Volume: 1, Issue: 2

1/09/2009

История функционирования негосударственных образовательных учреждений на территории Пермского края в XVIII-начале XX вв.
Шустов С.Г. [about]

История народного образования в Пермском крае насчитывает несколько веков. В XVI-XVII вв. при церквях и монастырях Чердыни, Соликамска, Усолья и других северных городов Урала действовали школы, обучавшие чтению и письму по церковным книгам. О достаточно высоком уровне грамотности населения Прикамья свидетельствуют сохранившиеся до наших дней книги кириллического издания (371 том), находящиеся в библиотеках музеях и архивах Пермского краяii.

Первая светская школа в Пермской губернии была основана владельцем Невьянского завода Никитой Демидовым по указу царя Петра I в 1709 году. В течение XVIII в. во многих уральских заводских посёлках и городах возникло несколько десятков словесных и арифметических школ, дававших общее начальное образование. В Екатеринбурге, «Алапаевске», Нижнем Тагиле были созданы горнозаводские школы, готовившие специалистов для уральской металлургии.

Большое значение для быстрого развития государственных, общественных и частных школ имел «Устав народным училищам в Российской империи», утверждённый 5 августа 1786 г. императрицей Екатериной II. В соответствии с уставом в Перми в 1786 г. было открыто главное народное училище с пятигодичным сроком обучения, а в уездных городах: Екатеринбурге, Кунгуре, Чердыни, Соликамске, Ирбите и других – малые народные училища с одним-двумя классами.

Впервые для народных школ были разработаны единые программы обучения, изданы учебники, наглядные пособия, методические руководства, а в учительских семинариях стали готовить профессиональных учителей. В малых народных училищах изучали следующие предметы: чтение, письмо, чистописание, арифметику, рисование. В главных народных училищах кроме названных дисциплин изучали гражданскую и священную историю, географию, основы геометрии, механики, физики, естествознания, архитектурыiii.

Таким образом, в 80-е гг. XVIII века в ряде городов Пермского края появились городские общеобразовательные школы, но количество учащихся в них оставалось небольшим. В 1787 г. в Пермском главном народном училище обучалось всего 100 человек, а в 1803 г. во всех народных училищах губернии насчитывалось 297 учащихсяiv. Это были представители различных социальных слоёв, преимущественно непривилигированных сословий: мелких служащих, мещан, крестьян (в том числе и крепостных), мастеровых и других. Ежегодно до 30 учащихся из малообеспеченных семей получали от приказа общественного призрения материальную поддержку: бесплатные учебники, деньги на питание (от 50 до 59 коп. в месяц), одежду.

Уральские заводовладельцы, активно развивавшие в конце XVIII в. своё горнозаводское производство нуждались в грамотных и обученных управленческих кадрах. Для этого крепостных мальчиков направляли в народные училища. Первым уральским помещиком и заводовладельцем, открывшим у себя в имении 24 июля 1794 г. малое народное училище был граф Александр Сергеевич Строганов. Первыми учителями в Ильинское училище были приглашены выпускник Вятской духовной семинарии В. Васнецов и воспитанник Петербургской учительской семинарии М. Гречановский. Граф назначил учителям достаточно высокую зарплату – 200 рублей в год.

В училище было принято 50 мальчиков – сыновей крепостных служителей, мастеровых и крестьян; граф полностью содержал училище, а учащимся из бедных семей еще и оказывал материальную помощь.

Высокая эффективность Ильинского училища побудила графиню С.В. Строганову основать в 1820 году ещё три училища в крупных заводских посёлках имения: Билимбае, Очёре и Новом Усолье. Смета расходов и содержание всех четырёх училищ на 1820 год предусматривала 5376,8 рубv.

В начале 1820-х гг. малые народные училища преобразовались в соответствии со школьным уставом 1804 г. в уездные училища. Ильинское училище было переведено на трёхгодичный срок обучения в составе: первого одногодичного – «низшего» и второго двухгодичного – «главного» с изучением всех предметов, которые были обязательны для главных городских училищ.

Остальные училища имения Строгановых – Билимбаевское, Очёрское, Ново-Усольское сохранили прежний статус.

В начале 20 гг. XIXв. изменилось материальное положение учителей cтрогановских школ. Им были отведены квартиры с отоплением и освещением, бесплатно выдавалось сено для содержания лошадей и домашнего скота, повышена зарплата; кроме того учителя «награждались за отличия». В 20-е гг. XIX в. только в Ильинском училище обучалось более 200 детей, а в трёх других – в пределах 50-60 человек в каждом. Сироты и дети из бедных семей жили в пансионатах, на полном господском содержании, и таких в имении было около 50 человек. Около 100 учеников получали неполное господское содержаниеvi.

Следующий этап развития школьного образования в имении графов Строгановых начался в 1830-е годы. В 1834 г. в селе Кудымкарском – центре Инвенского округа была открыта начальная школа, переименованная в 1841 г. в двухклассное мужское приходское училище. В 1848 г. в Кудымкаре было открыто училище и для девочек. За 12 лет существования оно выпустило 80 ученицvii. В 1835 г. на средства графини С.В. Строгановой в посёлке Добрянского железоделательного завода было открыто приходское училище сроком обучения пять лет. Училище получило название Софийского в честь его основательницы. В 1845 г. для Софийского училища было построено двухэтажное каменное здание, многие годы считавшееся одним из лучших зданий посёлка. За период с 1835 по 1884 г. Софийское училище закончили 5696 учениковviii.

В 1835 г. графиня С.В. Строганова открыла приходские училища в крупных селах: Дубровском, Вознесенском и Карагайском. В этих школах обучались дети крестьян.

Воспитанники приходских училищ в Ильинском, Билимбае, Очёре, Добрянке, и Новом Усолье, т.е. в заводских посёлках, как правило, становились высококвалифицированными рабочими, техниками, строителями, горными мастерами. Некоторые из выпускников продолжали образование в Перми, Петербурге, Москве и становились медиками, ветеринарами, лесоводами, инженерами и учителями. Они возвращались в Строгановское имение, и уже к 50-м годам XIX века в имении сложился достаточно многочисленный отряд крепостной интеллигенции.

Большую роль в подготовке высококвалифицированных специалистов и управленцев сыграла созданная графиней С.В. Строгановой в марте 1824 г. Санкт-Петербургская школа сельского хозяйства и горнозаводских наук. В этой школе преподавали ведущие профессора Петербурга, а срок обучения составлял 3-4 года.

Инвестиции в развитие образования в Строгановском давали хорошую отдачу: в середине XIX в. весь управленческий персонал имения имел специальное техническое образование, что позволило создать достаточно эффективное и прибыльное хозяйство.

Нельзя не сказать еще об одной особенности просветительской деятельности графов Строгановых среди своих крепостных. Со второй половины 30-х и особенно в 40-х гг. XIX века в селах и заводских поселках стали открываться училища по линии духовного ведомства для обучения детей грамоте и усилению религиозного воспитания.

Преподавание в таких училищах вменялось православному духовенству, и училища должны были существовать за счет прихожан местной церкви. Строгановы напротив взяли содержание этих училищ на себя, причем в местах, где проживали старообрядцы-единоверцы (последователи старопечатных церковных книг), были созданы единоверческие школы, а в местах проживания православного населения – православные. В Ильинске открылось четыре таких училища: одно единоверческое мужское, другое единоверческое женское и православные мужское и женское. Единоверческие училища возникли в селах Сретенском, Среднеегвинском и других.

Пермское духовное мужское училище

Пермское духовное мужское училище

В женских училищах девочки были заняты полный день, обучаясь с 7 часов утра до 12 дня, а затем занятия продолжались после обеда с 13 часов до 18 часов. Учебный день делился на три части: «время учения», «молитвословия» и «отдохновения». В течение дня девочки «учили свои лекции», занимались рукоделием и письмоводством, то есть учились писать, а также читали наизусть приготовленные ими уроки, получали «нравственные наставления», «исторические повествования», «догматические толкования»ix. Есть все основания утверждать, что в 40-х гг. XIX века в Строгановском имении было положено начало женскому образованию.

По данным А.Е. Теплоухова, в 1859 г. в пермском майорате графов Строгановых было 15 училищ и школ, в которых ежегодно обучалось несколько сотен молодых людейx.

Следует отметить, что вслед за Строгановыми и другие владельцы уральских заводских имений – князья Голицыны, графы Шуваловы, дворяне Всеволожские и Лазаревы стали создавать в своих владениях школы, полностью финансируя их деятельность.

Особым типом образовательных учреждений в конце XVIII-первой половине XIX века стали частные пансионы. Так, 20 марта 1788 г. пастер М.Х. Геринг открыл первый пансион в г. Перми, в 1798 г. возник пансион И. Штаблера, а в 1810 г. пансион учителя гимназии Михайловского. Следующий период образования пансионов начался в 1842 г., когда в Перми открылся женский пансион Марии Курвоазье, за последующие 15 лет в городе возникло ещё 4 пансиона и частная школа Л.Я. Богославскогоxi.

После реформы 1861 г. экономические и общественные отношения между помещиками и их бывшими крепостными, получившими свободу, изменились кардинально. Помещик мог передать содержание школ органам местного волостного самоуправления и земствам. В Строгановском майорате, при составлении уставных грамот землевладельцев с бывшими крепостными, стороны в большинстве случаев согласились на паритетные условия содержания школ. Для тех рабочих, кто заключал контракты на заводскую работу со Строгановской администрацией, обучения их детей оставалось бесплатным.

В 1863–1864 гг. была проведена реформа образования, которая вводила демократические принципы формального равенства при получении начального, среднего и высшего образования в России. Отменялись сословные и национальные ограничения в получении образования. Начальные школы, классические и реальные гимназии, высшие учебные заведения могли создаваться как Министерством народного просвещения, так и органами общественного самоуправления и общественными организациями, а также частными лицами.

В 1860 году доля частных общеобразовательных учреждений составляла 63 % от общего количества школ, а количество учеников – 31 %.

Открытие частной Мариинской женской гимназии в 1861 г. (ныне здание принадлежит Сельскохозяйственной академии им. Д.М. Прянишникова) стало свидетельством востребованности неправительственного сектора образования в Пермском крае.

Пермская Мариинская женская гимназия
Пермская Мариинская женская гимназия

В 1912 г. в Перми существовало 13 неправительственных учебных заведений (из них – шесть частных, пять содержались на средства местного самоуправления, два – на средства попечительских советов). В 1916 г. благодаря пожертвованиям обществ и частных лиц состоялось открытие Пермского университета, ставшего центром образования в крае.

Анализ эволюции системы образования позволяет выделить несколько групп частных воспитательных учреждений Пермской губернии XVIII – начала XX вв. по цели и характеру их деятельности:

- Школы-приюты, воспитательные дома, дающие начальные познания и профессиональные навыки.
- Школы, ориентированные на начальное образование: подготовительные учебные заведения при гимназиях, училища III разряда.
- Частные пансионы, дающие специфическое образование, приближающееся к классическому гимназическому курсу, и отличающиеся четко сословным воспитанием.
- Школы, ориентированные на полный курс среднего образования и последовательно стремящиеся к преобразованию в полноценные восьмилетние гимназии и реальные училища.
- Заводские школы, открывавшиеся при промышленных предприятиях и реализующие начальное и дополнительно среднее специальное образование.
- Hационально-религиозные школы (еврейские, мусульманские и др.).

Такой разнообразный спектр услуг позволял предоставить потребителям выбор и учебного заведения, и образовательной услуги.

Негосударственные учебные заведения преимущественно давали общеобразовательный уровень подготовки, значительно меньше было учреждений специального образования.

Екатерино-Петровское училище
Екатерино-Петровское училище

Женское образование оставалось в большей степени частным, нежели мужское. Это объясняется направленной правительственной политикой в деле ограничения доступа в государственные учебные заведения девочек, оставляя прерогативу в получении образования мужчинам. Частная инициатива последовательно и быстро завоёвывала те образовательные ниши, которые не были вовлечены в государственную сферу управления развитием образования, не только на Урале, но и по всей России. Так было и с горнозаводскими учебными заведениями, и с женским образованием.

Анализ архивных материалов свидетельствует о том, что содержание образования и учебно-воспитательный процесс в начальных школах были поставлены хуже, чем в средних учебных заведениях. Исключение составляли только начальные школы, являющиеся подготовительными для прогимназий и гимназий. Подобная ситуация обусловлена тем, что для получения начальных навыков родители предпочитали нанимать домашних учителей для своих детей. К тому же сказывался и образовательный уровень учредителей: высокая образованность и опыт преподавания в государственных школах во многом способствовали анализу постановки педагогического процесса, поиску новых, более эффективных методов обучения и воспитания. И эти учителя, открывая частные школы, реализовывали в них свои идеи, как правило, содействующие делу воспитания подрастающего поколения. Сказанное позволяет сделать заключение, что чем выше уровень истинного «ценностного» образования и воспитания того или иного лица, тем осознаннее и ответственнее он подходит к делу организации просвещения.

Начальные же школы, не претендующие на связь с гимназиями, открывались преимущественно домашними учительницами и наставницами. Не имея возможности активного педагогического общения и повышения квалификации, вращаясь в среде своих юных воспитанников, с невысокими, в силу возраста, образовательными запросами, домашние учителя неминуемо теряли профессиональную компетентность. Провинциальный характер быта также вносил свою лепту в качество обучения. Поэтому и уровень образования в открываемых ими школах, по сути, ничем не отличался от домашнего обучения.

Параллельно с русскоязычными школами шло развитие и национально-религиозных учебных заведений. Они пользовались всеми права частных образовательных учреждений и организация их жизнедеятельности в общем соответствовала таковой в русских частных школахxii.

Обзор развития частного образования в XVIII – начале XX вв. в Пермской губернии позволяет сделать следующее заключение. Первые частные школы на Урале появились в начале XVIII в., когда заводчики начали открывать горнозаводские учебные заведения при своих предприятиях, и до 1786 г. никаких других школ не существовало. Государственный и частный секторы в системе образования в Пермской губернии, как и в России в целом, дополняли друг друга на протяжении всего дореволюционного периода истории. Это было обусловлено резко возросшим в середине XIX века спросом на образование при крайне низком предложении образовательных услуг государственным сектором. На формирование социального заказа на частное образование достаточное влияние оказала и правительственная политика, ограничивающая доступ определенных категорий населения в государственные учебные заведения. Критерием жизнеспособности частных школ Пермской губернии являлся срок их эффективного функционирования, то есть удовлетворения образовательных и личностных запросов учащихся и их родителей под контролем правительства.

Пермский государственный университет
Пермский государственный университет

Неправительственные учебные заведения располагались в зданиях, которые были пожертвованы частными лицами или построены на собранные обществом средства. Самыми известными из них были здания Екатерино-Петровского училища (ныне здание принадлежит Пермскому музыкальному училищу), Пермской мужской гимназии Циммерман (в настоящее время в нем располагается фармацевтическое училище), три здания Пермского государственного университета, принадлежавшие Н.В. Мешкову.

Итак, можно сделать вывод, что в XIX – начале XX веков для Пермского края было характерно взаимодействие правительственного и неправительственного сектора образования, что способствовало формированию рынка образовательных услуг, увеличению представителей разных слоёв населения, получающих качественное образование.


iШустов Сергей Григорьевич – кандидат исторических наук, зав. кафедрой социально-гуманитарных наук, Прикамский социальный институт, г. Пермь.

ii Кириллические издания XVI-XVII вв. в хранилищах Пермской области: Католич. / Под ред. И.В. Поздеевой. – Пермь, 2003. С.10.

iii Пермский городской краевой архив (ПГКА) ф. 316. Оп.1. Д.96. Л.18-18 об.

iv Калинина Т.А. К истории просвещения крепостного населения (с. Ильинское Пермской губернии в конце XVIII – первой половине XIX в.) // Исследования по истории Урала: Сб. статей / Перм. ун-т. – Пермь, 2005. С.192.

v Рогов Н.А. Материалы для истории Пермского заповедного имения графов Строгановых. Пермь. 1892. С.20.

vi Калинина Т.А. К истории просвещения крепостного населения. С. 202-203.

vii Кальсина А.А. Участие Пермского земства в развитии национальной коми-пермяцкой школы в Иньвенском округе майората Строгановых на рубеже XIX-XX вв. // Строгановское историческое собрание. Сб. статей. Вып. 3. Под ред. С.Г. Шустова – Пермь: Прикамский социальный институт. 2008. С.105.

viii Калинин М.А. Добрянский край: четыре века нашей истории. – Березники. 2005, с. 52-53.

ix Калинина Т.А. К истории просвещения крепостного населения. С.208.

x Теплоухов А.Е. Краткое описание лесохозяйства в Пермском майорате графов Строгановых // Пермский сборник. Кн. 1. Отд. III. М. 1859. С.43.

xi Калинина Т.А. Развитие народного хозяйства образования на Урале в дореформенный период (80-е гг. XVIII в. – первая половина XIX в.). Учебное пособие – Пермь: ПГУ, 1992, С.80-81.

xii ПГКА. Ф.42. Оп.1. Д.463. Л.1, 1об, 9, 40-42.

Home | Copyright © 2018, Russian-American Education Forum