Volume: 3, Issue: 2

1/12/2011

In This Issue
Письмо к читателям
Цырлина Т.В. [about]
Прошло почти полгода с момента выхода предыдущего номера, а потому начну с извинений за долгое молчание. Нынешний восьмой номер журнала почти полностью посвящен проблемам дистанционного образования, но в отличие от прошлых номеров, он весьма краткий. Увы, нас подвели некоторые авторы из США, обещавшие закончить свои статьи вовремя и исчезнувшие, похоже, навсегда. Тем не менее, мы по-прежнему с вами и готовы двигаться дальше.
Гуманно-личностная педагогика Ш.А.Амонашвили
Богуславский М.В. [about]
В отечественной педагогической традиции на протяжении веков всегда находились особо выдающиеся деятели образования, которые органично соединяли в себе целый комплекс качеств. Они были талантливыми педагогами, тонкими психологами, оригинальными философами образования и педагогическими мыслителями, незаурядными писателями, яркими публицистами, страстными общественными деятелями. В исторической ретроспективе когорта нравственных и интеллектуальных лидеров российского образования, властителей педагогических дум выглядит так: Н.И. Пирогов – К.Д.Ушинский – Л.Н.Толстой – П.Ф.Каптерев – С.Т.Шацкий – П.П.Блонский – А.С.Макаренко – С.И.Гессен – В.В.Зеньковский – В.А.Сухомлинский. Начавшись в середине ХIХ века, эта нравственно-интеллектуальная педагогическая эстафета, несмотря на все тернии и препятствия, прошла через ХХ век и продолжается уже в ХХI столетии. Хорошо, что мы, пусть и поздно, на¬учились понимать значение и отдавать должное не только тем, кто создавал честь отечественному образованию в прошлом, но и сегодня составляет его гордость, таким как Шалва Александрович Амонашвили .
Трансакциональная дистанция или сообщество исследователей: потребность в выборе теории онлайн обучения
Уикс, Дейвид [about], Дженис Сэлли [about]
Дистанционное образование является относительно новой областью исследования, при этом большое количество ее первых теоретических моделей сосредоточено на вопросах управления и структурной организации учебного процесса. Оставшиеся немногочисленные теории дистанционного образования, рассматривающие проблемы преподавания и учения, такие как конструктивизм, были заимствованы из других дисциплин. Со временем, по мере решения структурных вопросов и развития коммуникационных технологий, больше внимания стало уделяться подходам к преподаванию и учению непосредственно в формате дистанционного обучения. Новые образовательные Интернет-базируемые технологии, такие как асинхронные дискуссионные форумы и системы управления обучением (Learning Management Systems, LMS), привели к образованию нового подраздела в дистанционном образовании – онлайн обучения. Одновременно сформировались две оригинальные теоретические модели, задающие направление в научных исследованиях и образовательной практике – теория трансакциональной дистанции и модель сообщества исследователей.
Дистанционное образование – одно из направлений информатизации вуза
В.Н. Бутова [about]
Разные периоды в жизни человечества характеризуются своими особенностями развития и, в частности, образования. Так, XXI век повсеместно признается веком информационных технологий. Новые информационные технологии в образовании, связанные с широким проникновением компьютерного и телекоммуникационного оборудования во все сферы деятельности человечества, поставили новые проблемы перед системой высшего образования. Если первоначально компьютеры в системе высшего образования появились как инструмент проведения научных исследований в области фундаментального естествознания и как предмет изучения, то технологический прорыв, связанный с созданием персональных компьютеров в начале 80-х годов прошлого века, привел к качественному перелому по отношению к информационным технологиям. С ростом персональных компьютеров в мире, компьютер стал использоваться в качестве средства поддержки процесса обучения. Вместе с тем создание глобальных информационных сетей, которые практические стерли границы между государствами в сфере потоков открытой информации, поставило образование перед фактом, когда источником получения новых знаний и обучающей информации стали не только образовательные учреждения, но и глобальные информационные ресурсы.
Применение современных форм «смешанного обучения» в вузе (на примере РОСИ)
Г.Ю. Шойтова [about]
Сегодня электронное обучение становится актуальной составляющей современной образовательной системы, обеспечивая принципиально новые возможности в доступе к образовательным информационным ресурсам и управлении ими, в организации управления образовательными процессами, в организации новых форм образования с использованием дистанционных форм обучения, таким образом значительно расширяя возможности традиционной образовательной системы. Высокая эффективность образовательных процессов достигается при совместном использовании различных форм электронного обучения с традиционными формами обучения. Такая технология называется смешанным обучением (blended-learning).
Методические приемы изложения учебного материала в электронном формате
С.П. Шоленкова [about]
В связи с переходом российских вузов на образовательные стандарты третьего поколения в учебных планах происходит изменение соотношения аудиторной и самостоятельной работы студентов в сторону увеличения доли самостоятельной работы. Рекомендуемый объем аудиторной нагрузки на младших курсах составляет 23-25 часов, на старших курсах – 18-20 часов1. В числе основных мероприятий, направленных на усиление самостоятельной работы студентов, названы оптимизация методов обучения и широкое использование информационных технологий. Учебно-методические комплексы в новых условиях должны содержать, по крайней мере, элементы курсов в электронном виде или ссылки на ресурсы Интернет. Электронные учебные материалы могут использоваться как во время аудиторной работы студентов, так и во время самостоятельной работы в компьютерном классе и дистанционно. Новые требования к организации учебного процесса порождают новые способы взаимодействия студентов и преподавателя. Если во время традиционной лекции или практического занятия преподаватель по реакции аудитории может корректировать ход занятия (обратная связь в режиме реального времени), то при изучении электронного курса обратная связь, а, следовательно, и корректировка методов обучения будут отсроченными. Поэтому для разработки учебно-методического обеспечения в электронном формате от преподавателя потребуется не только освоение программных и технических средств, но также применение имеющегося у него педагогического (методического) мастерства для разработки новых методов, изучение опыта других педагогов, использующих информационные технологии в своей деятельности.
Образование в области социального участия: учиться помогать себе и обществу в глобальной среде
Питер Ройцевич [about], Шона Хорманн [about]
В течение многих лет Антиокский университет в г. Сиэтле является передовым инновационным центром высшего образования. Студентам здесь открыты широкие дороги личного и профессионального совершенствования благодаря реализации образовательных программ, поддержке профессорско-преподавательского состава и участию в общественно полезной деятельности, направленной на решение насущных проблем современного мира. Именно в сотрудничестве преподавателей, сотрудников, студентов и выпускников образуется уникальное образовательное и деятельное сообщество, которое поражает своей удивительной сбалансированностью теоретического идеализма и жизненного опыта. Антиокский университет известен своими нововведениями в области образования, где почти с самого основания (в 1852 году) могли учиться и женщины, и афро-американцы. В 1850-е гг. немного университетов отваживались на такие радикальные, социально важные шаги. Сегодня Антиокский университет в г. Сиэтле (АУС) вместе с другими кампусами и двумя совместными межуниверситетскими программами образует единый Антиокский университет, который продолжает развивать передовые образовательные программы в социальном партнерстве с общественностью, предлагая дипломы бакалавров и магистров, а также расширяя межличностное общение, социальную мобильность, гражданское воспитание и программы защиты окружающей среды.
Возможности дистанционных форм обучения в деятельности муниципального учреждения дополнительного профессионального образования педагогов
С.В. Карастелина [about], С.О. Шувалова [about]
Вызовы времени к системе непрерывного образования педагога заключаются в том, что он превращается в активного субъекта конструирования своего образовательного маршрута, востребованными становятся вариативные концепции, повышение самостоятельности и мобильности специалистов. Построение новой модели российского образования в условиях современной экономики требует не только адаптации педагога к проис¬ходящим изменениям в образовательном процессе, но и опережающей готовности к реализации нововведений. Кардинальное обновление постдипломного образования предполагает углубление его личностно-профессиональной направленности и изменение ценностных ориентиров. Концепция непрерывного образования рассматривает единство всех видов образования – формального, неформального и информального. В течение жизни акцент перемещается с одного вида образования на другой, однако все они остаются взаимосвязаны, и в конечном итоге преследуют одни и те же цели.

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum