Volume: 1, Issue: 2

1/09/2009

Информатизация — путь развития образования Пермского края
Богун О.Ф. [about]

Пермский край входит в число регионов, которые по праву можно назвать культурными и научными центрами России. В 2007 году в Перми состоялась презентация доклада программы развития ООН в сфере человеческого потенциала. Независимые ученые-эксперты дали высокую оценку развития социальной сферы Пермского края и России в целом. Прикамье является следующим после Москвы и Санкт-Петербурга регионом, где состоялась подобная презентация. Несомненный успех Пермского края – это разработка, апробация и внедрение региональных проектов, в том числе и двух социальных, которые действуют по инициативе губернатора Олега Чиркунова. В 2006-2008 гг. на их реализацию было выделено почти 9 млрд. рублей из краевого и местных бюджетов. Еще один позитивный момент -– наличие в структуре краевого правительства департамента развития человеческого потенциала, который, по словам специалиста по программным вопросам ПРООН Натальи Воронковой, является уникальным для России. Вообще Пермский край всегда занимал лидирующие позиции в системе образования России: и в царское, и в советское, и в постсоветское время.

Сегодня наше общество переживает этап всеобщей информатизации, что выражается во внедрении компьютерных технологий в различные сферы деятельности и отрасли производства, в широкой интеграции нашей страны в мировое сообщество в области экономики, политики, культуры и образования. Это привело Россию к включению в единое информационное пространство, в том числе посредством новых информационных технологий. Возрастают потребности, а главное, возможности рядовых граждан иметь дома персональный компьютер с выходом во всемирную сеть Интернет.

Однако уровень информационной культуры в стране еще не вполне соответствует велению времени и потребностям общества. Поэтому задача внедрения новых компьютерных технологий в образование стала государственной политикой. Это нашло отражение в программе приоритетного национального проекта «Образование», где одно из направлений, «Внедрение современных образовательных технологий», прямо указывает на актуальность вопросов информатизации. Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, рассматривается как ключевое условие повышения качества образования и эффективности использования учебного времени, снижения нагрузки учащихся. Для обеспечения равномерного внедрения информационных технологий в сферу образования был разработан и реализован проект “Информатизация системы образования” (ИСО). Пермский край стал одним из семи пилотных регионов этого проекта, в рамках реализации которого более тысячи школ края были оснащены современной компьютерной техникой и выходом в Интернет, тысячи педагогов повысили свою квалификацию в области ИКТ, включились в деятельность по разработке и апробации цифровых образовательных ресурсов, приняли участие в конференциях по обмену опытом. Многие преподаватели края стали победителями конкурсов педагогической инициативы и получили материальную поддержку для распространения своего опыта. И хотя это были небольшие деньги — от одной до трех тысяч долларов за работу в течение двух лет, для настоящего педагога важнее позитивная оценка его деятельности, одобрение и поддержка коллег.

Параллельно с национальным проектом «Образование» Правительство Пермского края реализует свой собственный краевой проект – «Новая школа». В понятие «новая» пермяки вкладывают не только новые стены и парты, но и новые подходы к преподаванию, и новые методики обучения, и инновационные технологии. Пермские педагогические коллективы активно включились в конкурс инновационных школ, который должен стать катализатором системных изменений и обеспечить модернизацию системы образования через выявление наиболее удачного и перспективного опыта развития передовых образовательных учреждений и перенос этого опыта на всю систему образования.
В целом, за три года реализации приоритетного национального проекта «Образование» 177 школ в регионе получили поддержку из федерального бюджета в размере одного миллиона рублей каждая. Победа в национальном конкурсе позволила школам обновить материальную базу кабинетов, закупить мультимедийную технику, новую литературу и современное программное обеспечение.

Инновации в образовании затронули, естественно, не только школы. Государственная поддержка учреждений высшего профессионального образования является еще одним направлением приоритетного национального проекта "Образование", ориентированным на ускоренную модернизацию вузов, внедрение в их деятельность качественно усовершенствованных образовательных программ, интеграцию образования и науки, а также на формирование новых финансовых и управленческих механизмов. Два пермских университета – классический и технический получили президентские гранты, став победителями конкурса инновационных программ среди вузов страны. Всего два, но в числе 57 других, отобранных из 467 вузов, подавших заявки на этот конкурс! Пермский край – единственный регион в Приволжском федеральном округе, где расположены два учреждения высшего профессионального образования – победители федерального конкурса инновационных вузов. Подобных регионов в России всего несколько: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Томск и Владивосток.

Инновационные программы обоих вузов-победителей непосредственно касаются процесса информатизации. Программа Пермского государственного университета так и называется «Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета в соответствии с потребностями информационного общества». Основная цель, к реализации которой стремятся вузы, состоит в формировании развитой информационно-образовательной среды университета, необходимой для подготовки высокопрофессиональных специалистов, обладающих качественно новым уровнем информационно-коммуникационной компетентности. Может быть не столь явно, но эту цель преследуют и другие образовательные учреждения региона. Такова тенденция времени. Поток школьников в Интернете растет, студенты вузов и ссузов активно используют в самостоятельной работе цифровые образовательные ресурсы, современные информационные системы и технологии. И даже дошкольники пользуются компьютерами, игровыми компьютерными комплексами и интерактивными досками в детских садах и центрах развития. Конечно, не все. Поскольку работникам образования внедрение новых технологий дается нелегко. Так же, как и во всей стране, основной контингент преподавателей всех ступеней образования далеко не молод, и прежде чем учить, им приходится учиться самим. Но истинные педагоги всегда еще и большие энтузиасты своего дела. Главная награда для них—огонек удовольствия в глазах учеников и радость познания: «Я смог! Я сумел!» Радость детей оправдывает и бессонные ночи, и вечный учительский поиск. И снова педагоги ищут лучшее в новинках литературы и мировой паутины, разрабатывают свои собственные цифровые ресурсы, участвуют в многочисленных конкурсах.

Начиная с 2007 года, пермский департамент образования ежегодно проводит конференцию «Информационные технологии в образовании» (ИТО). В рамках этого форума преподаватели всех ступеней имеют возможность рассказать о своих успехах и почерпнуть для себя что-то новое из опыта коллег. Анализируя материалы, представленные участниками конференций, можно проследить динамику использования информационных технологий в учебном процессе. В последнее время наибольший интерес педагогов вызывают технологии работы с интерактивной доской.

Практически каждое учебное заведение за последний год было оснащено хотя бы одним комплектом интерактивного оборудования. В большинстве случаев это доски SmartBoard, но встречается оборудование и других производителей – Hitachi, Panasonic, и т.п. Появление интерактивных досок в образовании вызвало целый ряд новых проблем. Во-первых, доступ к оборудованию. За счет бюджетных средств в учебные заведения поставлялось не более одного комплекта. Оборудование дорогостоящее, и немногие учебные заведения могут позволить себе приобрести такое оборудование за свой счет. В результате, в каждом учебном заведении появилась одна аудитория, оборудованная электронной доской. Организовать учебный процесс так чтобы обеспечить доступ всех желающих в одну-единственную аудиторию крайне сложно. Несколько выиграли учебные заведения – победители конкурса инновационных программ. Практически все организации выделили из полученных средств сумму на приобретение интерактивного оборудования, и получили больше возможностей. Но это не решает проблему окончательно.

Еще одна проблема – отсутствие методических пособий по работе с новым оборудованием. Вот, например, как происходило освоение новых технологий в Ассоциации непрерывного гуманитарного образования «XXI век». Осенью 2005 года в Перми состоялась первая презентация интерактивной доски SMART board. Канадскую продукцию представляла компания Polymedia – эксклюзивный представитель компании SMART в России. В зале сидели работники школ и вузов и зачарованно смотрели на чудо-доску. «Попробуйте» – предлагали участникам семинара, но смелых не было. «Как же это возможно – руками, без мышки, без клавиатуры? А детей как научить? А стоит-то сколько! А в школе столько других проблем! А вдруг испортится!» Большинство участников семинара в тот момент не смели даже мечтать о том, что их руководство приобретет это чудо. Просто сидели и любовались новинкой. Со стороны.

Первые Smart доски в Перми для своих учебных заведение купил профессор Н.Н.Захаров, возглавляющий Ассоциацию “XXI век”. И в школу, и в институт, и даже в детский сад! От каких идей он отказался и решение каких проблем отложил ради этого, педагоги не знали. Да и не задумывались. Они вдохновенно осваивали новинку. И пусть проектор пока стоит на столе, и тень на доску падает неудачно — главное, что ученики рвутся к доске, и на уроках, и даже на переменах нет отбоя от желающих поработать с ней.

Специального программного обеспечения почти нет, равно как нет и пособий. И пришлось преподавателям школы и института самим разбираться в тонкостях работы новой техники, самим создавать ресурсы с помощью Smart Notebook. Даже название для новых ресурсов придумали, любовно называя их «Смартики». Уже через четыре месяца преподаватели школы «Ex Professo» и детского сада «Unicus» приняли участие в первом конкурсе на лучшее видео с использованием SMART. Отправили два ролика и... попали в число финалистов на российском этапе. А работа детского сада был признана лучшей в Европе! Преподаватель детского сада получил от компании SMART Technology не только диплом победителя, но и большую доску SMART Board в подарок.

Это победа стала победой над собой. Преподаватели поверили в то, что они многое могут сами и могут научить других. Совместными усилиями педагогов школы и института была разработана программа обучения учителей технологии работе с интерактивной доской. Выезжали в отдаленные районы, приглашали к себе в школу, и в итоге обучили не один десяток учителей. Перенять опыт работы преподавателей Ассоциации приезжали специалисты из соседней Свердловской области. Впоследствии был выпущен сборник методических разработок российских учителей по использованию интерактивных технологий. Около 20% этих разработок были представлены педагогами Перми и Пермского края. И в этом немалая заслуга преподавателей Ассоциации «XX1 век».

Приведу мнение некоторых педагогов о работе со Smart Board. Учитель начальных классов Г.И. Поносова отмечает: «Впервые увидев SMART Board, я поняла, что это оборудование позволит учить детей в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. На уроках у первоклассников я активно применяю средства SMART, помогающие передавать им знания, которые прошли через чувства малышей».

А вот мнение учителя русского языка и литературы старших классов Ю.В. Курниковой: «…В виртуальном мире цена ошибки не столь велика, как в реальном, и можно пробовать различные варианты, отслеживать последствия своих действий. Задача педагога, работающего со SMART, дать учащимся возможность творить свой мир, проектировать деятельность в нём и анализировать её результаты. Поэтому все задания должны носить проблемный характер, предоставляя каждому учащемуся почувствовать себя ответственным за принятое решение».

В своем докладе «С чего начинать обучение математике?» Сеймур Паперт отмечал: «…В математике и информатике лучше всего учить детей создавать конструкции, которые они смогут использовать и которые им нравятся. Дети должны осваивать новые технологии…». Это подтверждает тот факт, что использование интерактивных моделей, построение их на уроках математики развивает у детей абстрактное мышление, делает изучение математики понятным и интересным для учащихся. Это одинаково справедливо и для дошкольников и для студентов учебных заведений профессионального образования.

В детском саду интерактивные технологии используются на занятиях по развитию логики, внимания, памяти, а также на занятиях по развитию речи и в индивидуальной работе логопеда. С помощью этого оборудования дети изучают геометрию, английский язык и информатику, учатся рисовать. Педагог-психолог детского сада «Unicus», входящего в состав Ассоциации, С.Клишина отмечена дипломом «Образцовый учитель SMART», как и другие шесть учителей Европейской школы «Ex Professo».

Муниципальному дошкольному учреждению, конечно, сложно приобрести такое оборудование — сказываются и финансовые, и организационные проблемы. Проще решаются эти вопросы в различных Центрах развития ребенка — и организация коммерческая, и занятия, в основном, индивидуальные. Программа учебно-методического семинара по использованию интерактивных технологий в дошкольном образовании, разработанная сотрудниками Ассоциации, востребована и пользуется большим успехом.

Активное участие приняли специалисты Ассоциации и в подготовке преподавателей профессионального образования к использованию интерактивных технологий. Пермский институт повышения квалификации работников образования постоянно организует методические семинары для преподавателей общего и профессионального образования по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образование. Посещают эти семинары преподаватели всех учебных заведений Пермского края. Блок интерактивных технологий на этих семинарах дважды освещали специалисты Ассоциации непрерывного гуманитарного образования «XXI век». В самой Ассоциации аудиторий, оснащенных SMART board, уже давно не хватает для удовлетворения потребностей преподавателей. Одним из эффективных способов решения этой проблемы стало использование другого вида интерактивного оборудования — Mimio Studio. Мобильное устройство в комбинации с обычной маркерной доской представляет собой полный аналог интерактивной доски. Программное обеспечение легко интегрируется и позволяет использовать образовательные ресурсы, созданные программными средствами других разработчиков. Доступная цена и возможность использования обычных маркеров и обычной доски делают это устройство весьма конкурентоспособным среди другого интерактивного оборудования. Преподаватели дисциплин, требующих активной работы студентов с текстом, заполнением таблиц, и расчетами, даже отдают предпочтение этому устройству.

Педагогический коллектив Ассоциации непрерывного гуманитарного образования «XXI век» находится в постоянном творческом поиске. Использование новых образовательных технологий повышает интенсивность и качество обучения студентов. Большой популярностью пользуются тренинги, семинары, видеокурсы и обучающие компьютерные программы. Оснащение учебных корпусов современной компьютерной техникой и выходом в Интернет позволяет педагогам не только быть в курсе всех новинок и повышать свою квалификацию без отрыва от основной деятельности, но и развивать у учащихся познавательную активность, прививать навыки самообразования на всех ступенях обучения.

Таковы кратко успехи и достижения в использовании информационных и интерактивных технологий в отдельно взятом образовательном учреждении Пермского края. Тенденции и проблемы в государственной и негосударственной сферах образования имеют много общего. Это напрямую касается и вопросов информатизации. Конечно, по сравнению с началом реализации проекта информатизации образования произошли значительные изменения: практически во всех образовательных учреждения установлены компьютерные классы, мультимедийное оборудование, подключен Интернет, организованы курсы повышения квалификации педагогов в области ИКТ. Однако немало и проблем.

Во-первых, сказывается нехватка компьютерной техники. Количество компьютеров в классе обычно 10-12 единиц, а наполняемость классов, как правило, 20-25 человек. Организовать индивидуальную работу в этих условиях невозможно. Один компьютерный класс с трудом удовлетворяет потребность учебного заведения в изучении информатики как учебного предмета. Получить доступ в класс для проведения уроков по другим дисциплинам удается редко. Мультимедийных проекторов в образовательных учреждениях тоже мало. В лучшем случае стационарно оборудован один класс, чаще проектор и ноутбук носят из класса в класс для проведения урока. В этом ситуации создаются неудобства из-за падающей тени и неудачного размещения кабелей. Постоянные переносы техники из кабинета в кабинет утомляют сотрудников, и часто преподаватели отказываются от ее использования из-за возникающих неудобств. Многие учебные заведения пытаются решать эти проблемы за счет внебюджетного финансирования, но удается это не всем и продвигается оснащение дополнительной техникой медленно.

Во-вторых, недостаточно высокая скорость подключения Интернет ограничивает возможность использования ресурсов сети во время урока. Возникают проблемы нерационального использования времени и неравномерности работы учащихся, что приводит к трудностям в планировании занятий.

К этой же ситуации приводит еще одна проблема – неравномерность подготовки учащихся к использованию компьютерной техники и ресурсов Интернет. В настоящее время многие семьи имеют и домашний компьютер, и подключение Интернет, как правило, высокоскоростное. Но далеко не все! Учащиеся из обеспеченных семей значительно опережают своих товарищей в выполнении учебных заданий. Некоторые из них с интересом продолжают работу, выходя за рамки плановой работы. А некоторые переходят на отвлеченные темы. Учащихся, привычных к скоростному доступу к глобальной сети, раздражает замедленная работа в классе, что соответственно вызывает недовольство уроком в целом. В результате снижается концентрация внимания на учебных задачах. Учителю трудно вернуть учащихся в русло урока.

Для того чтобы наиболее рационально использовать время на уроке, учитель должен тщательно подготовиться к уроку, проведя не один час за компьютером. Если домашнего компьютера у него нет, он вынужден работать дополнительно в школе, после уроков. Приходится ждать, пока освободится класс. В результате на подготовку к занятиям с использованием компьютерной техники преподаватель вынужден тратить гораздо больше времени, чем к традиционному уроку. При невысокой учительской зарплате этот факт, конечно, вызывает недовольство педагогов. Решить данную проблему можно только высокой мотивацией учителя. И эта задача ложится на плечи администрации учебного заведения.

Особенно тяжело приходится преподавателям со стажем работы, средний возраст которых далеко перевалил за 40 лет. Это, как правило, высококвалифицированные специалисты, имеющие значительный опыт и знания, как специальные, так и методические. Уровень преподавания и качество знаний, которых они добиваются, обычно, высокие, что дает им вес основанию сопротивляться внедрению инноваций. Эти специалисты не изучали в свое время информационные технологии, им все приходится осваивать «с нуля». И хотя социальная группа преподавателей по определению предрасположена к усвоению новых знаний, осваивать компьютерную технику в зрелом возрасте сложно и в содержательном, и в организационном плане. Посещать очные курсы повышения квалификации не позволяет учебные процесс, а делать это на основе дистанционных технологий им, естественно, трудно. И времени не хватает, и домашние компьютеры есть далеко не у всех.

Неравномерность подготовки учащихся вызывает еще одну проблему — социальное самочувствие учащихся, которые слабо подготовлены к подобной деятельности. Они по-разному переживают свое отставание от товарищей. Кто-то стремится добиться успеха, усиленно занимается, проводит много времени в кабинетах свободного доступа, наверстывая упущенное. Но есть и другая пассивная часть учащихся, которая стремится скрыть свое незнание — дети замыкаются, избегают общения, сопротивляются творческим заданиям, иногда прикрываются «незаконностью» требований учителя. В результате возникает напряженная, а иногда даже конфликтная ситуация в коллективе учащихся. В школе, где учитель близок к ученикам, эту проблему необходимо решать педагогу. А вот в учреждениях профессионального образования, в которых преподаватели не вникают глубоко в социальные проблемы студентов, это уже сложнее. Появляется дополнительный фактор расслоения студенческого коллектива.

Даже из перечисленного выше ясно, что в сфере информатизации остается немало проблем. Часть из них порождена традиционными трудностями образования, часть, безусловно, спецификой компьютерных технологий. Но, перефразируя известный тезис «движение есть жизнь», отмечу, что «жизнь есть развитие». Такие уж люди трудятся в образовании – они не могут жить без инноваций. Поэтому рано или поздно эти проблемы разрешатся. Потом появятся новые технологии и, соответственно, новые проблемы. Значит, некогда педагогам стоять на месте. И не случайно девиз Европейской школы «Ex Professo» – «DOCENDO DISCIMUS». Думаю, он вполне мог бы стать девизом образования в целом.

1 Богун Ольга Федоровна – начальник отдела развития инновационных учебных программ, Прикамский социальный институт.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum