Volume: 1, Issue: 3

15/12/2009

Воспитательная система школы № 260 г. Санкт-Петербурга
Чирина С.В. [about] , Елисеева Н.М. [about] , Кроль Л.Н. [about]

Концепция воспитательной системы

В 2000 году коллектив школы начал работать над созданием концепции воспитательной системы, которая поставила перед всем коллективом новые цели и задачи. Школа № 260 считает своей целью формирование креативной личности, имеющей социально-позитивную ориентацию и способной к адаптации в постоянно меняющемся окружающем социальном и природном мире. Для реализации данной цели предполагается осуществить решение следующих задач:

  • Создать условия для формирования инициативной, самостоятельной личности, открытой для постоянного самообразования, готовой к изменениям, что станет залогом нахождения каждым обучающимся своего места в жизни.
  • Ориентировать образовательный процесс на формирование поискового творческого мышления школьников.
  • Создать условия для формирования мотивации школьников к экологически целесообразному поведению.
  • Создать условия для формирования у учащихся опыта общения, основанного на взаимном уважении.
  • Привлекать учащихся к отдельным видам полезной деятельности с целью дельней-шей самоактуализации личности.

Важно отметить при этом, что школа не должна готовить для жизни - она сама должна быть особой жизнью, ведь каждый период человеческого существования (и детство в том числе) самоценен и самодостаточен.

Издавна в нашей школе сложилась традиция моделировать внеурочную деятельность согласно годовому кругу праздников. Подобная модель многие годы существовала и существует до сих пор во многих школах. Традиционные праздники стали общешкольными коллективными твор­ческими делами, объединяющими весь школьный коллектив - детей, учителей и родителей во­круг значимого для всех события.

Но со временем стало понятно, что этого не достаточно. И постепенно, руководству­ясь целями и задачами воспитания, провозглашенными в концепции педагогическим кол­лективом, было разработано несколько целевых программ.

Целевая программа охватывает все сферы деятельности школы:

  • учебный процесс;
  • систему дополнительного образования;
  • внеклассную работу;
  • соуправление.

Одной из первых появилась программа «Контакт». Эта программа решает задачу привлечения родителей к работе школы, к участию их в подготовке общественных меро­приятий, к работе Школьного совета. Важной составляющей программы «Контакт» стала и работа по формированию органов соуправления в школе, в первую очередь Школьного совета, а также Попечительского совета. Эта программа получила такое название не только потому, что она раскрывает главную ее цель - формирование единого коллектива взрос­лых и детей - коллектива сотрудников и единомышленников, но и в честь названия нашего уникального семейного клуба «Контакт», который работает уже около пятнадцати лет.

Свою работу он начал как место общения только учителей и родителей, но позже са­ми родители почувствовали необходимость приводить своих детей, увидев в учителях своих единомышленников и поняв, что в атмосфере Клуба может произойти сближение всех членов школьного коллектива: учеников - учителей - родителей. Тема заседания Клуба определяется заранее. Это могут быть очень серьезные темы: «Психология взаимоотношений между родителями и детьми», «Семейные традиции», «Ваш выход, учитель!» и т.д., а могут быть легкие и даже развлекательные - «Рыцарский турнир», «Мои домашние любимцы» и т.д.

В непринужденной обстановке, за чашкой чая происходит общение, выслушивается мнение каждого участника по самым острым и щепетильным вопросам. На заседаниях используются разные формы работы - это коллективные и индивидуальные выступления на заданную тему; поиск выхода из создавшейся ситуации, которая обязательно разыгрывается; дискуссии в группах, которые заканчиваются обязательной рефлексией. Многолетний опыт показывает, что такое общение дает возможность не только узнать друг о друге больше, но и решать важные проблемы школы.

Со временем стало ясно - то, что проживается на заседаниях Клуба, необходимо спроецировать на всю школьную жизнь ребят и взрослых. Так и появилась идея разработки программы «Контакт».

Цели программы:

  • Сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение понимать себя и других.
  • Способствовать установлению положительного психологического климата в школе благодаря общей деятельности в содружестве с родителями.
  • Создать условия для развития инициативы и самостоятельности учащихся (в том числе через организацию работы Школьного совета).
  • Обеспечить условия для реализации творческих возможностей и потребностей ребенка (в том числе через организацию клубных занятий по интересам).
  • Создать условия для формирования социального опыта учащихся в общении со взрослыми (в том числе через работу клуба «Контакт»).

По мере реализации данной программы дети стали влиять на организацию всей школьной жизни. Они с большим удовольствием стали вносить в нее свои коррективы, от­казываясь от каких-то дел, по их мнению, навязанных взрослыми и не интересных им самим, и взамен предлагая внести в план работы то, что было бы для них ценным. Тогда появилась идея, поддержанная ребятами, - создать орган соуправления, в состав которого вошли бы учащиеся, учителя и родители. При этом представителей детского коллектива должно быть значительно больше, чем взрослых. Так началась работа Школьного совета. В сентябре происходят выборы. Классы выдвигают своих кандидатов в члены Школьного совета, за которых ведут агитацию в самой разной форме - агитационных плакатов, лис­товок, пресс-конференций, интервью, творческих выступлений и т.д. Некоторые ребята самовыдвигаются, считая себя достойными представлять свой классный коллектив.

Можно себе представить, какой успех ощущают ребята, выбранные в Школьный совет. С каким достоинством они будут защищать интересы своего класса и учащихся школы в целом, получив доверие и со стороны детей и со стороны взрослых. Не менее ответст­венно к своему участию в заседаниях Совета относятся и взрослые. Учителей и работников школы выбирают при общем голосовании все члены коллектива, а родителей выбирает Попечительский совет школы.

В функции Школьного совета входит проектирование интересных дел, выработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих детскую жизнь в школе: Пра­вил для учащихся, Прав и обязанностей дежурного класса, Положения о Школьном совете. Это замечательное объединение детей и взрослых разрабатывает совершенно новые, об­новляет уже утвердившиеся в коллективе формы работы. По инициативе членов Школьно­го совета были созданы разновозрастные бригады дежурства по школе, создано творче­ское объединение - клуб «Абракадабра», разработаны игры «Самый! Самый!», спланиро­вана программа действий к 300-летию Санкт-Петербурга, а позже к 65-летию школы.

Программа «Достижение» ориентирована на реализацию индивидуального подхода в воспитательном процессе, так как, работая с большими группами (классами, объединениями и т.д.), педагог может не разглядеть индивидуальных особенностей каждого своего подопечного, что, возможно, повлечь за собой ощущение дискомфорта, неудовлетворенности и, как следст­вие, агрессию среди учащихся.

Цели программы:

  • Выработать школьную стратегию воспитания социально успешной личности.
  • Найти эффективные педагогические технологии, приемы и средства, позволяющие педагогу влиять на формирование социально успешной личности.

Эта программа тесно связанна с успешностью учащихся в учебной, общественно полезной, творческой деятельности. Для того чтобы эти успехи стали известными всей шко­ле, были придуманы общешкольные праздники - «Достижения» для учащихся начальной школы и «Эврика!» для 5-11-х классов. Праздник «Достижения» - это не только церемо­ния награждения ребят, окончивших учебный год на «отлично», но и демонстрация твор­ческих успехов классных коллективов, кружковых объединений, индивидуальных творче­ских достижений. Праздник «Эврика!» предполагает участие всех тех учащихся, которые достигли высоких результатов в Олимпиадах районного и городского уровней, в различных командных играх, выявляющих интеллектуальные возможности школьников. А совсем не­давно на празднике «Эврика!» классные коллективы стали представлять свои «Дневники достижений», оформление которых стало интересной и новой формой работы в классах всех возрастных ступеней. В «Дневниках достижений» можно прочитать о замечательных успехах не только целых классов, команд, групп, но и личных достижениях ребят.

Важная составляющая часть программы - игра «Самый! Самый!» Немного истории. Когда программа «Достижение» начала реализовываться и учащиеся почувствовали, что их успехи не только замечаются, но и приветствуются взрослыми и детьми, им захотелось продемонстрировать свои творческие, интеллектуальные, физические возможности в ат­мосфере соревнования. Идею игр предложил педагог. Но разработать игру взрослым не хватило ни времени, ни сил. Учителя обратились за помощью к детям. И на одном из за­седаний Школьного Совета были придуманы номинации, в которых все претенденты на звание «Самого-самого» могли бы соревноваться. И дети, и взрослые с удовольствием приняли активное участие в подготовке и проведении игр.

Еще одной из важных программ школы является целевая программа «Природа и мы».

Цели программы:

  • Формирование положительного отношения к природе.
  • Создание условий для воспитания у учащихся чувства гражданственности и люб­ви к Родине.

В рамках этой программы несколько раз в году все классы участвуют в акции «Природа и мы», которая предполагает однодневные и многодневные туристические походы, поездки на природу, тематические прогулки в сады и парки города, поездки в пригороды Петербурга, путешествия по рекам и каналам города. Главным в этой акции становится творческий итог -рисунки и плакаты, которые рассказывают о тех уголках природы, где побывали наши дети. Благоустройство школы, участие в районных экологических программах и акциях, конкурсы творческих работ и проектов, лекции и занятия с привлечением специалистов по гигиене, правильному питанию, профилактике вредных привычек (как для родителей, так и для де­тей) - это неполный список дел, которые направлены на реализацию программы «Природа и мы». Но вот еще неожиданная и, может быть, уникальная форма работы в рамках этой программы - День графики и граффити «Планета улыбается». 1 апреля на одном из уро­ков учащиеся всех классов рисуют в жанре графики и граффити рисунки, плакаты на эко­логическую тему. Этот урок становится удивительным событием и примером коллективной творческой деятельности, когда десятки ребят устраиваются вокруг развернутого много­метрового рулона бумаги (а работы такого масштаба, выполненные большими группами, ценятся больше всего) и творят все вместе. А в конце учебного дня все пространство шко­лы заполняется этими замечательными, полными юмора «полотнами», на которых отра­жен взгляд наших воспитанников на экологические проблемы планеты - дома, в котором мы живем.

Каждый петербургский учитель понимает, что петербуржца надо не просто вырастить, его надо воспитать. Воспитание патриота, который бы в будущем стал носителем культурного наследия и традиций своего уникального города - вот одно из направлений воспитательной работы школы, которое оформилось в целевую программу «Любимый город».

Цели программы:

  • Создание условий для формирования интереса к истории города.
  • Создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся.
  • Воспитание чувства ответственности за школу, за свой город.
  • Организация общественно полезной деятельности на уровне школы, микрорайона, района.

Наша школа находится в самом центре города, что само по себе является важным фактором в воспитании юного петербуржца. Вместе с преподавателями истории учащиеся изучают историю города и школы, постигают культурную и историческую ценность и значение в жизни Петербурга того места, где они живут и учатся.

Уже малыши имеют возможность изучать свой родной город благодаря обширной экскурсионной программе, предлагаемой им педагогическим коллективом. Все классы на­чальной школы принимают участие в творческих занятиях по истории города. Обязатель­ными стали конкурсы и выставки рисунков на петербургскую тематику. Но только этого недостаточно, чтобы считать работу в данном направлении интересной и полной. Здесь становятся вполне уместными Коллективные творческие игры (КТИ), в которых маленькие пе­тербуржцы могут показать и знания по истории города и, конечно, любовь к нему.

Учащиеся средней и старшей школы еще больше охвачены экскурсиями, так как совершать продолжительные поездки по городу с ними, конечно, гораздо легче и программы, представленные экскурсионными фирмами для ребят старшего возраста, еще более разнообразны. Хочется обратить внимание на то, что наши ученики готовят и проводят экс­курсии по окрестностям школы самостоятельно, за что были награждены на районном уровне. Краеведческие чтения, конкурсы творческих работ в школе, районе и городе - вот неполный список тех событий, в которых принимают участие наши дети. Как сделать, чтобы впечатления детей зафиксировать, чтобы они могли высказаться о том, что увидели, узнали нового? В коллективе была придумана новая форма рефлексии - «Путевые замет­ки», которые ведутся в каждом классе и которые учащиеся пополняют своими рисунками, фотографиями, сочинениями по следам экскурсий, путешествий, прогулок.

Но все-таки, центром программы и для подростков становится игра, которая была спроектирована самими ребятами - членами Школьного совета. Назвали ее «Самый! Самый! Будущее Петербурга». Здесь на разных этапах необходимо проявить умение взаимодействовать в коллективе, продемонстрировать свои знания, творческие возможности и смекалку, а в финальной игре и свои личные достижения.
Все мы прекрасно понимаем, что без заботы нет любви. Поэтому программа «Любимый город» включает в себя акцию «Чистый район», организацию встреч с ветеранами войны и блокады. Одним из значительных событий стал «День добровольного служения городу», в котором принимают участие все классы школы. В этот день ребята пишут и распространяют плакаты - призывы к поддержанию чистоты в домах и на улицах района.

Необходимо отметить, что любое образовательное учреждение, претендующее на на­личие воспитательной системы, уделяет огромное внимание тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Если школа не вмешивается и никоим образом не распространяет здесь свое влияние на учеников, то все попытки воспитывать детей не будут результативными. Так родилась еще одна программа -«Свободное время учащихся». Одна из главных задач нашей школы - распространение своего влияния на учащихся не только в пространстве школы, но и вне ее стен.

Цели программы:

1. Создание условий для:

  • многогранного развития ребенка в свободное от учебы время;
  • включения их в разностороннюю деятельность на благо города и его жителей;
  • воспитания культуры досуговой деятельности детей;
  • успешной социализации учащихся.
  • Усилить педагогическое влияние на жизнь детей и учащейся молодежи в свобод­ное от учебы время.
  • Осуществлять профилактику негативных социальных явлений в детской и моло­дежной среде педагогическими средствами.
  • Обогатить опыт созидательной жизни молодежи в свободное от учебы время.

Педагогический коллектив понимает, что школа должна стать центром культуры и досуга микрорайона. Школа должна не только предложить различные формы проведения досуга, но и научить детей и их родителей тому, как можно организовать свободное время вне стен школы. Подробнее о данной программе смотрите ниже.


ЧИРИНА С.В., директор, ЕЛИСЕЕВА Н.М., заместитель директора по воспитательной работе, КРОЛЬ Л.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, школа №260, г. Санкт-Петербург.
ylq (Dec. 19, 2017)

talk about bottega veneta our father! michael kors outlet In nets jerseys this roshe run special cheap jerseys festival, I michael kors am ralph lauren factory store actually watches not happy. replica handbags Because my falcons nfl jersey father was roshe run a christian louboutin workaholic, ferragamo shoes one adidas man reebok shoes had ralph lauren to handbags outlet manage nike shoes outlet the adidas yeezy shoes two bcbg max factories. ray-ban sunglasses Each oklahoma city thunder jerseys time bucks jersey I roshe runs watched prada my father's luggage mk outlet online out charlotte hornets jersey of bills nfl jersey his home, adidas tracksuits I calvin klein always beats by dr dre restrained my cheap jerseys tears nike air max and burberry uk reluctantly true religion outlet store bid nike air max farewell to kate spade outlet him. cleveland cavaliers jersey My lacoste outlet father ralph lauren outlet online looked skechers at kate spade outlet me, my mcm backpack outlet heart was very sad, prada outlet never eyeglass frames go back! oakley sungalsses outlet At that burberry time I think pandora his packers nfl jersey father kate spade outlet was northface so chiefs nfl jersey cruel, in birkenstock order adidas schuhe to work, michael kors outlet online sale left me. basketball shoes Whenever birkenstock my oakley sunglasses outlet partner christian louboutin shoes envious woolrich outlet of birkenstock outlet the nike shoes outlet words: "You have bengals nfl jersey a capable father, titans nfl jersey really oakley outlet happy!" At polo ralph lauren outlet that christian louboutin time, I feel hollisterco proud cheap nike shoes to miami heat jerseys have barbour jackets outlet a burberry handbags outlet capable new balance father. wizards jersey Have coach outlet usa not coach outlet online seen mbt shoes my raptors jersey father los angeles lakers jerseys for many days, how much burberry I philipp plein want michael kors outlet to hear michael kors bags the michael kors taste beats by dre headphones of nike store my burberry outlet father, vans how much burberry I burberry handbags want longchamp to hear my pacers jersey father's polo outlet online amiable pelicans jersey language, how relojes much michael kors outlet online I want jaguars nfl jersey to see prada shoes my beats by dre father's adidas shoes good face, salvatore ferragamo how nike I pandora uk want to ... rolex watches Here cheap jerseys I nike air can new balance not huarache help but think cheap nhl jerseys of michael kors childhood The funny iphone cases thing: burberry outlet online I burberry canada remember swarovski jewelry my father hilfiger often michael kors outlet put ray ban my little ravens nfl jersey fist kings jersey into red bottoms my salomon mouth, soccer outlet I quickly boston celtics jerseys took out a fist, ralph lauren "Wow ..." and cried. burberry outlet An jazz jersey unpleasant nike free harsh nike roshe run smell thomas sabo of nostrils, I hogan kept coach outlet rolling polo ralph lauren on ray ban the ground, nfl jerseys his feet nba jerseys outlet kept to pandora jewelry his father, hilfiger online shop my mother looked tommy hilfiger outlet at ray ban outlet me, making dumbfounding, one picked mcm bags up ray ban my los angeles clippers jerseys hand panthers nfl jersey to wash. After polo ralph lauren washing eagles nfl jersey hands, atlanta hawks jersey I converse desperately broncos nfl jersey nose nba shoes sniffing, or a flat iron little weird nike free 5.0 taste, cried out hilfiger outlet loud, michael kors outlet my mother polo ralph lauren outlet online had air max 90 to barbour jackets sprinkle nike a ray ban wayfarer little steelers nfl jersey with north face jackets dew in my hand, cheap ray ban I asics will jimmy choo give true religion up this. christian louboutin Side air max 2015 of giants nfl jersey the father ray ban sunglasses looked at occhiali ray ban me handbags outlet and michael kors australia smiled, instyler so sweet smile! eyeglasses online So vans shoes beautiful! nike mercurial Whenever michael kors outlet I longchamp handbags outlet recall baseball bats this, I ralph lauren outlet could ed hardy not oakley sungalsses outlet help but laugh, hugo boss online up jordan to soccer shoes now also ray ban sunglasses outlet developed a new balance outlet habit barbour jacket outlet of like barbour jackets to hoodies outlet smell. bottega His father's nike air holiday without givenchy antigona a father's softball bats figure, ferragamo nor nfl jerseys laughter, under armour even the tommy hilfiger clock long champ on fendi outlet the "ticking, ray ban ticking ... ..." tommy hilfiger voice heard clearly. reebok I am ralph lauren polo sitting michael kors outlet alone coach outlet in thomas sabo charms the michael kors uk flower giuseppe shoes beds, philadelphia 76ers jersey enjoy nike the swarovski canada beautiful ferragamo uk flowers. air jordans Look, timberland shoes those flowers burberry outlet have ray ban their own companionship, happily ecco shoes together. Listen! prada handbags In dallas mavericks jersey the oakley outlet online blue rolex montre sky, "twitter" ... kate spade the jordan retro bird sounds, the redskins nfl jersey original oakley sunglasses outlet three ralph lauren uk birds singing replica watches cheerful. I looked at them enviously! adidas Deep pandora jewellery in nhl jerseys the dead of longchamp handbags night, I was lying in tommy hilfiger front hollister of the oakley vault window nike roshe looking michael kors outlet online at the coach outlet dark nba jersey night, but chi flat iron only coach outlet online a mcm backpack twinkling star seahawks nfl jersey blinked coach outlet online at coachfactory.com/shop me, jordan shoes they seem skechers shoes to air max understand vikings nfl jersey my heart. michael kors I texans nfl jersey could timberwolves jersey not help coach outlet humming the adidas song "Thanksgiving". converse shoes Humming, spurs jersey humming ... adidas shoes ... I thomas sabo see, suns jersey when I nike store miss my swarovski father, my michaelkors.com father converse sneakers must also miss oakley me. I swarovski know christian louboutin outlet how supra shoes important rolex watches it ralph lauren is to michael kors bags me c.c beanies in womens clothing my chicago bulls jerseys father's levi's jeans heart, swarovski crystal because tory burch outlet I am skechers shoes outlet the north face only one in marc jacobs my juicy couture outlet father! true religion outlet "Thanksgiving heart, hogan shoes thank you, cheap shoes with trail blazers jersey my fred perry outlet life cheap mlb jerseys ..." ralph lauren outlet Father, versace outlet I wish nike free you oakley sunglasses outlet a philipp plein outlet happy air max holiday burberry uk because of longchamp outlet your dsquared2 excellent composition 900 ray ban words the north face eight: You are mont blanc pens A person working silently, ray bans but your oakley sungalsses outlet work air max shoes is very ray ban little timberland to pay adidas attention, giuseppe zanotti but air force it hermes outlet is five finger shoes because of your hard work, coach purses outlet it nike makes hollister the nike store road air max between cities adidas clean designer handbags and tidy. I pandora charms usually come detroit pistons jerseys to school earlier, so fidget spinner I can oakley sunglasses always see the people ray ban working on ralph lauren online shop the road, omega watches that is, michael kors outlet sanitation oakley sungalsses outlet workers on the saints nfl jersey road. They celine handbags can 49ers nfl jersey always polo outlet clean the the north face jackets streets lunette oakley in coach factory outlet the raiders nfl jersey early oakley vault morning, beats headphones making converse it browns nfl jersey a michael kors day ray ban sunglasses The ray ban sunglasses outlet road looks clean. When warriors jersey people burberry outlet go to work retro jordans or coach outlet go coach factory outlet online to school pandora in nike free run the rolex watches morning, valentino they stone island see nike roshe that azcardinals nfl jersey the new balance road iphone case is nike canada very oakley sungalsses outlet clean hollister clothing store and fred perry their salvatore ferragamo moods nike free run are getting better. mizuno running However, nike in a horloges good

Hamil dengan adanya miom, mesti berhati-hati. Pada trimester pertama akan ada ancaman keguguran karena miom semakin membesar akan mendorong embrio sehingga tidak mampu menempel dengan baik di dinding rahim. obat herbal miom tanpa operasi ampuh Toko Obat Herbal herbal sejagat menjual segala jenis alami berkualitas tinggi dengan tujuan untuk membantu meningkatkan mutu kesehatan tubuh Anda toko online herbal sejagat K-Muricata sebagai obat alami berbentuk teh pertama di dunia yang memadukan dua herbal terbaik yaitu, daun sirsak dan keladi tikus. obat herbal teh k-muricata
Татьяна Цырлина, главный редактор журнала (Jan. 20, 2010)
Дорогая Марина! В школу № 260 можно писать по адресу: school260@spb.edu.ru и инициировать переписку и иные формы общения между школьниками. Мне представляется, что и дети, и взрослые от этого только выиграют. Удачи, Т.Ц.
Татьяна Цырлина, главный редактор журнала (Jan. 06, 2010)
Дорогая Марина! Спасибо за отклик - нам очень важно, чтобы действительно устанавливались связи между педагогами и школьниками разных стран. Постараюсь после каникул связаться с авторами статьи непосредственно. Если я правильно понимаю,речь идет о Woodburn Elementary School? Замечательная школа.
Марина Рабимова (Jan. 06, 2010)
мНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ А ОСОБЕННО О ВОСПИТАНИИ ВСЕСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ, в 21 ВЕКЕ ДЕИСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМО развивать не просто человека, любящего свою страну, а гражданина мира' заботящегося о Земле. Предлагаю переписку своих учеников из штата Орегона (у нас есть такая возможность) с 5ти классниками из вашего города. Пусть видят мир с позиций двух великих стран.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum