Volume: 2, Issue: 3

1/11/2010

Вопросы методики преподавания русского языка в начальной школе в трудах П.О.Афанасьева
Телкова В.А. [about]

Доктор педагогических наук, профессор Петр Онисимович Афанасьев — один из крупнейших методистов русского языка. Почти полвека посвятил он народному образованию. В течение 27 лет П.О. Афанасьев направлял работу учителей начальных и средних школ, помогая им устным и печатным словом достигать наилучших результатов на уроках русского языка. Всю жизнь он был неутомимым тружеником на ниве народного просвещения.

Научно-литературное наследство П.О. Афанасьева богато и разнообразно. Его статьи по педагогическим и методическим вопросам печатались в журналах «Вестник воспитания», «Журнал Министерства народного просвещения», «Педагогический вестник», «Родной язык в школе» и др. В 1914 г. выходит из печати книга «Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки по всем отделам русского языка с методическими пояснениями» — плод многолетней работы П.О. Афанасьева. Это была одна из немногочисленных работ того времени по методике преподавания русского языка в начальных классах средней школы. Уже после революции она выдержала тринадцать изданий (последнее издание было выпущено в 1937 г.) и на протяжении более чем двадцати лет служила основным руководством для учителей начальных классов. Автор всякий раз вносил в нее некоторые изменения, дополнения, поправки в связи с изменением программ. Позднее она стала называться «Методика родного языка в трудовой школе», а затем «Методика русского языка», но основа этих книг была заложена именно в «Методических очерках...».

В свое время книга П.О. Афанасьева «Методические очерки...» стала заметным явлением своего времени в методике преподавания русского языка в начальной школе. Но сейчас мы почти не вспоминаем о ней, хотя забыта она незаслуженно и могла бы принести большую пользу учителям начальной школы. Необходимо отметить, что в книге мы встречаемся с явлением, которое было и будет интересно и полезно, независимо от степени развития методической науки, от прогресса, в практике преподавания. Объясняется это тем, что автор сумел передать не только и не столько рекомендации, но и отразить атмосферу, ситуации их осуществления. Он точно обрисовал «среду», в которой реализуются методические приемы, т.е. лингвистические и психологические условия, как говорят сегодня.

Уже во вступлении автор обозначает свою принципиальную позицию: не давая «обычно-методического изложения различных приемов преподавания того или иного отдела русского языка», раскрыть эти приемы с учетом выводов и общепедагогической и методической литературы последнего времени, проиллюстрировать рядом уроков [1, 5]. Причем эти уроки П.О. Афанасьев просил считать не столько «из скромности», сколько «по существу» не образцовыми, а примерными. Объяснялось это так: «Образец предлагается как бы для подражания, для копирования его. Я же думаю, что всякое навязывание пусть даже хорошего образца является мало полезным не только потому, что оно лишает подражателя творчества, но главным образом потому, что этот образец, будучи случайным гостем у подражателя, не сольется органически с выработанными им самим приемами преподавания, не войдет в общую систеу его приемов» [1, 6].

Однако собственно методической части пособия, которая так и называется «Практическая», где автором предлагаются конкретные уроки по обучению грамоте, правописанию, уроки по грамматике и объяснительному чтению, предшествовали главы языковедческого характера. П.О. Афанасьев справедливо считал, что «необходимость научного понимания языка вообще, а родного в особенности, для преподавателя этого языка совершенно очевидна, и притом отнюдь не для того, чтобы сообщать это ученикам, а необходимо это научное понимание для того, чтобы суметь поставить дело обучения языку так, чтобы это был предмет живой, развивающий духовные способности и расширяющий умственный кругозор учащихся» [1, 15].

В главе «Общие сведения из науки о языке, необходимые для осмысленного отношения к вопросам преподавания его» П.О. Афанасьев, исходя из взглядов А.А. Потебни, В.А. Богородицкого и других языковедов, пишет о «речи-говорении», «речи-слушании», о связи языка и мышления. Особое внимание автор обращает на так называемую живую речь, значение которой определяется не только звуковым составом, но и интонацией речи, модуляцией голоса. «Лишь внимание к «живой» речи может нам открыть тайники языка. Дальше мы увидим, сколько злоключений для преподавателя родного языка, особенно грамматики его, порождено именно пренебрежением к живой речи-мысли и исключительным вниманием к книжному языку» [1, 24].

В главе «Методы обучения грамоте сточки зрения научных основ языка» П.О. Афанасьев излагает сущность слогового, звукового методов и метода целых слов. Автор подробно останавливается на звуковой системе обучения грамоте, предлагает научно обоснованную последовательность введения звуков и слогов, убеждает в необходимости внедрения в школу соответствующих особенностям русского языка артикуляционно-фонетических приемов обучения грамоте. Причем автор не просто описывает используемые им приемы обучения грамоте, но и сопровождает описание иллюстративным материалом, специальными карточками, являющимисянаглядной демонстрацией звукового метода обучения грамоте, сторонником которого он являлся.

Не могут не заинтересовать преподавателей взгляды П.О. Афанасьева на методику правописания. Это тем более важно, что и сегодня учителя озабочены тем, как добиться если не абсолютной, то хотя бы высокой орфографической грамотности учащихся. П.О. Афанасьев выделяет наиболее важные факторы, способствующие выработке грамотного письма: это вид написанного слова и движения руки при письме. При этом, как считает автор, знание правил правописания не влияет на повышение уровня грамотности детей. Исходя из этого, не знание грамматики определяет в конечном счете успех учащихся в овладении грамотностью, а прежде всего развитие рукодвигательных восприятий, постоянная тренировка в различного рода письменных упражнениях.

С таким утверждением П.О. Афанасьева трудно согласиться. Современная методика русского языка ставит в основу орфографических занятий осознанные действия учащихся, опирающиеся на знание грамматики и поддерживаемые развитием рукодвигательных восприятий.
Для достижения грамотного письма П.О. Афанасьев рекомендует разнообразные формы письменных работ, но особо выделяет списывание и диктант. При этом дается их развернутый психологический и лингвистический анализ, рассматриваются отдельные виды и характеризуются условия их проведения. Утверждая, что орфография должна занять в школьном преподавании родного языка надлежащее ей место, П.О. Афанасьев в то же время предупреждал, что нельзя переоценивать ее значение в общем образовании детей: «Не следует упускать из виду, что степень грамотности должна определяться не умением писать искусственно подобранные слова и фразы, а умением грамотно излагать свои мысли при произвольном письме. Отсюда — обучение правописанию следует поставить в теснейшую связь с обучением изложению мыслей» [1, 70]. Иными словами, орфография не должна отодвигать на задний план другие важные знания, умения, необходимые для развития практической речи.

Все эти полезные материалы излагаются в специальной главе, которая называется «Вопросы обучения письму и орфографии». В ней сложнейшие вопросы излагаются очень просто и доверительно, с учетом реального положения дел, что создает ощущение сопричастности автора нашим переживаниям, размышлениям, поискам.

Как педагог-практик, П.О. Афанасьев не мог обойти своим вниманием вопросы преподавания грамматики в школе. В соответствии с требованием программ он рекомендует вести наблюдения над живой речью школьников, выдвигает на первый план метод наблюдения над явлениями речи. Основное достоинство этого метода состоит в том, что «роль учителя заключается при таком способе преподавания не в сообщении в готовом виде чего-либо такого, чего не могли бы найти в себе сами дети, а лишь в руководстве за наблюдениями, в подборе и группировке материала для наблюдений» [1, 106].

Считая метод наблюдения в преподавании словесности основным, П.О. Афанасьев не видит никакой пользы в овладении школьниками грамматической терминологией. По его мнению, «...гораздо лучше заменять грамматические термины осмысленной постановкой логически правильных вопросов» [1, 107]. Этот прием демонстрируется следующим образом: «Учительница пишет на доске фразу: «Собаки лают вдали» и затем спрашивает детей: «Какое слово говорит, где лают собаки?» Дети отвечают: слово «вдали» и на этом останавливают разбор фразы, не входя в грамматическое определение слова «вдали» [1, 108]. Такой смысловой и осмысленный разбор, считает автор, ценнее знания грамматических теорий и терминологии, так как помогает детям лучше понять «дух и строй» родного языка.

Позднее Петр Онисимович грамматическим занятиям в начальной школе посвятит отдельную работу, которую назовет «Как преподавать грамматику в начальной школе» [2], где будет представлена развернутая система формирования у школьников знаний по грамматике. В данном пособии автор предложит конкретные методики работы над предложением, знаменательными частями речи и значимыми частями слова.
Небезынтересны и последние главы теоретической части книги: «О постановке объяснительного чтения» и «О постановке церковно-славянского чтения». В каждой из них преподаватель найдет интересные, актуальные сегодня материалы и суждения.

Так, например, П.О. Афанасьев, на наш взгляд, совершенно правильно понимает задачу объяснительного чтения в школе. Вместо разбора каждого отдельного слова и объяснения всевозможных значений его в языке перед учителем ставится важнейшая задача: вскрывать содержание рассказа, его идею и только с этой точки зрения проводить необходимый анализ словарного материала данного произведения. Примечательно, что автор рекомендует при чтении применять драматизации, инсценировки, иллюстрирование содержания прочитанного, проводить литературные экскурсии, связывать с чтением различные упражнения по развитию устной и письменной речи.

Завершая беглую характеристику книги, хочется отметить, что хотя и написана она почти сто лет назад, но и сегодня представляет большой интерес как для учителей-практиков, так и для исследователей методики.

Ни одно из направлений методики обучения русскому языку не оказалось вне поля зрения ученого и практика П.О. Афанасьева. В дополнение к основному курсу методики, всесторонне освещающему вопросы преподавания русского языка, П.О. Афанасьев выпустил ряд книг и брошюр, содержащих указания по отдельным вопросам преподавания родного языка в школах разных типов.

Заслуживает уважения тот факт, что в непростое советское время П.О. Афанасьев обратился к дореволюционному наследию методистов и лингвистов. В 1941 г. он составил «Хрестоматию по истории методов преподавания русского языка в начальной школе», где поместил работы таких известных методистов и педагогов, как К.Д. Ушинский, В.П. Шереметевский, И.И. Паульсон, Г.Г. Тумим, Д.И. Тихомиров и многих других. В предисловии, написанном Петром Онисимовичем, подчеркивается огромное значение методического наследия прошлого, в котором отразился богатый опыт дореволюционной школы: «Ближайшее знакомство с этим опытом не просто удовлетворяет исторической любознательности, но дает ключ к открытию истоков многих методических течений современности и к освещению ряда практических приемов преподавания, которыми школа пользуется сегодня. Многие страницы из методических высказываний прошлого прямо просятся в методику сегодняшнего дня» [3, 1]. К сожалению, эта книга стала библиографической редкостью, а между тем материал, собранный в ней, полезен каждому учителю начальной школы, особенно начинающему.

Знакомство с перечнем вопросов, поднятых в работах П.О. Афанасьева, убеждает нас, что вклад этого человека в развитие отечественной методики начального обучения русскому языку огромен, хотя до конца и неоценен. Многие проблемы, которые им были обозначены в начале прошлого века, существуют до сих пор.

Использованная  литература

1. Афанасьев О.П. Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки по всем отделам русского языка с методическими пояснениями. М., 1914.
2. Афанасьев П.О. Как преподавать грамматику в начальной школе. М., 1932.

3. Хрестоматия по истории методов преподавания русского языка в начальной школе / Сост. П.О. Афанасьев. М., 1941.

1 Статья впервые опубликована в журнале «Начальная школа», № 5, 2009. Публикуется здесь в сокращенном варианте и с письменного разрешения редакции журнала «Начальная школа».

2 Телкова Валентина Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка и методики его преподавания,  Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum