Volume: 4, Issue: 2

15/08/2012

In This Issue
Письмо к читателям
Цырлина Т.В. [about]
Новый номер журнала юбилейный. Страшно подумать, но нам уже 10, а за плечами поиск своей собственной тематики, собственных авторов и читателей. На этом пути есть несомненные достижения, но еще многому предстоит научиться. И поскольку мы так молоды, то многие вещи с нами происходят впервые. Вот и сейчас мы впервые посвящаем весь номер журнала публикациям, основанным на выступлениях российских и американских ученых и практиков в ходе прошедшего в г. Курске в марте 2012 года семинара по проблемам специального образования. Собрать по-настоящему большую и представительную американскую делегацию было бы практически невозможно, если бы не помощь коллег по ту и другую сторону океана.
Возможности одного региона: образовательные услуги лицам с ограниченными возможностями в округе Колумбия, штат Нью-Йорк
Магерген, Джек [about]
Округ Колумбия расположен на восточном берегу реки Гудзон в более чем ста милях от Нью-Йорка. Это вполне типичный для сельской местности район, каковых множество в США. Сравнительно небольшое население округа проживает, в основном, на фермах и в лесистой местности и представлено средним классом. Своеобразным торговым и медицинским центром округа, который с полным основанием можно назвать городом, считается г.Гудзон с пригородами и общим населением чуть меньше десяти тысяч человек. Столица штата, город Олбани, находится в часе езды. Все учреждения округа Колумбия работают в соответствии с законодательством штата Нью-Йорк и федеральными законами, принятыми в США.
Впечатления американского педагога специального образования
Чиоффи, Кэтрин [about]
Эта статья несколько выходит за рамки обычных публикаций журнала и представляет собой скорее повествование на тему о прошедшем недавно в Курске российско-американском семинаре по проблемам специального образования. Начну с того, что первый раз я побывала в России 18 лет назад, и с тех пор отношение к этой стране стало для меня жизненно важным и эмоционально позитивным, что заставляло ни раз задумываться на тему, а в чем же дело? Нынешняя поездка помогла еще раз убедиться в прочности этих связей и позволила лучше понять себя и окружающий мир. Более того, она помогла определиться с направлением моих мыслей и жизни в целом. Не случайно, когда президент АМЕРУС Джек Магерген обратился ко мне с предложением принять участие в мартовском семинаре в Курске, я была по-настоящему счастлива – я всегда верила, что когда-нибудь обязательно снова вернусь в Россию.
Иметь выбор – естественное право каждого человека
Кицул Н.С. [about], Маслова Ж. В. [about]
3 марта 2012 года в России была ратифицирована конвенция о правах инвалидов. У тысяч людей появилась возможность не только узнать о своих правах, но и воспользоваться правом выбора – места работы, учебы, получения медицинских, социальных и коррекционно-развивающих услуг, а также места своего проживания. Действительно, до сегодняшнего момента человеку с особыми потребностями социальные службы предлагали четко сформулированные жизненные пути, которые зачастую не предполагали безграничной вариативности.
Повышение квалификации специалистов психолого-медико-педагогического консилиума как этап подготовки к проектированию инклюзивной образовательной среды
Зубарева, Т. Г. [about]
Доступность качественного образования является одной из наиболее важных жизненных ценностей каждого гражданина страны, а также решающим фактором в достижении социальной справедливости и политической стабильности в обществе в целом. Вот почему создание инклюзивной образовательной среды (ИОС), которая отвечала бы потребностям всех детей, независимо от их материальных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных или иных условий и охватывала бы как детей-инвалидов, так и одаренных, детей из отдаленных районов, представителей языковых, этнических и культурных меньшинств, а также детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приобретает сегодня особую актуальность. Не менее важно, чтобы инклюзивная образовательная среда служила обеспечению доступности качественного образования и успешной социализации обучающихся, не разделяя их на «полноценное большинство» и «неполноценное меньшинство».
Организация работы по оказанию помощи детям с особыми потребностями в условиях Центра психолого-медико-социального сопровождения
Зубарева, Т. Г. [about], Петелина, Н. Г. [about]
По данным Комитета образования и науки Курской области, на 01.10.2011 года в регионе проживало 66 616 детей дошкольного и 102 446 детей школьного возраста, из них 3 273 – дети-инвалиды (около 2% от общего числа обучаю¬щихся). Из них получают образование 3 144 детей с ОВЗ (1 207 обучаются в общеобразовательных школах, 429 – на дому и только 392 ребенка в системе специального образования). И несмотря на то, что в нашей области представлены все виды специальных (коррекционных) учреждений, детям с ОВЗ в ряде случаев затруднительно получить доступное и качественное образование в профильных учреждениях по месту жительства. Анализ региональной ситуации также показывает, что в области остро стоят вопросы образования учащихся с особыми потребностями, не успевающими за темпом обучения в современной школе, а ведь в поддержке педагогов и медицинских работников нуждаются не только дети-инвалиды.
О некоторых формах работы Курского областного центра психолого-медико-социального сопровождения
Петелина, Н. Г. [about]
Предоставление возможности получения качественного и доступного образования связано с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию каждого обучающегося, в том числе с особыми образовательными потребностями (ООП) и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В Курской области одним из таких учреждений, предоставляющим детям широкий спектр медицинских услуг стал Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения, причем его создание было встречено с надеждой как врачами, так и педагогами.
Переход к взрослой жизни в сообществе людей с ограничениями здоровья
Барретт, Д. [about], Шнайдер, А. [about]
Организация под названием COARC расположена в округе Колумбия в штате Нью-Йорк, и вся ее деятельность направлена на обеспечение соответствующих услуг более 500 взрослым с ограничениями здоровья как физического, так и интеллектуального характера (при условии, что эти ограничения были выявлены в возрасте до 22 лет). COARC была основана в 1965 году родителями детей с подобными проблемами. В основании организации лежит убеждение, что каждому ребенку должны быть обеспечены условия для счастливой, продуктивной и здоровой во всех отношениях жизни. С самого начала родители таких детей объединили усилия, чтобы разработать разного рода услуги и создать возможности для этих детей, что позволило бы им стать полноценными членами общества.
Пусть мечты сбываются
Доненбол, Д. [about]
Нет ничего удивительнее, чем наблюдение за новорожденным. Затаив дыхание, мы следим за его движениями и думаем: «Что же с ним будет через месяц, год, два? А каким он станет, когда вырастет?» Дитя рождается, и родители пытаются воплотить в нем свои самые сокровенные надежды и мечты. Проходит время, ребенок растет, меняется, обнаруживает те или иные способности и задатки, и соответственно меняются надежды и мечты его родителей. А что чувствуют родители малыша, рожденного со специальными потребностями? У них ведь тоже есть надежды и мечты. Они тоже хотят, чтобы их ребенок был счастлив, вел самостоятельную жизнь и обрел в этой жизни смысл. Village Northwest Unlimited (Северо-Западная Деревня Без Ограничений) – это как раз то место на земле, где подобные надежды и мечты претворяются в жизнь.
Обзор специального образования в США
Пиерсон, М. [about]
Люди с ограниченными возможностями были всегда, но только не всегда существовали образовательные услуги для них. В США специальные образовательные услуги стали появляться в конце 18 века, вначале для учащихся с сенсорными нарушениями. В начале 19 века дети, которых считали «слабоумными» или «душевнобольными», были первыми, кто получил возможность учиться в школе. В настоящее время в США их называют детьми с нарушениями умственного и эмоционального развития или социального поведения. Раньше таких детей помещали в специальные учреждения, чтобы защитить их от опасностей окружающего мира. Сегодня в США дети с ограниченными возможностями получают полный спектр образовательных услуг независимо от категории нарушения, при этом многие дети полностью включены в образовательный процесс в обычных классах и школах.
Учащиеся с ограниченными возможностями и самоопределение
Коут, Д. Л. [about]
В течение долгого времени о правах людей с ограниченными возможностями здоровья либо предпочитали не говорить вообще, либо их не признавали. Даже в XX веке было обычной практикой, когда важные решения за таких людей принимал кто-либо иной, но не они сами. В 1972 г. швед Бенгт Нирье заявил, что самоопределение должно стать неотъемлемым правом людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для того, чтобы сформировать и поддерживать необходимое поведение у учащихся с ОВЗ, учителя и родители должны совместными усилиями помочь таким детям овладеть навыками, способствующими самоопределению и принятию собственных решений. Однако, чтобы принимать подобные решения, учащимся с ОВЗ необходим опыт самостоятельности (т.е. отстаивания собственных интересов), который способствует развитию самоопределения и навыков критического мышления в решении возникающих проблем. Понятно, что таким учащимся требуется специально организовнаное обучение, направленное на отработку «составных навыков» самостоятельности. Учащиеся с ОВЗ, оканчивающие школу со сформированными навыками самоопределения, более успешно включаются в обычную жизнь.
Формирование устойчивости к жизненным трудностям у детей раннего возраста
Джоунз, В. Л. [about]
Концепция устойчивости к жизненным трудностям у учащихся обсуждается уже несколько десятилетий. Педагоги, родители, представители общественности понимают необходимость воспитания жизнеспособного и трудоспособного населения. На пути получения образования учащиеся могут сталкиваться с различными неприятностями или неудачами. Поддерживать задатки устойчивости в раннем возрасте – значить помогать учащимся добиваться успехов и преуспевать в академической среде. Раннее развитие этих качеств укрепляет надежду, самодисциплину и самостоятельность.

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum