Volume: 2, Issue: 1

1/04/2010

Авторский подход «справедливые сообщества» в Израиле: процесс адаптации
Бэренхольц Й. [about]

Потребность и цели. Подход «справедливых сообществ» появился в Израиле благодаря инициативе Министерства образования страны, в частности, Отдела по развитию социального образования. Данный отдел, входящий в административный блок по работе с молодежью, специализируется на внедрении программ неформального образования и воспитания в образовательную систему страны, включая как государственный, так и частный сектор. Школьная система Израиля централизована и направлена на реализацию общенационального курса обучения, однако социальное образование, прежде всего, в аспекте нравственного и ценностного воспитания, не является обязательным.

Одна из целей социального образования сформулирована следующим образом: «Мы твердо убеждены, что практическое включение молодежи в жизнь местного сообщества есть верный путь передачи ей демократических и нравственных ценностей, которые лежат в основании всего общества».1

Нам представляется, что теория и практика нравственного развития и воспитания, разработанная Лоуренсом Кольбергом, как нельзя лучше отвечает поставленной цели. Главным преимуществом этого подхода является возможность его реального воплощения на практике.

Мы использовали методику ведения моральных дискуссий, разработанную Эдвином Фентоном и его коллегами (1980 г.). Осенью 1981 и летом 1982 гг. Министерство образования Израиля совместно с Ванлееровской Академией наук (г. Иерусалим) приглашали профессора Фентона для проведения семинаров по организации дискуссий  на основе моральных дилемм для специалистов в области разработки курсов обучения с целью последующего внедрения этой методики в школьную систему страны. Я участвовала в одном из семинаров как представитель блока социального образования. Позже меня назначили ответственной за реализацию методики ведения подобных дискуссий в социальном образовании в школах всей страны и за внедрение подхода «справедливых  сообществ» в организации нравственного воспитания в старших классах израильских школ.

Следующим шагом было решение Отдела по развитию социального образования внедрить методику ведения дискуссий во всех старших классах страны2. В то время я отвечала за переподготовку учителей в сфере социального образования. Готовя перевод фентоновского «Руководства по организации семинаров для учителей», рассматривая предложенные им дилеммы, я одновременно разрабатывала нравственные дилеммы, основанные на опыте моей страны. Эта работа была завершена с помощью группы консультантов и учителей.

Полученная от  педагогов страны позитивная информация о возможностях использования моральных дилемм еще более укрепила нас во мнении, что подход Кольберга вполне уместен в работе по ценностному воспитанию и социальному образованию молодежи в целом. Дискуссии, организованные вокруг обсуждения гипотетических дилемм, несомненно позволяли неформально и непредвзято обсуждать конфликтные ценности израильского общества.

Однако мы очень скоро поняли, что обсуждения лишь «американских» гипотетических дилемм явно недостаточно для наших школьников, которым ежедневно приходилось решать сложные школьные проблемы и быть очевидцами не менее сложных проблем, стоящих перед Израилем в целом. Я поделилась своими сомнениями с Кольбергом и вскоре после этого разговора получила приглашение принять участие в Летней школе Центра морального развития и нравственного воспитания при педагогическом факультете Гарвардского университета (1983 г.). Основной темой для обсуждений в школе был подход «справедливых сообществ» как способ решения проблем нравственного воспитания. В то время коллеги Кольберга и сам ученый находились в процессе поиска подходов, которые бы обогатили  и сделали более практико-ориентированной теорию морального развития и нравственного воспитания. Это была еще и реакция на критику его концепции в плане ее слабого соответствия школьным реалиям, каждодневным школьным конфликтам, попытка более тесного увязывания морального мышления и нравственного поведения.

Мне представлялось, что предложенный Кольбергом подход вполне соответствовал  проводимой нами работе, и я выступила с докладом на эту тему перед администрацией отдела. В то время, экспериментируя с разными теориями в области социологии и социальной психологии, наш отдел пытался найти свой подход, который бы позволил сконцентрировать внимание на социальных аспектах школьной жизни. В этом смысле внедрение подхода «справедливых сообществ» отвечало бы практической потребности  поиска путей ненавязчивого воспитания в духе таких ценностей, как справедливость, честность и демократия в демократическом обществе.

Процесс широкого общенационального внедрения. Была создана система общенациональной поддержки и сформирован комитет по управлению процессом, состоящий из руководителей общенационального и регионального уровней. Члены комитета получили подготовку в сфере теории и практики “справедливых сообществ” и методики управления и осуществления этой инновации. Среди прочих приглашенных в Израиль была и профессор Элла Уоссерман, которая рассказала о своем опыте работы в Кластер Скул. Комитет проводил заседания регулярно один раз в три-пять недель и выступал в качестве группы поддержки в течение последующих трех лет. Члены комитета выполняли следующие задачи:

  • направлять и руководить первыми экспериментальными школами в округах;
  •  разрабатывать модели внедрения «справедливых сообществ», исходя из реалий Израиля;
  • организовывать курсы обучения для реализации этих идей в конкретных классах с учётом   местных особенностей и потребностей.

Разработка консультативной модели. По мере увеличения количества школ, участвующих в данной работе, мы готовили новые группы учителей и местных консультантов. Чуть позже накопленный опыт позволил разработать модель внутришкольного управления, которое обычно осуществлял учитель-координатор, непосредственно задействованный в процессе. Подготовка координаторов «справедливых сообществ» осуществлялась консультантами по социальному образованию и предшествовала самому процессу внедрения программы в их школе. Затем координаторы участвовали в работе ежегодных групп поддержки.

Модели внедрения в Израиле.  Мы пришли к пониманию, что использование идей, заимствованных из другой культуры и написанных на другом языке, требуют не только литературного перевода, но еще и «культурной адаптации». В Израиле мы осуществляли подобную адаптацию с ориентацией на следующие убеждения:

  • Педагогический процесс будет ориентирован на идею Дьюи-Кольберга о «развитии как цели образования»3.
  • Школы будут обладать структурированными форумами4, позволяющими решать конфликты и осуществлять педагогическое вмешательство. Это позволит учащимся познакомиться с реальными нравственными конфликтами, проблемами и заботами.

Были пересмотрены четыре основных организационных принципа,  сформулированных на основе реализуемого в США подхода «справедливых сообществ»5. Они включали в себя: социальное моральное развитие, взаимоотношения, основанные на заботе, уважении, честности и справедливости, чувство принадлежности к сообществу и, наконец, ответственность самих учащихся.

Выделение этих ключевых принципов позволило консультантам не только лучше представить «справедливые сообщества» руководителям школ, но и помочь каждой конкретной школе в адаптации этого подхода к местным школьным реалиям.

Структурные форумы. С целью реализации названных принципов было организовано несколько форумов:

Классы. Структура большинства израильских школ идентична; все учащиеся объединены в группы по 35-40 человек, и до десятого класса включительно учащиеся посещают большинство уроков в составе классов. Каждый класс имеет своего классного руководителя, отвечающего за работу с учащимися. Помимо обычной учебной работы классные руководители выполняют еще и ряд дополнительных функций, которые оплачиваются из расчета четыре часа в неделю. Классный руководитель имеет специальный титул, который звучит как «механех»6; учащиеся класса считают «механеха» своим педагогом-воспитателем, а классную комнату – комнатой своего класса. В дополнение к посещаемым вместе урокам каждый класс участвует в одном-двух классных собраниях в неделю, где обсуждаются вопросы личного соответствия. Все это позволяет создавать как бы домашнюю базу для учащихся. В ходе классных собраний учащиеся поддерживают и развивают взаимоотношения в классе, ближе знакомятся друг с другом, учатся «координировать свои ожидания» в отношении окружающих и класса в целом, устанавливают правила и нормы поведения.

Мы пришли к пониманию, что данная черта израильской системы образования, которая по сути ориентирована на общение, может с точки зрения взаимодействия всех учащихся быть естественной сферой реализации подхода «справедливых сообществ» в школе в целом. Однако опыт показал, что без приложения максимальных усилий по преобразованию пространства класса в социальное объединение ничего подобного не происходит.  Последнее стало основанием для серьезной работы в этом направлении, работы, которая потребовала времени и сил. Мы ощущали, что форма общения, утвердившаяся в «справедливых сообществах», основанных на таких ценностях, как забота, честность и взаимоуважение, может реально помочь нам в реализации поставленных целей. Нам казалось, что ученики начнут использовать имеющиеся возможности для обсуждения своих ценностей и убеждений, нравственных аспектов происходящего в классе и в школе и тем самым почувствуют реальную потребность в выполнении  принятых решений. Побывав в разных ролях, ученик обретает опыт, который  позволит, с одной стороны, придать более справедливый характер процессу решения проблем, а с другой – обеспечит реальный нравственный рост учащихся.

Воспитательные меры в рамках всей школы. Когда речь шла об интересах всей школы, мы использовали широкие объединения представителей разных классов:

  • Ученические советы (в соответствии с возрастом учащихся)7. Создаются из представителей каждого класса. Главный акцент в деятельности переносится на проблемы, касающиеся всех и каждого. Повестка дня обычно формируется исходя из предложений классов или членов совета. Каждая проблема сначала обсуждается на уровне класса, а затем представители класса озвучивают эти идеи на ученическом совете данной возрастной группы или на форуме общешкольного масштаба.  Члены форума внимательно рассматривают и учитывают мнение кждого и на основании этого готовят свою резолюцию, которая затем обсуждается и выносится на голосование в каждом классе. Совет представителей по данному вопросу далее принимает окончательное решение, но с учетом потребностей и предложений, высказанных в ходе обсуждений в каждом классе. В этом смысле разница в уровнях морального развития реально воплощается в процессе принятия решений, становится стимулом к развитию, обеспечивая импульсы морального роста. Посредством дискуссий со своими представителями в совете ученики каждого класса знакомятся с  мнениями учащихся школы. Кроме того, представители классов не только информировали своих одноклассников о разных идеях, но и организовывали дискуссии со всеми учащимися. Иными словами, принимая во внимание законные потребности каждого, включенного в процесс взаимодействия,  учащиеся оказывались в ситуации необходимости принятия моральных решений и реализации их в действии.
  • Встречи с педагогическим форумом. Подобные встречи организовывались между учащимися и учителями-предметниками. Планировалось проведение от одной до трех встреч в году или больше по необходимости.
  • Учительско-ученические комитеты создавались для обсуждения волнующих и тех, и других проблем и для привлечения педагогов в процесс совместного принятия решений и в реализацию воспитательных воздействий. Комитеты формировались в соответствии со следующими потребностями: комитет справедливости, комитет по социальной активности, комитет правил и установок школы и т.п.
  • Ученический совет. В большинстве  школ существовал общешкольный ученический совет. Он выступал в роли своеобразного общешкольного форума, позволяющего принимать решения, сохраняя постоянное взаимодействие со всеми учащимися посредством еженедельных собраний класса.

Адаптация. Достаточно быстро в процессе реализации израильской модели «справедливых сообществ» мы пришли к пониманию, что простого перевода текстов на иврит будет явно недостаточно. Даже само  название программы вызвало трения. Дело в том, что литературный перевод на иврит слова «just» (справедливый) имеет оттенок некоего «разрешенного» с позиций «суда справедливости» действия. Поэтому мы использовали словосочетание  «fair community» (рус.: справедливый, честный). И еще одно. Для того, чтобы уже в названии подчеркнуть стремление к достижению поставленной цели, мы использовали фразу «На пути к справедливому сообществу в школе» (TowardsaFairCommunityinSchool).

Несомненно, уникальные черты израильской системы образования должны были отразиться на предлагаемой модели с целью адаптации ее для использования в школах страны:

  • Израильская система образования централизована, и более 90% учащихся посещают государственные школы. Более того, частные школы также работают по государственным учебным планам.
  • По принятым в стране правилам Министерство образования являлось  главной организующей силой в данном эксперименте.
  • Внедрение «справедливых сообществ» в Израиле не могло базироваться на исследовательских изысканиях, полученных в американском опыте; оно также не преследовало цель решить какие-то теоретические задачи. Мы считали необходимым практически реализовать некую теорию, которая представлялась полезной в решении местных задач. Нам также необходимо было уяснить, насколько данный подход  конструктивен для применения его в общем потоке государственных школ страны.

В представленной ниже таблице читатель познакомится с проблемами внедрения, разработанными израильским комитетом, и вопросами адаптации данного подхода к условиям нашей страны.

Проблемы внедрения и адаптации
                          Таблица 1


Тема

Проблема

Адаптация

Дискуссии на основе моральных дилемм

Далеко не все дилеммы, представленные в  американских разработках,  могли быть использованы в ситуации Израиля.

Изменения вносились в тексты перевода американских пособий, включая разработку собственных дилемм, основанных на израильском опыте.

Американские программы использовались в небольших по составу сообществах и на основе прямого демократического участия каждого члена сообщества.

Централизованная школьная система Израиля испытывала трудности в реализации малых альтернативных программ в общенациональном масштабе.

Организационная адаптация:

  • Один эксперимент в виде модели «школы-внутри-школы», но не в качестве независимого блока.
  • Наибольшая задействованность подразделений крупных школ с одновременным участием одновозрастных групп.
  • Адаптация методики.
  • Представительское участие.
  • Ориентация на класс и классные комнаты как социальные единицы сообщества.
  • Совместные представительские форумы для объединения сообщества, одновременная педагогическая поддержка  и подготовительные дискуссии в классах.
  • Основанный на школьном опыте курс обучения, разработанный педагогами школы с целью обеспечения социально-морального развития.

Добровольное
 участие
 каждого, учащихся и педагогов, в микрообъединениях школы.

Административные сложности внедрения программы.

Частичное добровольное участие.

Американские эксперименты проводились в основном с учащимися 14-18 лет; в Израиле нас интересовал более юный возраст – учащиеся средних классов.

Озабоченность недостаточной нравственной зрелостью учеников средних классов для участия в принятии решений на уровне всего школьного сообщества.

Начало программы с восьми- и девятиклассниками, а не с семи-классниками. Более пристальное внимание и консультирование со стороны взрослых в ходе принятия общешкольных решений.

Разновозрастные форумы учащихся

Сложности административного характера с точки зрения реализации

Создание новых типов представительских форумов учащихся разного возраста.

Американские «справедливые сообщества» оставались в сфере растущего по мере эксперимента внимания Кольберга и его коллег. 

  • Необходимость в консультировании на местном уровне.
  • Отсутствие письменных материалов на иврите для работы в классах.
  • Контакты с Гарвардским Центром нравственного воспитания, что обеспечивало единичные консультации, давало информацию о новых исследованиях, публикациях и новом опыте.
  • Консультации с местными учеными в соответствующих сферах исследования.
  • Организация комитета консультантов с функциями управления, работающего непосредственно со школами.

Ниже представлены некоторые разъяснения положений таблицы.

Демократические сообщества на основе прямого участия. Американские модели представляли собой малые по количеству участников альтернативные объединения с прямым участием каждого в демократических процедурах управления. Большинство из них представляли собой «школы-внутри-школ»8, как, например, Кластер Скул в Кембридже и в Бруклайнской средней школе. В Израиле подобная единственная модель «кластер скул» не могла существовать как отдельная независимая школа, поскольку с самого начала и директор, и все иные ключевые фигуры были активно задействованы в «справедливом сообществе». Директору было понятно, что малое объединение учащихся в составе менее ста подростков и педагогов будет служить лишь основанием эксперимента с тем, чтобы в случае успеха выработанные принципы были далее использованы в рамках всей школы.

В другой школе подход «справедливых сообществ» был реализован лишь для одной возрастной группы с целью последующего распространения среди всех учащихся. В ситуации, когда школа работала в рамках модели «представительской демократии», очень важно было найти время и место для осуществления прямых воспитательных мер, направленных на социально-нравственное развитие. Здесь наиболее важными оставались классные руководители и объединения по классам, сходные с ключевыми группами в американской модели.

Процесс принятия решений по поводу общешкольных проблем состоял из ряда шагов-обсуждений на уровне класса, отдельных комитетов и школьных советов. В каждом из названных моментов основное внимание при взаимодействии учащихся уделялось  методикам распределения среди подростков разных ролевых функций  на основе их законных потребностей и в попытке достичь справедливых решений.

Добровольное участие каждого, учащихся и педагогов, в микро-объединениях школы. Главным мотивом использования “справедливых сообществ” в Израиле был поиск ответа на вопрос: «Как воспитывать в духе демократических ценностей демократическим путем?» Наш эксперимент осуществлялся на базе  обычных государственных школ, а это значит, что нельзя было рассчитывать только на добровольное участие. В ходе консультаций с педагогами мы разъясняли им необходимость изменения их позиции в школе и предоставляли право выбора участия в эксперименте. Эта свобода выбора подкреплялась введением в школу подразделений, часть из которых не была вовлечена в эксперимент, а значит, часть педагогов могла работать по-старому. Таким образом, даже когда решение о введении эксперимента было поддержано большинством педагогов, реализация проекта никогда не осуществлялась одновременно во всей школе.

В отношении учащихся ситуация была иной - они не имели свободы выбора, поскольку неполные средние школы привлекают учащихся, проживающих в данном микрорайоне, и не допускают самостоятельности. Деление школы на малые подразделения неизбежно приводит к увеличению финансовых расходов, а значит, делает это деление невозможным. Мы старались найти иные способы усиления чувства мотивации добровольного участия для всех, кто был включен в деятельность «справедливого сообщества».

Разновозрастные группы школьников в «справедливых сообществах». Вариант Кластер скул (г.Кембридж) был представлен на общеизраильской конференции, организованной Министерством образования страны с целью улучшения образования, направленного на демократические ценности. Директор одной неполной средней школы проявил особую заинтересованность и выразил желание использовать эту модель в своей школе. Соответственно возникла новая проблема, поскольку эксперименты Кольберга всегда проходили на базе только старших классов. Мы не были уверены в достаточной зрелости младших подростков для участия в «справедливых сообществах», где им предстояло мыслить в категориях признания интересов и потребностей всех членов группы9.

Разновозрастные форумы учащихся. Целью формирования подобных групп было обеспечение морального роста. Кольберг полагал, что неправомерно  ставить в позицию стимулирования нравственного мышления школьников лишь учителей; на его взгляд, сверстники вполне могли способствовать моральному развитию друг друга. С целью адаптации этой идеи мы занимались поиском разновозрастных альтернативных форумов, где учащиеся могли бы общаться с ровесниками и педагогами.

Иными словами, мы создали новые типы представительских организаций, включив в них учащихся всех возрастных групп. В каждом из форумов участники могли познакомиться с интересами, потребностями, мнениями, требованиями и вариантами нравственных рассуждений своих сверстников или старших ребят, значительно более зрелых нравственно. Таким образом, установившееся взаимодействие  как в классах, так и в форумах позволяло представить более широкий спектр мнений и обеспечивало более серьезное осмысление нравственных проблем. Педагог в каждом из представленных форумов должен был быть достаточно осведомлен о происходящей дискуссии, чтобы быть способным помочь представителю форума раскрыть проблему и показать ее болевые точки, разъяснить конфликты и их нравственные аспекты и направить дискуссию в русло, позволяющее основываться на всех высказанных точках зрения.

Американские «справедливые сообщества» оставались в сфере растущего внимания Кольберга и его коллег по мере развития эксперимента.  В нашем варианте явно отсутствовал  такой прямой контакт с руководством и консультантами. Кроме того, американская модель рождалась в диалектическом взаимодействии теории и практики, процессов внедрения и адаптации. В силу ряда причин, прежде всего, разницы в школьных структурах и управлении, культурных особенностей Израиля и т.п. нам необходимо было серьезно адаптировать эту модель. Например, мы быстро осознали, что нужно заменить предложенный Кольбергом вариант «комитета по управлению» на некий более отвечающий педагогической теории и практике Израиля «комитет», но при этом сохраняющий в себе идеи Кольберга. В процессе развития идеи мы разрабатывали израильские модели «справедливых сообществ» и готовили практическое пособие для организации реальной воспитательной деятельности в наших школах10.

Ниже представлено описание введенных нами элементов адаптации и внедрения кольберговского подхода как в наших «справедливых сообществах», так и вне их:

Социальное образование в поддержку «справедливых сообществ».  В Израиле11 мы обнаружили, что необходимо разработать специальный курс обучения в сфере социального образования с целью поддержать идею «справедливых сообществ». В действительности, школы-энтузиасты внедрения «справедливых сообществ» и до этого высоко ценили необходимость осуществления социального образования и в полной мере осуществляли его, используя разнообразные проекты и виды деятельности12. Внедрение подхода «справедливых сообществ» в этих школах вполне совпадало с основным направлением их деятельности в отношении социального образования и ценностного воспитания.

Первая фаза внедрения проекта показала, что израильские школы испытывали те же сложности, что и школы в Америке13: школьные правила, дисциплина, мошенничество, взаимоотношения педагогов и учащихся, дебаты по поводу школьной формы.

В течение первых трех лет эксперимента стало совершенно очевидно, что школы, применявшие подход «справедливых сообществ» лишь в отдельных своих структурных подразделениях, пришли к необходимости развить его до уровня всей школы; имея все основания полагать, что воплощение подхода в рамках всей школы станет наилучшей проверкой валидности применяемой модели.
Развитие модели в школах стимулировало процесс внедрения и с нашей стороны. С начала 1990-х гг. мы сумели проанализировать этот процесс в школах самых разных типов: профессиональных, интернатского типа, религиозных, сельских и для арабского населения.

Сложности и выводы по программе. В процессе внедрения мы столкнулись с рядом сложностей:

  • Важной чертой подхода “справедливых сообществ” является добровольное участие в программе. Вопреки ряду наших нововведений, адаптирующих программу к израильскому варианту, все же сам факт невозможности свободного выбора создавал ряд неудобств как для учителей, так и для учащихся. Например, учителям приходилось затрачивать значительно больше времени на подготовку к происходящим изменениям в ежедневной работе школы.
  • Директора школ и Министерство вынуждены были затратить значительно больше средств на подготовку учителей и  управление процессом обсуждения каждодневных проблем. Появилась необходимость увеличить количество заседаний и встреч всех субъектов школьного образования. Бюджет программы был рассчитан на три года и планировалось, что впоследствии  школы смогут перейти на самофинансирование. Постоянная переподготовка педагогов по-прежнему осуществлялась на средства из  бюджета Министерства, но финансирование было сокращено в расчете на то, что ведущие педагоги школ постепенно возьмут на себя эти обязанности. Последнее не случилось, и постепенно основные школьные форумы перестали функционировать.
  • Взаимодействие между жизнью “школьного сообщества” и “работой школы” происходило не на тех основаниях, которые использовались в Кластер Скул или в Скарсдейльской альтернативной школе. Возможно, школьная система 1980-90-х гг. не была в достаточной степени готова к принятию столь открытого и динамичного подхода. Идея использования дискуссий по моральным дилеммам на уроках в сочетании с участием школьников в принятии важных для школы решений в сфере учебного процесса тоже не прижилась, поскольку этот процесс стал противоречить конкретным учебным целям.

И все же основные идеи подхода “справедливых сообществ” к решению вопросов нравственного воспитания в школах страны остаются востребованными и используются в социальном образовании Израиля.

Воздействие теории и практики нравственного воспитания Л. Кольберга на социальное образование в Израиле. С тех пор, как мы впервые стали использовать методику дискуссий на основе моральных дилемм, удалось расширить ее применение в самых разных программах социального образования, например, в программе «Подготовка к службе в армии», где учащиеся включены в обсуждение потенциальных армейских нравственных дилемм. Модель «Во взаимодействии с сегодняшними проблемами»  помогала учащимся в осмыслении их текущих жизненных проблем и проблем израильского общества в целом: установки плюралистического общества, эмигранты, меньшинства, религиозные и светские группы населения. Эти программы были нацелены как на ситуации прямого морального конфликта, так и на решение вопросов, имеющих  моральный аспект. Основная методика базировалась на использовании сократических вопросников Кольберга-Фентона, когда участникам предлагается рассмотреть этический аспект происходящих событий. Это был вариант решения проблемы “навязывания позиции взрослых” учащимся    в отношении этических вопросов.

«Справедливое сообщество» несомненно повлияло на организацию более целостного социального образования в наших школах. Покажу это на одном примере. В течение долгих лет администрация Отдела молодежи занималась разработкой программ молодежных лидеров, полностью осознавая важность активного включения молодежи в жизнь школы и микрорайона. Одна из программ непосредственно касалась молодежных школьных советов. Однако деятельность подобных советов часто подвергалась критике со стороны как учащихся, так и педагогов. Было ощущение, что активисты далеко не всегда высказывают и представляют мнения своих сверстников; некоторые становились в позицию оппортунистов, выступая в качестве негативных взрослых моделей национальной политики.

Внедрив «справедливые сообщества», мы заметили сдвиг в направлении включения в активную деятельность всех учащихся, а не только их представителей. Все школьники стали принимать  более деятельное  участие в процессе принятия решений, в обсуждении конфликтных ситуаций, основанных на вопросах честности, справедливости и демократических ценностей.

Подобный опыт оказал серьезное воздействие на развитие программы молодежных лидеров. Девизом программы стало понимание, что лидерство – это служение обществу и в то же время почва для нравственных размышлений и морального поведения. Молодежным лидерам было настоятельно рекомендовано считать себя законными представителями и выразителями интересов своих избирателей. Таким образом, перед ними встала проблема развития культуры управления/лидерства, которая бы в равной степени отвечала потребностям как избирателей, так и самих лидеров. Тренинговая программа включала в себя дискуссии по моральным дилеммам как средство разрешения этических конфликтов и развития морального мышления.  Ниже представлен образец моральной дилеммы, которая стала ключевой в тренинговых программах.  

Пример «моральной дилеммы», которая использовалась в тренингах молодежного актива школ

Иосиф был избран в ученический совет школы как представитель своего класса. Однажды директор вынес на рассмотрение совета вопрос о введении самообслуживания для уборки школы. 

Предлагалось всю основную работу переложить на учащихся, оставив лишь наиболее тяжелые формы труда за наемными рабочими. Директор считал, что таким образом он поможет учащимся проявлять больше внимания и заботы о своей школе и состоянии здания. В качестве компенсации директор предлагал  выделить дополнительные средства на нужды ученического совета, что позволило бы решить ряд стоящих перед советом проблем. Директор познакомил членов совета со своей идеей, рассчитывая, что таким образом в процессе принятия окончательного решения будут участвовать все школьники, поскольку их представители в совете  должны были донести идею до своих классов, а затем на следующем заседании совета высказать мнения класса в ходе дискуссии и принятия решения.
Однако в классе, где учился Иосиф, дискуссия приняла неожиданный для подростка характер – большинство из его одноклассников отрицательно отнеслись к предложению директора и рассчитывали, что Иосиф представит их мнение на заседании ученического совета школы и проголосует против. Самому Иосифу идея нравилась. Он был убежден, что подобная работа позволит содержать школу в эстетически более  приемлемом виде и позволит ученическому совету организовать новые формы деятельности, на которые в прошлом никогда не хватало средств. Мальчик полагал, что его сверстники просто проявляют эгоизм, не желая потратить тридцать минут личного времени, которое необходимо для выполнения функций дежурного.

Иосиф стоял перед мучительным личным выбором – должен ли он выступать лишь в качестве представителя своих «избирателей» и неизбежно голосовать против идеи самообслуживания. В таком случае его личное мнение переставало иметь какую-либо ценность и он становился просто проводником идей своих одноклассников в совете. Иосиф задумался над вопросом добровольного выхода из совета в том случае, если он не может высказать свое личное мнение. Итак, должен ли Иосиф голосовать «за» или «против» предложения директора школы?  

Йел Бэренхольц – доктор пед. наук, исследователь, ответственный сотрудник Министерства образования Израиля.

 

1 См.: Shlomo Achituv and Yael Barenholtz, The Youth and Society Administration (Jerusalem: Ministry of Education), 3.

2 В то время отдел возглавлял Това Зур, благодаря иницитиаве которого мы начали использовать эту методику в социальном образовании, а затем адаптировали ее к подходу «справедливых сообществ» в израильских школах. Одна из учительниц, Хайя Пилег, участница первых семинаров по использовнаию дискуссий в школах, позже стала членом моего отдела и лидером движения по внедрению и развитию этой идеи в подготовке учителей.

3 См.: Kohlberg, Philosophy.

4 Позже они заменят подход прямой представительской модели.

5 См.: Elsa Wasserman, “Development”; Reimer, Poalitti, and Hersh, Promoting Moral Growth.

6 mehanekh в переводе с иврита означает  «педагог, классный учитель».

7 Школы, в которых количество учащихся одного возраста составляло более 150 человек, образовывали одновозрастные советы для обсуждения и координации решения проблем деятельности.

8 Кластер скул в Кембридже и Вруклайнская средняя школа.

9 Исследования Кольберга показали, что большинство учащихся неполной средней школы не достигли третьей ступени морального развития и уровня моральных рассуждений, а потому они не могли испытывать чувство принадлежности к общине или воспринимать потребности всей общины. В дальнейшем теория была развита и появилось понятие стадии мышления на уровне +2. Это означает, что в ситуации рассмотрения реальной жизненной дилеммы человек способен приподняться в своих рассуждениях до уровня на два выше своего собственного.

10 См.: Barenholtz and Peleg, unpublished teachers’ manual for Just Community schools, Ministry of Education, Youth and Society Administration (Hebrew).

11 Подобно немецкому опыту внедрения «справедливых сообществ» (Oser, 1995).

12 Такие, как «молодежное лидерство», «личное участие – служение учащихся местной общины», «на повестке дня» – о сегодняшних проблемах.

13 См.: Wasserman, 1977; Kohlberg, Higgins, and Power, 1987.

 

Список использованной литературы

Codding J., & Arnella, A. (1981). Supporting moral development with a curriculum of ethical decision making. Moral Education Forum, 6, 14--23.
Oser, F. (1992). The Pilot Project: Democracy and Education in the School (DES) in Northrine-Westphalia. Moral Education Forum, 17(2), 1--4.
Gomberg, T. H., Cameron, D. K., Fenton, E., Purtek, J., & Hill, C. L. (1980). Leading dilemma discussions: A workshop. Pittsburg. Pittsburgh: Carnage Mellon University.
Higgins, A. (1987). The just community educational program: The development of moral role-taking as the expression of justice and caring. In W. M. Kurtines & J. L. Gewirtz (Eds.), Morality, moral behavior, and moral development. New York: Wiley.
Higgins, A. (1991). The Just Community Approach to Moral Education: Evolution of the Idea and Recent Findings. In W. M. Kurtines & J. L. Gewirtz (Eds.), Handbook of moral behavior and development (Vol. 1, Theory). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
Kahane, R. (1997). The origins of postmodern youth. Berlin and New York: Walter DeGruyter.
Kohlberg, L. (1958). The development of modes of thinking and choices in years 10 to 16. Unpublished Dissertation, University of Chicago, Il.
Kohlberg, L. (1981). The philosophy of moral development :moral stages and the idea of justice. San Francisco: Harper & Row
Kohlberg. L. (1994). My personal search for universal morality. In L. Kuhmerker  (Ed.), The Kohlberg legacy for the helping professions (pp. 11—17). Birmingham, AL: Doxa Books.
Kohlberg, L., & Candee, D. (1984). The relationship of moral judgment to moral action. In L. Kohlberg (Ed.), The psychology of moral development: The nature and validity of moral stages  (pp. 498--581). San Francisco: Harper & Raw.
Kohlberg, L., & Mayer, R. (1981). Development as the aim of education: The Dewey view. In L. Kohlberg (Ed.), The philosophy of moral development: Moral stages and the idea of justice (pp. 49--96). San Francisco: Harper & Raw.
Lickona, T. (1991). Educating for character: How our schools can teach respect and responsibility. New York: Bantam Books.
Markman, L. B. (2001). The impact of school culture on adolescents’ prosocial motivation. PhD. dissertation, Fordam University.
Nisan, M., & Kohlberg, L. (1982). Universality and cross-cultural variation in moral development: A longitudinal and cross-cultural study in Turkey. Child development, 53, 865--876.
Power, C., Higgins, A., & Kohlberg, L. (1989). Lawrence Kohlberg’s approach to moral education. New York: Columbia University Press.
Reed, D. R. C. (1997). Following Kohlberg: Liberalism and the practice of democratic community. Notre Dame, IN: Notre Dame Press.
Reimer, J. (1977). A study in the moral development of Kibbutz adolescents. PhD. dissertation, School of Education, Harvard Graduate.
Selman, R. (1980). The growth of interpersonal understanding: Developmental and clinical analyses. Orlando, FL: Academic Press.
__________. The Promotion of Social Awareness. Russell Sage Foundation, New York, 2003.
Wasserman, E. R. (1977). The development of an alternative high school based on Kohlberg’s just community approach to education. Doctoral dissertation, Boston University, Boston.

 

xukaimin (Jan. 16, 2018)
2018.1.17xukaimin

the north face

kobe 10

air jordan

ugg

nike air max

oakley sunglasses

oakley

north face pas cher

louboutin

vans

uggs outlet

michael kors outlet

thomas sabo

kobe 9

fivefingers

bottes ugg

oakley vault

michael kors outlet

oakley sunglasses

rolex watches

michael kors outlet

the north face

north face outlet

ferragamo

pandora

nike free

ray ban

tommy hilfiger

nike tn

nike air

mizuno wave

adidas superstar

moncler jackets

beats by dre

sac guess

rolex watches

nike outlet

asics

coach factory outlet

michael kors

adidas trainers

lebron james shoes

baseball bats

canada goose

michael kors

nike blazer

mac makeup

dansko shoes

air max

longchamp

michael kors outlet

oakley sunglasses

dolce and gabbana

swarovski

omega watches

hogan

air max

hermes

pandora

timberland

ralph lauren uk

ugg outlet

ray ban

swarovski

adidas zx

insanity

timberland boots

ralph lauren outlet

jordan

ferragamo

louboutin

hollister

jordans

michael kors outlet

flip flops

coach outlet

montre pas cher

ray ban

roshe run

canada goose jackets

lebron 11

adidas

nike air force

instyler ionic styler

moncler

nike roshe run

kevin durant shoes

free run

juicy couture

red bottoms

moncler outlet

montblanc

timberland shoes

canada goose

nike air max

birkin bag

celine

true religion outlet

ugg boots

canada goose

flip flops

replica watches

prada

true religion jeans

ralph lauren

nike shoes

cheap air jordan

giuseppe zanotti

longchamp

kate spade

pandora jewelry

mac cosmetics

mac makeup

louboutin pas cher

christian louboutin

vans shoes

ralph lauren

roty burch outlet online

stuart weitzman

longchamp

nike free

nike store

pandora charms

ugg australia

ugg boots

mont blanc

new balance

chi flat iron

oakley vault

polo ralph lauren

air max

true religion

nike free

pandora jewelry

ghd

nike mercurial

nike store

moncler

converse

juicy couture

christian louboutin

polo ralph lauren

true religion outlet

louboutin

true religion jeans

oakley sunglasses

cheap nfl jerseys

nike free

roty burch outlet

nike store

herve leger

lebron shoes

reebok

vans shoes

hollisterco

ugg boots

oakley

ugg

michael kors outlet

moncler

marc jacobs

parajumpers

soccer shoes

michael kors

links of london

true religion jeans

montre

supra

oakley

air max

guess

new balance trainer

cheap uggs

ralph lauren

oakley sunglasses cheap

hollister

uggs

jordan retro

sac longchamp

ugg australia

ugg

salomon shoes

coach outlet store online

timberland boots

hollister

beats by dre

longchamp handbags

nike roshe run

air jordans

moncler jackets

nike air max

asics

louboutin

ray ban

balenciaga

burberry outlet store

pandora charms

barbour

longchamp

nike free run

ray ban sunglasses

vanessa bruno

new balance

ray ban sunglasses

ed hardy

kate spade outlet

burberry outlet

tods

sac michael kors

nike air

louboutin

juicy couture outlet

ugg boots

nike air force

polo ralph lauren

ray ban

ray ban sunglasses

coach purse

converse

huarache

canada goose jackets

michael kors canada

hollister

air max 95

adidas uk

roshe run

burberry outlet online

new balance

oakley vault

michael kors handbags

ugg boots

hogan outlet

roshe run

marc jacobs

mulberry outlet

ray ban sunglasses

jordan shoes

burberry outlet

vans

jordan

nike

north face

sac burberry

bcbg max

ray ban sunglasses

beats headphones

wedding dresses

mizuno running shoes

nike shoes

michael kors outlet

michael kors outlet online store

canada goose outlet

tommy hilfiger

moncler

polo lacoste

oakley sunglasses

converse

swarovski uk

rolex

nike air max

soccer jerseys

fendi

uggs outlet

jordan

puma shoes

wedding dresses

moncler

nike roshe run pas cher

nike blazer pas cher

air max 2017

coach outlet online

kate spade outlet

wedding dresses

north face

air max

valentino

ugg

cheap ugg boots

cheap nfl jerseys

ray ban outlet

canada goose

uggs outlet

ralph lauren outlet

timberland

rolex

tommy hilfiger

converse

guess

ugg boots

mulberry

flops

reebok

michael kors

swarovski

hollister

hermes outlet

hollister

asics

canada goose

ylq (Dec. 19, 2017)

talk about bottega veneta our father! michael kors outlet In nets jerseys this roshe run special cheap jerseys festival, I michael kors am ralph lauren factory store actually watches not happy. replica handbags Because my falcons nfl jersey father was roshe run a christian louboutin workaholic, ferragamo shoes one adidas man reebok shoes had ralph lauren to handbags outlet manage nike shoes outlet the adidas yeezy shoes two bcbg max factories. ray-ban sunglasses Each oklahoma city thunder jerseys time bucks jersey I roshe runs watched prada my father's luggage mk outlet online out charlotte hornets jersey of bills nfl jersey his home, adidas tracksuits I calvin klein always beats by dr dre restrained my cheap jerseys tears nike air max and burberry uk reluctantly true religion outlet store bid nike air max farewell to kate spade outlet him. cleveland cavaliers jersey My lacoste outlet father ralph lauren outlet online looked skechers at kate spade outlet me, my mcm backpack outlet heart was very sad, prada outlet never eyeglass frames go back! oakley sungalsses outlet At that burberry time I think pandora his packers nfl jersey father kate spade outlet was northface so chiefs nfl jersey cruel, in birkenstock order adidas schuhe to work, michael kors outlet online sale left me. basketball shoes Whenever birkenstock my oakley sunglasses outlet partner christian louboutin shoes envious woolrich outlet of birkenstock outlet the nike shoes outlet words: "You have bengals nfl jersey a capable father, titans nfl jersey really oakley outlet happy!" At polo ralph lauren outlet that christian louboutin time, I feel hollisterco proud cheap nike shoes to miami heat jerseys have barbour jackets outlet a burberry handbags outlet capable new balance father. wizards jersey Have coach outlet usa not coach outlet online seen mbt shoes my raptors jersey father los angeles lakers jerseys for many days, how much burberry I philipp plein want michael kors outlet to hear michael kors bags the michael kors taste beats by dre headphones of nike store my burberry outlet father, vans how much burberry I burberry handbags want longchamp to hear my pacers jersey father's polo outlet online amiable pelicans jersey language, how relojes much michael kors outlet online I want jaguars nfl jersey to see prada shoes my beats by dre father's adidas shoes good face, salvatore ferragamo how nike I pandora uk want to ... rolex watches Here cheap jerseys I nike air can new balance not huarache help but think cheap nhl jerseys of michael kors childhood The funny iphone cases thing: burberry outlet online I burberry canada remember swarovski jewelry my father hilfiger often michael kors outlet put ray ban my little ravens nfl jersey fist kings jersey into red bottoms my salomon mouth, soccer outlet I quickly boston celtics jerseys took out a fist, ralph lauren "Wow ..." and cried. burberry outlet An jazz jersey unpleasant nike free harsh nike roshe run smell thomas sabo of nostrils, I hogan kept coach outlet rolling polo ralph lauren on ray ban the ground, nfl jerseys his feet nba jerseys outlet kept to pandora jewelry his father, hilfiger online shop my mother looked tommy hilfiger outlet at ray ban outlet me, making dumbfounding, one picked mcm bags up ray ban my los angeles clippers jerseys hand panthers nfl jersey to wash. After polo ralph lauren washing eagles nfl jersey hands, atlanta hawks jersey I converse desperately broncos nfl jersey nose nba shoes sniffing, or a flat iron little weird nike free 5.0 taste, cried out hilfiger outlet loud, michael kors outlet my mother polo ralph lauren outlet online had air max 90 to barbour jackets sprinkle nike a ray ban wayfarer little steelers nfl jersey with north face jackets dew in my hand, cheap ray ban I asics will jimmy choo give true religion up this. christian louboutin Side air max 2015 of giants nfl jersey the father ray ban sunglasses looked at occhiali ray ban me handbags outlet and michael kors australia smiled, instyler so sweet smile! eyeglasses online So vans shoes beautiful! nike mercurial Whenever michael kors outlet I longchamp handbags outlet recall baseball bats this, I ralph lauren outlet could ed hardy not oakley sungalsses outlet help but laugh, hugo boss online up jordan to soccer shoes now also ray ban sunglasses outlet developed a new balance outlet habit barbour jacket outlet of like barbour jackets to hoodies outlet smell. bottega His father's nike air holiday without givenchy antigona a father's softball bats figure, ferragamo nor nfl jerseys laughter, under armour even the tommy hilfiger clock long champ on fendi outlet the "ticking, ray ban ticking ... ..." tommy hilfiger voice heard clearly. reebok I am ralph lauren polo sitting michael kors outlet alone coach outlet in thomas sabo charms the michael kors uk flower giuseppe shoes beds, philadelphia 76ers jersey enjoy nike the swarovski canada beautiful ferragamo uk flowers. air jordans Look, timberland shoes those flowers burberry outlet have ray ban their own companionship, happily ecco shoes together. Listen! prada handbags In dallas mavericks jersey the oakley outlet online blue rolex montre sky, "twitter" ... kate spade the jordan retro bird sounds, the redskins nfl jersey original oakley sunglasses outlet three ralph lauren uk birds singing replica watches cheerful. I looked at them enviously! adidas Deep pandora jewellery in nhl jerseys the dead of longchamp handbags night, I was lying in tommy hilfiger front hollister of the oakley vault window nike roshe looking michael kors outlet online at the coach outlet dark nba jersey night, but chi flat iron only coach outlet online a mcm backpack twinkling star seahawks nfl jersey blinked coach outlet online at coachfactory.com/shop me, jordan shoes they seem skechers shoes to air max understand vikings nfl jersey my heart. michael kors I texans nfl jersey could timberwolves jersey not help coach outlet humming the adidas song "Thanksgiving". converse shoes Humming, spurs jersey humming ... adidas shoes ... I thomas sabo see, suns jersey when I nike store miss my swarovski father, my michaelkors.com father converse sneakers must also miss oakley me. I swarovski know christian louboutin outlet how supra shoes important rolex watches it ralph lauren is to michael kors bags me c.c beanies in womens clothing my chicago bulls jerseys father's levi's jeans heart, swarovski crystal because tory burch outlet I am skechers shoes outlet the north face only one in marc jacobs my juicy couture outlet father! true religion outlet "Thanksgiving heart, hogan shoes thank you, cheap shoes with trail blazers jersey my fred perry outlet life cheap mlb jerseys ..." ralph lauren outlet Father, versace outlet I wish nike free you oakley sunglasses outlet a philipp plein outlet happy air max holiday burberry uk because of longchamp outlet your dsquared2 excellent composition 900 ray ban words the north face eight: You are mont blanc pens A person working silently, ray bans but your oakley sungalsses outlet work air max shoes is very ray ban little timberland to pay adidas attention, giuseppe zanotti but air force it hermes outlet is five finger shoes because of your hard work, coach purses outlet it nike makes hollister the nike store road air max between cities adidas clean designer handbags and tidy. I pandora charms usually come detroit pistons jerseys to school earlier, so fidget spinner I can oakley sunglasses always see the people ray ban working on ralph lauren online shop the road, omega watches that is, michael kors outlet sanitation oakley sungalsses outlet workers on the saints nfl jersey road. They celine handbags can 49ers nfl jersey always polo outlet clean the the north face jackets streets lunette oakley in coach factory outlet the raiders nfl jersey early oakley vault morning, beats headphones making converse it browns nfl jersey a michael kors day ray ban sunglasses The ray ban sunglasses outlet road looks clean. When warriors jersey people burberry outlet go to work retro jordans or coach outlet go coach factory outlet online to school pandora in nike free run the rolex watches morning, valentino they stone island see nike roshe that azcardinals nfl jersey the new balance road iphone case is nike canada very oakley sungalsses outlet clean hollister clothing store and fred perry their salvatore ferragamo moods nike free run are getting better. mizuno running However, nike in a horloges good

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum