Volume: 1, Issue: 3

15/12/2009

Динамика целей и смыслов воспитательной системы
Богуславский М.В. [about]

…Крестный путь – так можно определить жизнь и деятельность этого подвижника гуманистической педагогики. В его личном и профессиональном дискурсе сошлись контрапункты, узловые точки мирового педагогического процесса ХХ века. Как и у всякого крупного и оригинального педагогического мыслителя система идей и взглядов В.А. Сухомлинского на процессы обучения, воспитания и социализации с одной стороны изначально включала в себя ряд кредоидальных положений, неизменных на протяжении всей его жизни и деятельности. Вместе с тем по мере развития воспитательной системы Василию Александрович приходилось пересматривать некоторые свои взгляды, а порой и существенно их переосмысливать.

Если обратиться к инварианту воспитательной системы В.А. Сухомлинского, то он достаточно емко сложился еще на первом этапе его педагогической деятельности, охватывающей предвоенный и послевоенный период. Семнадцатилетним юношей он впервые вошел педагогом в школу села Васильевка Кировоградской области. Вначале работал старшим пионервожатым, затем учителем младших классов, позже преподавал украинский язык и литературу. После окончания филологического факультета Полтавского педагогического института В.А. Сухомлинский был назначен завучем в районную среднюю школу в село Онуфриевка.

Именно в этот пятилетний период у начинающего педагога откристаллизовались ряд убеждений, составивших затем ядро его гуманистической воспитательной  системы. Среди них: искренний и напряженный интерес к личности ребенка, использование различных приемов активизации познавательной деятельности школьников, органическое единство урочной и внеурочной деятельности, акцент на воспитание гражданских идеалов, дружеские доверительные отношения с питомцами, первые научные опыты на пришкольном сельскохозяйственном участке. В это же время у Сухомлинского рельефно проявились высочайшие требования к профессионально – личностной позиции педагога. Характерно, что его честные, нелицеприятные отзывы молодого завуча о посещаемых им уроках старших коллег не всегда находили понимание в коллективе.

Этот первоначальный компендиум педагогических идей прошел огранку уже в военное время, когда в 1942-44 годах демобилизовавшись из армии после тяжелого ранения, В.А. Сухомлинский становится директором школы в поселке Ува в Удмуртии. В тяжелых условиях, когда директору школы и педагогам надо было заботиться не только о воспитании и обучении ребят, но и об их одежде и пропитании, у В.А. Сухомлинского не только появился необходимый затем опыт руководства образовательным учреждением, но и проявилась столь свойственная ему подвижническая альтруистичная составляющая гуманистической педагогики.

Последовавшая затем, крайне тяжелая и морально и физически, четырехлетняя работа заведующим Онуфриевским РОНО Кировоградской области, когда нужно было возрождать систему образования, собирать и обогревать детей, многие из которых после фашистской оккупации стали сиротами, придала мировоззрению В.А. Сухомлинского социально- педагогический ракурс. К этому же периоду относятся и его первые публикации в районной прессе.

Подводя итоги этого первоначального этапа генезиса воспитательной системы В.А. Сухомлинского можно констатировать, что ко времени, когда осенью 1948  года он становится директором Павлышской школы, у него сложились глубокие и выстраданные педагогические убеждения. Это был уже вполне сформировавшийся руководитель и учитель с большим и сложным личным жизненным опытом.

Следующий период развития воспитательной системы В.А. Сухомлинского охватывает почти десятилетний период с 1948 по 1956 годы. И здесь, пожалуй, впервые рельефно проявляется подвижный характер идей и взглядов мыслителя. Если вначале он заявил о себе как убежденный сторонник «школы учебы» с ее установкой на твердый базовый компонент знаний и умений, примат умственного труда учащихся, то во второй половине 50-х годов Сухомлинский решительно пересматривает свои взгляды с позиций парадигмы «трудовой школы».

В качестве ведущих ценностей павлышского учителя теперь выступали творчески развивающая деятельность; соединение физического и умственного труда на основе опытнической, частично исследовательской работы; прерогатива освоения учащимися средств познания над собственно овладением знаниями. Такой подход выдвинул Павлышскую школу и В.А.Сухомлинского в авангард советского педагогического процесса, развивавшегося тогда в русле трудовой школы. Это увенчалось его избранием членом – корреспондентом АПН РСФСР и награждением высшей наградой страны орденом Ленина.

Другой чертой, проявившейся в это время, и тоже характерной для его динамичной воспитательной системы стал ее опережающий футурологический характер. Всесоюзное признание значимости трудовой деятельности учащихся Павлышской школы, объяснялось не только тем, что в конце 50-х – начале 60- х годов, времени, так называемого «хрущевского десятилетия», именно трудовая деятельность школьников оказалась мейнстримом советской педагогики, но и тем, что В.А.Сухомлинский начал ее значительно раньше, чем были изданы соответствующие решения партии и правительства.
Впрочем, и здесь система идей и взглядов педагога – гуманиста оказалась шире, объемнее, стереоскопичнее, чем однолинейная трудовая деятельность. Опять таки, опережая развитие советской школы и педагогики, В.А.Сухомлинский уже в это время обращается к аксиологии образования, к идеалам и ценностям сельского социума украинской деревни.

И вместе с тем в его мировоззрении с новой силой нарастает футурологический тренд. Особенно рельефно это проявилось в 1961 - 1964 годах, когда мыслитель создает цикл произведений, пронизанных верой в светлое будущее. И хотя эти его сравнительно небольшие по объему книги и брошюры, инсталированны коммунистической риторикой, несомненно, что в его философии образования коммунизм все более отождествлялся не с классовой борьбой и принципом партийности, а скорее с такими общечеловеческими ценностями, как счастье, радость и любовь для каждого человека.

Рефлексия коммунистической проблематики творчества В.А. Сухомлинского этого периода связана, разумеется, не с тем, что бы с позиций современности бросить тень на взгляды педагога – гуманиста, а, прежде всего, с необходимостью научной объективности. Встать на путь корректировки идей Сухомлинского, их чистки от ныне непопулярных марксистско-ленинских постулатов - значит уподобиться тем, кто раньше убирал из произведений Сухомлинского общечеловеческие гуманистические ценности.

Наиболее адекватно к осмыслению этого непростого феномена подошла дочь педагога Ольга Васильевна Сухомлинская, академик АПН Украины. По ее мнению, «Василий Александрович, так же как и многие другие, не представлял себе другой тип мышления, не в русле категорий марксистско-ленинской философии, этики, что оказывало прямое влияние на построение собственной педагогической концепции. Но, несмотря на внешнюю, каркасную сторону его педагогической теории, выстроенной на правоте и «святости» марксистской доктрины считаем, что ее внутреннюю сущность, ее содержание В.А. Сухомлинский развивал вне положений марксизма. Он выдвинул педагогические понятия, категории, подходы, которые представляют собой новое слово в воспитании человека в нашей стране. Отвергая казарменное воспитание, Василий Александрович развивал идеи, не характерные советской педагогике, и, в том числе, идеи свободы выбора, свободы воли, самоценности и неповторимости каждой отдельной личности»2.

Данный дискурс педагога особенно заметно и масштабно проявился во второй половине 1960-х годов. В целом этот хронологически небольшой, по сути, пятилетний период – самый значимый и интересный в развитии его воспитательной системы. Здесь, несомненно, произошел мощный качественный прорыв В.А. Сухомлинского к высотам педагогической мысли. Именно работы этого времени вошли в золотой фонд отечественной и мировой педагогики и дают основания рассматривать его как классика педагогики.

Причинами такого мировоззренческого прорыва выступает спектр внутренних и внешних факторов. Сказывалось и определенное, по крайней мере, до пражских событии 1968 года, смягчение общей социально – политической обстановки в стране. Но более существенными, разумеется, являлись внутренние стимулы развития его педагогического мировоззрения. Хотя, как уже отмечалось, несущие основы системы идей и взглядов педагога–гуманиста сформировались и проявились ранее, все же во второй половине 60- годов мы видим уже «другого Сухомлинского», и в этом заключается некая иррациональная гносеологическая загадка.

По сути, происходит переосмысление им всего корпуса своих педагогических идей и взглядов. В частности, это выразилось в разочаровании В.А. Сухомлинского во многих положениях педагогической системы А.С.Макаренко. С предельной откровенностью свое новое отношение к его идеям, Василий Александрович сформулировал во вступлении к неопубликованной книге «Наша добрая семья« (1967): «Серьезный недостаток советской педагогики - забвение того, что воспитательная работа коллектива не может полностью раскрыться без всестороннего развития личности. Этот недостаток имеет своим истоком ошибочное теоретическое положение А.С. Макаренко о том, что целью воспитания в советской школе является коллектив. Такое утверждение прекрасно согласовывалось с господствующим в то время известным положением о том, что человек - это винтик. А раз винтик - разве может быть он целью. Догматичное некритическое отношение к этому теоретическому положению А.С. Макаренко, как и вообще ко всей его педагогической системе, привело к тому, что за коллективом перестали видеть человека: умение руководить и подчиняться стало рассматриваться, и сейчас рассматривается, как самоцель».3

Одновременно В.А. Сухомлинский на разных галсах в целом расходится с советской педагогикой, которая возвращалась от парадигмы трудовой школы к несколько модифицированному варианту «школы учебы». В ней тогда возобладала гербартианская модель воспитывающего обучения.

В качестве основных черт воспитательной системы «позднего Сухомлинского» можно назвать трактовку формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена, в значительной степени не зависимого от требований общества, выдвижение в качестве главной цели - воспитание свободного развития ребенка как активной личности, раскрытие его индивидуальности, способной противостоять нивелирующей тенденции.

Для павлышского учителя в воспитании ведущей становится педагогическая установка на синхронный процесс воздействия двух субъектов. В центре педагогического процесса находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями, на которые, прежде всего, и должны были ориентироваться учителя. В данной связи главной задачей педагогов становится создание благоприятных условий для развития детей.

Поэтому в Павлышской школе акцент в образовании делался на расширение представлений детей об окружающем мире, развитие у них критичности мышления и независимости поведения, на формирование системы моральных ценностей, а так же умений и навыков самостоятельного получения и использования информации.

С точки зрения природы формируемой личности Сухомлинский трактовал воспитание ребенка как процесс реализации («развертывания») неотъемлемо присущих ему врожденных биологических свойств, спонтанных реакций и импульсов, изначально генетически заложенных в нем природой. Вместе с тем большое значение придавалось и специально организованному воспитывающему социуму.

Впервые в целостном виде эти положения были сформулированы Василием Александровичем в «Этюдах о коммунистическом воспитании», опубликованных в журнале «Народное образование» в 1967 году. «Этюды», после публикации второго фрагмента были подвергнуты на страницах органа Министерства просвещения РСФСР « Учительской газеты» уничтожающей критике. Конечно, развернувшаяся тогда кампания была вызвана не только личными амбициями апологетов А.С. Макаренко – авторов статей, вставших на защиту своего кумира. Уверенность в безнаказанности (в «Учительскую» приходили мешки писем в защиту Сухомлинского, а публиковался на ее страницах лишь очередной компромат), размах и длительность обструкции педагога - гуманиста свидетельствовали, что команда исходила с самого верха.

Разумеется, вся эта травля народного учителя имела более широкие основания. И связана была с «пражским синдромом - возрастающей нетерпимостью партийного руководства как к «социализму с человеческим лицом», так и к связываемому с ним «абстрактному гуманизму». Жертвами этого постсталинского реванша в те годы стали, как известно, тысячи талантливых и самостоятельно мыслящих людей в различных сферах науки и культуры.

Конечно, всего этого Сухомлинский тогда знать не мог. Ему просто по-человечески было больно и горько. Вначале он пытался публично объясниться, ответить на выдвинутые против него обвинения. Это, естественно, только еще больше раздражало его врагов. Тогда Василий Александрович, понимая, что силы уходят, обращается к вечности и без надежды на публикацию в любимом своем жанре «Письма к сыну» смело и с достоинством формулирует свою гражданскую и политическую позицию: «Итак, сын, меня обвинили в том, что я «ввел туманное понятие, именуемое человечностью». Это обвинение изумило меня. Выходит, человечность - нечто чуждое коммунистическому идеалу и коммунистическому воспитанию? Меня обвинили также в «абстрактном гуманизме». Что это такое? Я объясняю тебе это вот так: это когда речь идет о любви к человеку вообще, не говорится, о каком человеке идет речь, в каких условиях он живет. Это несправедливое обвинение, я его не заслуживаю, сын, Я не могу согласиться с тем, что ребенка надо любить с какой-то оглядкой, что в человечности, чуткости, ласковости, сердечности заключается какая-то опасность, для меня это просто кажется какой-то нелепостью. Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой можно воспитать настоящего человека. Я считаю одним из важнейших принципов воспитания: взаимное доверие педагога и ребенка. Воспитание человечности, гуманности, оттачивание всех граней этого драгоценного камня - без этого нельзя представить ни школу, ни педагога»4.

В конце 60-х годов В.А.Сухомлинский создает свои лучшие гуманистические произведения «Сердце отдаю детям», «Разговор с молодым директором школы», «Сто советов учителю», «Рождение гражданина» и ряд других, где высказывает новые идеи прогностического плана. Наряду с прежней установкой на интернациональное воспитание в работах Василия Александровича все более мощно начинает звучать национальная украинская педагогика, рассматриваются народные ценности. На смену прежнему атеизму приходит уважение к фольклорной основе воспитания, различным мифам, поверьям, легендам. Вместо доминирующей установки на формирование всесторонней личности выдвигается идея иерархичности воспитания ребенка. Ведущей, так же как в христианской педагогике, у Сухомлинского теперь выступает духовность, опосредующая остальные черты личности.

Осмысливая в целом завершающий этап творчества В.А.Сухомлинского, есть основания выделить его следующие черты философско-методологического характера.

Прежде всего, это явно проявившаяся тенденция перехода от расширения воспитательных смыслов к их возвышению. От проторенных педагогических дорог мыслитель переходит к неизведанным тропам и запретным темам: таинствам семейной и народной педагогики, тонким психологическим, на грани психоанализа, процессам формирующейся личности. Он вступает в систематическую переписку с несовершеннолетними заключенными и священниками. Не случайно его последние работы приобретаю исповедальный характер («Слово к ученикам», «Слово к преемнику» и др.). Особенно показательно, в этом плане, нарастающее обращение В.А.Сухомлинского к имеющему многовековые педагогические традиции приватному жанру « Писем к сыну».

Учебная и трудовая деятельность теряют в Павлышской школе самоценность и приобретают инструментальный характер, направленный на воспитание и социализацию детской личности. На смену прежних преимущественно внешних воздействий окончательно приходит система стимулирующих влияний (вспомним, название его статьи «Нам нужны самые тонкие инструменты»).

Наблюдается даже отход от, казалось бы, незыблемого постулата – строгой педагогической системы. Теперь модель воспитательных воздействий носит скорее синергетический характер, в ней большое значение придается микрофакторам личностного и средового плана. У В.А.Сухомлинского окончательно складывается новая иерархия педагогических ценностей. Вместо прежней: Советское государство – Труд - Коммунизм теперь доминирует иная аксиологическая триада: Родина – Любовь – Семья.

Даже футурологическая направленность, приобретает рельефно выраженный Вселенский Космический характер. В своих последних работах  В.А.Сухомлинский, как бы мысленно воспаряет над Павлышом, Украиной, СССР. Он не укладывается в прокрустово ложе ни одной из педагогик: европейской, советской, украинской, народной и парадигм: трудовой школы, свободного воспитания. У него определенно начинает складываться целостная и самобытная философско-педагогическая система интегрального характера.

В работах В.А.Сухомлинского остро чувствуется новая личностно - экзистенциальная проповедническая позиция. Кстати заметим, что эта тенденция была с тревогой встречена официальной педагогикой. Ведь, неслучайно погромно-установочная статья Б.Т.Лихачева в «Учительской газете» называлась «Нужна борьба, а не проповедь». Складывается ощущение, что, оставаясь предельно скромным и даже застенчивым человеком, он внутренне осознает масштаб своего педагогического дара и предназначение Миссии педагога – гуманиста в авторитарной стране. Характерно, что изменяется даже место его публикаций – теперь это центральная пресса, причем не педагогическая, а общественно – политическая. Основой этой новой субъектной позиции являлось то, что в результате свое многолетней педагогической деятельности В.А.Сухомлинский в полной мере убедился в ее правомерности и продуктивности.

…..2 сентября 1970 года завершился земной путь В.А.Сухомлинского, и началась его жизнь в Вечности, которая будет продолжаться, пока будет существовать теплый Мир Детства, надежным защитником и верным рыцарем которого он так самозабвенно был.


1 Богуславский Михаил Викторович, член–корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО.

2 См.: Свободное воспитание// ВЛАДИ.1993 .№3. С.5.

3 См.: Центральный государственный архив Украины. Ф. 5097. оп.1. д.205. С.3.

4 См.: Свободное воспитание.// ВЛАДИ. 1993. № 3. С.3.

xukaimin (Jan. 16, 2018)
2018.1.17xukaimin

the north face

kobe 10

air jordan

ugg

nike air max

oakley sunglasses

oakley

north face pas cher

louboutin

vans

uggs outlet

michael kors outlet

thomas sabo

kobe 9

fivefingers

bottes ugg

oakley vault

michael kors outlet

oakley sunglasses

rolex watches

michael kors outlet

the north face

north face outlet

ferragamo

pandora

nike free

ray ban

tommy hilfiger

nike tn

nike air

mizuno wave

adidas superstar

moncler jackets

beats by dre

sac guess

rolex watches

nike outlet

asics

coach factory outlet

michael kors

adidas trainers

lebron james shoes

baseball bats

canada goose

michael kors

nike blazer

mac makeup

dansko shoes

air max

longchamp

michael kors outlet

oakley sunglasses

dolce and gabbana

swarovski

omega watches

hogan

air max

hermes

pandora

timberland

ralph lauren uk

ugg outlet

ray ban

swarovski

adidas zx

insanity

timberland boots

ralph lauren outlet

jordan

ferragamo

louboutin

hollister

jordans

michael kors outlet

flip flops

coach outlet

montre pas cher

ray ban

roshe run

canada goose jackets

lebron 11

adidas

nike air force

instyler ionic styler

moncler

nike roshe run

kevin durant shoes

free run

juicy couture

red bottoms

moncler outlet

montblanc

timberland shoes

canada goose

nike air max

birkin bag

celine

true religion outlet

ugg boots

canada goose

flip flops

replica watches

prada

true religion jeans

ralph lauren

nike shoes

cheap air jordan

giuseppe zanotti

longchamp

kate spade

pandora jewelry

mac cosmetics

mac makeup

louboutin pas cher

christian louboutin

vans shoes

ralph lauren

roty burch outlet online

stuart weitzman

longchamp

nike free

nike store

pandora charms

ugg australia

ugg boots

mont blanc

new balance

chi flat iron

oakley vault

polo ralph lauren

air max

true religion

nike free

pandora jewelry

ghd

nike mercurial

nike store

moncler

converse

juicy couture

christian louboutin

polo ralph lauren

true religion outlet

louboutin

true religion jeans

oakley sunglasses

cheap nfl jerseys

nike free

roty burch outlet

nike store

herve leger

lebron shoes

reebok

vans shoes

hollisterco

ugg boots

oakley

ugg

michael kors outlet

moncler

marc jacobs

parajumpers

soccer shoes

michael kors

links of london

true religion jeans

montre

supra

oakley

air max

guess

new balance trainer

cheap uggs

ralph lauren

oakley sunglasses cheap

hollister

uggs

jordan retro

sac longchamp

ugg australia

ugg

salomon shoes

coach outlet store online

timberland boots

hollister

beats by dre

longchamp handbags

nike roshe run

air jordans

moncler jackets

nike air max

asics

louboutin

ray ban

balenciaga

burberry outlet store

pandora charms

barbour

longchamp

nike free run

ray ban sunglasses

vanessa bruno

new balance

ray ban sunglasses

ed hardy

kate spade outlet

burberry outlet

tods

sac michael kors

nike air

louboutin

juicy couture outlet

ugg boots

nike air force

polo ralph lauren

ray ban

ray ban sunglasses

coach purse

converse

huarache

canada goose jackets

michael kors canada

hollister

air max 95

adidas uk

roshe run

burberry outlet online

new balance

oakley vault

michael kors handbags

ugg boots

hogan outlet

roshe run

marc jacobs

mulberry outlet

ray ban sunglasses

jordan shoes

burberry outlet

vans

jordan

nike

north face

sac burberry

bcbg max

ray ban sunglasses

beats headphones

wedding dresses

mizuno running shoes

nike shoes

michael kors outlet

michael kors outlet online store

canada goose outlet

tommy hilfiger

moncler

polo lacoste

oakley sunglasses

converse

swarovski uk

rolex

nike air max

soccer jerseys

fendi

uggs outlet

jordan

puma shoes

wedding dresses

moncler

nike roshe run pas cher

nike blazer pas cher

air max 2017

coach outlet online

kate spade outlet

wedding dresses

north face

air max

valentino

ugg

cheap ugg boots

cheap nfl jerseys

ray ban outlet

canada goose

uggs outlet

ralph lauren outlet

timberland

rolex

tommy hilfiger

converse

guess

ugg boots

mulberry

flops

reebok

michael kors

swarovski

hollister

hermes outlet

hollister

asics

canada goose

ylq (Dec. 19, 2017)

talk horloges about mcm backpack outlet our father! designer handbags In coach outlet this eyeglass frames special festival, ferragamo uk I ralph lauren am relojes actually not ray ban sunglasses happy. jordan shoes Because ralph lauren polo my longchamp outlet father true religion outlet store was orlando magic jersey a soccer shoes workaholic, michael kors one coach outlet man had nike free to manage kate spade the titans nfl jersey two denver nuggets jersey factories. Each time oakley sungalsses outlet I north face watched new balance my father's luggage hollister out polo ralph lauren outlet of his home, I browns nfl jersey always restrained my colts nfl jersey tears bengals nfl jersey and adidas shoes reluctantly north face outlet bid prada sunglasses farewell versace outlet to adidas yeezy shoes him. chi flat iron My nba jersey father true religion outlet looked at air max 2015 me, salomon my heart coach outlet was very rolex watches sad, never houston rockets jersey go reebok shoes back! ed hardy At suns jersey that birkenstock outlet time c.c beanies I spurs jersey think retro jordans his hogan father warriors jersey was so cruel, vans in order to work, chargers nfl jersey left longchamp handbags outlet me. Whenever my burberry partner envious boston celtics jerseys of michael kors outlet online the words: woolrich outlet "You texans nfl jersey have a capable michael kors outlet father, really ralph lauren happy!" babyliss At that pandora charms time, I nets jerseys feel thomas sabo proud oakley outlet to barbour jackets outlet have a cheap jerseys capable ralph lauren outlet father. Have charlotte hornets jersey not skechers shoes outlet seen ferragamo shoes my occhiali ray ban father softball bats for michael kors many days, nike how the north face jackets much eyeglasses online I christian louboutin want oakley sunglasses outlet to hear raptors jersey the taste of burberry outlet online my lunette oakley father, fred perry how nfl jerseys much true religion jeans I oakley want oakley sunglasses outlet to hear my father's coach outlet store amiable language, burberry how much armani exchange I want coach outlet online to mcm handbags see adidas my father's ray ban sunglasses outlet good burberry face, how new balance outlet I ray ban want to adidas ... burberry handbags Here tory burch outlet I handbags outlet can los angeles clippers jerseys not buccaneers nfl jersey help kate spade outlet but oakley sunglasses cheap think of baseball bats childhood swarovski jewelry The ray-ban sunglasses funny jazz jersey thing: michael kors I mcm handbags remember jordan release dates my hollisterco father juicy couture outlet often oakley outlet online put vans shoes my oakley sungalsses outlet little fist iphone case into my prada mouth, ray ban wayfarer I oakley vault quickly michael kors bags took hilfiger online shop out a cheap oakley sunglasses fist, hollister "Wow ravens nfl jersey ..." birkenstock and cried. An red bottoms unpleasant longchamp handbags harsh smell fidget spinner of mlb jerseys nostrils, bcbg dresses I basketball shoes kept rolling on christian louboutin the hogan shoes ground, philipp plein his coach outlet usa feet tommy hilfiger outlet kept skechers shoes to pandora his father, coach outlet my mother looked at air max me, pandora jewelry making beats by dr dre dumbfounding, polo ralph lauren one picked up my supra shoes hand polo ralph lauren outlet online to jaguars nfl jersey wash. rolex watches After air max washing cheap jerseys hands, omega watches I adidas desperately ferragamo nose ralph lauren outlet online sniffing, or flat iron a michael kors outlet little weird taste, nike free run cried skechers out saints nfl jersey loud, my mother chiefs nfl jersey had to true religion jeans outlet sprinkle cheap nhl jerseys a oakley vault little burberry outlet with salvatore ferragamo dew nike free 5.0 in broncos nfl jersey my hand, I burberry uk will prada shoes give up handbags outlet this. coach factory outlet online Side of the father looked at levi's jeans me huarache and cleveland cavaliers jersey smiled, ralph lauren so sweet michael kors outlet online sale smile! thomas sabo charms So beautiful! giuseppe zanotti Whenever I recall jordan this, I could not michael kors australia help but laugh, rams nfl jersey up cheap ray ban to ralph lauren uk now also scarpe hogan developed trail blazers jersey a marc jacobs habit pandora jewellery of michael kors outlet like to philipp plein outlet smell. swarovski His father's michael kors holiday michael kors handbags without christian louboutin a adidas schuhe father's michael kors uk figure, nor laughter, timberland shoes even reebok the pacers jersey clock on longchamp the mcm bags "ticking, coach outlet ticking ... ..." jets nfl jersey voice coach black friday heard clearly. cheap true religion I am vikings nfl jersey sitting coach outlet alone air max in the beats headphones flower mcm backpack beds, enjoy ray ban the cheap shoes beautiful flowers. burberry outlet Look, those flowers have their instyler own dsquared2 outlet companionship, air max 2015 happily together. Listen! In the michael kors blue nike air max sky, "twitter" christian louboutin shoes ... 49ers nfl jersey the bird coach factory outlet sounds, replica watches the air max original cheap nfl jerseys three soccer shoes outlet birds coach outlet online singing swarovski crystal cheerful. longchamp I cheap oakley looked at nike canada them beats by dre headphones enviously! nike store Deep in the dead nike of night, I nike store was seahawks nfl jersey lying in bucks jersey front of nike air the philadelphia 76ers jersey window oklahoma city thunder jerseys looking chrome hearts outlet at the dark beats by dre night, but roshe run only a twinkling star jimmy choo blinked polo outlet online at me, they seem to understand iphone cases my heart. I los angeles lakers jerseys could tommy hilfiger not help barbour jackets humming the new balance song panthers nfl jersey "Thanksgiving". Humming, humming ... dsquared2 ... nike air max I mk outlet online see, when soccer outlet I miss nike huarache my father, my father nike mercurial must pandora also longchamp outlet miss barbour jackets me. I know how stone island important it michael kors outlet is air force to converse shoes me michael kors uk in my under armour father's celine handbags heart, roshe run because I adidas am burberry canada the only nike one versace outlet in my new balance shoes father! "Thanksgiving kate spade outlet heart, ray ban thank hermes you, mizuno running with giants nfl jersey my ray ban life kate spade outlet ..." nike shoes outlet Father, I hollister wish jordan retro you puma a happy burberry handbags outlet holiday because of tommy hilfiger your grizzlies jersey excellent tory burch sandals composition 900 words coachfactory.com/shop eight: You christian louboutin are oakley sunglasses outlet A adidas shoes person rolex watches working juicy couture silently, but fendi outlet your uhren work ray ban outlet is very little michaelkors.com to pay attention, but mont blanc pens it birkenstock is coach purses outlet because atlanta hawks jersey of your michael kors outlet online hard michael kors outlet work, bears nfl jersey it air max shoes makes packers nfl jersey the road between patriots nfl jersey cities nike roshe clean detroit pistons jerseys and timberland boots tidy. I north face jackets usually air max 90 come michael kors outlet to school coach factory outlet earlier, wizards jersey so I converse can ray ban always new york knicks jerseys see converse the timberland outlet people fred perry outlet working nike air max on hoodies outlet the ralph lauren road, womens clothing that is, omega watches sanitation the north face workers on the eagles nfl jersey road. oakley sunglasses They can always clean michael kors usa the pandora uk streets oakley sunglasses outlet in north face the early morning, making hermes outlet it a north face backpacks day ralph lauren online shop The polo outlet road looks cheap jerseys clean. When coach outlet online people christian louboutin shoes go ralph lauren factory store to work or go true religion to school converse sneakers in valentino the morning, swarovski they ray ban sunglasses outlet see mbt shoes that cheap mlb jerseys the dolphins nfl jersey road nfl jerseys is hollister clothing very clean steelers nfl jersey and their lacoste outlet moods givenchy antigona are nhl jerseys getting northface better. However, nike in barbour jacket outlet a swarovski can

herbal sejagat (Dec. 02, 2017)
Apa sih definisi penyakit asma? Penyakit Asma merupakan penyempitan saluran napas yang dikarnakan hiperaktivitas terhadap suatu rangsang, penyempitan ini hanya bersifat utk sementara. obat herbal asma paling mujarab Obat Tradisional Kanker Usus herbal sejagat terbuat menggunakan sari kulit manggis, buah zaitun, acai berry, pomegranate, tomat dan blueberry serta memakai madu asli untuk pengawet alaminya. obat herbal kanker usus stadium 4 Apakah Anda sedang mencari terapi obat herbal penyakit kanker limfoma hodgkin?? disini tempatnya, solusi utk terapi penyakit kanker limfoma hodgkin tanpa proses operasi obat herbal kanker limfoma hodgkin

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum