Volume: 1, Issue: 3

15/12/2009

Центр образования: вчера, сегодня, завтра
Пейсахович Г.Е. [about] , Тыртышная М.А. [about]

Средняя школа № 18 основана в 1961 г., в 1991 г. преобразована в школу-комплекс, с 2002 г. функционирует как Центр образования. Школа была построена в промышленном районе города, долгое время оставалась в нем единственной. Занятия проводились в три смены, с самого начала складывался сложный контингент учащихся, поскольку район удален от культурных и досуговых центров. В целом, в сорокапятилетней истории нашего образовательного учреждения прослеживается опыт развития  от  обычной   общеобразовательной   школы   к  учреждению   «нового  типа». 

К приходу в 1983 г. в школу нового директора в ней работал стабильный педагогический коллектив, обладавший высоким, хотя и далеко не полностью реализуемым методическим и дидактическим потенциалом. Однако по своей структуре, целеполаганию, содержанию, материальной базе школа была «средней» во всех отношениях, результаты в обучении, порядок и дисциплина нередко достигались авторитарными методами.

В этот период стали происходить изменения, которые выразились во внутреннем преобразовании школы и изменении содержания ее деятельности. Многое стало меняться в 1986 году после ознакомления  с практикой реализации коллективной творческой деятельности московской школы № 825, руководимой В.А. Караковским. Мы предприняли попытку сделать концепцию гуманистических воспитательных систем достоянием коллективного сознания наших педагогов и ребят. Была организована творческая учеба учителей в Москве, проведен первый коммунарский сбор, где все воочию убедились в действенности педагогики общей заботы. На семинарах и практикумах шло обучение учителей передовым технологическим приемам, начали проводить первые творческие учебы для школьников. В результате «заражения» обшей идеей коллективная творческая деятельность стала системообразующей, значительно преобразовались отношения детей и взрослых, реально сложилась демократическая атмосфера школы, зародились новые гуманистические традиции, появился особый образ или «дух» школы. Это был этап формирования в школе гуманистической воспитательной системы.

В это же время стали  проявляться и некоторые внутренние противоречия, прежде всего между возросшими интересами и узостью материальной базы школы и содержания деятельности. В педагогическом коллективе к концу 80-х годов прочно утвердились гуманистические ориентиры на развитие личности, возросли требования к уровню и качеству образования и воспитания, его широте и разнообразию, а школа по-прежнему была перегружена, учебный процесс «сковывал» творчество детей и педагогов узостью учебных планов и стандартов. К тому же   экономические   проблемы   большинства   семей   учащихся,  особенно   серьезно проявившиеся с  началом  перестройки,  сделали  кружки и секции  недоступными  для большинства воспитанников.

Перед коллективом встала задача существенного изменения школы. Наиболее отвечающей общим интересам была принята идея школы-комплекса. При этом произошло своеобразное соединение существующей гуманистической воспитательной системы и концептуальных позиций школы-комплекса как инновационного типа учебного заведения.

Главным ориентиром экспериментальной школы-комплекса № 18 стала органическая взаимосвязь таких значимых для развития ребят видов деятельности как образование, труд, спорт, искусство и творчество. Первое реализуется в традиционных начальной и полной средней школах, спортивная деятельность — в спортивной школе, труд — в производственном комплексе, творчеством дети занимаются в Школе искусств. Таким образом, создаются равные возможности для самореализации всех детей вне жесткой зависимости от их способностей к академическому учению. Главное — предоставление самому ребенку возможности выбора не только наиболее близкого и понятного вида деятельности, но и ее уровня — в соответствии с возможностями и способностями (дифференцированное обучение в начальной и общеобразовательной школах, двухступенчатое — в Школе искусств и спортшколе).

В течение следующих десяти лет последовательно были введены в строй новое здание общеобразовательной школы, здание спортивной школы, вступили в действие Школа искусств и Лечебно-восстановительный центр. Начали действовать Школа раннего развития для будущих первоклассников, психологическая и воспитательные службы. При этом в экспериментальном режиме отрабатывались механизмы управления и финансирования новым типом учреждения, содержание деятельности как отдельных структур, так и всей школы-комплекса.

Столкнулись мы и с некоторыми сложностями, присущими, по мнению специалистов, многим учебно-воспитательным комплексам. Например, каждое структурное подразделение имеет свои «узкие» профессиональные задачи: педагоги общеобразовательной школы стремятся к высоким показателям учебных знаний, умений и навыков, хорошей подготовки выпускников к поступлению в вузы. Школа искусств главным для себя видит воспитание музыкантов, художников, танцоров, а тренеры спортивной школы стремятся к высоким спортивным результатам своих воспитанников. Каждая школа привнесла в план работы комплекса свои виды деятельности: концерты, соревнования, в учебный план -- дополнительные учебные и специальные предметы, учебные практики, зачеты и др. В педагогический коллектив влились специалисты Школы искусств, тренеры спортшколы, расширился состав педагогов общеобразовательной школы. Некоторые специалисты, к сожалению, оказались как бы вне гуманистической концепции воспитательной системы школы, у них отсутствовал опыт обшей творческой деятельности и построения гуманистических отношений взрослых и детей. Наблюдалось некоторое «растаскивание» учащихся, увеличивалась их нагрузка. Нередко это происходило за счет общения детей, терялся опыт коллективной творческой деятельности и связанные с ним дух и единство школьного коллектива.

Однако именно гуманистическая воспитательная система сыграла интегрирующую роль. В школе давно в качестве своеобразной силы, оказывающей влияние на решение многих вопросов, действовал неформальный совет, состоящий из старшеклассников и педагогов «старой гвардии», воспитанных в коммунарской методике. Многочисленные диспуты и споры, в которых участвовали и взрослые, и школьники, и родители, позволили систематизировать учебно-воспитательный процесс всего комплекса. Первоначально это было достигнуто за счет реализации идеи общих для всех структурных подразделений тематических периодов.

Учебный год в рамках общего для всех плана работы делится на четыре тематических периода, содержание которых определяется на ежегодном выездном сборе планирования. Такой сбор -- большой «мозговой штурм» с предварительной подготовкой и пониманием всеми участниками особого его значения. Здесь учащиеся 6-10-х классов и учителя объединены в 6-7 разновозрастных отрядов. И во время подготовки, и во время самого сбора главная задача участников — наметить и принять четыре тематических периода. Поступает иногда до 50 предложений, общим голосованием выбираются четыре, и они становятся «канвой» всей внеурочной  и отчасти учебной   деятельности.   На  сборе анализируется прошедший   год, выявляются наиболее острые проблемы, намечаются пути выхода из них. При этом создается особая общность взрослых и детей, каждый чувствует свою сопричастность и ответственность за судьбу школы.

Тематические периоды «работали» еще в общеобразовательной школе более пяти лет. Теперь они стали объединять все структуры школы комплекса. Разнообразие видов деятельности в этих структурах неожиданно оказалось изменено характером предложений ребят. Если раньше периоды чаще всего имели развлекательное содержание, то теперь они все больше приобретали познавательный и духовно-нравственный характер. Привлечение к работе сбора педагогов Школы искусств и спортивной школы позволило им осмыслить суть методики коллективной творческой деятельности, увидеть в предлагаемой деятельности возможность реального применения профильных знаний и умений воспитанников в значимой для них деятельности.

По содержанию тематические периоды теперь представляют из себя систему общих дел на радость и пользу людям, объединенных одной темой и ограниченных некоторыми временными рамками. Самые разнообразные дела организуются не только через учебные классы, но и через другие коллективы и объединения. Каждый период завершается своим ключевым делом. Определение его содержания, форм и способов организации лежит на плечах главного организатора, которым становится сменный орган — Большой совет, состоящий из дежурных командиров классов и классных руководителей, представителей творческих объединений и коллективов.

Общешкольные ключевые дела задают жизни школы определенный ритм, упорядоченность, создавая тем самым структурные основания системы. Произошло упорядочение видов деятельности, одновременно сама общая деятельность заметно обогатилась за счет «профессионализации». Скажем, навыки, полученные в Школе искусств, дети стали использовать в коллективных творческих делах класса, всего комплекса. Это было очень важно для развития именно гуманистической системы. Ребята объявили своим делом организацию и открытие персональной выставки своей одноклассницы — юной художницы. С победителем спортивных соревнований — пятиклассником считает за честь поздороваться выпускник.  Педагогический смысл этих и подобных им «показателей» жизни школы очевиден.

Были изменены функциональные обязанности классных руководителей, кураторов Школы искусств, тренеров спортшколы, мастеров производственного обучения. Введено и общее для всего комплекса расписание учебных занятий, выстроенное в максимально удобном режиме для школьников, занимающихся спортом, искусством, дополнительным образованием.

Общие педагогические советы по актуальным проблемам обучения и воспитания детей, психолого-педагогические консилиумы с участием тренеров и других педагогов, координация режима функционирования всех структур все же позволили выстроить уникальную модель школы-комплекса, в которой созданы благоприятные организационно-педагогические условия для обучения и развития детей.

Начало следующего этапа в развитии школы (приблизительно с 2000 г.) было связано с изменившимися ориентирами и приоритетами в образовании и воспитании. Сохранив главным принципом ориентацию  на развитие  индивидуальных возможностей  и способностей детей, педагогический коллектив акцентировал для себя задачи социального становления детей и подростков: объектом нашего педагогического внимания стала внешняя среда. Школа стала активнее выходить в социум, использовать его для решения педагогических задач и для этого преобразовывать. Именно взаимодействие с различными институтами социализации стало для нас вектором дальнейшего роста.

Преобразованию способствовал и формальный фактор: школа-комплекс как образовательное учреждение не была включена в реестр типов учебных заведений Российской Федерации.
В 2002 г. наша школа-комплекс была преобразована в Государственное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Центр образования № 18». Принципиальным было то, что мы стали республиканским учебным заведением.

Организационно центр сохранил все основные идеи школы-комплекса: комплекс учебных и культурно-социальных подразделений и учреждений, не просто объединенных под одной крышей, но имеющих общую парадигму развития, общую философию, единый педагогический и ученический коллектив. В состав центра образования вошли общеобразовательная школа с профильным обучением в старших школах, Школа искусств, спортивная школа, производственный комплекс, Лечебно-восстановительный центр, Межрегиональный центр довузовской подготовки, Центр досуга, филиал колледжа культуры (балетный класс).

Разнообразие и многоуровневость видов деятельности в Центре образования не самоцель, а необходимое условие развития личности как личности самоопределяющейся, активно ищущей свое призвание, способной самостоятельно определять перспективу своего развития. Очевидно, что, чем более разнообразен спектр деятельности детей, чем более широки и разнообразны их связи и социальные роли, тем более успешным будет процесс формирования социальной адаптивности личности. При этом каждый вид деятельности имеет определенный воспитательный потенциал в социальном развитии ребенка.
Начальное профессиональное и допрофессионалыюе образование, которому мы традиционно уделяем особое внимание, способствует формированию у детей таких социальных качеств, как трудолюбие и конкурентоспособность. Для этого уже более десяти лет существуют система профильных и специализированных классов, в которых учащиеся не просто готовятся к поступлению в профильные высшие учебные заведения, но и пробуют себя как будущих инженеров, врачей, педагогов во время учебных практик.

Искусство и спорт способствуют развитию коммуникативности, отзывчивости, эмоциональной сферы в целом. В качестве показателей рассматриваются степень самореализации личностного потенциала (способностей, таланта), выраженность индивидуального стиля деятельности, черт характера, креативности, умения прогнозировать и проектировать будущее, предсказывать последствия тех или иных действий, строить поведение в нетипичных ситуациях.

Начальная школа имеет свои содержательные особенности: предметное обучение с 1-го класса (преподавание иностранного языка, информатики, шахмат, логики, географии, истории, естествознания по экспериментальным и авторским программам в классах углубленного обучения), постоянное психологическое и логопедическое сопровождение индивидуального развития учащихся; поддержка детей, нуждающихся в индивидуальной коррекции; дифференцированное обучение с подбором разноуровневых и здоровьссберегающих программ, технологий, методов и приемов обучения. Кроме того, обучение всех учащихся  на первой ступени Школы искусств, где дети знакомятся с видами музыкального, художественного, хореографического, театрального искусств; определяются и направления дальнейшего обучения в одном из отделений Школы искусств.

Общеобразовательная школа организует дифференцированное обучение с 5-го по 9-й класс, т.е. углубленное изучение иностранных языков, предметов естественно-научного, гуманитарного и физико-математического циклов по выбору учащихся, на основе отбора и апробации инновационных технологий обучения. В 10-11-х профильных и специализированных классах ведутся занятия политехнического, гуманитарно-педагогического и медицинского направлений, осуществляется подготовка к поступлению в высшие учебные заведения с помощью преподавателей и научных сотрудников республиканских вузов через систему спецкурсов и факультативов. Организуется и серьезная работа со школьниками в Научно-исследовательском обществе учащихся, проводятся ежегодные научно-практические конференции и специализированные учебные практики, в том числе в нашей республике и за рубежом.

Производственный комплекс включает в себя пять специализированных мастерских, где школьники могут получить допрофессиональное и начальное профессиональное образование. Скажем, учащиеся 8-11-х классов могут приобрести специальность швеи, программиста, мастера по ремонту радиоаппаратуры, водителя категории С.

В Центре восстановительного лечения — структуре и нашего центра, и республиканской детской больницы — работают 10 врачей различной специализации, осуществляющих диагностику и медицинское сопровождение детей с проблемами и отклонениями в физическом и психическом развитии. Действует здесь и специально подобранный комплекс профилактического медицинского и диагностического оборудования, на котором учащиеся могут пройти медицинское обследование и получить ряд профилактических процедур в индивидуально подобранном режиме.

Кадровый, материальный,  интеллектуальный  потенциал коллектива школы, накопленный опыт и потребность привлечения к воспитанию и образованию детей других институтов их социализации — все это привело нас в 2004 г. к новым формам работы.

Центр  стал инициатором и организатором проведения нескольких  важных для Республики социальных проектов. Среди них, «Теплый дом» — вариант тимуровского десанта, во время которого дети утепляли окна в подъездах домов микрорайона, помогали пожилым людям. Ряд проектов выполнен в сотрудничестве с госучреждениями и организациями, межрегиональным общественным движением «Образ будущего», другими школами, детскими общественными организациями. Участвуя в различных грантовых программах и конкурсах, мы часто выигрывали финансирование.

Исполнителями всех дел выступали школьники и педагоги, работая волонтерами и добровольными помощниками. За последние годы центр инициировал и осуществил восемь социальных проектов, направленных на решение задач местного сообщества.Так, проект «Радужный мост» проводится уже в течение трех лет. В его центральном деле — Фестивале толерантности приняло участие более 5 тысяч детей и подростков разных национальностей и конфессий. Дни фестиваля становятся временем общности и взаимопонимания. Несколько иной ориентации проект «Пойми меня», решающий задачи социальной адаптации глухих и слабослышащих детей. Летом мы приглашали 25 учащихся специализированной школы для глухих детей. Целый месяц они и нормально слышащие дети жили общей жизнью, работая в трудовых объединениях и пришкольном лагере, занимаясь в лагере для одаренных и участвуя в шефских концертах выездных бригад.

Однако названное не означает, что у нас ликвидированы все проблемы.  Без сомнения, по-прежнему остается ряд сфер деятельности, которые необходимо улучшить с целью обновления работы всего центра. Необходимость такого обновления вызвана не только общими социально-экономическими изменениями в стране и соответственно изменением социального заказа образовательным учреждениям; потребовались и структурные изменения в самом центре, и определенное «обновление» в педагогическом коллективе, связанное с изменениями, возникающими в современных детях, и условия их жизни в семье и обществе.

С одной стороны, некоторые педагоги с большим стажем нередко оказываются неспособными понять идеалы и ценности «новых детей»; у многих из них явно недостаточна грамотность в области современных информационных технологий и т.д. С другой стороны, настораживает позиция отдельных молодых педагогов, видящих свою задачу как узкообразовательную и справедливо требующих финансовой поддержки усилий в сверхурочной деятельности.  Стало заметно противоречие между высоким творческим потенциалом детского коллектива, накопившего опыт самостоятельной социальной, организаторской деятельности, и некой --+растерянностью тех педагогов, кто привержен прежним принципам деятельности, не состоятельным в условиях падения уровня нравственности части детства, навязываемой СМИ подмены истинных ценностей ложными идеалами, что актуализирует задачи сохранения ценностей добра, труда, дружбы, взаимопонимания.

Именно острой актуальностью решения этих задач определяются перспективные стратегии дальнейшего развития Центра образования. Их можно условно объединить в три группы: стратегии организационного характера (создание новых структур, решающих задачи оздоровления, реабилитации, социальной адаптации, в том числе социально не защищенных слоев и групп учащихся, обработки и создания различных видов информации, осуществляющих связи с внешним миром, задачи экологизации и эстетизации среды, непрерывности развития личности, обеспечивающего ее адаптацию к новым условиям; стратегии обновления и обогащения содержания деятельности (педагогический мониторинг развития, углубление интеграционных процессов и в то же время ответвление из крупных блоков мелких самостоятельных подразделений, идейно и стратегически связанных со всей системой, развитие механизмов самоуправления и соуправления, пополнение финансового обеспечения школы; стратегии взаимодействия школы с внешним миром).

Многие шаги уже делаются, хотя задачи по-прежнему непросты. Но именно их решение призвано воплотить образ новой школы — школы будущего.

Пейсахович Григорий Ефимович, генеральный директор Центра образования № 18; Тыртышная Марина Алексеевна, заместитель генерального директора по научно-экспериментальной работе, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.

Фёдоровых Мария Андреевна (Mar. 27, 2010)
Марина Алексеевна! Очень много ваших работ читала. Большое спасибо. Хочу использовать Вашу программу "Как стать личностью" в своей школе.Работаю заместителем директора по ВР. Хотелось бы увидеть продолжение программы. С уважением Мария Андреенва

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum