Volume: 5, Issue: 3

15/08/2013

Формирование у старших школьников интереса к способам конструктивного общения как важный аспект морального воспитания
Поляков С.Д. [about]

Как показывают исследования и наша педагогическая практика, одним из результатов морального воспитания является появление устойчивого интереса школьников к способам конструктивного общения и стремления овладеть этими способами. При определённых условиях  конструктивное общение старшеклассниками начинает восприниматься ими как важная ценность.

Начнем с определения. Под конструктивным общением мы понимаем  общение, позволяющее договариваться с различными партнёрами и,  в частности, находить такие выходы из конфликтов, которые устраивают обе стороны.

Проведенное нами исследование (Пётр Аверьянов, Елена Петренко, Сергей Поляков, Инна Шустова) отвечает на вопрос: как педагогу развивать этот интерес и это умение [1]. В своей экспериментальной работе мы исходили из предложенной известным российским психологом Даниилом Элькониным периодизации психического развития, а также опирались на основные положения теории развивающей учебной деятельности Василия  Давыдова.

 По Давыдову [3], развивающая учебная деятельность имеет следующую структуру:

  • учебно-познавательный мотив (как интерес школьников к способам учебной работы);
  • действие целеполагания как  порождение познавательной задачи в  процессе разрешения проблемной ситуации;
  • действие вычленение  существенных  характеристик и связей в изучаемом понятии, действие  создания графической модели, отражающей эти   характеристики и связи;
  • действие применения созданной модели;
  • рефлексия учащимися проделанной работы.

Но как же формируется такая учебная деятельность?

Индивидуальная учебная деятельность школьников  рождается и формируется в совместной деятельности школьника и учителя: в совместном анализе проблемной ситуации, в совместном создании графической модели изучаемого явления, в совместной выработке правил её применения и анализа свершившихся учебных действий.

Это положение в свою очередь основано на идеях выдающего российского психолога ХХ века Льва Выготского о превращении  интерпсихических образований в интрапсихические [2].

Возник вопрос и исследовательская проблема: «А нельзя ли в моральном образовании  подростков реализовать аналогичную эльконинско-давыдовской «деятельностную конструкцию»?

По Эльконину, ведущей деятельностью подросткового возраста, то есть деятельностью,  в которой происходит их основное психическое развитие, является общение со сверстниками [5].

 В нашем исследовании мы  преобразовали  структуру учебной деятельности по Давыдову в структуру  коммуникативной деятельности. В нашей интерпретации структура коммуникативной деятельности выглядит следующим образом:

  • интерес школьников к способам конструктивного общения как ведущий мотив развивающей коммуникативной деятельности;
  • действие целеполагания как  порождение  коммуникативной задачи  при разрешении проблемной ситуации;
  • действие вычленения существенных  характеристик и связей в конструктивном общении;
  • действие  создания графической модели, отражающей эти   характеристики и связи;
  • действие применения созданной модели в  коммуникативных заданиях;
  • рефлексия   школьниками проделанной работы.

Тогда организация морального образования с деятельностной точки зрения сводится к построению  педагогом совместной  коммуникативной деятельности, в которой школьникам интересно  открывать и использовать законы конструктивного общения. 

С целью «разворачивания» этого процесса педагог:  

  • создаёт во взаимодействии со школьниками проблемные ситуации,
  • выясняет в диалоге с ними причины возникновения проблем,
  • «рисует» с участием школьников образ успешного взаимодействия,
  • переводит вместе со школьниками этот образ в правила успешного общения,
  • создаёт ситуации, требующие использования этих правил,
  • ставит вопросы на осознание и осмысление школьниками «пройденного пути», побуждая тем самым школьников к рефлексии и самооцениванию.

Результатом подобной работы по моральному образованию становится  школьник  как субъект  коммуникативной деятельности. Однако субъектность школьника может  проявляться в разной степени.

В результате исследования мы выделили 4 уровня  развитости  субъектности школьников в коммуникативной деятельности[4]:

  • Нулевой уровень проявления коммуникативной деятельности, если школьник не видит и не замечает в проведённом совместном деле ситуаций обучения общению.
  • Первый уровень проявления коммуникативной деятельности, если школьник отмечает существовавшие факты обучения общению одноклассников в процессе коллективного дела, но свою активность при реализации соответствующих составляющих дела оценивает как низкую.
  • Второй уровень проявления коммуникативной деятельности, если ученик отмечает  факты обучения общению и взаимодействию  одноклассников в процессе коллективного дела, и свою активность при реализации соответствующих составляющих дела оценивает как высокую.
  • Третий уровень проявления коммуникативной деятельности, если школьник отмечает как значимые для обсуждения законы общения и применение законов в процессе дела.

В первой серии экспериментальной части нашего исследования 11 учителей реализовали экспериментальную программу в форме организации групповой деятельности, направленной на формирование соответствующей мотивации коммуникативной деятельности и освоение соответствующих действий.

Предварительно все учителя – участники исследования  прошли специальный учебный курс по освоению  теории и технологии формирования коммуникативной деятельности.

Цель первой серии экспериментальной части исследования состояла в том, чтобы проверить гипотезу возможности развития коммуникативной деятельности  старшеклассников (как их  умения поддерживать эффективную коммуникацию с партнёрами по общению) при определенных условиях ее организации.

Для  анализа результатов экспериментальной работы нами был разработан комплекс диагностических методик, позволяющих выявить степень сформированности у школьников ориентации на освоение способов конструктивного общения.

Позитивные изменения у школьников в их ориентации на освоение способов конструктивного общения были зарегистрировано в 10 из 11 экспериментальных классов.

Результат первой серии экспериментов: в 10 экспериментальных классах  из 11  выросло число школьников, выделявших как значимые для себя не только факты своей активности в совместном деле, но также и интерес к обсуждению законов общения и применению этих законов в процессе дела.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что моральное образование в аспекте формирования коммуникативной по аналогии с развивающимся обучением по Эльконину – Давыдову возможно.

Но в результате остался ряд нерешенных вопросов:

  • Насколько устойчив обнаруженный феномен  развития субъектной позиции школьников при реализации экспериментальной схемы совместного дела?
  • Каким образом меняются в контексте экспериментальной организации  коммуникативной деятельности ценностные ориентации школьников?

Вторая серия нашей экспериментальной работы была посвящена    анализу формирования ориентации школьников на конструктивное общение как ценности в условиях специально организованной групповой деятельности. В этой экспериментальной серии приняли участие 6 учителей.

Мы дополнили диагностическую составляющую эксперимента.  Теперь старшеклассники выполняли ряд диагностических заданий, позволяющих выявить  их интерес к четырём группам ценностей: связанным с содержанием и темой  дела, со способом организации деятельности, с типовыми ценностями одноклассников - старшеклассников и, наконец, с личными ценностями учителей.

Диагностика уровня субъектности школьников в коммуникативной деятельности и характер ценностных ориентаций старшеклассников проводилась в начале организуемого дела и после его окончания.

Каковы же результаты второго этапа?

Во-первых,  мы обнаружили устойчивость в проявлении  коммуникативной деятельности, во всех классах сохранилась положительная динамика.

Во-вторых, сравнение   рангов групп ценностных ориентаций до дела и после дела показало рост ранга группы ценностных ориентаций, связанных со способом организации коммуникативной деятельности. ( Четвёртый ранг до дела и первый после дела!).

Мы исходили из следующих определений рангов:

  • Ранг 1 - ценности одноклассников, 
  • Ранг 2 - ценности учителя,
  • Ранг 3 - содержание и тема  дела,
  • Ранг 4 – способ общения .

После дела:  способ общения – 1, ценности одноклассников -2  содержание, тема  дела – 3,  ценности учителя – 4 ранг.

Таким образом, результаты второй серии эксперимента подтвердили возможность формирования ориентации школьников на конструктивное общение как ценности в условиях экспериментальной организации групповой деятельности.  

Использованная литература

  1. Аверьянов П.Г., Петренко Е.Л., Поляков С.Д., Шустова И.Ю. Правила общения: история педагогического эксперимента. – М.: 2010.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: 1999.
  3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: 1996.
  4. Шустова И.Ю., Поляков С.Д. Детско-взрослая общность в воспитании старшеклассников: учебно-методическое пособие – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
  5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971, №4 . С.6-20.

1 Поляков Сергей Данилович – доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Ульяновского государственного педагогического университета, г. Ульяновск.

jinyizhixia (Jan. 02, 2018)

nike free run

nike kyrie 3

adidas shoes

jordan shoes

pandora charms

cartier love bracelet

yeezy boost 350 v2

nike air force 1

pandora jewelry

adidas gazelle sale

lebron james shoes

nhl jerseys

adidas stan smith women

nike huarache

adidas tubular

air max 90

kobe shoes

kate spade outlet

nike dunk low

nike air max95

kobe 9

hermes belt

ysl handbags

prada eyeglasses

nike air force

curry 4

christian louboutin

adidas yeezy

michael kors handbags

adidas superstar UK

lacoste polo

pandora jewelry

curry 4

hogan outlet online

lebron 13

nike mercurial

cheap nfl jerseys china

nike air zoom

air jordan

nike air max 2016

michael kors factory outlet

jordan 4

balenciaga sneakers

calvin klein underwear

adidas eqt

adidas yeezy boost

nike huarache

adidas stan smith uk

hermes belts

supreme clothing

cheap jordan shoes

adidas outlet online

nike mercurial vapor

curry 3

balenciaga shoes

air jordan 6

adidas store

basketball shoes

kate spade outlet online

adidas superstar

lebron 15

gucci belt

cheap mlb jerseys

kobe 9

lacoste outlet

cheap jordans

curry 2

adidas neo

longchamp bags

kobe byrant shoes

goyard tote

bape hoodie

led light up shoes

michael kors outlet

lebron 13 shoes

yeezy boost 350 v2

yeezy boost 350

huaraches

adidas ultra boost

fitflops sale clearance

air force ones

adidas nmd

air jordan 11

lebron 14

supreme hoodie

vans shoes

adidas stan smith

yeezy boost

james harden shoes

yeezy boost

nike air max 2018

nike air max 2017

yeezy boost

nike air max 90

nike air max 90

longchamp handbags

nike air zoom structure 19

ferragamo belt

adidas nmd r1

led shoes

lebron 15

jordan retro

longchamp bags

links of london sale

nmd

adidas gazelle

lebron 13 low

hermes belt

michael kors outlet handbags

vans store

adidas nmd

nike roshe run one

golden goose

christian louboutin shoes

adidas outlet

goyard handbags

jordan 6

adidas neo online shop

nike roshe run

vibram fivefingers

hermes belts

chrome hearts

michael kors outlet

adidas superstar

yeezy shoes

yeezy

kyrie 3

yeezy

nike huarache

adidas ultra boost

adidas nmd

kobe shoes

yeezys

dior sunglasses

harden shoes

nmd

true religion jeans

light up shoes

jordan retro

michael kors outlet

air max 2018

yeezy boost

jordan retro

lebron 15 shoes

light up shoes

adidas tubular x

air jordans

converse outlet store

hermes belt

atlanta falcons jersey

christian louboutin shoes

longchamp handbags

yeezy

nike lebron 15

ultra boost

tom ford glasses

nba jerseys

falcons jersey

jordan 12

nike air force

air jordan

under armour curry 3

michael kors handbags

adidas ultra boost

cheap nhl jerseys

longchamp

nike roshe one

jordan shoes

moncler jackets

adidas yeezy

converse shoes

longchamp

michael kors purses

yeezy boost 350 v2

nike air force 1 low

huarache shoes

golden goose outlet

nike lebron 14

air max 90

goyard handbags

michael kors

reebok outlet

michael kors outlet online

converse outlet

hermes birkin

hermes handbags

true religion jeans

kyrie 4

patriots jerseys

adidas yeezy

moncler outlet

nike dunks

timberland outlet

adidas online shop

kobe sneakers

yeezys

vans shoes

true religion

curry shoes

yeezy sneakers

fitflops sale

yeezy shoes

birkin bag

michael kors handbags

stephen curry shoes

cheap jordans

gucci belts for men

jordan shoes

real jordans for sale cheap

yeezy boost 350

adidas nmd

kevin durant shoes

adidas nmd

foamposites

air max 95

nike basketball shoes

air jordan 12

curry 3

yeezy shoes

balenciaga sneakers

nike polo

air max

supreme clothing

yeezy

hermes birkin

kd shoes

cheap jordans

adidas ultra boost 3.0

moncler outlet

cheap jordans

chrome hearts outlet

adidas stan smith

jordan shoes

basketball shoes

adidas outlet

kyrie irving shoes

adidas tubular UK

nfl jerseys

vans outlet

nike air max 90

kobe 11

longchamps

golden goose sneakers

huarache shoes

links of london

jordan shoes

pandora bracelet

lebron shoes

vanvan cleef and arpels

longchamp longchamps

cheap nba jerseys

true religion outlet

retro jordans

roshe run

cheap nfl jerseys

lacoste online shop

nike air force 1 high

new england patriots jerseys

calvin klein outlet

longchamp bags

gucci belts

timberland shoes

irving shoes

jordan retro 13

tory burch shoes

golden goose

yeezy boost 350 v2

ultra boost 3.0

longchamp handbags

retro jordans

tom ford sunglasses

pandora charms

kobe byrant shoes

moncler

longchamp outlet

michael kors outlet

hermes bag

yeezy shoes

adidas eqt support adv

chrome hearts online

jordan 13

nike zoom

yeezy shoes

chrome hearts

yeezy boost 350

air max 90

tory burch shoes

adidas tubular

adidas tubular

nmd r1

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum