and Council, August 22-27 2004, Buenosaires, Argentina: Conference Papers. CD-ROM
  16. Gendina N. I. Media and Information Literacy in Russia and the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS): A survey undertaken on behalf of UNESCO’s Communication and Information Sector [Electronic resource] // Information Literacy Weblog. – URL: http://information-literacy.blogspot.ru/2013/03/conceptual-relationship-of-information.html
  17. IFLA Media and Information Literacy Recommendations [Electronic resource]: [Endorsed by the Governing Board of IFLA, at its meeting in Den Haag, The Netherlands, 07th December 2011]. URL: http://www.ifla.org/files/assets/information-literacy/publications/media-info-lit-recommend-en.pdf.
  18. Lau J. Guidelines on information literacy for lifelong learning[Electronic resource]. – URL: http://www.ifla.org/files/assets/information-literacy/publications/ifla-guidelines-en.pdf.
  19. Media and Information Literacy Curriculum for Teachers (prepared by UNESCO) [Electronic resource] / Wilson, Carolyn; Grizzle, Alton; Tuazon, Ramon; Akyempong, Kwame; Cheung, Chi Kim. Paris, UNESCO, 2011. 192 p., illus. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0019/001929/192971e.pdf.
  20. The Moscow Declaration on Media and Information Literacy [Electronic resource]: [Moscow, 24-28 June, 2012]. URL: http://www.ifla.org/files/assets/information-literacy/publications/moscow-declaration-on-mil-en.pdf.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum