Volume: 1, Issue: 3

15/12/2009

Антикризисная модель образования
Парницына-Курбатова Н.А. [about]

Вопрос о моральном старении системы образования широко обсуждается в мировом сообществе со второй половины прошлого столетия. В связи с этим наступление кризиса вряд ли стоит считать неожиданностью, поскольку качество образования оказывает решающее влияние на все сферы жизнедеятельности человека и общества.

Зависимость устойчивости развития цивилизации от образования получила признание во всем мире. Программные документы ООН свидетельствуют о признании значения развития системы непрерывного образования для обеспечения устойчивости мировой экономики. ЮНЕСКО в 2005 году объявило десятилетие образования устойчивого мира. Целый ряд аналогичных образовательных инициатив принят различными международными организациями практически во всех регионах планеты.

Таким образом, есть все основания считать, что в настоящий момент актуальность совершенствования системы образования в целях обеспечения устойчивости развития мирового сообщества не вызывает сомнения.

Однако, несмотря на признание необходимости процесса совершенствования системы образования и активные практические действия в данном направлении, предотвратить развитие кризиса, охватившего мировую экономику, не удалось. В какой-то мере это можно объяснить тем, что образование традиционно развивалось как одна из самых консервативных сфер деятельности и изменения не затрагивали ее системных основ. Современный этап развития цивилизации требует принципиально новых подходов, позволяющих говорить о необходимости фундаментального совершенствования парадигмы образования.

Главной закономерностью, определяющей развитие цивилизации, является общемировая тенденция ускорения изменений условий жизни. Парадокс, требующий осмысления, заключается в том, что именно благодаря действующей репродуктивной системе образования общество получило возможность развить колоссальные темпы технического прогресса. Однако в настоящий момент скорость изменения условий жизни, вызванная техническим прогрессом, возросла настолько, что репродуктивная система образования больше не отвечает требованиям подготовки субъекта к жизни в стремительно изменяющихся условиях2. Кроме блестящих достижений технический прогресс имеет и обратную сторону – возрастание возможности потери устойчивости.

В настоящее время наблюдается процесс непрерывного увеличения числа научных работ, относящихся к различным областям знаний (техника, экология, экономика, социология) и обосновывающих, в лучшем случае, рост вероятности самоуничтожения нашей цивилизации, а в худшем, ее неизбежную гибель в ближайшие 25-30 лет.

Нарастание тревожных научных прогнозов сегодня привело к тому, что все большее число прогрессивных политиков начинают понимать серьезность вызовов техногенной цивилизации третьего тысячелетия. Проведенные исследования позволили выделить три объективные угрозы существованию современного общества (8, 10, 12, 14).

Первая угроза заключается в том, что возрастание технических возможностей цивилизации осуществляется на фоне углубления кризиса духовности. Причинно-следственная связь между развитием науки и жизнеспособностью цивилизации может быть представлена в виде следующего рассуждения: наука – это производство новых знаний, которые увеличивают силу и возможности и отдельных людей, и всего общества в целом. Однако растущие возможности могут использоваться как во благо, так и во зло. Поэтому многие считают, что рано или поздно возможности одного человека или небольшой группы людей вырастут до уровня, достаточного для уничтожения всего живого на земле и будут использованы лицами с деструктивной системой ценностей и ограниченным интеллектом в корыстных целях, что и приведет к апокалипсису (3, 4, 8, 9, 10, 14).

Вторая угроза состоит в том, что увеличение мощности новых технологий сопровождается возрастанием цены ошибки в их применении. Только в 20 веке стала возможной такая ситуация, когда техническая ошибка одного человека на Чернобыльской атомной электростанции привела к аварии, последствия которой можно оценить как гибель целого региона. Увеличение мощности энергоисточников или других промышленных объектов может привести к тому, что цена ошибки одного человека возрастет до гибели всего человечества.

Третья угроза заключается в возрастании сложности прогноза последствий применения высоких технологий. Динамика состояния экологии планеты – наглядный пример реализации третьей угрозы.
Каждое государство развивает промышленность в соответствии со своими потребностями и выбранными стратегиями, при этом целостное влияние развития мировой промышленности на экологию планеты остается практически не изученным. Зато абсолютно точно установлен факт увеличения скорости исчезновения различных видов организмов с лица Земли. Если учесть, что человек – это всего лишь звено цепочки видов живых организмов, то будущее человечества не может не вызывать тревоги.

Все три перечисленные угрозы находятся в прямой зависимости от системы образования.

Первой угрозы можно избежать только при переходе к новым принципам воспитания – формирование системы ценностей, духовно-нравственных основ норм взаимоотношений, этики и культуры, гарантирующих использование технологического прогресса только во благо.

Скорость нарастания цены ошибки, вызванная увеличением мощности новых технологий, можно компенсировать опережающим ростом качества образования. Логику пессимистов, предрекающих неизбежность самоуничтожения цивилизации, можно свести к следующему рассуждению: цивилизация идет по пути увеличения технических возможностей, от лучины к ядерному реактору и далее, цена ошибки при этом непрерывно возрастает, но человеку свойственно ошибаться, а поскольку исключить ошибки нельзя, то однажды цена одной из них приведет к гибели цивилизации.

Мы придерживаемся другой точки зрения: соглашаясь с тем, что цивилизация идет по пути технологического прогресса, цена ошибки растет и человеку свойственно ошибаться, мы утверждаем, что цена ошибки зависит от качества образования. Если мы умеем определять зависимость цены ошибки от качества образования и создавать модели, гарантирующие это качество, то мы можем не только избежать самоуничтожения цивилизации, но и обеспечить устойчивое развитие.

Повышение качества прогнозов до необходимого для безопасного развития уровня возможно за счет применения принципиально новых технологий организации процессов коллективного принятия решения. Современные системы коммуникации позволяют организовать продуктивное взаимодействие в решении приоритетных проблем устойчивости развития практически всех жителей планеты.
Теоретические основы, научно-методическое обеспечение, инновационные технологии, система подготовки кадров, способных успешно применять эти технологии, созданы и прошли успешную 20-летнюю апробацию в условиях реформ, осуществляемых в России, в рамках инновационной антикризисной модели Государственного образовательного учреждения Центра образования «Школа здоровья» №1804 «Кожухово»3.

Впервые в мировой практике был организован процесс получения образования на протяжении всей жизни от пренатального периода и далее, который в самых неблагоприятных социальных условиях криминогенного района города Москвы позволил обеспечить стабильное одновременное повышение показателей духовно-нравственного развития, интеллекта, здоровья и обученности в течение двадцати лет. Все негативные явления – детская подростковая наркомания, преступность, алкоголизм и другие – были преодолены в течение двух лет. В последующем показатели развития обучающихся достигли беспрецедентного в практике мирового образования уровня. В прошлом учебном году число побед составило 702% по отношению к количеству учащихся, то есть в среднем каждый ученик 7 раз в год побеждает на олимпиадах, творческих конкурсах и спортивных состязаниях от районного до международного уровней.

Одним из важных факторов успеха антикризисной модели образования является инновационная технология изучения образовательной области «Искусство», которая получила название «технология опорного уровня». От традиционных подходов она отличается тем, что средства искусства целенаправленно используются для развития интеллекта и способности к принятию творческих решений в любой области деятельности. Предпосылками к созданию новых технологий послужили результаты арт-терапии, имеющей глубокие традиции, арт-педагогики, быстро приобретающей популярность в настоящее время, фундаментальных исследований, доказывающих возможность влияния музыки на развитие живых микроорганизмов, растений, животных и человека, а также исследования в смежных областях.

Изучение закономерностей влияния образовательной области «Искусство» на развитие человеческого и социального капитала позволило создать безопасные эффективные технологии для непрерывного образования на протяжении всей жизни. Благодаря этим технологиям культура стала основой или центральной частью содержания образования, поэтому новая парадигма образования характеризуется как культуроцентрическая.

Следует обратить внимание на еще одну принципиально новую и необходимую для обеспечения устойчивого развития цивилизации технологию, которая получила название ценностно-смыслового самоуправления. Необходимость введения этой технологии обусловлена тем, что в условиях 21 века качественно изменилось соотношение числа стандартных и нестандартных задач, с которыми субъект встречается в процессе своей жизнедеятельности на фиксированном отрезке времени. Скорость технического прогресса возросла настолько, что количество нестандартных задач, порождаемых внедрением новых высоких технологий, значительно превышает число стандартных.

Стремительно изменяющиеся условия жизни требуют постоянного переосмысления системы ценностей. А поскольку индивидуальность каждого субъекта приводит к формированию специфической, свойственной только ему системы ценностей, то в обществе возникают предпосылки для развития сепаратизма и конфронтации. Они могут вырастать до уровня, вызывающего распад семьи, крах предприятия, разделение одного народа на различные государства, а всего человечества на различные группы и блоки, далеко не всегда находящиеся в дружественных отношениях между собой.

В одном из президентских посланий Владимира Владимировича Путина эта проблема формулируется так: «…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Убежден, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи – когда у него есть общая система нравственных ориентиров» (15). Однако общая система ценностей при быстром изменении условий жизни не может появиться стихийно. Кроме того, возникает проблема обеспечения гармонии новых и традиционных ценностей, ценностей личности, семьи, общества, государства и человечества. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев выразил эту мысль словами: «У нас есть ценности, которые мы никогда и никому не отдадим и всегда будем защищать» (11). В данном случае речь идет о реальной системе ценностей, то есть такой, которая принималась бы каждым человеком на основе внутренних побуждений, а не под давлением идеологической системы, технологий скрытого или открытого воздействия на сознание, подсознание и других.

В настоящий момент такой общечеловеческой системы ценностей нет. Есть различные точки зрения авторитетных ученых, политиков, сообществ на то, что из себя представляет общечеловеческая система ценностей (1, 2, 10, 12, 13). Есть попытки или призывы организовать воспитание в соответствии с теми или иными взглядами на общечеловеческую систему ценностей. Но это отнюдь не означает, что взгляды авторитетных ученых, политиков или сообществ разделяет все человечество. Не случайно генеральный секретарь ООН господин Пан Ги Мун признал необходимость развития превентивной (профилактической, предупреждающей) дипломатии. Сегодня формула, технология и механизм для такой дипломатии создан.

Формула обеспечения устойчивости развития цивилизации представляется нам следующим образом: жизнь определяется деятельностью, деятельность определяется ценностями, а ценности могут являться следствием как воздействия среды, так и творчества самого человека или субъекта любого уровня вплоть до человечества.

К сожалению, из-за перечисленных выше причин, следует признать, что если ценности субъекта формируются как результат потребления информационной среды, то его жизнеспособность и устойчивость развития имеют тенденцию к регрессу (деградации).

Следовательно, есть только один способ обеспечения устойчивого развития цивилизации – формирование культуры активного осознанного отношения к систематическому непрерывному процессу творчества собственной системы ценностей и ее совершенствования.

Эта формула фактически определяет технологию построения новой культуры безопасного устойчивого развития мира в период гиперразвития цивилизации.

Технология ценностно-смыслового самоуправления основана на систематической самодиагностике собственной системы ценностей, творчестве идеальной системы ценностей и проектировании и реализации шагов, направленных на совершенствование системы ценностей. Это позволяет разрешить противоречие между скоростью и безопасностью развития цивилизации, гарантированно обеспечивая как позитивную направленность, так и высокий интеллект всех применяющих эту технологию.

Главное ее преимущество заключается в том, что любой человек современного общества обладает всеми необходимыми ресурсами для ее применения, то есть это технология реализации внутреннего потенциала человека и общества, позволяющая занимать активную позицию по отношению к творчеству будущего мира в любом возрасте.

Если мы сумеем добиться, чтобы количество людей, участвующих в этом процессе, увеличилось до числа жителей планеты, устойчивость развития цивилизации будет гарантирована. Необходимые предпосылки в качестве технологии ценностно-смыслового самоуправления и современных информационных технологий (в том числе Интернет) позволяют решить эту грандиозную задачу в кратчайшие сроки.

Одно из названий предлагаемого проекта «Капитаны истории». Каждый прямо сейчас может сделать первый шаг к участию в проекте, попытавшись ответить на вопросы:

- какие ценности с Вашей точки зрения определяют реальное развитие мира;
- какую систему ценностей Вы хотели бы видеть в качестве общечеловеческой в целях обеспечения гармоничного развития цивилизации;
- какие первые шаги можно сделать для совершенствования реальной общечеловеческой системы ценностей;
- как организовать процесс совершенствования реальной общечеловеческой системы ценностей в целях обеспечения устойчивости развития техногенной цивилизации постиндустриального информационного общества.

Поставленные вопросы вряд ли можно отнести к разряду простых, но сегодня созданы технологии и система обучения, позволяющие любому желающему успешно с ними справляться.
Ценностно-смысловое самоуправление, как непрерывный организованный процесс творчества ценностей, определяющих устойчивость развития субъекта любого уровня: человека, семьи, группы, учебного заведения, фирмы, общественной организации, субъекта федерации, государства, человечества – сегодня может и должно быть поставлено на технологическую основу.

Если это произойдет, то можно с уверенностью сказать, что трагедии, вызванные конфессиональными, национальными и идеологическими конфликтами, сепаратизмом, терроризмом, войнами и другими деструктивными явлениями, останутся в прошлом4.

---------

1 Н.А. Парницына-Курбатова, заместитель директора по ВР ГОУ ЦО № 1804 «Кожухово», учитель обществознания и права, победитель конкурса «Лучший учитель Российской Федерации 2008»

2 Под субъектом в данном случае мы можем понимать человека, семью, фирму, общественную организацию, государство, транснациональную корпорацию и все человечество в целом.

3 Центр образования №1804 “Кожухово” был открыт как экспериментальное образовательное учреждение в 1990г. в составе я/сада, многопрофильной школы, центра творчества. Центр образования №1804 «Кожухово» является школой здоровья, функционирующей в режиме полного дня, и координационным центром новой модели корпоративного управления муниципальными образовательными ресурсами «Район полного дня».

4 Все, кого интересует более подробная информация о новой парадигме образования, могут обратиться на сайт http://era-obrazovanija и направить письмо на e-mail: sec1804@mail.ru

Использованная литература

1. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский.– М.: Творч. педагогика, 1993.– 80 с.
2. Краевский В.В. «Человеческий фактор» в жизни и в педагогике / Журнал «Педагогика». - М., 2006. - №3.
3. Краевский В.В. Миссия педагогического сообщества в демократическом государстве //Инновации в образовании: человекосообразный ракурс: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2009. - С.21-24.
4. Курбатов А.В. Проблемы школьной экономики. Образование или разрушение? // Журнал «Экономика в школе». – М., 1997. - № 1.
5. Курбатов А.В. Плата за миф //Журнал «Экономика в школе». – М., 1998. - № 2.
6. Курбатов А.В. Управление качеством образования в условиях постиндустриального информационного общества// Материалы Международной научно-практической конференции «Качество управления образовательным пространством в регионе». - Новосибирск, 2003.
7. Курбатов А.В., Курбатова Л.А. Профессиональная компетентность педагогов в области воспитания - фактор устойчивости развития социума третьего тысячелетия// Сборник материалов научно-практической конференции «Профессиональное воспитание будущих педагогов». - М., 2003.
8. Курбатов А.В. «Образование безопасного мира в третьем тысячелетии» // Журнал «Политика». - М., 2008. - №91.
9. Курбатова Л.А. Духовная жизнь без духовности невозможна //Учительская газета. – М., 2008. - №7 (10192).
10. Лужков Ю.М. Возобновление истории. Человечество в XXI веке и будущее России. - М., Издательство МГУ, 2002.
11. Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года.
12. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Советская педагогика. – М., 1990. - №9.
13. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика.– 1998.– № 3.– С. 3–10.
14. Новикова Л. И. Цивилизация перед выбором // Вопросы философии.- М., 2007.- №2.- с. 13-19.
15. Путин В.В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 26 апреля 2007 года.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum