Volume: 4, Issue: 3

15/12/2012

Культура памяти как условие формирования толерантности: феномен Холокоста и проблемы преподавания в российских школах
Каменчук, И.Л. [about] , Листвина, Е.В. [about]

Память противостоит силе времени
Д.С. Лихачев

Задумываться над прошлым и будущим необходимо – и не только посредством факторов и предпосылок объективных, но и субъективных: каким образом человек осмысливает прошлое, с каких позиций, ради чего. История  должна присутствовать в памяти современного человека, пробуждая его к размышлениям, к волнениям мысли и души, к поискам утраченного времени и вновь нарождающегося смысла. Без памяти не может быть ни человека, ни человеческого общества, ни культуры. Культура памяти представляется важной неотъемлемой составляющей гуманитарной культуры личности, служащей основанием формирования толерантности.

"Лишая себя памяти о добре и милосердии, равнодушно, проходя мимо чужой беды или несправедливости, мы открываем в наш мир дорогу злу, насилию, ненависти. Мы убиваем в самих себе нашу человеческую сущность. Зло, равнодушие, которое мы впускаем в наш мир и собственные души, обязательно обернутся против нас самих! " – это слова  ученика МОУ СОШ п. Бурный Энгельсского района Саратовской области К. Снхчян, победителя  конкурса "Память о Холокосте – путь к толерантности" .

«Культура есть память». Эти слова Ю.М. Лотмана ложатся в основу формирования современного человека практически на всех этапах воспитательного процесса. Культурная память, по мнению М. Хальбвакса, задает нам особые ориентиры, которые скрепляют память индивида, словно каркас, опирающийся на базовые воспоминания. М. Хальбвакс имеет в виду как индивидуальную, так и коллективную память1.  

Одно из свойств коллективной памяти – это общие воспоминания и константные представления о них. Мы понимаем, что люди, пережившие тяжелейшие события истории ХХ века и принадлежавшие к одному поколению или одной социокультурной группе, имеют устойчивые конструкции отдельных фактов истории, особую яркость переживаний. Каждое поколение занимается своей «проработкой прошлого», по определению Т. Адорно. И задача педагогов – сделать так, чтобы во время этой проработки не разрывались, а укреплялись связи между поколениями, чтобы передавались главные для культуры каждого конкретного общества ценности. К ним справедливо можно отнести и комплекс установок, связанных с понятием толерантности.

Тема Холокоста, вопреки мнению ученых, предполагавших, что она будет терять свою остроту по мере отдаления мирового сообщества от исторических событий Второй мировой войны, становится все более актуальной и живой. Мы находимся в ситуации, когда общественная историческая память постоянно обращается к Холокосту. Это особенно важно для стран, несколько поколений которых оказались ввергнуты в страшную  машину уничтожения.

Толерантность в данной ситуации есть отказ от социального и исторического безразличия. Более того, она вполне конструктивна, потому что требует активной, но взвешенной реакции учащегося на сложные исторические и этические вопросы, которые ставятся перед ним не только учебником, но и его повседневной жизнью.

Для многонациональной России формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, а также профилактика различных видов экстремизма  имеют особое значение. В настоящее время наиболее распространены в нашей стране  религиозные и этнические фобии – кавказофобия, синофобия, антисемитизм. К сожалению, нетерпимость к представителям иных культур все чаще проникает и в школу, а ксенофобия, националистические предрассудки и дискриминация немало распространены в детской среде. Многими отечественными учеными подчеркивается, что особенно важной проблемой сегодня становится проблема формирования толерантности у школьников (А.Г. Асмолов, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев).  Это подтверждают и результаты анкетирования, проведенного в одной из школ Саратовской области в 2010 году. На вопрос: "Как вы относитесь к лозунгу "Россия для русских?" лишь 39% респондентов заявили, что их это возмущает и с этим надо бороться.2

Помощь в формировании толерантности школьников, по мнению авторов, может оказать и обращение к мировой истории  и, особенно к тем ее эпизодам, которые свидетельствуют о страшных последствиях интолерантности, человеконенавистничества, будь то религиозные войны средневековья, фашистские зверства в XX-м столетии, или сталинские расправы над целыми народами. Геноцид армян в Османской Турции в 1915 г., депортация чеченского и немецкого народов в СССР, на десятилетия лишенных права жить на земле предков; Холокост –  уничтожение фашистами 6 миллионов евреев –  половины всех евреев, живших на Земле, – не просто эпизоды истории этих народов, но события, катастрофические для всего человечества. К сожалению,  иногда приходится слышать: "Это –  не наша, это чужая история. Какое дело русскому человеку до Холокоста и до геноцида армян! Не нужно перегружать школьную программу и забивать головы детeй ‘лишними' знаниями". Это, безусловно, пагубная позиция. Конечно же, пострадавшие народы помнят свои «Катастрофы», но позорные страницы мировой истории должен знать и помнить любой культурный человек. Это сродни тому самому колоколу, который звонит по каждому из нас и который напоминает слова Михаила Гефтера, что не бывает "геноцида против кого-то, геноцид всегда против всех". Любое ограничение прав человека по национальному, расовому, классовому или религиозному признаку –  это дорога к  Холокосту.

Тема Холокоста является новой и очень непростой для отечественного образования, и включена она в школьную программу и учебники истории сравнительно недавно, лишь в 2004 г. Именно поэтому очень важно содержательно наполнить современные учебники истории материалами, освещающими события Холокоста. Если до  1991 года  в нашей стране практически ничего не знали о Холокосте, то сегодня эта тема вошла в современные программы и школьные учебники  истории и задания единого государственного экзамена. "Мы  у нас дома страдаем оттого, что десятилетиями это была для нас закрытая тема.  Факты были известны, но немая память – плохой, ненадежный союзник людей.  Мы должны разговорить эту тему, мы должны быть откровенны при ее обсуждении, мы не должны бояться возникающих вопросов. Мы должны найти в себе твердость, чтобы преодолеть то страшное, что человек обнаружил в себе"3. Этот призыв Михаила Гефтера и спустя почти 20 лет звучит очень актуально.

Признание важности темы Холокоста на государственном уровне произошло в 2000 году на Стокгольмском международном форуме по Холокосту. В  своем выступлении  вице-премьер России В.И. Матвиенко заявила, что "политический и исторический смысл запоздалого признания места Холокоста  в истории цивилизации со стороны России означает, что  отныне Россия входит в общий ряд цивилизованных стран, для которых эта катастрофа  воспринимается как  общечеловеческая, а  не только национальная трагедия".4 По сути, с этого времени началось создание государственной программы по формированию толерантного сознания и профилактике национального экстремизма в российском обществе.

Важным доводом в пользу изучения темы Холокоста в школьных курсах истории, обществознания, права является необходимость избежать в будущем нарушения прав человека на расовой, религиозной и этнической почве. Об этом свидетельствуют и строки из детских сочинений: "К сожалению, очень много людей ничего не знает о Холокосте, в учебниках истории об этом написано немного, хотя это – Величайшая трагедия XX века. Нельзя, чтобы такое когда-нибудь повторилось! " (Крылова Алена, 11 класс, СОШ № 12 г. Балашов Саратовская область);"…Количество смертей, человеческих трагедий, жестокости вызвали дикий ужас. Но в то же время осознание того, что мы сейчас живем в мирное время радовало. О Холокосте надо рассказывать, чтобы ЭТО не повторилось никогда". (Каймашников Всеволод, 11 класс, Лицей № 15, г. Саратов).

Освещение столь сложной страницы  Второй мировой войны требует нового подхода к формированию школьных учебников, содержащих максимально объективный взгляд на отечественную и всемирную историю. Противоречие между нарастающим объемом информации и необходимостью их качественного, осмысленного освоения может быть разрешено при условии, если образовательный модус (программы, учебные пособия) найдет соответствие человеческой потребности в целостном образе мира,  идеям личностной ориентации образования. В современных российских учебниках истории, по-прежнему, политическая история превалирует над социальной, а  история повседневности, обыденной  жизни  людей  слабо  отражена,  хотя уже и наметились определенные положительные сдвиги.

В учебнике для 9 класса издательства "Дрофа"  "История России. XX – начало XXI вв." (авторы О.В. Волобуев,  А.П. Ненароков и др.) в параграфе "Срыв плана молниеносной войны»  Холокост определяется  как  "массовое уничтожение евреев на оккупированной территории". Местом-символом его является Бабий Яр под Киевом. В газовых камерах и от голода погибали миллионы мирных граждан и военнопленных". К сожалению, авторы учебника не поясняют особенностей Холокоста на оккупированной территории СССР.

Еще в одном проанализированном учебнике Отечественной истории для основной школы издательства "Дрофа"  (авторы А.Ф Киселев, В.П. Попов) периоду Великой Отечественной войны посвящена целая глава – 5 параграфов, однако не приведено никаких сведений о Холокосте.
Информация о Холокосте в учебнике Отечественной истории XX – начала XXI вв. (А.О. Чубарьян и др.) для старшей школы более объективна.  Так, в параграфе "Война и общество" дается определение Холокоста  как "уничтожение еврейского населения нацистами". Крупнейшей из фабрик смерти стал Освенцим. В нем было уничтожено более одного миллиона ста тысяч человек (советские военнопленные и участники сопротивления, евреи и цыгане)". К достоинствам данного учебника можно отнести наличие словаря терминов и понятий, где "Холокост"  определен как "гибель значительной части еврейского населения Европы (свыше 6 млн. человек, более 60% всего еврейского населения)  в ходе систематического преследования и уничтожения  его нацистами и их пособниками в  Германии и на захваченных ею территориях в 1943-1945гг"5.  В этом же учебнике,  в разделе, посвященном  приходу национал-социалистов  к власти в Германии, говорится, что нацисты одной из своих целей провозгласили "окончательное решение еврейского вопроса", одновременно они объявили славян "недочеловеками", подлежащими покорению и истреблению.  К сожалению, авторы не взяли на себя смелость объяснить истинный смысл нацистского эвфемизма "окончательное решение".

Замалчивание в России в течение десятилетий темы Холокоста привело к очевидному запаздыванию современных учебников истории  существующим запросам общества и государства. Даже в тех из них, где говорится о Холокосте, не подчеркивается беспрецедентность политики нацистов, ставивших целью уничтожение целого народа, отсутствует информация о тех, кто, рискуя собственной жизнью и жизнью своих близких, спасал евреев. Для всех проанализированных учебников характерна деперсонифицированность, которая снижает возможности рефлексивного мышления ученика для выражения отношения к миру и к себе. Условия для эмоционального окрашивания процесса познания создаются эпизодически. Подобный подход  усложняет процесс осмысления школьниками событий и ужасов Холокоста, формирования собственной, в том числе ценностной позиции в отношении истории.

Следствие таких «недоработок» – появление в России фашизма. Мы забываем прошлое, а память – феномен обязательный в человеческом обществе, желающим оставаться человеческим. Ни одна социальная или национальная, ни одна духовная трагедия не разыгрывается просто так. Наш мир – мир иерархической гармонии, наше мышление – мышление преференциальное. И это утверждение – не предубеждение и не абсурдность: никто не заставляет нас принимать те или иные ценности. А если и заставляет, то это не такое принуждение, которое запрещает  думать о квадратных кругах и горах без долин.  "В нашем мышлении в категориях ценности присутствует знаменательный момент – момент свободы. Нельзя видеть ценности. Никому до самого конца не дано их узреть. Чем выше ценность, тем больше свобода ее признания. Ценность говорит мне: "Если хочешь, можешь меня выбрать". Все содержится в этом незначительном "если хочешь", –  пишет Ю. Тишнер6, польский священник-философ, создатель концепции аксиологического Я, столкнувшийся с фашизмом, будучи восьмилетним мальчиком. Каждое помышление о человеке, каждую философию человека  пронизывает один особенный этос – род аксиологической атмосферы, которая возникает из главной интуиции человеческого в человеке, его достоинства. Эта аксиологическая атмосфера – отражение духовности народа, нации.
Холокост слабо связан с толерантностью, если между этими понятиями не налажены очень прочные связующие звенья – звенья аксиологической памяти и желания не забывать. Поэтому огромная роль в формировании толерантного сознания при изучении темы Холокоста принадлежит учителю. Вряд ли мировоззрение ученика могут сформировать только лишь новые учебники. Научить ребенка думать, осмысливать достижения и преступления  человечества, и помогать  сформировать свое отношение к окружающему миру и к другим людям  –  в этом и заключается миссия современного учителя.

Безусловно, освещение вопросов Холокоста в школьных курсах истории и обществознания – непростая задача. Необходима специальная подготовка учителя: содержательная, психологическая, эмоциональная. С этой целью в 2010 году сотрудником кафедры философии и методологии науки Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (СарИПКиПРО) И.Л. Каменчук (по итогам стажировки в институте Яд Вашем в Иерусалиме) был разработан модуль программы для курсов повышения квалификации учителей гуманитарного цикла "Формирование толерантности на примере изучения темы Холокоста". Программа курса сочетает лекционные  и практические занятия. Лекции ведет профессор Саратовского государственного университета  им. Н.Г. Чернышевского Е.В. Листвина (стажировка в Яд Вашем в 2012 году). Практические занятия – И.Л. Каменчук, главный методист кафедры философии и методологии науки СарИПКиПРО. Основная идея курса – подготовка учителей  к преподаванию темы Холокоста, используя опыт, полученный на обучающих семинарах  в Москве, организованных Научно-просветительским Центром "Холокост",  стажировке в институте Яд Вашем в Иерусалиме, а также  в Берлине в Доме-Музее Ванзейской конференции.

При организации практических занятий с педагогами используются фото и видеоматериалы, исторические документы, статистические и информационные материалы, фрагменты художественных  и документальных фильмов, письма, рисунки и  дневники. Демонстрируются видеосвидетельства, снятые по программе  Фонда исторических видеосвидетельств "Шоа", которые позволяют «увидеть» внутренний мир людей, переживших Холокост, узнать ранее неизвестные детали, наконец, осознать Катастрофу как трагедию отдельной личности и одновременно всего человечества.

Слушатели курсов знакомятся с возможностями использования материалов пособия, изданного Институтом Всеобщей истории РАН при поддержке правительства ФРГ  "История Германии XX века в новом измерении: источники, статистика, художественные документы", куда включены уникальные документы по теме геноцида. Материалы пособия позволяют не только по-новому взглянуть на приход национал-социалистов к власти в Германии и политику геноцида, но и на тот путь, который прошел немецкий народ к признанию своей вины за преступления в годы  Второй мировой войны.

Результатами  работы с учителями можно считать успешное участие  школьников и педагогов Саратовской области в Международном конкурсе "Память о Холокосте – путь к толерантности",  организованного НПЦ "Холокост".  Победителями конкурса  стали:

  • Зезенкова Любовь  "Проблема формирования толерантного сознания в мире после Холокоста", г. Хвалынск, Саратовская область, Философская школа МОУ ДОД  "Дом детского творчества", 11 класс,  руководитель Грекова Е. В. (2009 г.).
  • Белых Алексей  "Детство, опаленное войной", г. Саратов, МОУ СОШ № 94, 11 класс, руководитель Чижова Е.Г. (2009 г.).   
  • Черненкова Анастасия  "Симха значит "радость", г. Балашов, Саратовская область, МОУ СОШ №15, руководитель  Глубокова О.В. (2010 г.).
  • Снхчян Киник  "Куда уходит наша память?", п. Бурный Энгельсского района Саратовской области, руководитель Пилягина В.М., (2010г.).

Тема Холокоста поднималась и на проходившей в Саратове в сентябре 2011 года Международной научной конференции "Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы" (выступления И.Л. Каменчук и А.С. Надеждиной, учителя истории Лицея № 15 г. Саратова).

С 2006 года в Саратовском институте повышения квалификации проходят мероприятия, посвященные Международному Дню памяти жертв Холокоста, в которых принимают участие педагоги Саратовской области, учащиеся школ, преподаватели и студенты ВУЗов, представители общественных организаций.


См.: Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. 2005.  №2-3(40-41).

Данные анкетирования предоставлены учителем истории и обществознания МОУ «СОШ № 12 г. Балашова Саратовской области» Жоговым С.С.

Гефтер М. Эхо Холокоста. - М.: Центр и Фонд "Холокост", 1995. – 296 с.

Антисемитизм: концептуальная ненависть: Сборник, посвященный Симону Визенталю / Под ред. И.А. Альтмана, Ш. Самуэльса, М. Вейцмана.- М.: Центр и Фонд "Холокост", 2009. – 456 с.

История России XX-начала XXI века: 11 кл. базовый и профильный уровень / Под ред. А.О. Чубарьяна. - М.: Просвещение, 2011.

Тишнер Ю.Избранное: Мышление в категориях ценности. - М., 2005.  - 432 с.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum