Volume: 3, Issue: 1

1/03/2011

От изоляции к интеграции
Хауэлл, Эрика [about] , Пиерсон, М. [about]

Пожалуй, одно из самых больших достижений любого сообщества – это умение перейти от обучения терпимости к образу жизни, пронизанному терпимостью,
от разговоров об уважении других людей к реальному включению  их в свои ряды.
Майкл Причард

Краткий обзор

Два года назад одна крупная средняя школа в Южной Калифорнии, открывшаяся в   1980 году, решила перейти на программу инклюзивного образования, т.е. включения в число учащихся подростков с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая, что таковых было более 225 человек, а первоначальный численный состав уже составлял более 2700 человек, с которыми работали свыше ста педагогов и пять представителей администрации, школе предстояла серьезная перестройка как образовательных программ, так и расписания занятий, распределения нагрузки среди преподавателей и т.п. Предварительно договорились, что новые  учащиеся, имеющие        легкие и средние ограничения здоровья,  вольются в тринадцать имеющихся классов, а ещё два класса примут ребят с более серьезными проблемами здоровья. Предстояла трудоемкая, основанная на лучших образцах инклюзивного образования переподготовка всех педагогов школы.

В своей практической деятельности школа была нацелена на формирование полезных обществу граждан, на использование в процессе обучения инновационных технологий и новых методик и на интеграцию учебных занятий. Администрация школы проявляла готовность улучшать академическую успеваемость учащихся и всячески поддерживать их стремление к успеху. Один из заместителей директора был назначен ответственным за работу  с учащимися с ограниченными возможностями; в его обязанности входила координация усилий педагогов школы и специалистов по работе с подобными детьми.

Иными словами, школа не только ставила перед собой цель достичь желаемого результата и стать полностью инклюзивной, но и обладала для этого всеми необходимыми ресурсами.

На пути к успеху всех школьников, и в особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, предстояло предпринять ряд шагов: осуществить профессиональную переподготовку педагогов; значительно поменять школьное расписание и включить в него уроки, где учителя могли бы работать совместно с педагогами специального образования; разработать специфические пошаговые руководства и поурочные планы; и, наконец, в значительной степени переработать процесс оценивания качества знаний. Каждый учитель получил дополнительно два часа в неделю, которые предстояло затратить на совместную с другими специалистами разработку  и адаптацию поурочных планов, учебных стандартов и критериев оценки.

Определения основных понятий, используемых в статье:

  • Старшеклассники – это учащиеся 9-12 классов в возрасте от 13 до 19 лет.
  • Ограничения здоровья лёгкой или средней тяжести – это ограничения, связанные с обучаемостью, или аутизм средней степени, несложные интеллектуальные отклонения или отклонения в поведении.
  • Включение (инклюзия) – помещение учащихся с ограничениями здоровья в обычные классы, где занятия проводят учителя школы совместно с педагогами специального образования.
  • Карта учебного предмета – это практически учебная программа, в которой определены цели, задачи, содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также даётся содержание разделов и тем.
  • Поэтапное руководство – это своеобразный «путеводитель» по предмету, который определяет продолжительность и цели изучения каждой темы.
  • Общая оценка успеваемости – формы оценивания знаний по предмету, одинаковые для всех школьников, изучающих данный предмет.

Преимущества и ограничения инклюзивного образования

Ряд проведенных исследований демонстрирует значительные преимущества и успешность включения школьников в инклюзивные программы при условии эффективной предварительной подготовки педагогов (Dukes and Lamar-Dukes, 2009; McLeskey & Waldron, 2007). Есть свидетельства разрешения поведенческих проблем и эффективности формирования социальных навыков в условиях инклюзивных классов (Baker & Zigmond, 1995). Когда учащиеся, имеющие  ограничения здоровья, попадают в подобный класс, в ситуацию общения со здоровыми сверстниками, то вместе с этим стирается и привычное для них клеймо «особенного, нестандартного, не нормального». (Zigmond, 2003). Но самое главное достижение, по мнению Murawski and Swanson (2001), состоит в том, что в условиях инклюзивного образования улучшается академическая успеваемость учащихся с ограничениями здоровья.

Напротив, общее неприятие таких учащихся педагогами, низкий уровень ожиданий, отсутствие средств и ориентации на академическую успеваемость значительно сокращают возможность успешного включения подростков с ограничениями здоровья в общий поток школьной жизни.   Эти и ряд других вопросов обсуждались в ходе предварительных занятий с педагогическим персоналом.

Повышение профессиональной квалификации

Поддержка  педагогов и наставничество

Процесс инклюзии начался с общешкольных собраний, где обсуждались принципы включения учащихся с ограничениями здоровья. Несмотря на двадцатилетний и более стаж работы многих педагогов,  большинство из них понимали необходимость и значимость инклюзивного образования и потому были готовы учиться новой для них методике работы с учащимися с ограничениями здоровья. Однако наряду с ними существовала и небольшая группа учителей, которые менее охотно принимали новую ситуацию. С каждым из них директор встречался отдельно и предлагал совместно разработать план действий, а также прикреплял наставника, имеющего опыт в области специального образования. В результате в конце учебного года вопреки нежеланию ряда учителей-ветеранов учиться инклюзии, пятеро из восьми эффективно работали в паре с педагогами специального образования, способствуя  включению в учебный процесс  в с е х   учащихся класса. Из оставшихся троих учителей двое ушли на пенсию в конце года, а третий все же продолжал сопротивляться идее инклюзивного образования, но тем не менее получал поддержку администратора, ответственного за этот участок работы.

Семинары и тренинговые мастерские

На базе школы силами приглашённых специалистов проводились профессионально развивающие детализированные тренинговые занятия и  мастерские, которые были направлены на непосредственную реализацию программы в условиях класса. Темы занятий включали следующие вопросы:

  • Специальное образование (университетский курс 101) – введение в тренинг по специальному образованию.
  • Инклюзия: убеждения и ожидания.  Здесь учителя знакомились с разными моделями включенного образования и новейшими исследованиями в этой области.
  • Модели совместного преподавания по принципу «ведущий/ведомый», альтернативные или отодвинутые по каким-то причинам группы, обучение в команде, параллельное преподавание, обучение на «разных станциях» (внутри одного класса) были подробно объяснены и показаны педагогам.
  • Категории исключительности. Определения ограничений, здоровья, представленные в федеральном законе США, были разъяснены педагогам, и в каждом конкретном случае предложены возможные модификации.
  • Сотрудничество ассистентов учителей. Обучение проводилось на основе серии учебных видеофильмов «Власть ?Двоих» М.Френд.
  • Методики включения учащихся. Специальные методики типа «кафе для всех», сократический метод и т.п. стали использоваться всеми учителями школы.
  • «Четырехквадратная» методика обучения письму. Учителя, в классах которых появились учащиеся с ограничениями здоровья, прошли подготовку по использованию этой методики.
  • Формирование учебных умений. Дополнительные занятия были специально разработаны для учащихся, которым требовалась поддержка в освоении учебных умений и навыков.
  • Развитие учебного содержания, направленного на формирование социальных навыков. Учителя специально проходили подготовку в этой сфере с акцентом на учащихся со слабыми или средними ограничениями здоровья.
  • Методики поддержки всех учащихся. Педагоги школы получили подготовку в области специальных методик, направленных на поддержку всех учащихся, испытывающих затруднения в учебе.
  • Методики постановки вопросов. Учителя познакомились со способами и методами формулировки вопросов, которые  обеспечивали бы максимально комфортное включение всех школьников в процесс обучения.
  • Методики включения. Учителя школы посещали тренинговые семинары по вопросам включения всего класса в процесс обучения и определения успешности усвоения полученных знаний.
  • Успешная дифференциация. Учителей специально обучали методикам разработки учебных планов уроков, которые позволяли бы включать учащихся с ограничениями здоровья.

Материалы

Каждый педагог получил небольшую сумму денег, которая позволила ему приобрести все необходимые материалы для работы с учащимися, имеющими  слабые или средние ограничения здоровья. Кроме того, в ходе тренингов учителя не только знакомились с новыми подходами и методиками, но и получали все необходимые ресурсы для эффективной реализации этих методик в практической работе.

Уточнения/адаптация заданий учащихся и педагогов

Взамен в прошлом дискриминационной  практики разделения общего и специального образования, в данном случае учащиеся с ограничениями здоровья получили возможность учиться вместе с другими подростками в общем образовательном потоке, а учителя-предметники приобрели «напарников» в лице педагогов специального образования. Каждый учитель также получил  с помощью школьного округа или школьного наставника подготовку в сфере установления партнерских связей и работы в команде. Подобную подготовку получили также и помощники учителей, с которыми работали консультанты и обучали тем же методикам, что и учителей-предметников. Например, помощников обучили специальной письменной методике, которая затем была принята на уровне школы, а они смогли оказывать поддержку учителям и учащимся в процессе введения нового материала.

Изменения в содержании учебного материала

Администрация школы неуклонно поддерживала идею, что учащиеся с ограничениями здоровья должны были получать тот же утвержденный штатом объем информации, что и их здоровые сверстники. В связи с этим педагоги специального образования внесли существенные изменения в содержание образования по учебным предметам, в поурочные планы и учебные программы, что позволило учащимся с ограничениями здоровья добиться успеха в общем образовательном потоке. Конечные проверочные тесты также были модифицированы – для учащихся с ограничениями здоровья были подготовлены  сокращенные тесты, но отвечающие духу и букве определенных штатом стандартов.

Что в результате?

Педагоги экспериментальной школы, о которой идет речь в этой статье, выразили надежду, что и другие школы смогут использовать накопленный ими опыт. Вне всякого сомнения, есть ряд моментов, которые можно и нужно внедрять в практику других школ, стремящихся к инклюзивному образованию.

Во-первых, полезность накопленного опыта и проведенного эксперимента состоит в том, что в нем участвовало большое количество учащихся и педагогов, а отсюда следует вывод о возможности позитивной реорганизации даже в условиях многочисленности. Более того, школам с меньшим количеством учащихся скорее всего не придется предпринимать столько усилий и проводить такую же реорганизацию, как в нашем примере.

Во-вторых, отдельные учителя, поначалу сопротивлявшиеся инновациям, в результате  проведенной работы постепенно приняли идею инклюзивной школы и превратились в сторонников проекта. Данная ситуация позволяет нам утверждать, что вопреки негативным установкам педагогов инклюзивное обучение нельзя откладывать на потом или вообще  снимать с повестки дня.

В-третьих, в школе был разработан настоящий системный подход, который позволил включить в проект администрацию, педагогов и их помощников и обеспечивать каждой из названных групп соответствующую поддержку на пути эффективного принятия инклюзии. Отметим и такой позитивный момент, что учителя не были поставлены в ситуацию выполнения спущенных сверху указаний. Напротив, школа стремилась обеспечить педагогов всеми необходимыми ресурсами, которые позволили плавно  осуществить процесс перехода, и продолжала оказывать содействие уже в ходе реализации инклюзивного образования.

В целом, мы вполне можем констатировать, что если инклюзивное образование оказалось успешным в условиях большой городской школы, то меньшие по размеру, количеству педагогов и учащихся и более однородные по педагогическим установкам школы вполне могут достичь позитивных результатов.

Выводы

В США по-прежнему трудно найти достойный описания опыт реализации инклюзивного образования в условиях средней школы, однако в практике существует немало учебных заведений,  успешно включающих в учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье мы рассказали в основном об опыте одной школы, где по-настоящему удалось добиться позитивных результатов для подобных подростков. Мы вполне отдаем себе отчет в том, что вопреки первоначальным позитивным результатам истинное воздействие на учащихся можно будет определить только по мере утверждения в школе практики инклюзивного образования, в случае единодушной ее поддержки со стороны педагогов и продолжения стимулирования и мотивации включения «особых» детей в общешкольное пространство.

Использованная литература

Baker, J.M., & Zigmond, N.  (1995). The meaning and practices of inclusion for students with learning disabilities:  Implications from the five cases.  The Journal of Special Education,  29, 163-180.

Dukes, C., & Lamar-Dukes, P.  (2009). Inclusion by design:  Engineering inclusive practices in secondary schools. Teaching Exceptional Children, 41(3), 16-23.

McLeskey, J., & Waldron, N.L. (2007).  Comprehensive school reform and inclusive schools. Theory into Practice, 45, 269-278.

Muller, E., & Burdette, P.  (2007). High school reform:  Integration of special education.  In  Forum, 1-9.

Murawski, & Swanson, L. (2001). A meta-analysis of co-teaching research.  Remedial and            Special Education, 22(5), 258-267.

Zigmond, M.  (2003). Where should students with disabilities receive special education services?  Is one place better than another?  Journal of Special Education, 37, 193-199.

 

1 Эрика Хауэлл -  профессор кафедры специального образования педагогического факультета Калифорнийского госуниверситета в г. Фуллертон, штат Калифорния, США;  Мелинда Пиерсен – зав. кафедрой специального образования педагогического факультета Калифорнийского госуниверситета в г. Фуллертон, штат Калифорния, США.

ylq (Dec. 19, 2017)

talk about the north face our ravens nfl jersey father! new balance In this ferragamo shoes special browns nfl jersey festival, I am chicago bulls jerseys actually salomon not thomas sabo happy. celine handbags Because my father oakley sunglasses outlet was a oakley vault workaholic, christian louboutin one oakley sunglasses outlet man had to manage ralph lauren online shop the two christian louboutin factories. Each burberry outlet online time mcm bags I watched oakley sungalsses outlet my father's luggage longchamp out bears nfl jersey of under armour his jordan shoes home, I orlando magic jersey always cheap jordans restrained converse sneakers my tears cheap jerseys and air max 90 reluctantly swarovski canada bid coach outlet online farewell air max to lacoste outlet him. cheap nike shoes My coach outlet store father birkenstock looked at relojes me, my heart michael kors was ralph lauren uk very sad, never go ralph lauren back! kate spade outlet At that packers nfl jersey time cheap nhl jerseys I think his hogan father was cheap oakley sunglasses so nike cruel, adidas in trail blazers jersey order asics outlet to longchamp outlet work, rolex watches left uhren me. michael kors uk Whenever my partner adidas yeezy shoes envious giants nfl jersey of michael kors australia the words: adidas "You steelers nfl jersey have nike air max a valentino capable father, really redskins nfl jersey happy!" barbour At that time, ray ban sunglasses I burberry outlet feel nike huarache proud scarpe hogan to thomas sabo have eyeglass frames a longchamp handbags outlet capable ralph lauren father. Have not seen polo ralph lauren outlet my nike free run father coach purses outlet for air max many days, tory burch outlet how nike much charlotte hornets jersey I nba jersey want true religion outlet to miami heat jerseys hear dsquared2 the taste of my reebok father, how adidas schuhe much I raiders nfl jersey want to hear my lions nfl jersey father's amiable puma language, how oakley sunglasses cheap much I air max shoes want nike factory to burberry handbags outlet see adidas tracksuits my womens clothing father's beats by dre headphones good oakley sunglasses outlet face, how jets nfl jersey I oakley sungalsses outlet want to ... burberry outlet online Here I nike free 5.0 can suns jersey not true religion help but levi's jeans think of fred perry outlet childhood salvatore ferragamo The funny nike mercurial thing: detroit pistons jerseys I dolphins nfl jersey remember my father tommy hilfiger often hilfiger put air huarache my supra shoes little the north face outlet fist birkenstock outlet into softball bats my mouth, I quickly north face jackets took michael kors outlet out atlanta hawks jersey a ralph lauren polo fist, "Wow pacers jersey ..." and cried. panthers nfl jersey An unpleasant titans nfl jersey harsh air max smell of timberland boots nostrils, I mcm handbags kept red bottoms rolling michael kors outlet on the nike air ground, michael kors bags his five finger shoes feet nike free kept to oakley sunglasses his adidas father, my soccer shoes mother michael kors looked at fidget spinner me, giuseppe shoes making pandora jewelry dumbfounding, one picked up my spurs jersey hand huarache to ray ban sunglasses outlet wash. nike free After burberry uk washing denver nuggets jersey hands, adidas shoes I beats by dr dre desperately nose saints nfl jersey sniffing, nike store or cheap nfl jerseys a ralph lauren outlet online little burberry outlet weird taste, ray ban cried out vikings nfl jersey loud, philipp plein outlet my fred perry mother had to ralph lauren polos sprinkle a little oakley sungalsses outlet with true religion jeans dew in my hand, stone island I tory burch sandals will give up oakley outlet online this. Side broncos nfl jersey of the new balance shoes father kate spade looked true religion jeans outlet at nike air max me oakley outlet and smiled, so sweet longchamp smile! So baseball bats beautiful! timberland shoes Whenever calvin klein I nike store recall armani exchange this, I jaguars nfl jersey could not michael kors outlet online help christian louboutin but hilfiger online shop laugh, air max 2015 up to colts nfl jersey now also developed christian louboutin a timberland habit nba jerseys outlet of converse like to flat iron smell. barbour jacket outlet His chiefs nfl jersey father's holiday without a skechers shoes father's figure, jordan retro nor nike roshe laughter, horloges even prada shoes the kings jersey clock raptors jersey on the swarovski "ticking, ray-ban sunglasses ticking asics ... polo outlet ..." voice heard polo ralph lauren clearly. converse I am sitting timberland outlet alone chargers nfl jersey in the flower pelicans jersey beds, coach outlet usa enjoy the 49ers nfl jersey beautiful north face backpacks flowers. Look, mcm backpack outlet those flowers air jordans have nfl jerseys their own companionship, bengals nfl jersey happily patriots nfl jersey together. jazz jersey Listen! coach factory outlet online In adidas the woolrich outlet blue philipp plein sky, nike air max "twitter" ... air max 2015 the ed hardy bird nike air sounds, rolex watches the ralph lauren original givenchy antigona three michael kors outlet birds singing cheerful. I oakley sungalsses outlet looked adidas at ray ban them hollister clothing enviously! Deep hollister clothing store in the dead puma shoes of prada night, vans I new balance outlet was michael kors handbags lying in dsquared2 outlet front barbour jackets of the coachfactory.com/shop window looking nike at ralph lauren the prada sunglasses dark night, nike but only polo ralph lauren a twinkling star cheap jerseys blinked roshe run at me, versace outlet they swarovski crystal seem nike canada to nike shoes outlet understand vans shoes my cleveland cavaliers jersey heart. burberry outlet I barbour jackets outlet could soccer shoes outlet not cheap oakley help rolex watches for sale humming cheap true religion the dansko shoes song mlb jerseys "Thanksgiving". Humming, humming watches ... hollister ... I michael kors outlet see, versace outlet when I miss mcm backpack my father, my jimmy choo shoes father buccaneers nfl jersey must also oakley sunglasses outlet miss reebok shoes me. beats by dre I know tommy hilfiger how nets jerseys important it is nike to chrome hearts outlet me in my father's heart, because barbour jackets I jordan am cheap jerseys the ralph lauren outlet only christian louboutin shoes one texans nfl jersey in basketball shoes my ray ban sunglasses outlet father! eyeglasses online "Thanksgiving burberry canada heart, nike store thank thomas sabo charms you, northface with ralph lauren my life hogan shoes ..." Father, ray ban I wish prada handbags you bcbg dresses a happy michael kors holiday north face because iphone cases of your excellent composition hermes 900 words ray ban eight: swarovski jewelry You are A person iphone case working silently, babyliss but omega watches your soccer outlet work new balance is very chi flat iron little ralph lauren to kate spade outlet pay michaelkors.com attention, but it is longchamp outlet because michael kors outlet online of nfl jerseys your los angeles clippers jerseys hard work, it the north face jackets makes the bottega veneta road coach outlet between cities ray ban outlet clean and timberwolves jersey tidy. burberry uk I replica watches usually michael kors outlet come to school ray bans earlier, eagles nfl jersey so nike shoes outlet I can mbt shoes always oakley see occhiali ray ban the people boston celtics jerseys working handbags outlet on the road, bucks jersey that los angeles lakers jerseys is, sanitation grizzlies jersey workers rolex watches on christian louboutin shoes the cheap shoes road. mizuno running They can always hilfiger outlet clean marc jacobs the streets in oakley sungalsses outlet the ecco shoes early morning, pandora jewellery making it ray ban sunglasses a burberry handbags day The kate spade outlet road polo outlet online looks converse shoes clean. true religion outlet store When omega watches people ray ban wayfarer go to swarovski work or michael kors usa go jordan release dates to school nike free run in ray ban the coach outlet morning, they see hermes birkin that ray ban the supra shoes road new york knicks jerseys is replica handbags very clean nba shoes and hollister clothing store their christian louboutin outlet moods ferragamo uk are falcons nfl jersey getting houston rockets jersey better. new balance However, in a skechers shoes outlet good coach outlet online

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum