Volume: 1, Issue: 2

1/09/2009

Ассоциация «XXI век»
Захарова Н.С. [about]

Одной из важнейших характеристик современного образования является его качественное совершенствование. Создание и развитие системы непрерывного образования, основанной на принципе глубинного формирования личности, является необходимым условием обеспечения качества. На наш взгляд, непрерывное образование строится на внедрении инновационных методов и форм развития личности, способствуя вовлечению ее в процесс овладения знаниями и, что самое важное, успешной адаптации в социальной среде. Не секрет, что сегодня в состоянии кризиса многие люди жаждут не кардинальных перемен, а некой устойчивости, стабильности в жизни и осмысления настоящего и будущего. Именно в этих условиях важно показать сущность непрерывного образования, его привлекательность как единого целого, состоящего из взаимосвязанных и дополняющих друг друга звеньев.

Опираясь на огромный российский и зарубежный опыт, энергичная заинтересованная группа специалистов-педагогов всех уровней образования создала в 1996 г. так называемую Ассоциацию «XXI век». Мы стали одними из первых в Пермском крае, кто апробировал систему непрерывного образования в негосударственном секторе.

Сегодня Ассоциация непрерывного гуманитарного образования «XXI век» включает все ступени образования, начиная с детского сада и заканчивая вузом. В ее состав входят: начальная школа – детский сад «Созвездие «Unicus», Европейская школа «Ex Professo» с углубленным изучением социально-гуманитарных предметов, Прикамский современный социально-гуманитарный колледж и Прикамский социальный институт. Такая многоуровневая система позволяет человеку постоянно повышать свое образование, профессиональный уровень и полностью реализовать свои способности.

Первичным звеном большого образовательного комплекса стала негосударственная школа «Ex Professo», сформированная на принципе: «Поверьте в нас, и мы вместе построим будущее через настоящее». И, к счастью, в нас поверили. Поначалу в 1997 году в школу пришли первые немногочисленные ученики. Перед педагогическим коллективом стояла главная задача - выходя за рамки существующего учебного времени и образовательного пространства, насытить их содержательно так, чтобы каждый участник школьного взаимодействия (ученик-учитель) получил максимум для реализации своих возможностей.

«Ex Professo» – уникальное образовательное учреждение. Главное его отличие – в творческом духе, в содержании работы, в организации учебного и воспитательного процессов, в разработке современных учебных программ высокого академического уровня, в обучении и воспитании широко образованной молодежи, которая могла бы достаточно успешно адаптироваться не только в российском, но и в международном образовательном пространстве.

Дети находятся в школе с утра и практически до вечера, до половины шестого. Это открывает широкий простор для факультативных и дополнительных занятий, кружковой и спортивной работы. В Европейской школе учащиеся изучают курсы психологии и философии, права и экономики, мировую художественную культуру и информатику, и другие предметы. А если добавить, что в «Ex Professo» работают спортивные секции и тренажерный зал, изостудия «Вдохновение», выходит газета «Вести «Ex Professo», становится ясно, насколько насыщенно, ярко и напряженно протекает жизнь учащихся. Фактически дети живут в своей школе. Поэтому неудивительно, что здесь своя столовая, организовано трехразовое питание. После вкусного обеда, который не хуже домашнего, школьники готовят заданные им уроки под наблюдением педагогов. Вот что пишут ученики школы:

Наша школа – это особый мир, в котором, как в теплом и уютном доме, уживаются самые разные люди. У нас нет жесткого отбора по знаниям и способностям при поступлении. Каждому предоставляется шанс развиваться в той области, которая ему ближе. В этом очень помогают информационно-коммуникационные технологии. Многие учителя в нашей школе проводят увлекательные уроки с использованием компьютерной техники.

Ежегодно организуются школьные научно-практические конференции, которые становятся настоящим событием, а иллюстрации учащихся, выполненные в формате видео и аудиоматериалов, позволяют привлечь внимание окружающих к актуальным для нас проблемам. Мы принимаем участие в различных конкурсах, связанных с инновационными разработками в области образования. И в этом нам тоже помогает компьютер и современное программное обеспечение.

Пять лет назад в школе появилось новшество информационно-коммуникационных технологий – интерактивная доска. Трудно передать, с каким увлечением и малыши, и старшеклассники осваивают эту новую технику, сколько занимательных и полезных уроков проходит в школе с ее помощью, сколько удивительных и интересных открытий делается!

В октябре 2006 года школа приняла участие во всероссийском этапе международного конкурса, организованного канадской компанией SMART Technologies, на лучшее видео об интерактивном уроке SMART. Дети продемонстрировали свое владение интерактивными технологиями. Было очень приятно, что наши усилия отмечены жюри конкурса (один из видеороликов занял третье место, а второй получил специальный приз и диплом «За лучшую режиссуру»). Ролики получили возможность посоревноваться с работами коллег из других стран на следующем этапе конкурса, который прошел в Канаде, где жюри конкурса присудило школе первое место в регионе Европа (всего принимали участие в конкурсе 5 регионов: Европа, Азия, Северная и Латинская Америка и Африка).

Во время работы над роликами стало понятно, насколько разнообразны возможности информационно-коммуникационных технологий, как много можно сделать, используя различные программы.

Школа – одна из немногих в городе Перми, которая активно использует информационные технологии с целью повышения качества образования и идет в ногу со временем. В прошлом году на базе школы был разработан проект «Электронная, инновационная, безопасная школа», который на данном этапе успешно реализуется.

Время шло, школа «взрослела» и вместе с этим, зрела идея создания нулевой ступени – детского сада, способного подготовить «своих» детей для «своей» школы, а также колледжа, который бы продолжил «дело» школы в формировании зрелой и профессионально определившейся личности и высшей школы, закрепившей этот профессиональный выбор.

Начав свое существование, коллектив детского сада «Созвездие Unicus» определил принципом своей работы развитие личности ребенка в различных сферах деятельности, здоровьесбережение и индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Уютные интерьеры и оборудованные площадки создают безопасное развивающее пространство, а организация воспитательно-образовательного процесса по современным программам и технологиям способствует улучшению качества дошкольного образования.

Детский сад предоставляет широкий спектр дополнительных услуг, направленных на формирование эстетического вкуса, коммуникативных способностей, мышления, развитие мелкой моторики и подготовки детей к школе. Занятия информатикой и английским языком с использованием интерактивных технологий позволяют сделать процесс познания мира увлекательной игрой, вводят малыша в современное информационное общество. Особое внимание уделяется в «Созвездии» здоровьесберегающим технологиям. Детский сад оснащен современным оборудованием: кабинетом физиотерапии, залом ЛФК, бассейном, сауной. Воспитанникам предлагается диетическое питание, минеральная вода, отвары лекарственных сборов.

Несмотря на то, что детский сад достаточно молод, он уже добился признания. В октябре 2008 года коллектив детского сада «Созвездие «Unicus» Европейской школы «Ex Professo» стал лауреатом конкурса «Лучший детский сад России – 2008». Это не первая награда детского сада. В 2005 году он был награжден дипломом Академии творческой педагогики «Образцовый детский сад», в 2006 году «Созвездие» стал победителем Европейского тура конкурса на лучший видеоролик об интерактивном уроке SMART, проводящемся компанией SMART Technologies.

Социологические исследования, проведенные в 2008 году в детском саду, свидетельствуют о том, что понятие «доверие» применительно к детскому саду перешло в новое качество – «уверенное доверие». Родители уверены в том, что путь развития их ребенка предлагаемый детским садом, правильный. Дети радуются каждому дню. Их лица светятся радостью на уроках программы «Радуга» и становятся серьезными на занятиях по программе «Развитие». Наши сегодняшние малыши – будущее нации. Это в полной мере осознает каждый сотрудник холдинга, планируя переход от одной ступени к другой не в качестве скоростного лифта, а в виде плавного движения по ступеням созидания и самосозидания личности.

Прикамский современный социально-гуманитарный колледж является второй ступенью в системе непрерывного гуманитарного образования. Сегодня уже очевидно, что колледж как учреждение среднего профессионального образования состоялся. В 2006 году колледж в очередной раз прошел государственную аттестацию и аккредитацию в Министерстве образования Российской Федерации.

Увеличились за это время и учебные площади, и материально-техническая база. Сегодня колледж размещается в двух зданиях, имеет хорошо оборудованные лекционные аудитории, три компьютерных класса, библиотеку с огромным фондом новейшей литературы, электронную библиотеку, деловой центр. На высоком уровне медицинское обслуживание и питание студентов.

Обучение в колледже ориентировано на максимальное развитие личности и ее профессиональное становление, не случайно студенты изучают более 30 дисциплин. Учебные планы соответствуют единому государственному образовательному стандарту. Ведущая роль в учебном процессе отводится лекциям и семинарам, идет постоянный поиск новых форм их проведения. К ним относятся проблемные лекции, ролевые игры, психологические тренинги, которые стимулируют интерес студентов к изучаемым дисциплинам, развивают творческое мышление, навыки самостоятельного анализа учебного материала.

Не оставлена без внимания и внеучебная жизнь студентов. Все желающие могут записаться в спортивных секциях, кружках и клубах по интересам. Регулярно проводятся праздники и мероприятия. Организации города Перми и Пермского края часто приглашают наши студенческие коллективы выступить с концертами. Нельзя не отметить и факт участия колледжа в городских мероприятиях, где наши студенты часто занимают призовые места.

Еще пять-шесть лет назад никто не верил, что диплом Прикамского современного социально-гуманитарного колледжа что-то значит. Сегодня такие разговоры практически не слышны. Все выпускники юридического и экономического факультетов устроились на работу, их можно встретить в крупных фирмах. Большинство выпускников продолжают учиться в Прикамском социальном институте.

В 2008 году за выдающиеся заслуги, вклад в развитие просвещения, образования и духовно-нравственного воспитания Прикамский современный социально-гуманитарный колледж награжден Почетной грамотой и занесен во Всероссийский национальный регистр «Лучшие ссузы России» в рубрике «Элита образования России».

Третью, завершающую ступень системы непрерывного образования представляет Прикамский социальный институт. Главная задача института – дать студентам качественное образование, которое позволяет успешно адаптироваться в современных социально-экономических условиях, добиваться высокого общественного и профессионального признания.

Лекционные занятия проводятся в светлых, оборудованных аудиториях и сопровождаются выдачей учебно-методических пособий. Центральной фигурой педагогического процесса, от которой в решающей степени зависит качество образования, является преподаватель. Среди преподавателей Прикамского социального института более 70 процентов имеют ученые степени и звания.

Использование новых образовательных технологий повышает интенсивность и качество обучения студентов. Большой популярностью в современных условиях пользуются деловые игры, «круглые столы», тренинги, семинары, видеокурсы и обучающие компьютерные программы. Для обучения студентов используются такие программные пакеты, как «1C-предприятие», «1C-бухгалтерия», информационно-правовая система «Консультант плюс», правовая система «Гарант» и т.д. В пользовании студентов три компьютерных класса, электронная библиотека, читальный зал и библиотека с огромным книжным фондом новой литературы, собственные тренажерный и фитнес-залы. В процессе обучения используются комплекты видеоаппаратуры, слайд-проекторы, интерактивные доски SMART Board. Создан деловой центр, в котором студенты могут ознакомиться с программами, используемыми специалистами в своей профессиональной деятельности.

Хорошим итогом работы Прикамского социального института стала аккредитация учебного заведения 2 февраля 2006 года на коллегии Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки Министерства образования Российской Федерации. В 2007 году институт получил широкое общественное признание и стал победителем международной премии «Лидеры экономического развития России». Высокая оценка достижений деятельности Прикамского социального института – диплом и кубок в номинации «Лидер экономического роста – 2007». В 2008 году институт награжден почетной грамотой и занесен во Всероссийский национальный регистр «Лучшие вузы России» в рубрике «Элита образования России». Ректор института, профессор Н.Н. Захаров за высокую оценку деятельности возглавляемых им образовательных учреждений и личный вклад в подготовку национальных кадров удостоен Ордена общественного признания «Почетный гражданин России». Н.Н. Захаров и первый проректор института Н.С. Захарова также награждены высшей национальной наградой общественного признания заслуг и достижений в сфере просветительской и образовательной деятельности – Орденом им. А.С. Макаренко.

Разнообразие форм обучения и уровней образования позволяет подобрать каждому студенту свой оптимальный, наиболее удобный вариант обучения на пути профессионального становления. Выпускник школы может сначала получить среднее профессиональное образование в Прикамском современном социально-гуманитарном колледже, а затем, устроившись на работу, – высшее образование в Прикамском социальном институте по заочной форме обучения. Пользуется популярностью разновидность заочной (модульной) формы обучения, при которой занятия проходят по выходным дням, что позволяет получать образование без отрыва от работы.

Для тех, кто уже имеет среднее или высшее профессиональное образование, но желает повысить свои профессиональные навыки, Прикамский социальный институт предлагает достаточно широкий выбор курсов повышения квалификации, предназначенных для педагогов, психологов, воспитателей, бухгалтеров и менеджеров разного уровня. Наличие современной материальной базы, использование инновационных методов в обучении позволяет давать качественное образование и готовить высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда, а те, кто сегодня уже на пенсии, но сидеть дома не хочет, может стать вновь студентом в институте «третьего возраста». Это не просто студенты – бабушки и студенты – дедушки. Это самые усидчивые студенты и самые любознательные и верящие в то, что вся жизнь впереди.

1 Захарова Наталья Сергеевна, профессор, первый проректор Прикамского социального института, г. Пермь.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum