Volume: 9, Issue: 2

30/09/2017

In This Issue
Письмо к читателям
Цырлина Т.В. [about]
Позвольте представить вам очередной номер журнала, который почти полностью сформирован из статей опытных и молодых педагогов, работающих в родном для меня теперь штате Вашингтон. Не менее лестно и радостно сообщить, что практически все они – мои бывшие студенты по педагогическому факультету Тихоокеанского университета г. Сиэтла. Кто-то из них уже давно в профессии учителя, кто-то проработал лишь несколько лет, а некоторые лишь начинают свой профессиональный путь. Все названное представляет уникальную возможность сравнить, как меняются взгляды на образование и на проблемы, стоящие перед учительством, в зависимости от профессионального стажа и ряда других параметров.
Замечательный российский педагог – гуманист и футуролог князь В.Ф. Одоевский
Богуславский М.В. [about]
Российским педагогам хорошо знакомы художественные произведения Владимира Федоровича Одоевского – «Городок в табакерке» – энциклопедия для детей, первый совершенный образец познавательной сказки и исполненная подлинной поэтичностью сказка «Мороз Иванович», ставшая классикой отечественной детской литературы. Значительно меньше известны другие стороны творчества выдающегося российского педагогического мыслителя и просветителя В.Ф. Одоевского (1804-1869). Впечатляет широта его интересов и поприщ приложения таланта – государственный и общественный деятель, философ и футуролог, издатель и цензор, библиограф, писатель-сказочник, автор мистиче­ских и фантастических повестей и рассказов, талантливый музыкант и музыкальный критик, химик и электротехник, транспортник и даже кулинар.
Нравственное воспитание: расширяя представления учащихся о мире
Мейнус, Сара Дж. [about]
Мы все когда-то сомневаемся во взглядах других людей и в то же время учимся у них; задаем сложные вопросы, боремся с трудными ответами, а в результате не только растем как личности, но и способствуем улучшению окружающей среды и всего мира в целом. Мы, педагоги, часто оказываемся на переднем крае подобной борьбы, первыми знакомя подростков с правилами поведениями и традициями, сложившимися в мире. Мы призваны и наделены полномочиями превращать наших учеников в более толерантных, человечных и продуктивных членов общества. Вот почему, на мой взгляд, учителя наделены особой моральной ответственностью за информирование школьников об опыте других людей, поощряя их к размышлениям и критическому анализу своего собственного опыта.
Противоречивые требования к учителям: как ослабить их последствия для учащихся
Дули, Кала Р. [about]
В современных школах учителя испытывают давление в силу множества причин: требования федеральных и местных органов управления образованием, особенности работы конкретной школы, коллеги, родители и ученики. Некоторые аспекты такого давления приводят к осложнениям внутри самого института школьной системы, в то время как другие влияют на деятельность учителя непосредственно, но в конце концов, все сказывается на качестве уроков. Самые заметные вызовы, с которыми сталкиваются современные учителя, обусловлены противоречивыми требованиями, а именно: (1) усиление тенденции к стандартизации с одновременными призывами к дифференциации; (2) вовлеченность во все более поликультурный мир, в то время как школы остаются в большинстве своем сегрегированными; (3) необходимость освоить определенный объем содержания образования и одновременно обеспечить глубину изучения преподаваемой информации. Понятно, что на уроке учителя не способны решить все укоренившиеся в школе институциональные проблемы, но они тем не менее могут попытаться сгладить последствия названных негативных факторов на учащихся, для чего им стоит обратиться к опыту таких выдающихся мыслителей, как Песталоцци, Сухомлинский и Монтессори.
Вызовы, с которыми сталкиваются современные учителя на уроке
Хартли, Николь Д. [about]
Современные учителя сталкиваются со многими сложностями в своей работе с учащимися на уроке. Самая большая трудность сегодня вызвана множеством противоречивых мнений относительно того, что является самым важным на уроке. Ведь если подумать, учителям необходимо поддерживать контакт с каждым отдельным учеником, удовлетворять их различные потребности и готовить к стандартизированным тестам, одновременно борясь с зависимостью школьников от социальных средств массовой информации и отсутствием интереса к предмету. Кажется невозможным решить все эти задачи на уроке. Если привнести в урок разнообразие, то у учащихся появится больше возможности лучше учиться, но это накладывает дополнительные сложности на учителей в их попытке достучаться до каждого ученика.
За рамками одной истории жизни
Элдер, Кэтрин Дж. [about]
Наше мировоззрение часто основывается на нашем опыте и тех историях, которыми окружающие делятся с нами, как в письменной, так и в устной форме. Эти истории определяют наши убеждения и поступки. Наше отношение к миру и разным людям, его населяющим, часто формируется людьми в тесных группах непосредственного общения. Таким образом, мы подсознательно смотрим на мир сквозь призму «единственной точки зрения». Поступая так, мы, естественно и наивно, формируем отношения, стереотипы и предрассудки относительно тех, кто живет вне рамок нашего круга. Мы становимся узколобыми и инстинктивно защищаем тех, кто мыслит и выглядит, как мы сами. Мы принимаем искренние и продуманные решения, исходя из своей узколобой мудрости. Полагаю, такая жизнь, полная индивидуализма, лишает нас богатства широких возможностей и разнообразного опыта. Такая жизнь в демократических образовательных системах наносит долговременный вред всему человечеству. Речь «Опасность единственной истории» нигерийской писательницы Чимаманды Адичи, с которой она выступила на площадке TED Talk в 2009 г., заставила меня задуматься о данной проблеме. Адичи говорит о том, как наши ограниченные взгляды и однополярные точки зрения людей могут привести к опасности и лжи. «Единственная точка зрения создаёт стереотипы. И проблема со стереотипами не в том, что они ошибочные, а в том, что они неполные. Они превращают одну из историй в одну единственную».
Многонациональная литература в прогрессивном преподавании: продолжение и развитие идей Джона Дьюи
Перкинз, Пэт [about]
Во многих отношениях прогрессивная эра образования в США никогда не заканчивалась. Хотя идея школьного образования, в центре которого находится ребенок, так и не получила массового распространения в стране, в центре образования 21 века по-прежнему стоит ребенок и его потребности. По мере того, как школы все больше превращаются в агентов социализации своих учащихся, учителя начинают лучше узнавать своих учеников и их жизнь за пределами школы (Webb and Metha, 2017). Хорошие учителя всегда пользуются возможностью адаптировать учебный план и методику преподавания к потребностям своих учащихся. Один из способов реализации подобной адаптации в преподавании английского языка – включение текстов, связанных с жизнью учащихся. В межэтнических классах, где вместе обучаются подростки из разных культур, список произведений для чтения должен отражать особенности каждой из имеющихся культур. Литература как учебный должна быть ориентирована на учащихся, что составляет существенный компонент теории прогрессивизма Джона Дьюи в конце 19-начале 20 веков.
Содействие социальному признанию и развитию социальных умений на уроке
Марвин, Эрин Н. [about]
Вопросы содействия социальному признанию и развитию социальных умений на уроке стали актуальными совсем недавно. Педагоги, родители и местное сообщество признают необходимость углубить повестку дня в сфере образования не только для того, чтобы повысить успеваемость, но также и для расширения социальных компетенций учащихся, становления их характера, улучшения здоровья и вовлечения в общественную деятельность (Jennings & Greenberg, 2009). Многие выдающиеся европейские педагоги прошлого, такие как Иоганн Генрих Песталоцци, Рудольф Штайнер, Януш Корчак и другие, предвосхитили эру социального обучения и содействия социальному признанию. Необходимость сформировать в учащихся названные умения чрезвычайно важна как в местном сообществе, так и в обществе в целом. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в особом внимании в этой конкретной сфере. Развитие социально-эмоциональной компетенции и социальных умений будет содействовать социальному признанию не только учащихся с ОВЗ, но и всех учеников в классе.
Укрепление сотрудничества педагога и родителей учащихся как фактор повышения их активности и успеваемости: Что это означает для учителя неполной средней школы
Рейд, Кармэн [about]
В школе 21 века учителей ожидают многочисленные трудности. Каждый наш ученик уникален. Дети приходят из разных культур, растут в разных семьях, по-разному относятся к образованию. Мы, педагоги, должны учитывать все эти различия и находить способ использовать их, чтобы улучшить учебную среду. Л.Н. Толстой писал: «Наилучший учитель будет тот, у которого сейчас под рукою готово разъяснение того, что остановило ученика. Разъяснения эти дают учителю знание наибольшего числа метод, способность придумывать новые методы и главное – не следование одной методе, а убеждение в том, что все методы односторонни и что наилучшая метода была бы та, которая отвечала бы на все возможные затруднения, встречаемые учеником, т.е. не метода, а искусство и талант» (Tolstoy, 2000)
Справедливое представительство в образовании: Что на самом деле сдерживает учащихся?
Фолкинз, Клэр [about]
Впервые я осознала важность представительства людей с разным расовым происхождением в учреждениях и организациях после разговора с моим другом, волонтером той же, что и я, благотворительной организации помощи молодежи. Когда мой друг, афроамериканец, только появился там, он был единственным в команде представителем не европеоидной расы. Хотя он и чувствовал себя немного не в своей тарелке, он приобрел здесь много друзей и оценил возможность стать положительным примером для школьников, с которыми общался. Какое-то время ему было просто приятно само участие в этом деле, а о большем он и не задумывался. Однако чуть позже, работая в летнем лагере волонтером той же организации, он услышал разговор одного из сотрудников. Говорящий был латиноамериканцем со сложной судьбой, о которой он хотел поведать другим. В тот момент мой друг почувствовал, что эта организация, волонтером которой он был, могла действительно стать делом всей его жизни. Теперь он работает там на полную ставку и является ключевым членом команды, продвигающим идеи многообразия среди сотрудников и волонтеров – и все потому, что он встретил всего лишь одного человека, который немного задумывался о своей идентичности. Эта встреча изменила жизнь моего друга и теперь дает важный урок нам, представителям этнического большинства в США.
Толстой, Дьюи и Корчак: жизнь, педагогические идеи и профессиональная деятельность
Лим, Би [about]
Лев Толстой, Джон Дьюи и Януш Корчак («ТДК») были выдающимися обществеными деятелями и мыслителями, выступающими в конце 19 - начале 20 веков за прогрессивное образование, в центре которого находится ребенок. Их идеи, даже и не будучи широко применимыми в праткике образования сегодня, по-прежнему остаются действенными и актуальными для каждого педагога, верящего в демократическую систему образования и в социальную справедливость. Их уверенность в том, что не существует «единственно верной» учебной программы или педагогической теории является истинной и в наши дни. Недавно принятые в США Национальные образовательные стандарты с их ясно сформулированной целью подготовки школьников к поступлению в высшие учебные заведения или трудовой деятельности в определенной степени совпадают с идеями ТДК. Все трое жили в разные времена и имели разное происхождение, но Корчак изучал труды Толстого и Дьюи, на которых, в свою очередь, повлияли идеи Жана Жака Руссо. В конечном итоге, у этих трех великих людей больше общего, чем различий, поскольку они бросили вызов установившимся педагогическим практикам своего времени ради построения лучшего общества, чего, по их твердому убеждению, можно достичь только путем просвещения и образования молодежи.
Компас, указывающий верное направление
Гудхью, Клаудиа [about]
Меня направляют в жизни не религиозные чувства, а мой собственный компас, который указывает, как поступать «верно» – справедливо, проявляя сочувствие к другим. Я живу, осознавая несправедливость вокруг себя, но мои поступки должны быть движимы стремлением к социальной справедливости. Моя любовь к детям калибрует мой моральный компас и ведет меня вперед, когда я совсем отчаиваюсь. Я твердо убеждена, что следующее поколение будет лучше, чем предыдущее, и это утверждает в мысли, что даже невозможное возможно. Последние двенадцать лет я работаю с детьми, подвергнувшимися сексуальному или физическому насилию. Некоторым из них всего несколько месяцев от роду. А некоторых я встречаю уже много лет. Человек не может оставаться таким, каким был, после того, как увидел детей, борющихся за свою жизнь или пытающихся выжить после травмы, или ребенка, шепчущего, что больше не хочет, чтобы его насиловали. Я тайком плакала в страстном желании, чтобы ребенок выжил после страшного насилия. Я плакала, когда одна мать не смогла исполнить свой главный материнский долг и не защитила свою юную дочь, позволив мужчинам за деньги насиловать ее. Я билась в истерике, проклиная нашу систему уголовного правосудия, когда та, бесцеремонно поправ справедливость, оставила преступника на свободе, благодаря уплаченным деньгам. Все это приводит меня в неистовство. Я пытаюсь поступать правильно по отношению к несовершеннолетним жертвам насилия.
Сухомлинский и холистическое образование в государственных школах
Гинтер-Хатт, Кэйтлин [about]
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) известен как «наиболее влиятельный советский педагог послевоенного периода» (Cockerill, 2011, 198). Он работал сначала учителем, а затем в течение последних 23 лет жизни директором сельской школы, широко известной как «школа радости». Эта школа действительно была ориентирована на обеспечение радости детства, на упрочение уверенности в своих силах и уважение детей, позитивные интеллектуальные отношения между учителями и учащимися, а также на нравственное и ценностное воспитание (Papadopoulou, 2008, с.1). Сухомлинский твердо верил в необходимость холистического образования и обучения ценностям. В обучении он связывал физическое, нравственное, эстетическое, умственное воспитание и профессиональную подготовку с практической тренировкой в полезной обществу работе (Cockerill, 2011). Его философия обучения получила название «холистическое образование», то есть иными словами, обучение, нацеленное на всего ребенка, а не только на развитие его интеллекта. Сухомлинский верил, что «детей надо обучать и воспитывать в духе уважения прав человека, заботы об окружающей среде и любви к своей родине и семье» (Papadopoulou, 2008, с.1). В течение совсем недолгой жизни Сухомлинский написал более 500 научных статей, 40 книг, и множество статей в журналы и газеты. Все они или были переведены на другие языки, или находятся в процессе перевода. Их читают и высоко оценивают оставленное ученым-педагогом наследие (Cockerill, 2016).
Анализ реформы образования в Финляндии и ее возможных следствий для США
МакАби, Роберт [about]
Существуют несомненные сходства и отличия в образовательных системах США и Финляндии. С конца Второй мировой войны реформаторы обеих стран призывают к преобразованиям своих систем образования на общенациональном уровне. В США попытки реформирования системы образования часто выражаются в новых федеральных руководствах или нормативах. Но идеи, оформленные в федеральной политике и соответствующих законодательных актах, затем реализуются на уровне штатов в разной степени. В Финляндии стремление к преобразованиям в этой сфере не такое активное, но общенациональные образовательные реформы принимаются повсеместно. Нам важно подробнее рассмотреть школьную систему Финляндии и реформы системы образования, так как финские школьники постоянно занимают верхние позиции среди стран, проводящих общепризнанные международные тесты образовательных достижений. По данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (МПООДУ), финские учащиеся находятся среди лидеров по чтению, математике и естественнонаучной грамотности. При этом Финляндия достигла таких высоких результатов, тратя меньше средств на каждого учащегося и имея более низкий средний доход своего населения.
Непреднамеренное влияние: как язык наставника влияет на отношение будущих учителей к успеваемости учащихся
Хейни-Смит, Джилл Р. [about]
Независимо от учебной программы, уровня обучения, содержания и даже самой школы, учебная практика студентов, без сомнения, является решающей в профессиональном становлении будущего учителя. Будущие учителя проецируют свою необходимость в синтезе теории и практике на своего наставника, надеясь на совместимость в личностном плане, педагогическом подходе и стиле общения. Учителя школы или другие педагоги решают стать наставниками молодежи по совокупности причин, включая желание «сформировать подобную себе команду молодых» а также, согласно недавнему неопубликованному исследованию, в целях собственного профессионального роста (Heiney-Smith & Denton, 2015). Наставник и студент-практикант могут использовать разные контексты, которые определяют особенности студентов и влияют на их отношение к успеваемости учащихся. И все же в ходе педагогической практики, будущие учителя должны принять точку зрения и позицию своего наставника. Привычные нормы, включающие то, как наставник говорит и слушает студентов, ярлыки, присваиваемые и одним и другим официально, как, например, за выбор методики преподавания, и неофициально, как, например, в ходе обычного анализа после занятий, могут быть особенно важными в плане способности будущего учителя выстраивать культуросообразное образовательное пространство, соответствующее жизненному опыту каждого.
Рецензия на книгу: «От прошлого к будущему. Психолого-педагогические очерки о социокультурном контексте развития отечественной школы» /С.Д. Поляков; предисл. А.Г. Асмолов. М.: Федеральный институт развития образования, 2016.
Максакова В.И. [about], Радионова Н.Ф. [about]
В прошлом, 2016 году, Федеральный институт развития образования выпустил в свет новую книгу Сергея Даниловича Полякова «От прошлого к будущему. Психолого-педагогические очерки о социокультурном контексте развития отечественной школы». Этот автор хорошо знаком читателям, интересующимся вопросами воспитания детей, совершенствования работы школы и т.д. Его произведения всегда обращены к самосознанию педагогов, поддерживают их гуманистическую направленность и стремление к профессиональному совершенствованию. В публикациях Полякова педагогика предстаёт как живая, современная, сложная реальность, а сам автор – как умудрённый оптимист, умеющий интересно рассказывать, глубоко рассуждать об этой реальности. При этом Сергей Данилович позиционирует себя как последователя научной школы Людмилы Ивановны Новиковой, которая долгие годы была сосредоточена на анализе проблем воспитания личности ребёнка в коллективах разного типа. Позиции, утверждения, постулаты, выдвинутые и отстаиваемые этой школой, возникали в процессе интеграции философского, педагогического и психологического знания о предмете исследования и объективного анализа современных научных теорий и конкретной новаторской практики. Этот подход органичен для Полякова и как исследователя, и как автора научных публикаций. В этом отношении новая книга– не исключение: всё вышеперечисленное характерно и для неё.

Home | Copyright © 2017, Russian-American Education Forum