Volume: 4, Issue: 1

1/04/2012

Принципы и методы социально-педагогического сопровождения социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
Е.В.Киржой [about]

В современной России чрезвычайно актуальна проблема социально-педагогического сопровождения социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Она обусловлена, в первую очередь, социально-экономическим кризисом последних десятилетий, значительно повлиявшим на положение подрастающего поколения и повлекшим негативные явления в таких значимых для развития подростков сферах как семья, образование, досуг, здоровье. Наше исследование как раз и являет собой попытку осмыслить эту сложную и многоаспектную проблему, однако оно еще далеко не завершено, и все представленные в статье идеи, принципы и методы требуют дальнейшего анализа и осмысления. 

В настоящее время к категории попавших в трудную жизненную ситуацию относят подростков из социально незащищенных и неблагополучных семей, подростков, оставшихся без попечения родителей, подростков с инвалидностью и нарушениями развития, оказавшихся в экстремальных условиях, жертв насилия и других, чья жизнедеятельность была нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи [1].

Обстоятельства трудной жизненной ситуации, являясь причиной социально-педагогических, психологических проблем подростка, способны препятствовать его социализации. Под социализацией мы понимаем процесс развития человека во взаимодействии с окружающим его миром [2, с. 3]. Этот процесс непрерывен на протяжении всей жизни человека, но специфика социализации подрастающего поколения состоит в том, что дети и подростки в силу возрастных психофизиологических особенностей и отсутствия достаточного социального опыта наиболее уязвимы для негативного влияния жизненных трудностей и их последствий.

По нашему мнению, в ряде направлений помощи подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, важнейшее место занимает специально организованное социально-педагогическое сопровождение, направленное на создание педагогических, психологических и социальных условий для его успешной социализации. Подчеркнем, что в основе этой деятельности лежит включение подростка в позитивные социальные отношения, в том числе, со сверстниками. Планируя такую деятельность, мы можем предположить возникновение ряда педагогических рисков, которые необходимо принимать во внимание: непринятие подростка группой сверстников из-за его физических, материальных, культурных отличий; отказ подростка включиться в совместную деятельность, основанный на страхе, неуверенности в себе, тревожности; риск изоляции и самоизоляции; агрессивное и девиантное поведение, в том числе, как попытка компенсации собственных недостатков и преодоления неуверенности в себе; трудности в выстраивании положительных отношений с окружающими, вызванные ограниченностью социального  опыта и другие.

Проблему социально-педагогического сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы исследовали на базе международного интеграционного корчаковского лагеря «Наш Дом».  Ежегодно в лагере отдыхают дети и подростки различных социальных групп: из дезадаптивных и благополучных семей; с ограниченными возможностями и здоровые; из детских домов; оставленные родителями и проживающие с родственниками; из полных, неполных и многодетных семей; из бедных и материально обеспеченных семей; разных национальностей и из разных стран.

Проводя анализ деятельности педагогов лагеря, мы опирались на идеи и достижения представителей гуманистической педагогики, что позволило нам вычленить те принципы, которые чаще всего используются в лагере, и опора на которые способствует преодолению указанных рисков, мягкому включению подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в воспитательное пространство лагеря, созданию условий для компенсации последствий отрицательного воздействия жизненных трудностей, раскрытия личностного потенциала подростков  и приобретения ими положительного социального опыта:

  1. Принцип признания ценности подростка как личности. Этот принцип  включает признание прав подростка на уважение, на собственное мнение, на ошибку и т.д. (по Я. Корчаку).
  2. Принцип полноценности каждого ребенка, независимо от его особенностей и недостатков, соблюдение равноправия в детско-подростковом сообществе независимо от социально-классовых, материальных различий и уровня здоровья его членов.
  3. Принцип индивидуализации, подразумевающий направленность деятельности педагога на решение задач конкретного подростка или группы, а не на абстрактные педагогические цели. Одной из форм реализации этого принципа является создание дифференцированного воспитательного пространства лагеря, ориентированного на потребности и интересы каждого включенного в него подростка.
  4. Принцип интегративности. Подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, не должны быть обособлены от других и объединяться в особые группы.  Их включение в детско-подростковое сообщество является основой успешной социализации и социальной реабилитации.
  5. Принцип опоры на сильные стороны личности подростка, его положительные качества, который позволяет дать подростку шанс на исправление или компенсацию имеющихся недостатков.
  6. Принцип договора, подразумевающий учет и опору на мнение подростков при управлении жизнью детско-взрослого сообщества, он позволяет развивать личную ответственность за происходящее в лагере.
  7. Принцип добровольности, обеспечивающий право подростка на выбор, и позволяющий проявить инициативу при включении в какой-либо вид деятельности, в решении разных задач.
  8. Принцип актуальности, направленный на взаимодействие педагога и подростка «здесь и сейчас», что с одной стороны, дает каждому педагогу некоторую автономность в управлении условиями развития подростковой группы в зависимости от динамики, и с другой стороны, позволяет подростку получить необходимый социально-значимый опыт и начать реализовывать свой потенциал уже в лагере.
  9. Принцип гибкости и открытости, подразумевающий возможность вносить необходимые изменения и включаться в деятельность, организованную внутри лагеря, на любом этапе.
  10. Принцип рефлексивности, направленный на формирование осознанного участия подростка в жизни лагеря, его регулярный самоанализ, способствующий развитию самосознания.

Реализация этих принципов основывается на использовании различных форм и методов организации воспитательного пространства лагеря.
Приведем те из них, которые, на наш взгляд, имеют особое значение при работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.  
Во-первых, это специальная подготовка вожатых лагеря «Наш Дом», включающая изучение нюансов и особенностей поведения детей, имеющих разные проблемы здоровья, а также подростков,  находящихся в трудной жизненной ситуации.

Во-вторых, изучение особенностей каждого подростка еще до лагеря: проведение специального анкетирования, разговоров с родителями, родственниками и самими подростками об их проблемах и потребностях.

В-третьих, это совместное принятие законов жизни лагеря, его «Конституции», обеспечивающей равные права всех участников лагеря; тщательное отслеживание ее соблюдения.  В лагере «Наш Дом» два документа: «Конституция лагеря» и «Права ребенка» (по Я. Корчаку)  расположены в общей комнате на самом видном месте.

В-четвертых, это «семейное» устройство лагеря – проживание детей в небольших, до 12 человек, отрядах-«семьях». Такое устройство помогает проводить ежедневные внимательные наблюдения за каждым подростком, слушать, говорить и узнавать его потребности.

В-пятых, это включение подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в совместную деятельность с остальными через игры, спорт, творчество, специально организованные задания, шефство над младшими и т.д. Организаторы лагеря следят также за тем, чтобы распределение по «семьям», к примеру, подростков с ограниченными возможностями, было «равномерным».

Мы полагаем, что представленные принципы и методы позволят более полно раскрыть сущность социально-педагогического сопровождения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях загородного лагеря. Построенная с их учетом социально-педагогическая деятельность может способствовать сглаживанию негативных последствий жизненных трудностей, саморазвитию, формированию ответственности, налаживанию положительных отношений подростков с окружающим миром.

Использованная литература

  1. Валеева Р.А. Идея самоценности детства и проблема прав ребенка в гуманисти­ческой педагогике. Проблемы образования на рубеже ХХI века: Международный диалог. Тезисы докла­дов (Курск, 8-11 апреля 1996 г.) В 2-х частях.  М.: Магистр, 1996. Часть 1. С 15-17.
  2. В поисках гуманистической реальности: сб. научн. тр. / науч. ред. В.П. Бедерханова. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2007. 382 с.
  3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях авторов и исследователей) /Под ред. д.п.н. Н.Л. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 1998. 336 с.
  4. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. Казань: Изд-во ТГГИ, 2003. 212 с.
  5. Корчак Я. Как любить ребенка. Екатеринбург: У – Фактория, 2004. 352 с. (Серия «Психология детства: Классическое наследие»).
  6. Крылова Н. Б. Соуправление детей и взрослых как условие повышения качества школьной жизни//Соуправление детей и взрослых. М., 2009. (Новые ценности образования; 3 (41)). С. 166-190.
  7. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания. / Ред. Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. М. – Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2004. 336 с.
  8. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений, 2-е изд., исп. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 304 с.
  9. Нилл А. Саммерхилл – воспитание свободой. М: Педагогика-Пресс, 2000. 296 с.
  10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

1 Киржой Евгения Всеволодовна - аспирантка кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum