Volume: 5, Issue: 1/2

1/05/2013

Билингвальное обучение в Республике Татарстан
Валеев, Агзам А. [about]

Развитие общественных, национальных, в том числе межъязыковых отношений, а также национальных культур и языков связаны с основными аспектами экономической, социальной и политической культуры. В связи с этим усиливается роль языков международного общения, а также роль государственных языков внутри страны, владение которыми является залогом межнационального согласия и социальной стабильности государства. На этой основе структурируется языковая составляющая образовательного пространства, что представляет собой, по сути, полилингвальное образовательное пространство, которое отражает лингвистическое и культурное многообразие его компонентов. Соответственно, многоязычное образовательное пространство как среда культурного взаимодействия субъектов образовательного процесса должно опираться на принципы интегративности и культуросообразности, способствующие  формированию российской гражданской идентичности, ядром которой является этнокультурное самосознание.

Как отмечается в документах ЮНЕСКО, государствам следует действовать, «чтобы обеспечить предоставление необходимых ресурсов и принимать необходимые меры для уменьшения языковых барьеров, …разрабатывать активную национальную политику, направленную на содействие преподавания языков, включая родные языки, в киберпространстве» [1]. Речь в данном случае идет о билингвальной системе образования, когда наряду с родным языком  используется второй язык как средство обучения и поликультурного воспитания.

Как известно, формирование цивилизованного общества XXI века требует соблюдения определенного баланса между культурной, этнической и глобальной идентификацией, поэтому языковое регулирование пронизывает все уровни системы образования. Оно проявляется и преследует различные, но взаимосвязанные цели в билингвальном пространстве разного уровня. Так, например, в Татарстане, в дошкольных учреждениях ставится задача овладения родным языком и русской речью, для чего в стандартах предусматривается изучение родного языка и литературы, русского и иностранных языков, кроме того, имеется возможность обучения ряда предметов на втором языке, что означает преподавание на билингвальной основе. В этой связи фундаментальные особенности, связанные с осуществлением языкового планирования в условиях многоязычия в педагогическом процессе, выдвигают и определенные требования, которые следует рассматривать в качестве педагогического принципа билингвального обучения. Используются также принцип единства и целостности культур; принцип баланса между уникальностью, неповторимостью культур, языков и мировой тенденцией к унификации.

В Республике Татарстан исторически сложилась многонациональная структура населения, где более 80% составляют представители двух основных этносов – татары и русские. Вот почему социально-политическая стабильность  Татарстана  зависит от состояния межнациональных отношений, прежде всего, татарско-русского межэтнического диалога. В этой связи законодательное закрепление функционирования татарского и русского языков в Конституции Республики Татарстан (1992) открыло широкие возможности для разработки и решения проблем двуязычия. Так, по решению Верховного Совета  республики  в течение десяти лет все жители  Татарстана  должны были овладеть двумя государственными языками: татарским и русским.

Практика такова, что в Татарстане, где количество этнических татар и русских почти поровну, в администрацию республики обязательно входят несколько человек русской национальности. В Казани, столице Татарстана, на муниципальном уровне служащим, владеющим татарским языком, осуществляется надбавка к зарплате в размере 15%. Татарстан не хочет выходить из состава  Российской Федерации. Более того, местные элиты пользуются всеми преимуществами, находясь в большой и потенциально конкурентоспособной стране, тем самым не претендуя на особые конституционные обязательства  [2].  

Следует отметить, что двуязычная система обучения в школах Татарстана имела место уже в 30-е годы прошлого столетия. В 1990-е же годы среди населения республики происходило осознание важности татарского языка как гаранта существования и развития национальной культуры и науки в целом и необходимости обоюдного двуязычия как условия формирования благоприятных межнациональных отношений и консолидации общества. Наделение татарского языка, наравне с русским, государственным статусом позволило значительно уменьшить напряжение  среди татарского населения, наблюдаемое в 1990-е годы. Более того, справедливость требует отметить и тот факт, что развитие уникальной татарской культуры и языка тормозилось советской идеологией. Отсюда, понятно желание администрации республики с самого начала развивать татарский язык и татарскую культуру  [3, с.77].

Общая ситуация в Республике Татарстан такова, что татарский язык, так же как и русский у русского народа, является национальным языком татар, и одновременно языком межнационального общения ряда других наций и народностей (татарский язык, как известно, является и одним из мировых языков). Сегодня в Татарстане практически все татары владеют русским языком, а часть русского населения владеют татарским. Таким образом, в Татарстане уже издавна среди народа существовало реальное двуязычие; многие обычаи и традиции у татар и русских теперь общие. Однако Татарстан необходимо рассматривать не только как территорию, на которой проживают русские и татары. Здесь этническое многообразие представлено 107 национальностями; и наиболее распространенным в республике, особенно в ее приграничных зонах является татарско-чувашское, чувашско-татарское, татарско-марийское, марийско–татарское, мордовско-татарское, татарско-мордовское двуязычие и т.д. Все эти перечисленные типы двуязычия можно отнести к контактному двуязычию.

В этом смысле Татарстан нельзя заподозрить в отсутствии уважения к другим национальностям. Межэтническое население республики с оптимизмом смотрит в будущее, поскольку по достоинству оценивает дружбу и желание совместной работы. Сегодня в Татарстане живут представители чувашской, марийской, мордовской, башкирской, еврейской, украинской, немецкой и других национальностей. Некоторые из них основали здесь и собственные культурные центры, например, немецкие и еврейские культурные ассоциации, азербайджанское общество «Огуз», казахстанские, чувашские и марийские общества. В республике имеются и этнические татарские группы, и общества славянской направленности. Таким образом, здесь гарантируется сохранение и развитие различных языков [4].

С учетом практики обучения государственным языкам, на сегодняшний день в Татарстане наблюдаются следующие уровни владения языками выпускников общеобразовательных школ:

1. Татаро-язычных учащихся в  Татарстане, в основном, можно считать  представителями билингвизма. Так, часть учащихся татар владеют государственными языками на уровне свободного переключения с одного языка на другой, т.е. на уровне координативного типа, а часть учащихся являются  билингвальными  личностями субординативного типа (выпускники русско-татарских городских школ, где обучение ведется только на русском языке, а татарский язык преподается как предмет, не владеют родным татарским языком на функциональном уровне).

2. Русскоязычные дети, изучающие татарский язык как предмет, владеют только родным (русским) языком, а вторым государственным (татарским) языком владеют лишь на уровне понимания и частичного переводного общения.

В настоящее время в Татарстане разрабатывается новая стратегия языкового образования. Поскольку одного только изучения языка в школе как предмета недостаточно для полноценного общения на разных языках, то переход к  билингвальному  образованию, которое в большинстве школ Западной и Центральной Европы, Канады и США, уже в 60-70-е годы ХХ столетия считалось весьма перспективным направлением в изучении языков, стал сегодня объективной необходимостью.  Билингвальное  образование (обучение умению вступать в коммуникацию на двух языках независимо от относительного уровня компетенции, способа и возраста овладения и психолингвистических связей между языками, входящими в репертуар говорящего) определяется как разработка и осуществление образовательных программ, которые имеют целью преподавание предметов как на родном, так и на втором языке. Билингвальное  образование, таким образом, исключает обучение  языкам как обычным дисциплинам.

Иными словами, перед системой образования  Республики  Татарстан поставлена задача формирования модели овладения учащимися государственными языками и языками международного общения. Такая полилингвистическая культура необходима для прогрессивного развития нашей республики. В целом, в Татарстане, несмотря на большое языковое разнообразие в сфере образования, проводится весьма успешная языковая политика. В регионе развивается сеть национальных школ, которую к 2012/2013 учебному году составили 97 чувашских, 18 марийских, 34 удмуртских и 3 мордовских школ. Для представителей же других народов, проживающих в РТ, открыты воскресные школы. Татарский язык, согласно закону, должен изучаться всеми школьниками республики. На данном этапе 99,2 % школьников республики изучают татарский язык. Около 44,43 % учащихся-татар получает образование на родном языке.

В Республике Татарстан существует иерархия уровней билилингвальных образовательных пространств (пространство региона, района, вуза, школы и т.д.), в которых цели языкового регулирования реализуются по-разному. Отсюда, функционирование каждого такого пространства, представляющего собой подпространство единого образовательного пространства РФ, предполагает использование определенной  концепции билингвального обучения, которая учитывала бы степень влияния языкового регулирования. Оно осуществляется в соответствии с целями и содержанием образования в этих подпространствах, а также рекомендациями по использованию на каждом уровне инвариантного и вариативного компонентов Государственных образовательных стандартов, нахождения конкретных способов сближения, гармонизации, совместимости разнородных культурных ценностей. Продуктивный выход из данной ситуации видится в организации ценностной корреляции образовательных пространств разного масштаба. Таким образом, в наиболее общем своём выражении ценностный потенциал образовательного пространства состоит в сохранении его социокультурной целостности, что позволяет  преодолевать этнонациональную напряжённость и социальные конфликты.

Концепция языкового строительства предусматривает, что в масштабе, например, детских дошкольных учреждений и начальной школы языковое регулирование преследует цель, состоящую в овладении родной речью, этнической и гражданской идентичностью. В общеобразовательной и высшей школе даётся возможность идентифицировать себя как гражданина России и представителя региона; компетентно овладеть государственными языками РТ в бытовой, социально-политической и профессиональной сферах. Сегодня в вузах республики уже функционируют полилингвальные образовательные пространства, в рамках которых успешно функционирует система обучения на билингвальной основе (татарско-русский билингвизм) и ведётся активная работа по созданию групп для обучения на основе русско-английского билингвизма. В условиях двуязычия цели обучения в вузе на билингвальной основе ориентированы на формирование профессионалов для региона, свободно владеющих двумя государственными языками РТ, овладение предметным знанием на родном (татарском) и русском языках; формирование культуры межнационального общения.

Говоря о реальном билингвальном обучении в РТ, отметим, что важным этапом в образовательной политике Республике Татарстан  является Экспериментальный учебный план образовательных учреждений Республики Татарстан  по реализации технологии концентрированного обучения в процессе преподавания татарского и иностранного языков, разработанный местным Министерством образования и науки.

С введением  билингвального   обучения  в систему образования решаются различные задачи, в частности, следующие:

- разработка качественно новых программ и учебно-методических средств  обучения, отвечающих требованиям  билингвальной  системы образования;

- подготовка учебно-методических пособий для преподавания общеобразовательных дисциплин на неродном языке;

- разработка единых подходов к преподаванию языковых дисциплин, к составлению программ сопряженного изучения родного, второго и иностранных языков; выпуск для учителей методических, дидактических пособий по указанной проблеме;

-  исследование возможностей применения неродного государственного языка в сферах общения вне занятий с целью более максимального использования способностей учащихся к изучению государственных и иностранных языков;

- координация теоретических и прикладных исследований и, исходя из этого,  практическое внедрение  билингвальных  образовательных программ в систему обучения.

Следует также отметить, что одним из важнейших показателей межэтнического согласия в Татарстане являются межэтнические супружеские пары, которые составляют одну треть всех браков в республике. Таким образом, татарстанское сообщество можно в некоторой степени назвать смешанной семьей. Мы гордимся тем фактом, что здесь не культивируют эксклюзивные права татар по отношению к другим этническим представителям. Напротив, постоянно подчеркивается  необходимость развития татарской культуры в равной степени с другими культурами.

В заключение отметим, что главная проблема, стоящая сегодня перед педагогами, связана с поиском более эффективных способов организации учебно-воспитательного процесса на основе дифференциации, индивидуализации и включения механизмов личностного развития. Именно переход к перспективным педагогическим технологиям обучения, обеспечивающим образовательные потребности каждого ученика, дает возможность эффективно улучшить процесс языкового образования.

Использованная литература

1. Рекомендация о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ifap.ru/ ofdocs/unesco/multcybr.htm

2. Bukharaev R. Tatarstan: A Can-Do Culture, President Mintimer Shaimiev and the Power of Common Sense. Global Oriental, London, 2006.

3. Мустафин Р.А., Хасанов А.Х. Минтимер Шаймиев, первый Президент Татарстана (Штрихи к политическому портрету). Казань: Татарское книжное издательство, 1995.  286 с.  С. 77

4. Информация о межнациональных отношениях в Республике Татарстан. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://1997-2011.tatarstan.ru/?DNSID= 22fb9b9b4f86eec225245cd411aeb777&node_id=3467

 

 

chenjinyan (Dec. 04, 2017)

true religion jeans

canada goose outlet

jordans

replica watches

coach outlet

ferragamo shoes

air max

jordan shoes

nike football boots

canada goose jackets

michael kors outlet

nike outlet

supra shoes

nike jordans

the north face

jordan shoes

north face uk

north face jackets clearance

ugg slippers

cheap ugg boots

uggs outlet

ralph lauren outlet stores

coach outlet

ugg boots

adidas originals uk

prada bags

air max

burberry outlet canada

coach outlet online

jordans

birkenstock uk

canada goose jackets

mbt shoes

polo ralph

north face

michael kors outlet

nike air max

true religion jeans

scarpe hogan

cheap oakley sunglasses

ugg outlet

canada goose outlet store

louboutin

flops

coach factory outlet

ralph lauren outlet online

mont blanc pens

chicago blackhawks jersey

longchamp handbags

ugg boots cheap

air max

oakley sunglasses cheap

coach outlet

ugg boots

canada goose outlet

oakley sunglasses

hollister clothing

salvatore ferragamo

tory burch outlet

coach outlet online

uggs outlet

true religion jeans

air max

north face outlet

longchamp

moncler

canada goose jackets

jordan retro

kate spade outlet

balance shoes

the north face

moncler outlet

ugg outlet

air jordan

coach outlet online

adidas football boots

north face jackets

uggs outlet

moncler pas cher

air jordan

ugg boots

uggs

michael kors handbags

ray ban

ugg

ugg outlet online

kate spade handbags

ralph lauren

canada goose jackets

michael kors outlet online

north face jackets

moncler

swarovski

cheap ray bans

louboutin

michael kors handbags

mont blanc pens

ugg

kate spade

moncler jackets

201712.4chenjinyan
kakakaoo (Nov. 30, 2017)

coach factory outlet online

coach outlet online

michael kors

ugg outlet

ralph lauren

cheap oakley sunglasses

nike shoes

michael kors outlet store

birkenstock shoes

coach factory outlet online

coach factory outlet online

air jordan shoes

yeezy boost

adidas nmd runner

canada goose

canada goose outlet online

canada goose coats

ugg outlet

air max shoes

canada goose jackets

ugg australia

longchamp outlet store

air jordan retro

kate spade outlet online

canada goose jackets

ray ban sunglasses discount

coach outlet online

red bottom heels

caterpillar boots

uggs sale

cheap jordans free shipping

canada goose outlet

ugg boots

moncler coats

mlb jerseys

louis vuitton factory outlet

ugg outlet

michael kors outlet

canada goose coats

louis vuitton outlet online

coach outlet

canada goose jackets

moncler jackets

yeezy boost 350

christian louboutin shoes

pandora uk

pandora charms sale clearance

longchamp sale

longchamp bags

toms shoes

uggs outlet

canada goose outlet

cheap jordans for sale

air jordans

canada goose jackets

moncler jacket

coach outlet store online

michael kors uk

canada goose outlet

coach factory outlet

ugg boots

canada goose outlet

canada goose

pandora charms sale clearance

cheap air jordans

polo ralph lauren outlet

kate spade outlet online

coach outlet online

mbt

kate spade outlet

michael kors

coach outlet online

nike outlet store

cheap ugg boots

pandora jewelry outlet

canada goose jackets

louis vuitton outlet store

coach factory outlet online

cheap ray bans

uggs outlet

coach outlet online

mlb jerseys

coach factory outlet

canada goose jackets

coach factory outlet online

adidas outlet online

michael kors outlet store

ray ban sunglasses cheap

canada goose coats

canada goose sale

canada goose outlet online

uggs outlet

supreme shirts

cheap ray ban sunglasses

moncler outlet online

yeezy shoes

ralph lauren outlet online

cheap jordan shoes

ugg boots sale

coach factory outlet

coach factory outlet online

171130yueqin

wanglili (Nov. 22, 2017)
fred perry polo ralph lauren uk cheap oakley sunglasses ugg outlet canada goose cheap oakley sunglasses mont blanc pens cheap ugg boots michael kors outlet online nike shoes michael kors outlet store coach outlet canada goose outlet store ugg outlet store michael kors outlet online mulberry outlet lebron james shoes pandora jewelry kate spade outlet store ugg boots clearance oakley sunglasses ugg boots for women adidas shoes ray ban sunglasses fitflop sandals cheap ugg boots nike outlet store coach outlet store online canada goose outlet store canada goose uk michael kors outlet clearance polo ralph lauren coach outlet online coach factory outlet cheap uggs michael kors outlet online cheap jordans for sale adidas yeezy shoes adidas outlet store cheap ugg boots coach factory outlet online coach outlet ray ban sunglasses lacoste shoes clarks outlet coach outlet coach outlet store polo shirts christian louboutin shoes uggs outlet coach outlet canada goose outlet coach outlet online coach factory outlet canada goose uggs outlet canada goose outlet ugg boots nike factory store ralph lauren outlet uggs outlet canada goose outlet online nike air max 90 polo ralph lauren outlet adidas superstar shoes ugg outlet ralph lauren uk canada goose outlet online ralph lauren sale michael kors outlet store uggs on sale coach outlet store online canada goose outlet store ugg outlet fitflops shoes nike outlet store polo outlet oakley sunglasses longchamp outlet ugg boots clearance air jordan shoes canada goose jackets canada goose jackets mlb jerseys wholesale ugg,uggs,uggs canada cheap jordans ugg boots ralph lauren pandora jewelry outlet canada goose jackets michael kors outlet air jordan shoes uggs outlet canada goose outlet oakley sunglasses for men canada goose jackets cheap mlb jerseys ugg outlet online oakley sunglasses canada goose jackets polo outlet michael kors outlet coach outlet uggs outlet canada goose michael kors outlet kate spade outlet canada goose jackets ugg boots clearance canada goose jackets cheap ugg boots canada goose outlet store christian louboutin shoes christian louboutin shoes canada goose outlet supreme outlet polo ralph lauren sale coach outlet online ugg outlet uggs outlet coach outlet online michael kors handbags oakley sunglasses outlet canada goose valentino shoes fred perry outlet canada goose outlet store mulberry bags lacoste shirts michael kors outlet online polo ralph lauren outlet moncler outlet canada goose outlet cheap snapbacks polo ralph lauren true religion ugg outlet polo ralph lauren ugg boots clearance ugg boots canada goose canada goose outlet coach outlet store online ugg boots clearance fred perry polo shirts ferragamo outlet store ugg outlet canada goose canada goose outlet coach outlet store online nike outlet longchamp coach outlet canada goose jackets sale mont blanc pens for sale ralph lauren outlet adidas yeezy michael kors outlet clearance oakley sunglasses wholesale adidas superstar coach factory outlet ray ban polo ralph lauren outlet online polo outlet uggs outlet coach factory outlet coach factory outlet canada goose jackets 20171123WANGLILI

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum