Volume: 3, Issue: 1

1/03/2011

Абилитационно-воспитательное пространство как предмет педагогического исследования
Чепурышкин И.П. [about]

Введение. Определение понятия «реабилитация»

Понятие «абилитационно-воспитательное пространство» все чаще становится предметом педагогических исследований.  С этой категорией  педагогики  сопряжены такие понятия как «реабилитация», «воспитательное пространство», «абилитация».

В буквальном переводе с латинского – реабилитация (rehabilitation) означает восстановление. Во Франции и франкоязычных странах используют понятие «readaptation», под которым понимают восстановление приспособляемости на измененном болезнью уровне. Понятие реабилитации используется в юридической, медицинской и психологической практике. Юридический аспект реабилитации предусматривает восстановление доброго имени и юридических прав личности в силу отмены ранее признанной виновности. Медицинская реабилитация по своей сути близка к лечению. Отличие заключается в том, что на основе лечения происходит медико-биологическое восстановление организма, а основная цель медицинской реабилитации – медико-социальное восстановление на основе определенной деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются различные варианты этого понятия применительно к работе с детьми: педагогическая реабилитация (А.В. Гордеева, В.В. Морозов и др.), социальная реабилитация (С.Г. Вершловский, Н.С. Морова), психолого-медико-педагогическая реабилитация (Т.З. Волкова), психолого-педагогическая реабилитация (Н.Ф. Велиханова), социально-педагогическая реабилитация (С.А. Беличева, М.В. Жданова, С.А. Расчетина, А.Б. Чистова и др.), медико-педагогическая реабилитация (Р.В. Овчарова).

Термин «реабилитация» используется отечественными педагогами в связи с профилактической деятельностью. По мнению Р.В. Овчаровой, реабилитация – это комплексная, многоуровневая, этапная и динамичная  система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих, которая включает профилактику и коррекцию отклонений [6].

Н.С. Морова расширяет это понятие и определяет социально-педагогическую реабилитацию как процесс, направленный на обеспечение включенности личности с проблемами в развитии в окружающий социум в условиях целенаправленного педагогического воздействия. В педагогике до настоящего времени нет еще устоявшегося и принятого определения понятия «педагогическая реабилитация» [5].

Педагогическая реабилитация

В ряде научных исследований содержание понятия «педагогическая реабилитация» раскрывается с позиции интеграции педагогических, психологических, медицинских, социальных мероприятий, оказывающих благотворное воздействие на восстановление жизненных сил ребенка, его соматическое здоровье, психику, поведение, условия жизнедеятельности, предупреждение и лечение патологических состояний, на профилактику, коррекцию, компенсацию труднообучаемости и трудновоспитуемости (Б.В. Алмазов, С.А. Беличева, Н.П. Вайзман, В.К. Зарецкий, Г.Ф. Кумарина, Н.С. Морова, Л.М. Шипицына и др.).
По мнению А.В. Гордеевой, в отличие от коррекционного, реабилитационный подход опирается на внутренний восстановительный потенциал человека. Исходя из этого, она определяет  педагогическую  реабилитацию как  процесс и результат восстановления максимально доступной ребенку целостности, гармоничности бытия и взаимодействия с окружающим миром, активной способности к самоосуществлению [3].

Весьма важным является определение реабилитации в социально-педагогическом контексте как создание благоприятной социальной ситуации развития человека через восстановление нарушенных отношений в среде. В этой связи нас привлекает позиция ряда отечественных исследователей (В.Г. Бочаровой, А.Б. Орлова, Ю.С. Мануйлова, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова и др.), которые рассматривают не только факторы развития и социализации, но и характеризуют социальные среды, обладающие реабилитационным потенциалом.

«Воспитательное пространство»

Понятие «воспитательное пространство» уже стало  феноменом педагогической действительности. Анализ научных публикаций о воспитательном пространстве позволяет отобрать несколько «опорных» представлений об этом феномене:

  • пространство – это освоенная среда (природная, культурная, социальная, информационная), приспособленная для решения воспитательных задач.
  • Понятия «среда» и «пространство» не идентичны: если среда – это данность, которая не является результатом конструктивной деятельности человека, то пространство – есть результат педагогического освоения этой данности.
  • Воспитательное пространство не складывается само по себе или приказом сверху – оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой деятельности.
  • Воспитательное пространство становится фактором гуманизации детской жизни и воспитания при условии, если является пространством детской общности, наполненным реальными и значимыми для детей вопросами, на которые им необходимо найти ответы, если дети воспринимают его как собственную территорию, за которую они несут ответственность.
  • Создание воспитательного пространства включает внутренние процессы, связанные с выбором приоритетов педагогической деятельности, и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды [8].

 Известно, что среда рассматривается исследователями как один из важнейших компонентов воспитательной системы, с ее освоением связываются процессы формирования у детей ценностного отношения к миру и культуре, осознания себя в этом мире, развития своего «Я», нахождения своего места среди других людей. Воспитательное пространство должно быть единым – это его обязательная характеристика. Опыт показывает, что это не происходит стихийно. Можно говорить о том, что удалось создать единое воспитательное пространство тогда, когда внутренние и внешние силы направлены на достижение единства.

Понятие «абилитация» и основные подходы к определению 

Следующее сопряженное понятие – «абилитация». На сегодняшний день нет согласия среди авторов, обращающихся к этому понятию. Более того, мы не обнаружили в психолого-педагогической литературе, имеющей характер учебного пособия по коррекционной педагогике и психолого-педагогической коррекции, четкого определения этого понятия. Понятие «абилитация» близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации (normalisation). В переводе с латинского habilitation означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования спо­собностей» и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом.

В медицинской, психологической и педагогической литературе «абилитация» часто дается в сравнении с понятием «реабилитация». В медицинской литературе наиболее четкое разделение данных понятий рассматривается в учебнике по невропатологии отмечает Л.О. Бадалян, что абилитация – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, тех патологических состояний, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества [1].

Реабилитация – это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде.

Об абилитации следует говорить в тех случаях, когда инвалидизирующее больного патологическое состояние возникло в раннем детстве. У ребенка этого возраста еще не сформированы нормальный двигательный стереотип, гностико-праксические и речевые функции. Ребенок с особыми образовательными потребностями не владеет навыками самообслуживания и не имеет опыта общественной жизни. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно-полезной деятельности. Абилитация предусматривает лечебно-педагогическую коррекцию двигательной, психической и речевой сферы детей младшего возраста; реабилитация предусматривает такие мероприятия в отношении детей старшего возраста и взрослых.
С профилактикой нарушений в развитии ребенка связывает абилитацию Г. Сергеева. По ее мнению, реабилитация – комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных. Абилитация – профилактика возможных нарушений на ранних стадиях развития ребенка, а также работа с детьми с особыми образовательными потребностями [7].

Нам представляется интересной точка зрения О.А. Герасименко и Р.П. Дименштейн, которые рассматривают понятие абилитации в сравнении с понятиями адаптации и интеграции.  Абилитация, считают эти авторы,  – создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе. Речь идет о развитии у ребенка тех функций и способностей, которые в норме появляются без специальных усилий окружающих, а у ребенка с проблемами могут возникнуть только в результате направленной работы специалистов [2]. Адаптация – собственно реализация накопленного социального потенциала в данном сообществе. Интеграция – процесс в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Задача интеграции не может быть решена снаружи, эта задача может решаться только изнутри самим сообществом. Интеграция – это взаимная адаптация индивида и общества друг к другу. Это процесс, в ходе которого не только индивид адаптируется к сообществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду.

Схожую позицию мы обнаружили и у Д.Н. Исаева, который отмечает, что абилитация детей с умственной отсталостью является стимуляцией потенци­альных возможностей психики и моторики ребенка, исправлением дефектов его развития, лечением сопутствующих сомато-неврологических нарушений, коррек­цией отклонений в эмоционально-волевой сфере с целью формирования оптималь­ных навыков социальной адаптации [4].

Выводы. Определение абилитации и «абилитационно-воспитательного пространства»

Вышеизложенное позволило нам прийти к следующему рабочему определению понятия «абилитация» - это адаптивно развивающая деятельность, стимулирующая потенциальные возможности детей с ограниченными возможностями и направленная на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, на создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе. 

По нашему мнению, абилитационно-воспитательное пространство – это специально организованная усилиями различных субъектов (медиков, психологов, педагогов, логопедов, родителей) среда жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями, которая способна выступать интегрированным условием формирования оптимальных навыков социальной адаптации, создания возможности использовать приобретенные навыки в естественных условиях и реализоваться в данном сообществе [8].

Важной характеристикой абилитационно - воспитательного пространства является его системность, уровнями организации которой считаются: концептуальный, структурный и субстратный. В налаженном абилитационно-воспитательном пространстве, которое уже по своей сути является гуманитарной системой (субъектом здесь выступает человек), концептуальный уровень обеспечивается общими идеями, видением и представлениями об абилитации в данном социуме, которое доминирует в менталитете субъектов этой территории. Здесь имеется в виду единая педагогическая стратегия по «вертикали и горизонтали», ориентированная на личность каждого ребенка, на развитие его способностей, на создание особой обстановки социальной защищенности, что значительно влияет на повышение самооценки и социального статуса ребенка, развитие его внутреннего потенциала самореализации.

Структурный уровень абилитационно-воспитательного пространства представляет собой системообразующие отношения, которые возникают между субъектами конкретного пространства в ходе реализации своих абилитационных функций. Это так называемое поле диалога, на котором создано комплексное взаимодействие всех служб, занимающихся детьми с ограниченными возможностями в пределах целого муниципалитета (района), в целях их абилитации, адаптации и интеграции в общество.

Иначе говоря, данный уровень системообразующего отношения составляет функциональная структура абилитационного пространства. К субстратному (основе общности) уровню относятся различные элементы пространства, которые можно подразделить на пассивные (сюда мы включаем все, что находится в сфере абилитационной среды) и активные (то есть собственно субъекты организационной структуры абилитационного пространства: дети, родители и специалисты медико-социально-педагогическая служба.

К следующей характеристике абилитационно-воспитательного пространства относятся его параметры, которые можно описать через его многомерность, протяженность и плотность. Как показывает практика, любое абилитационно-воспитательное пространство включает в себя различные другие подпространства (в нашем случае это – образовательное, оздоровительное, информационное подпространства, психологические службы, службы социальной защиты и т.п.). И тем не менее, их целостность представляется нам существенной качественной характеристикой, так как именно в этом случае обеспечивается эффективность влияния абилитационного пространства на личность воспитанника. Целостность и стабильность устойчивого абилитационно-воспитательного пространства есть результат гетерогенности (неоднородности) как его элементов, так и связей между ними при наличии единой концепции, ориентированной на оптимальную для каждого отдельного ребенка социальную адаптацию и интеграцию.

Естественно, каждое абилитационно-воспитательное пространство, по-своему, специфично, неповторимо и уникально как и личность каждого ребенка, однако в нем проявляется общее и особенное, так же как в индивидуальном развитии человека проявляются законы психофизиологического роста. Поэтому, как нам представляется, мы имеем возможность абстрагироваться от конкретного, реального опыта той или иной территории и выделить само понятие «абилитационно-воспитательное пространство» как педагогическую категорию, которая отражает определенное  явление педагогической реальности. 

Литература

  • Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник. 2-е изд. – М.: Изд-во «Академия», 2003. – 368 с.
  • Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Несколько слов к вопросу об интеграции. – http://www.detisite.ru/experts/integration/
  • Гордеева А.В. Концепция педагогической реабилитации в условиях общеобразовательной школы. Научно-методическое пособие. – М.: Академия, 2001. – 34 с.
  • Исаев Д.Н. Защита ребенка как педагогическое понятие. // Гумманизация воспитания в современных условиях. – М.,1995. – С. 47-64.
  • Морова Н.С. Основы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями. – Автореф. дис… докт. пед. наук. – М., 1998. – 38 с.
  • Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001. – 478 с.
  • Сергеева Т.А. Школа-центр интегрированного обучения и диагностики – новый тип педагогического заведения для детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. – 1993. - №5. – С. 58-59.
  • Чепурышкин И.П. Моделирование воспитательного пространства школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис…канд.пед.наук. - Ижевск, 2006.- 28с.

1 Чепурышкин Игорь Петрович – к.п.н., заслуженный учитель РФ, директор Починковской специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы-интерната Vll-Vlll вида  Смоленской области.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum